ПРОЕКТ на тему: «Здоровьесберегающие технологии»
презентация к уроку по физкультуре на тему

Курузова Елена Михайловна

Цель проекта: разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОУ ВПО МГОГИ)

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников

Физическая культура в системе воспитания в ДОУ

Вариативный кафедральный модуль 72 час

ПРОЕКТ  на тему:

«Здоровьесберегающие технологии»

Составили: 

инструктор по физической культуре         МБДОУ ЦРР д/с №24 «Теремок»         д.Демихово

Курузова Е.М.

Проверил: ст. преподаватель физического воспитания МГОГИ г.Орехово – Зуево

Гончарова Е.В.

г.Орехово – Зуево,

2012г.

        Содержание

Введение

1.Паспорт проекта.

2.Здоровьесберегающие технологии.

2.1.Цели и задачи.

2.2.Виды здоровьесберегающих технологий.

2.3.Практический материал.

Заключение

Литература

Введение

        Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

         Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

1.Паспорт проекта.

        Цель проекта: разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

        Задачи проекта:  

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью
  3. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  4. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
  5. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие ребенка.

Объект: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Срок проведения: долгосрочный.

Принципы:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Систематичность и последовательность.
  •  Индивидуально- диферинцированный подход.

Условия реализации проекта:

 • Реализация здоровьесберегающих технологий.

 • Соблюдение рационального режима дня.

 • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

 • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития,    биологическому и психологическому возрасту.

 • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

Ожидаемые результаты:

 • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

 • Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону).

 • Совершенствование навыков самостоятельности.

 • Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.

        Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

         

2.Здоровьесберегающие технологии.

2.1. Цели и задачи.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

                     Цели здоровье сберегающих технологий:

      Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

     Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

                  Задачи здоровье сберегающей технологии:

1.объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

3.осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

 2.2.Виды здоровьесберегающих технологий.

       Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

     Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

     Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг        

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении        

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Ритмическая гимнастика.        

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста        

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.        

Динамические паузы.        

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей        

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.        

Подвижные и спортивные игры.        

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.        

Релаксация.

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.        

Гимнастика пальчиковая.

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно        

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).        

Гимнастика для глаз.

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.        

Гимнастика дыхательная.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.        

Гимнастика корригирующая.        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.        

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.        

Гимнастика ортопедическая.        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы        

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие.

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.        

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ.

Утренняя гимнастика.

Проводится ежедневно, во всех возрастных группах.        

Самомассаж.

В зависимости от поставленных педагогом целей,  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Точечный самомассаж.        

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.        

2.3. Практический материал.

Комплекс утренней гимнастики (старшая группа)

Ходьба на месте с высоким подниманием колен, в колонне по одному, «змейкой», «Цапли», «Лягушата».

Оздоровительный бег до 1 мины.

Упражнения на восстановление дыхания «Воздушные шары», «Дышим животом» до 1 мин.

                         Общеразвивающие упражнения без предметов

1.«Подтягивание вверх».

 И.п.: стоя, ноги вместе, кисти рук сцеплены в «замок» на голове ладонями вниз.

 В:. Подняться на носки и выпрямить руки, поворачивая ладони вверх, потянуться (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6 раз.

2.«Приседание».

 И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь руки на пояс.

 В:. Присесть, сохраняя правильную осанку (выдох), вернуться в и.п. (вдох). Повторить 5—6 раз.

3.«Хлопок под коленом».

 И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу.

 В:. Взмахнуть прямой левой ногой вперед, сделать под хлопок (вдох), вернуться в и.п. (выдох). То же выполнить правой ногой. Повторить 4-5 раз.

4.«Сесть, лечь».

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

В:поднять корпус вверх опираясь кистями рук об пол, и сказать «сели» (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6 раз.

5.«Пловцы».

И.п.: то же руки за голову.

В:.Приподнять слегка вверх прямые ноги и делать мелкие движения ногами, имйтируя плавание «кролем», вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

6.«Прыжки вправо-влево» (боком) (под счет 1 —8) чередовать с ходьбой. Повторить 2 раза.

7. Дыхательные упражнения «Рубка дров», по 3 раза.

8. Дыхательная гимнастика «Прогулка в лес».

Конспект  физкультурного занятия -старшая группа.

Задачи: Повторить ходьбу с высоким подниманием колен; упражнения в равновесии, развивая координацию движений; перебрасывание мячей в шеренгах.

Развивать ориентировку в пространстве, внимание.

 Воспитывать чувство коллективизма, действовать в одной команде сообща.

