Пояснительная записка тематическому планированию 5-10 классы
рабочая программа по физкультуре на тему

Станинец Евгения Алексеевна

Пояснительная записка тематическому планированию 5-10 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы

                                               1. Структура документа

Программа по физической культуре представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, УМК, КТП.

           Содержание курса по физической культуре представлено в программе в виде 6 тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.

2. Пояснительная записка

к тематическому планированию по физической культуре

для обучающихся 5 – 9 классов

Рабочая программа по физической культуре составлена на основании требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года, скорректированной учебной программы «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005). Она разделена на три программы: программа для 1–4 классов, 5–9 классов и 10-11 классов.

      Тематическое планирование рассчитано на 105  учебных часа. Третий час (региональный компонент) направлен на развитие двигательных качеств и  равномерно распределен по всем разделам учебной программы (на основании письма Министерства образования от 08. 09. 2003г. под № 03 – 51 – 166 ин / 13 – 03 «О введении третьего дополнительного часа в неделю физической культуры во 2 -11 классах общеобразовательных учреждений России). Содержание данного планирования  предназначено для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп.

      Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденного материала.

        Изучение физической культуры для 5 -9 классов направлено на достижение следующих целей:

Образовательные цели:

Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.

Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.

Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.

Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

         -     Повышение качества по предмету.

Методические цели:

            Освоение технологии уровневой дифференциации с учетом личностно – ориентированного подхода в обучении и применение ее на уроках.

   Требования к уровню подготовки  обучающихся 5 классов:

Изучение предметной области «Физическая культура» должно обеспечить:

- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и  социальное  развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

- установление  связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

      Результаты изучения предметной области «Физическая культура» должны отражать:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями  с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

    Требования к уровню подготовки  обучающихся 6 - 9 классов:

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

 правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

           Уметь:

– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексы упражнений гимнастики;

– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

– подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;

                                Учащиеся должны уметь демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м

8,8 сек

10,0 сек

Силовые

Прыжок в длину с места

Лазание по канату 6м

Поднимание туловища, лежа на спине за 30 сек

210 см

12 сек

-

180 см

-

24 раз

К выносливости

Бег 1000 м

4,10 мин

4,40 мин

К координации

Броски малого мяча в стандартную мишень

12,0 м

10,0 м

Задачи физического воспитания обучающихся 5–9 классов направлены:

– на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья обучающихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

– обучение основам базовых видов двигательных действий;

– дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

– формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;

– углубленное представление об основных видах спорта;

– приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;

– формирование адекватной оценки собственных физических  возможностей;

         – содействие развитию психических процессов и обучению психической  саморегуляции.

         - Большое значение в тематических планах придается решению воспитательных задач: доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь, дисциплинированность, корректность, требовательность к себе, выработку привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.

                   Распределение учебного времени прохождения программного
                        материала по физической культуре для 5–9 классов

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

1.

Легкая атлетика

24

24

24

24

24

2.

Гимнастика с элементами акробатики

12

12

12

12

12

3.

Баскетбол

21

21

21

21

21

4.

Волейбол

21

21

21

21

21

5.

Лыжная подготовка

12

12

12

12

12

6.

ОФП

15

15

15

15

12

Итого

105

105

105

105

102

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Список  рекомендуемой учебно-методической литературы:

- Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов. - М.  Просвещение, 2004г.

- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.- М. Физкультура и спорт,

   2000г.

- Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.

    Тера – Спорт, 2000г.

- Гуревич И.А. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию. Минск:

    Выш. Шк., 1994г.

-Працко Ю.Ф., Семикоп А.Ф. Уроки по легкой атлетике в школе.- Минск: Плымя, 1998г.

- Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в  школе: пособие для учителя.- М. Просвещение,

   1989г.

- Яхонтов Е.Р.Юный баскетболист. М. Физкультура и спорт, 1987г.

- Прокопенко А.Г. Лыжный спорт в школе, Мн. Полымя, 1989г.

- Методика преподавания гимнастики в школе.- М. 1990г.

- Спорт в  школе/ под ред. И.П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря.- М. 2003г.

- Журнал «Физическая культура в школе».

Виленский, М. Я. Физическая культура. 5 - 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский; под общ. ред. М. Я. Виленского. - Просвещение, 2010.

Лях, В. И. Физическая культура. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /' В. И.. А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение, 2010.

    Материально-техническое обеспечение:

1. Баскетбольные мячи; баскетбольные щиты;

2. Волейбольные мячи, волейбольная сетка;

3. Футбольные мячи;

4. Медицинболы;

5. Теннисный стол, теннисные ракетки и мячики;

6. Перекладины (низкая, высокая);

7. Гимнастические маты;

8. Лыжный инвентарь;

9. Скакалки;

10. Открытая спортивная площадка.

        В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу и ОФП. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для ознакомления с теоретическими сведениями выделяется время в процессе уроков, специально отведенного для этой цели.

          В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе и на его преподавание отводится 105 часа в год  (5-8 класс -105 часов, 9 класс – 102 часа).  Именно на такое количество часов рассчитана данная программа.

                                      Прохождение учебного материала

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

 4 четверть        

год

5

105

6

105

7

105

8

105

9

105

                                 

                        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

                                                                  Естественные основы

5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7–8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.

Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.

Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Социально-психологические основы

5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

7–8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.  

Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

Культурно-исторические основы

5–6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7–8 классы. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

Приемы закаливания

5–6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

7–8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ). Купание в открытых водоемах.

9 класс. Пользование баней

                                                                      Волейбол

5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

                                                                       Гимнастика

5–7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

8–9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

Легкая атлетика

5–9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

Лыжная подготовка

5-9 классы. Влияние лыжной подготовки на развитие двигательных качеств. Техника безопасности  при занятиях лыжной подготовкой. Оказание первой  помощи  на уроках лыжной подготовки. Самоконтроль при занятиях лыжной подготовкой.

         

Задачи на 2014 – 2015 учебный год (И. А. Станинец):

  1. Повысить качество знаний обучающихся: 7а кл – до 93%, 8а кл с – до 92%, 9б кл – до 92%, юноши 10кл - 90%.
  2. Подготовить обучающихся к муниципальному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по физической культуре – 7кл - 1обучающийся, 8кл - 2 обучающихся.
  3. Подготовить команду и принять участие  в городских соревнованиях: легкоатлетический кросс «Кросс нации», Кубок города по баскетболу, традиционная эстафета, посвященная Дню Победы, лыжные гонки «Кубок мэра», городским соревнованиям по лыжным гонкам, «Лыжня для всех».

Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.

Виды и формы контроля:

Текущий контроль 

- фронтальный – индивидуальный – групповой контроль

- самоконтроль – взаимоконтроль

Итоговый контроль:

- тесты

- тематические учеты

Чтобы определить уровень развития физической подготовленности занимающихся в I и III триместрах, рабочим планом-графиком предусмотрено тестирование обучающихся, т. е. предлагается проверить физическую подготовленность детей в начале и конце учебного года.

       Нормативы физической подготовленности обучающихся (мальчики):

Норматив/

оценка

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

Бег 30м

5,5

5,5

6,2

5,4

5,8

6,0

5,2

5,6

5,8

5,0

5,4

5,6

4,6

5,3

5,5

Бег 60м

10,0

10,6

11,2

9,8

10,4

11,1

9,4

10,2

10,8

8,8

9,7

10,5

8,6

9,0

9,5

Бег 1000м

4,41

6,0

7,30

4.28

5,50

7,20

4,16

5,40

7,10

4,03

5,30

7,00

3,53

5,20

6,50

Прыжки в длину с/м

150

140

120

165

155

150

180

170

160

190

180

170

210

200

190

Поднимание туловища за 30сек

27

25

23

28

26

22

30

25

22

30

26

22

32

27

24

Отжимание

19

16

12

21

18

13

23

20

16

25

21

17

28

24

20

Наклон вперед

9

7

4

10

8

5

11

9

6

11

9

4

12

10

6

Скакалка за 30сек

40

35

30

45

40

35

50

45

40

55

50

45

60

55

50

Челночный бег 4х9м

10,6

11,0

11,4

10,2

10,6

11,0

9,8

10,1

10.8

9,6

10.0

10,5

9.5

9.8

10,2

Подтягивание

5

3

1

6

4

2

7

5

4

8

7

5

10

8

6

       Нормативы физической подготовленности обучающихся (девочки):

Норматив/

оценка

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

Бег 30м

5,8

6,3

6,6

5,6

6,0

6,2

5,5

5,9

6,1

5,2

5,8

6,0

5,1

5,7

5,9

Бег 60м

10,5

11,0

11,5

10,3

10,6

11,2

9,8

10,4

11,0

9,7

10,2

10,7

9,6

10,1

10,5

Бег 500м

2,40

3,30

4,15

2,35

3,20

4,10

2,30

3,15

4,00

2,25

3,10

3,55

2,20

3,05

3,50

Прыжки в длину с/м

150

140

120

160

150

140

170

160

150

175

165

155

180

170

160

Поднимание туловища за 30сек

22

18

15

23

20

18

25

21

29

26

22

20

27

23

20

Отжимание

12

10

8

13

11

9

14

12

10

15

12

9

16

13

10

Наклон вперед

11

9

7

11

9

7

12

10

8

14

12

10

14

12

10

Скакалка за 30сек

55

45

35

60

50

40

60

50

40

70

60

50

75

65

55

Челночный бег 4х9м

10,8

11,4

11,8

10,6

10,6

11,2

10,2

10,4

11,0

10,0

10.4

10,8

9.8

10,2

10,8

Подтягивание (в положении лежа)

15

10

8

17

14

10

19

17

14

19

17

15

19

17

15

         По окончании основной школы, обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к планированию (3 класс)

пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...

Пояснительная записка к планированию по русскому языку для 10 класса

Пояснительная записка к календарно-темактическому планированию по учебнику Грекова, Крючкова, Чешко...

Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа

  Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией   Г.И.Бе...

Пояснительная записка к планированию по русскому языку 5 класс ФГОС

Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....

Рабочая программа 5 класс Английский в фокусе (ФГОС ООО). Пояснительная записка. Тематическое планирование.

Рабочая программа для 5 класс с пояснительной запиской тематическим планированием. УМК "Английский в фокусе"...

Программа по физической культуре 6 класс.Пояснительная записка , тематическое планирование.

Программа по физической культуре 6 класс.Пояснительная записка , тематическое планирование,список литературы....