рабочая программа 6-11 класс
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Мытищинский муниципальный район
Программа принята ШМО учителей физкультуры и ОБЖ советом учреждения ___.__.2015 г., протокол № __ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ СОШ №14 __________________/Сорокина Н.В./ "___".______________________.2015 г. | |
Согласовано «___» _________ 2015 г. Зам. директора по УВР _____________________ / Тихонова Т.А./ |
Рабочая программа по физкультуре
Базовый уровень
6-11 класс
Составитель: Криксина Галина Александровна
Учитель физкультуры высшей категории
г. Мытищи
2015 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для 5-11 классов
Рабочая программа «Физическая культура для 5-11 классов» составлена в соответствии с «Комплексной программой Физического воспитания 1-11 классов» (авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич, включёнными в федеральный перечень учебников и рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения
МБОУ « СОШ № 14» и на 34 недели в соответствии с Уставом данного образовательного учреждения.
Программа включает: пояснительную записку, сетка часов, календарно-тематический план, критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре
Данная программа предполагает использование учебно- методического комплекса, включающего:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
- Учебники:
- Физическая культура– 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
-Физическая культура 6 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
- Физическая культура– 7 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
-Физическая культура 8 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
Физическая культура– 9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
-Физическая культура 10 - 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха, Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011
Рабочая программа содействует всестороннему развитию личности, способствует творческому применению полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Годовое распределение сетки часов на разделы программы
Физического воспитания в 5-11 классах
Разделы учебной программы | классы | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Теория | В течении года | ||||||
Легкая атлетика | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Гимнастика с элементами акробатики | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Гандбол | 20 | 20 | 20 | 20 | 19 | 15 | 12 |
Баскетбол | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Волейбол | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 19 | 19 |
Общая физическая подготовка | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 10 | 10 |
Фитнес | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Всего | 102 | 102 | 102 | 102 | 99 | 102 | 99 |
Теория используется как 1 час в неделю, в зависимости от погодных условий и занятости спортзала
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры включает в себя программный материал по отдельным видам: гандбол, футбол, фитнес, йога коньки, .
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 5-9 классы
ОСНОВЫ знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно - значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 ОС), безразличные (+20...+22 ОС), прохладные (+17...+20 ОС), холодные (0...+8 ОС), очень холодные (ниже О ОС).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1-2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 ос (2-3 захода по 3-7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям спортивным играм.
Баскетбол:
Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек –стойка игрока, передвижение приставными шагами вправо, влево, спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Освоение ловли и передач мяча – ловля и передача двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, круге).
На освоение техники ведения мяча – ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении.
На овладение техникой бросков мяча – броски одной и двумя руками с места и в движении.
На освоение индивидуальной техники защиты – вырывание и выбивание мяча.
На закрепление техники владения мячом – комбинации из элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
На закрепление техники перемещений - комбинации из элементов техники перемещений и владения мячом..
На освоение тактики игры – Тактика свободного нападения. Позиционное нападение. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
На овладение игрой – Игра по упрощенным правилам мини-баскетбол. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3
Волейбол:
Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек – стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами. Остановки, ускорения.
На освоение техники приема и передачи мяча – передачи двумя руками сверху, снизу и с перемещением.
На освоение техники подач мяча – нижняя прямая подача мяча.
На освоение техники нападающего удара – прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
На овладение игрой – Игра по упрощенным правилам мини-волейбол. Игры и игровые задания.
На закрепление техники владения мячом – комбинации из элементов прием, передача, удар.
На закрепление техники перемещений – комбинации из элементов перемещений и владения мячом.
На освоение тактики игры – Тактика свободного нападения. Позиционное нападение.
Гандбол:
Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек –стойка игрока, передвижение приставными шагами вправо, влево, спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Освоение ловли и передач мяча – ловля и передача двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, круге).
На освоение техники ведения мяча – ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении.
На овладение техникой бросков мяча – броски одной рукой с места и в движении.
На освоение индивидуальной техники защиты – вырывание и выбивание мяча.
На закрепление техники владения мячом – комбинации из элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
На закрепление техники перемещений - комбинации из элементов техники перемещений и владения мячом..
На освоение тактики игры – Тактика свободного нападения. Позиционное нападение. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
На овладение игрой – Игра по упрощенным правилам
Гимнастика.
