Тест для определения нарушения осанки.
тест по физкультуре по теме

Азанова Наталья Николаевна

Данный тест поможет определить состояние опорно - двигательного аппарата ребёнка (подвижность позвоночника и состояние мышц спины). Данные знания необходимы родителям, инструкторам по физической культуре, тренирам, учителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Нарушение осанки или сколиоз?174.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Здоровье — это счастье, за него стоит и следует бороться.

В определении здоровья человека важное место занимает осанка, которая определяется состоянием скелета, мышц, связок, состоянием нервной и психоэмоциональной систем. Формирование осанки начинается в раннем детском возрасте и продолжается до завершения роста костей (16-18 лет).

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ ИЛИ СКОЛИОЗ?

Дифференциальная диагностика симптомов нарушения осанки с проявлениями сколиоза — задача не из легких. Но уже на этапе первичного осмотра опытный врач в состоянии её решить.

Нарушение осанки — это асимметричная осанка, т. е. функциональное нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое легко исправляется путем напряжения определенных групп мышц.

Термин «сколиоз» — от греч. skoliosis (искривление) был введен классиком античной медицины К.Галеном (2 век н.э.) — это относительно стойкое боковое искривление позвоночного столба с последующей ротацией (скручиванием) позвонков вокруг вертикальной оси.

Изменения, происходящие в позвоночнике при развитии сколиоза, влекут за собой деформацию ребер и грудной клетки в целом, изменяется её форма, нарушается взаиморасположение внутренних органов. Далее это приводит к развитию сколиотической болезни, которая сопровождается нарушением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нередки неврологические осложнения.

Дети с развивающимся сколиозом, испытывают серьезные неудобства, связанные с болью в спине, с возрастом ребенок становится апатичным, застенчивым, возникают негативные эмоции в отношениях со сверстниками и родителями, формируется комплекс неполноценности.

Ключевым моментом в коррекции и профилактики развития сколиоза является раннее выявление и комплексное консервативное лечение, которое должно быть назначено сразу после постановки диагноза и проводиться систематически длительно до окончания роста ребенка (16-18 лет).

Критериями ранней диагностики нарушения осанки и развития сколиоза, которые фиксирует врач при осмотре и на которые могут обратить внимание родители, являются:

  • При осмотре ребёнка, вид спереди: асимметрия контуров грудной клетки, треугольников талии, определить есть ли разница длины ног.
  • При осмотре, вид сбоку: определяется состояние физиологических изгибов позвоночника (грудной кифоз — изгиб кзади, шейный и поясничный лордоз — изгиб кпереди).
  • При осмотре, вид сзади: позволяет выявить асимметричность надплечий, положения лопаток, треугольников талии, ягодичных складок, существуют и другие ориентиры.
  • Пальпация при осмотре позволяет врачу определить наличие устойчивость и выраженность явлений асимметрии, тонус мышц и положение позвоночного столба во фронтальной плоскости.

Нарушение осанкиВажное значение при осмотре имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), который позволяет определить функциональное состояние физиологических изгибов позвоночника и дает представление о степени ротационного компонента (скручивания), который является одним из признаков развития сколиоза.

«ПЛОСКАЯ СПИНА» (сглаженность физиологических изгибов позвоночника) уже на ранних этапах развития ребенка, позволяет заподозрить начальные проявления типичного сколиоза.

«КРУГЛАЯ СПИНА», как правило, усиленный грудной кифоз, позволяет обратить внимание на возможность атипичного развития сколиоза.

Всё вышеперечисленное, позволяет нам определить сколиоз как стойкую трехплоскостную деформацию позвоночника, а врачу диагностирующему сколиоз у ребенка, пришедшего с родителями и их жалобами на плохую осанку, своевременно назначить адекватную схему лечения.

Подобные коррекционно-профилактические программы разработаны и успешно применяются в «Центре реабилитации и кинезитерапии доктора    С. М. Бубновского». Основу этих программ составляет выработка индивидуального оптимального статодинамического стереотипа для человека. Кроме того, физические упражнения оказывают общестимулирующее воздействие на организм ребенка, улучшают обменные процессы, кровоснабжение мышц спины и позвоночного столба. Тем самым они создают физиологические условия для стабилизации позвоночника и коррекции патологического процесса.

Тест на осанку для детей и взрослых

Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.                                                                                                                По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)                                         При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.                                                                                                                            Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты.

Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Осанка зависит, во-первых, от состояния мышечного аппарата, то есть от степени развития мышц шеи, спины, груди, живота и нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мускулатуры, ее способности к длительному статическому напряжению. На осанку влияют эластические свойства межпозвонковых дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов позвоночника (с этим, в свою очередь, связана подвижность позвоночника), а также таза и нижних конечностей. Важную роль играет форма стопы и ноги в целом.                                                                                Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем. Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены по швам. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз).                                                                                       При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, рельеф шеи (от козелка уха до края плеч) с обеих сторон симметричен, лопатки не выпирают, физиологическая кривизна позвоночника нормально выражена, грудь приподнята (слегка выпячена), живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций с хорошо видимой выемкой со стороны внутреннего свода.

Оценивая осанку, фиксируют следующее:                                                                  1. Положение головы: находится ли она на одной вертикали с туловищем, или подана вперед, или наклонена вправо или влево.                                                 2. Состояние плечевого пояса:                                                                                        — рельеф шеи — линия от козелка уха до края плеча одинаково выгнута с обеих сторон или одна сторона длиннее другой;                                                       — плечи — на одном уровне или одно плечо приподнято, а другое опущено; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно больше другого (такая асимметрия часто бывает у спортсменов — метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.; отметим также, что резко поданные вперед плечи бывают у людей с развитой мускулатурой, это создает впечатление ложной сутуловатости, тогда как истинная сутулость связана с искривлением позвоночника);                                                                                                                           — лопатки — на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна больше.                                                                     3. Позвоночник: имеет ли он нормальные физиологические изгибы или наблюдаются шейный и поясничный лордоз (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад).                         Естественные изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию — уменьшают сотрясение тела при ходьбе, беге и прыжках. В норме линия спины — волнистой формы, но глубина изгибов не должна превышать 3—4 см.                                                                                                                               Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. Грудная клетка спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична по отношению к средней линии; живот симметричен и пупок расположен по его центру; соски — на одной линии; лопатки находятся на одном уровне по отношению к позвоночнику и их углы расположены на одной горизонтали; уровень надплечий и гребешков подвздошных костей на одной горизонтальной линии; линии талии с двух сторон одинаковые.

Подвижность позвоночника оценивается в положении стоя. При наклоне вперед измеряется расстояние от концов третьих пальцев до пола (удобнее измерить на скамейке). Если обследуемый не может достать кончиками пальцев до пола, записывается: минус столько-то сантиметров; если может положить ладонь на пол, записывается: плюс столько-то сантиметров. При оценке боковой подвижности позвоночника измеряется расстояние от концов третьих пальцев до пола в положении максимального наклона туловища вправо и влево (руки выпрямлены и вытянуты вдоль тела). Наконец, подвижность позвоночника на изгиб назад измеряется расстоянием от седьмого шейного позвонка до начала межъягодичной складки в положении основной стойки при максимальном наклоне туловища назад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»

Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема:  «Тренировка баланса для к...

Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.

Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....

Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».

Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной ...

Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"

Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...

Метадическая разработка «Путешествие в Страну Хорошей осанки» (профилактика нарушения осанки)

ЦЕЛЬ  УРОКА: ознакомить учащихся  со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися  понятия о...