Представление моего педагогического опыта
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физической культуры
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Цыбизовой Ларисы Михайловны.
«Развитие двигательной активности учащихся посредством подвижных игр в условиях реализации ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление моего педагогического опыта | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физической культуры
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Цыбизовой Ларисы Михайловны.
«Развитие двигательной активности учащихся посредством подвижных игр в условиях реализации ФГОС».
- Актуальность и перспективность опыта
«Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая, - признал председатель правительства Д.А.Медведев. - Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе педагоги». Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед учителем физической культуры, является обеспечение при поддержке всего педагогического коллектива массовой занятости учащихся во внеурочное время в условиях реализации ФГОС. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. А для этого необходим поиск различных эффективных и доступных путей, способствующих активизации работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укреплению здоровья детей школьного возраста. Педагог П.Ф. Лесгафт писал: «Вспомним о гармонии в развитии человека, о единстве умственного и физического. Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное и наоборот»
Очевидно, что решение этой проблемы, на мой взгляд, представляет определенный как научно-теоретический, так и прикладной интерес в совершенствовании системы физического воспитания подрастающего поколения. Использование подвижных игр в системе позволит увеличить двигательную активность детей, а также повысит качество знаний как в области физической культуры, так и в других областях.
2.Условия формирования ведущей педагогической идеи.
Ведущая педагогическая идея – использование подвижных игр на уроках физической культуры, и во внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование не только устойчивых двигательных навыков, но и интеллектуально-нравственного развития. Основной идеей опыта является воспитание школьников, развитие умений действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между ними ,развитию физических качеств и двигательной активности .
В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности занимает работа по овладению и закреплению правил подвижных игр и этикета.
Педагогический эксперимент показал, что удалось не только сохранить естественный возрастной характер изменений всех физических качеств, но и в некоторых случаях даже ускорить этот процесс. В большей степени это относится к развитию ловкости и гибкости и в меньшей степени - выносливости, силы и быстроты.
Опыт становления формировался в течении нескольких лет на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», когда формирование устойчивых двигательных навыков приходилось осуществлять в рамках тематического планирования уроков на основе программы В.И.Ляха и А.А. Зданевича. Проводилась системная работа по развитию двигательных качеств посредством подвижных игр, в связи с чем было скорректировано тематическое планирование.
Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:
-повышение уровня учебной мотивации;
-сохранение и рост двигательной активности;
- повышение уровня интеллектуально-нравственного развития учащихся.
С добавлением одного часа и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС возможностей для развития двигательной активности стало больше. Не все родители могут водить детей в кружки и секции, а теперь у таких учащихся есть возможность посещать дополнительные занятия физкультуры.
3.Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых, методистов-исследователей, учителей- практиков.
Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. «…Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость».
В.И. Лях и А.А. Зданевич считают, что широкое применение подвижных игр в различных разделах программы и выделение их в игровой деятельности способствует развитию двигательных качеств. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, на совершенствование прежде всего естественных движений, элементарных игровых умений.
Клименко В.И., ,Ивукина И.В., Никифоров А.А., Сытюк Т.Л. рекомендуют использование в вариативной части программного материала подвижные, народные и спортивные игры.
Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждый урок народных, подвижных, спортивных игр и соревновательно - игровых упражнений из базовых видов спорта программного материала.
Таким образом, во всех названных работах методика проведения уроков физической культуры связана с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств.
4.Технология опыта.
Одной из основных целей физического воспитания является развитие двигательных умений и навыков обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Цель данного опыта: выявить особенности использования подвижных игр как средства интеллектуально- нравственного воспитания школьников.
Задачи :
- разработать теоретические основы реализации возможностей подвижных игр в процессе интеллектуально-нравственного воспитания учащихся;
- произвести отбор и систематизацию подвижных игр по развитию физических качеств;
- охарактеризовать педагогические условия эффективного использования подвижных игр в процессе интеллектуально- нравственного воспитания учащихся;
- провести мониторинг учащихся по физической подготовленности;
- провести тестирование развития двигательных качеств;
- экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр, развивающих физические качества и повышающих уровень физической подготовленности учащихся.
Опыт педагогической работы и анализ литературы по данной проблеме позволил выдвинуть следующую гипотезу: формирование двигательных качеств и умений учащихся будет протекать успешно, если:
- оно становится предметом активных действий школьника, причем, не
эпизодических, а системных; - если урок с использованием подвижных игр способствует формированию интеллектуально-нравственной культуры учащихся;
- гармонизированы традиционные и инновационные подходы к обучению.
Для решения этих задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы.
- тестирование физической подготовленности.
- педагогический эксперимент.
- разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы, цели и задач опыта.
Приемы:
- внесение изменений в календарно-тематическое планирование: вариативная часть;
- разработка и использование подвижных игр, обеспечивающих системное повторение развития двигательных навыков;
- изменение в организации учебного процесса.
Основными формами занятий физическими упражнениями в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеурочная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.
5.Трудности и проблемы в использовании опыта
1. Низкий авторитет предмета
2. Слабая материально-техническая база
3. Перегруженность залов.
Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия
6.Результативность опыта.
В результате использования вышеописанных подходов удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;
- сформировать потребность у учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровье сберегающие навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
Представление инновационного педагогического опыта
Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Представление моего педагогического опыта
Портфолио...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...
Презентация моего педагогического опыта.
Презентация моего педагогического опыта " «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА»...
Представление моего педагогического опыта
Создание мотивационной образовательной среды на уроках обществознания...