Строевые упражнения- перестроения из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Строевой шаг. Размыкание и смыкание повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения – с мячами, гантелями, с обручами, палками.
Висы и упоры – Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание прямых ног в висе, махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор, подъем переворотом толком двумя, подъем переворотом в упор махом и силой.
Девочки :смешанные висы и подтягивание в висе лежа, махом одной и толчком другой подъем переворотом, вис прогнувшись.
Опорные прыжки - вскок в упор присев и соскок прогнувшись, прыжок ноги врозь , прыжок согнув ноги, прыжок боком.
Акробатические упражнения – мальчики: кувырок вперед и назад, стойка на лопатках, два кувырка слитно, кувырок вперед в стойку на лопатках, стойка на голове с согнутыми ногами, кувырок назад в упор стоя ноги врозь, кувырок вперед и назад, длинный кувырок, из упора присев стойка на голове и руках. Девочки: кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, кувырок назад в полушпагат, мост из положения стоя с помощью, мост и поворот в упор стоя на одно колено, кувырки вперед и назад, равновесие на одной, выпад вперед и кувырок.
Упражнения для координации – ОРУ с предметами, бег, прыжки, эстафеты, игры.
Упражнения для силовой выносливости – лазания по канату, гимнастической лестнице, подтягивания, упражнения в висах и упорах.
Упражнения для силовых способностей – опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча.
Упражнения для развития гибкости – упр. с повышенной амплитудой для суставов, упр. с партнером, упр. на стенке и с предметами.
Легкая атлетика:
Спринтерский бег – высокий старт, бег 30м, бег 60м, бег 100м.
Длительный бег – бег от 10 до 20минут, бег 1000м, бег 1500м, бег 2000м.
Прыжок в длину – прыжок в длину согнув ноги с 7-9 шагов, с 9-11 шагов, с 11-13 шагов разбега.
Прыжок в высоту – прыжок в высоту способом перешагивание с 3-5 шагов, с 7-9 шагов разбега.
Метание мяча – метание теннисного мяча на дальность отскока, в горизонтальную и вертикальную цель, метание мяча 150гр.сС места и разбега в коридор 10м на дальность.
Для развития выносливости – кросс 15 мин, кросс до 3 км.
Для развития скоростно-силовых способностей – прыжки, многоскоки, метания в цель и на дальность, броски набивных мячей.
Для развития скоростных способностей – эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.
Для развития координации - челночный бег, бег с препятствиями, прыжки через препятствия, метания различных снарядов из разных и.п. в цель и на дальность.
ОФП
выполнение обще подготовительных и специальных упражнений на тренажерах и без тренажеров, с предметами -развивать физические качества: выносливость, сила, гибкость -способствовать формированию морально-волевых качеств учащихся, воспитывать чувства товарищества -развивать силовые и координационные
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 10-11 классы
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и Физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражне ний в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Псuхолого-педагогuческuе основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий и развитие основных физических качеств.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медuко-бuологuческuе основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его
творческой активности и долголетия. .
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и Индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур указана в программах 1-9 классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.
Спортивные игры
В 10-11 классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей.
.Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10-11 классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите.
Баскетбол: комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловля и передача мяча с сопротивлением и без сопротивления, варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением, броски мяча с сопротивлением и без сопротивления, действия игроков без мяча и с мячом, техника перемещения и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в защите и нападении. Действия игроков с мячом и без мяча. Игра по упрощенным правилам. Игра по правилам.
Волейбол: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, передача и прием мяча сверху и снизу, подачи мяча снизу и сверху, нападающий удар, прием мяча от сетки. Игра по правилам.
Гандбол:
Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек –стойка игрока, передвижение приставными шагами вправо, влево, спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Освоение ловли и передач мяча – ловля и передача двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, круге).
На освоение техники ведения мяча – ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении.
На овладение техникой бросков мяча – броски одной рукой с места и в движении.
На освоение индивидуальной техники защиты – вырывание и выбивание мяча.
На закрепление техники владения мячом – комбинации из элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
На закрепление техники перемещений - комбинации из элементов техники перемещений и владения мячом..
Гимнастика с элементами акробатики
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях.
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, на гимнастической стенке и скамейке; на занятиях с девушками - более сложные упражнения с предметами: скакалкой, обручем, мячом - и комбинации этих упражнений.
Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также значительный набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства
Строевые упражнения -повороты кругом в движении. Перестроения из одной колонны в две, четыре, восемь в движении.
Общеразвивающие упражнения – с мячами, с гантелями, с обручами, с палками, с лентами, со скакалками.
Висы и упоры – Мальчики: подъем в упор силой, вис согнувшись, прогнувшись сзади. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь.
Девочки: толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь, вис углом. Равновесие на нижней жерди, упор присев на одной ноге и махом соскок..
Опорные прыжки - прыжок ноги врозь через коня в длину - юноши, прыжок углом с разбега под углом и толчком одной -девушки.
Акробатические упражнения – юноши: длинный кувырок через препятствие, стойка на руках с помощью, переворот боком. Девушки: сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, комбинации из изученных элементов..
Упражнения для координации – ОРУ с предметами, бег, прыжки, эстафеты, игры.
Упражнения для силовой выносливости – лазания по канату, гимнастической лестнице, подтягивания, упражнения в висах и упорах.
Упражнения для силовых способностей – опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча.
Упражнения для развития гибкости – упр. с повышенной амплитудой для суставов, упр. с партнером, упр. на стенке и с предметами.
Легкая атлетика
В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний (табл. 19). Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) И координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряжено воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах приобретают черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и: количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8-9 классах различных спортивных способов прыжков.
На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.
На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии
Спринтерский бег – высокий и низкий старт, бег 30м, бег 100м, эстафетный бег
Длительный бег – бег от 15 до 25минут, бег 3000м, бег 2000м.
Прыжок в длину – прыжок в длину согнув ноги с 11-13 шагов разбега.
Прыжок в высоту – прыжок в высоту способом перешагивание с 9-11 шагов разбега.
Метание – метание мяча 150гр, метание гранаты 500 и 700гр , в горизонтальную и вертикальную цель.
Для развития выносливости - .кросс 20-25 мин
Для развития скоростно-силовых способностей – прыжки, многоскоки, метания в цель и на дальность, броски набивных мячей, толкание ядра, круговая тренировка.
Для развития скоростных способностей – эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.
Для развития координации - челночный бег, бег с препятствиями, прыжки через препятствия, метания различных снарядов из разных и.п. в цель и на дальность.
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 180 — | 165 18 |
Вынослиность | Кроссовый бег 2 км | 8 мин 50 с | 10 мин 20 |
Координация | Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости идр.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значений занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
• самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и самомассажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м | 5,0 с | 5,4 с |
Бег 100 м | 14,3 с | 17,5 с | |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине | 10 раз | — |
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз | — | 14 раз | |
Прыжок в длину с места, см | 215 см | 170 см | |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км | 13 мин 50 с | — |
Кроссовый бег на 2 км | — | 10 мин 00 с |
Двигательные умения, навыки и способности:
В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта бросковьтх шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (теcт) | Возраст лет | Уровень | ||||||||
Мальчики | девочки | |||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, c | 11 12 13 14 15 | 6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 | 6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 | 6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0 | 6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 | 5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 | |||
2 | Координационные | Челночный бег 3x10 м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 | 9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 | 8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 | 10,1 и выше 10,0 10,0 9,9 9,7 | 9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 | |||
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 13 14 15 | 140 и ниже 145 150 160 175 | 160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 | 195 и выше 200 205 210 220 | 130 и ниже 135 140 145 155 | 150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 | 185 и выше 190 200 200 205 | |||
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 и менее 950 1000 1050 1100 | 1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 | 1300 и выше 1350 1400 1450 1500 | 700 и ниже 750 800 850 900 | 850—1000 900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 | 1100 и выше 1150 1200 1250 1300 | |||
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 и ниже 2 2 3 4 | 6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 | 10 и выше 10 9 11 12 | 4 и ниже 5 6 7 7 | 8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 | 15 и выше 16 18 20 20 | |||
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 | 6 и выше 7 8 9 10 | ||||||
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) | 11 12 13 14 15 | 4 и ниже 4 5 5. 5 | 10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 | 19 и выше 20 19 17 16 |
Годовое распределение
сетки часов на разделы по рабочей программе физического воспитания
при 3-х урочных занятиях в неделю в 5 – 9 классах.