Оборудование: кегли, мячи – большие и маленькие по количеству детей, гимнастические скамейки, игрушка.

Ход занятия.

1часть. Построение в шеренгу, проверка осанки и равновесия. Объяснение задания, затем перестроение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному, по команде переход на ходьбу с высоким подниманием колен, бег врассыпную, бег между предметами, поставленными в одну линию (расстояние между предметами 40см); обычная ходьба в колонне по одному. Бег врассыпную. Перестроение в звенья.

2 часть:  Общеразвивающие упражнения с малым мячом.

  1. И.п.- основная стойка, мяч в правой руке.

В. – 1-2-руки через стороны вверх, переложить мяч в левую руку.

        3-4-исходное положение. То же левой рукой.

  1. И.п.- стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

В:.   1- наклон вперед, передать мяч за голенью левой ноги;

        2 – руки в стороны, выпрямиться;

        3 – наклон к правой ноге, передать мяч за голенью в правую руку4

        4 – И.п.

  1. И.п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке.

В:.    1 – присесть, мяч вперед, передать мяч в левую руку;

         2 – вернуться в И.п.

  1. И.п. – из стойки в упоре на коленях присесть на пятки, мяч в правой руке.

В:.    1-2 – наклон вправо, правую руку с мячом вытянуть в правую сторону и дотронуться  до пола.

         3-4 – вернуться в И.п. То же влево.

  1. И.п. – лежа на спине, мяч в обеих руках за головой.

В:.    1-2 – поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка (колена);

         3-4 – И.п. То же левой ногой.

  1. И.п. – основная стойка, мяч в руках.
    В:.     прыжки на правой и левой ноге попеременно в чередовании с паузами.
  2. И.п. – основная стойка.

В:.     1-2 – руки через стороны вверх (вдох),3-4-руки опустить-выдох.

Основные виды движения.

  1. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке, на каждый шаг вперед передавая малый мяч перед собой и за спиной.
  2. Переброска мяча двумя руками снизу, стоя в шеренгах, расстояние между ними 2м.
  3. Прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперед, по прямой. Вначале на правой, затем на левой ноге. Повторить 2 раза.

Подвижная игра « Пожарные на учении». Дети строятся в две колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвешены колокольчики.

По сигналу: «Марш» - дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз и возвращаются в конец своей колонны. Затем начинает второй участник и т.д. При лазанье обращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек (наступая на каждую), а с последней не спрыгивали.

3 часть. Игра малой подвижности «Найди и промолчи».

  Пальчиковая гимнастика

       

      Комплекс 1.

1 «Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь-вместе.

2 «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным и т д.

3 «Ладошки – кулачок – ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

4 «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.

5 «Коза». Вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой.

6 «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

7 Инсценирование  потешки:

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – я,

Этот пальчик – папочка, Вот и вся моя семья.

Дети сгибают пальцы в кулачок по одному, а потом все разгибают и сгибают в кулачок

Комплекс2.

1 «Пчела». Вращать указательным пальцем правой руки, а затем левой

2 «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы

3 «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

4 «Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в «замок»

5 «Паук» пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

6 «Бабочка» Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями)

7 «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Динамическое упражнение «Прогулка»  с дыхательной гимнастикой.

Раз-два-три, раз-два-три         (Шаг марша.)

По дорожке мы пошли.

Петлять тропинка начала        (проходим  змейкой  между предметов)

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.        

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали     (прыжки с продвижением вперёд)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны расставим,       (ходьба на носках, руки — в стороны)

Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали

И к нему все побежали              ( бег по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять, вот  закончили играть (остановились и построились в круг).

                         Дети стоят в кругу, делаем упражнение на дыхание

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф..        ( Выдох спокойный, ненапряженный)

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...
И качает так листок - ф-ф-ф...          (Активный выдох)

                 Дует ветерок, качаются листочки  и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят, 
Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...
Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...
Дубовый — у-у-у...

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

После динамического упражнения,  упражнение на дыхание даёт возможность ребёнку успокоится.

Комплекс упражнений для профилактики осанки у детей.

 Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.         Показать правильное положение  основной стойки. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

                 Упражнения в ходьбе по кругу.

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

1."Журавлик".

Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.         

 Спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

2."Вырастаем большими".

Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.         

 Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

3,«Мишка косолапый".

 Ходьба на наружном крае стопы, руки на поясе. Проговаривать слова на каждый шаг: "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".         

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

 Ходьба с ускорением. Бег с высоким подниманием колен. Ходьба обычная с восстановлением дыхания.         

Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.         Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

                       

Упражнения в положении "стоя"

1."Воробышек".