Разделы рабочей программы | Элементы федерального компонента государственного стандарта общего образования | Классы |
Всего часов | |||
5 – 6 |
7
|
8 |
9 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Основы знаний о физкультурной деятельности | Медико-биологические, психолого-педагогические, социально-культурные и исторические основы | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Соблюдение мер безопасности и охраны труда на занятиях физической культуры | Основы техники безопасности и профилактика травматизма | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Способы физической деятельности с общеприкладной направленностью: | Развитие способностей физических качеств |
|
|
|
|
|
- Скорость | 8 | 8 | 8 | 8 | 32 | |
- Сила | 8 | 8 | 8 | 8 | 32 | |
- Выносливость | 11 | 11 | 11 | 11 | 44 | |
- Координация | 6 | 6 | 7 | 7 | 26 | |
- Гибкость | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
- Скоростно-силовые | 8 | 8 | 8 | 8 | 32 | |
Итого по разделу двигательных способностей: | 47 | 47 | 48 | 48 | 190 | |
Способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивной направленностью: | Двигательные действия и навыки, действия и приёмы в подвижных и спортивных играх
| |||||
- Гимнастика, акробатика | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | |
- гандбол | 7 | 7 | 7 | 7 | 28 | |
- Баскетбол | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | |
- Волейбол | 14 | 14 | 14 | 14 | 56 | |
- Лёгкая атлетика | 7 | 7 | 7 | 7 | 28 | |
- Подвижные игры | 1 | 1 | 2 | |||
Вариативная часть: | ||||||
- Лёгкая атлетика | 7 | 7 | 7 | 7 | 28 | |
- фитнес | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
- йога | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
-Подведение итогов учебного года | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
ИТОГО: | 58 | 58 | 57 | 57 | 230 | |
ВСЕГО: | 102 | 102 | 102 | 102 | 408 |
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет
№ п/п | физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | |||||
Юноши | Девушки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Вег 30 м, с | 16 17 | 5,2 -и ниже 5,1 | 5,1—4,8 5,0—4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,95,3 5,9—5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
2 | Координационные | Челночный бег 3 х 10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0—7,7 7,9—7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3—8,7 9,3—8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195—210 205—220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170—190 170—190 | 210 и выше 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1300 и выше 1300 | 1050—1200 1050—1200 | 900 и ниже 900 | 1500 и выше 1500 | 1300—1400 1300—1400 | 1100 и ниже 1100 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9—12 9—12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12—14 12—14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8—9 9—10 | 11 и выше 12 | |||
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 17 | б и ниже 6 | 13—15 13—15 | 18 и выше 18 |
Годовое распределение
сетки часов на разделы по рабочей программе физического воспитания
при 3-х урочных занятиях в неделю в 10 – 11 классах.
Разделы рабочей программы | Элементы федерального компонента государственного стандарта общего образования | Классы | Всего часов | |
10 | 11 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основы знаний о физкультурной деятельности | Медико-биологические, психолого-педагогические, социально-культурные и исторические основы | 4 | 4 | 8 |
Соблюдение мер безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой | Основы техники безопасности и профилактика травматизма | 2 | 2 | 4 |
Способы физической деятельности с | ||||
общеприкладной направленностью: | Развитие способностей физических качеств | |||
- Скорость | 5 | 5 | 10 | |
- Сила |
| 5 | 5 | 10 |
- Выносливость | 10 | 10 | 20 | |
- Координация | 5 | 5 | 10 | |
- Гибкость | 3 | 3 | 6 | |
-Скоростно-силовые | 5 | 5 | 10 | |
Итого по разделу двигательных способностей: | 39 | 39 | 78 | |
Способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивной направленностью: | Двигательные действия и навыки, действия и приёмы в подвижных и спортивных играх | |||
- Гимнастика, акробатика | 7 | 7 | 14 | |
- гандбол | 8 | 8 | 16 | |
- Баскетбол | 9 | 9 | 18 | |
- Волейбол | 14 | 14 | 28 | |
- Лёгкая атлетика | 7 | 7 | 14 | |
Вариативная часть: | ||||
- Лёгкая атлетика | 6 | 6 | 12 | |
-Волейбол | 4 | 4 | 8 | |
- «Стритбол» | 3 | 3 | 6 | |
- Баскетбол | 2 | 2 | 4 | |
- гандбол | 5 | 5 | 10 | |
- Подведение итогов учебного года | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 66 | 66 | 132 | |
ВСЕГО: | 105 | 105 | 210 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...