И.п. ноги на ширине плеч, руки на плечах.

В.: Круговые движения руками  согнутыми в локтях. (6-8раз).        

2."Лягушонок". 

 И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

В.: Руки к плечам (ладони вверх, пальцы врозь) , произнести "ква", вернуться в и.п. (4-6 раз).         

3."Большие круги"

И.п. Ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны ладонями вверх.

В.: Легкие покачивания рук вперед-назад. - 6-8 раз.         

4."Мельница".

И.п. Ноги  шире плеч, туловище наклонено вперед, руки в стороны

В.: Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).         

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". 

Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.         При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки".

Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).         Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание".

 Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).         Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Комплекс упражнений для самомассажа

1. "Мытье головы".

А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.

3. "Ушки".

Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

4. "Глазки отдыхают".

Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

5. "Веселые носики".

 Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. Это упражнение защищает от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

6. "Рыбки".

Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

7. "Расслабленное лицо".

 Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.

8. "Гибкая шея, свободные плечи".

Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.

А. Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо.

Б. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.

9. "Сова".

Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.

10. "Теплые ручки".

Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление движению и одновременно массируя. Затем руки меняются.

Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам.

11. "Домик".

Сложить пальцы "домиком" перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

12. "Теплые ножки".

Сидя, энергично растирать (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ  ГЛАЗ

Зайка глазками моргал

Моргать глазками

Других зайчиков искал

Отвести глаза вправо, влево

Вот их сколько посмотрите

Зайчиков скорей берите.

Фиксируют взгляд на зайчиков

Дети берут зайчиков и выполняют гимнастику для глаз “Зайка”.

Зайка вправо поскакал

Рука с зайчиком идет вправо, глаза  сопровождают зайчика, голова остается неподвижной

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал

Рука с зайчиком идет влево, глаза  сопровождают зайчика

Каждый зайку увидал.

Зайка – вправо, зайка влево,

Рука с зайчиком идет влево, вправо глаза  сопровождают зайчика

Вот, какой зайчонок смелый.

Зайка скачет вверх и вниз

Рука с зайчиком идет вверх, вниз глаза  сопровождают зайчика

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас,

Руки убрать за спину и закрыть глаза

Открывать не надо глаз.

Комплекс «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

Быстро моргать глазками

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

Закрывать, открывать глаза

То зароются в песке.

Пальчиками погладить по векам

 

Сценарий музыкально-спортивного праздника

«День защитника Отечества»

для старшего возраста.

Задачи:

  • Закрепить знания о военной технике и Российской Армии.
  • Воспитывать чувство патриотизма к Родине.
  • Развивать психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.
  • Воспитывать решительность, смелость, организованность, чувство взаимопомощи своим сверстникам.
  • Создать детям благоприятную эмоциональную атмосферу.

Ход праздника.

Дети входят в зал под торжественную музыку, садятся на стульчики.

Вед.  Ребята, сегодня мы будем отмечать праздник нашей армии – День защитника отечества.

Ведь сегодня день особый

Для мальчишек и мужчин!

День защитника Отечества

Знает каждый гражданин!

Здравствуй праздник.

Здравствуй праздник.

Праздник мальчиков и пап.

Всех военных поздравляет

Наш весёлый детский сад.

Выходят девочки (по очереди)

В февральский день, морозный день

Все праздник отмечают.

Девчонки в этот славный день

Мальчишек поздравляют.

Мы не подарим вам цветов –

Мальчишкам их не дарят.

Девчонки много тёплых слов

У вас в сердцах оставят.

Мы пожелаем вам навек,

Чтоб в жизни не робелось.

Пусть будет с вами навсегда мальчишеская смелость.

И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно!

Но вот сначала подрасти

И повзрослеть вам нужно.

Исполняется песня

Вед: Девочки из другой группы хотят вас тоже поздравить.

Выходят девочки( по очереди)

Драчливой нашей половине

Мы поздравленья шлём свои.

Для поздравленья есть причины:

Ура защитникам страны!

И пусть под глазом зацветает

Синяк пурпурно-голубой:

В ученье тяжело бывает.

Гораздо легче будет бой.

Поэтому, друзья, давайте

От всей души без лишних слов

Вы от невзгод нас защищайте –

Но только, чур, без синяков!

Исполняется песня

Вед:

Ребята, а вы знаете, почему в зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метели, мы празднуем День Защитника Отечества? Потому что 23 февраля 1918 года первые полки российской армии вступили в тяжёлое сражение с врагами и одержали победу. И этот день стал считаться главным праздником солдат, офицеров, генералов, всей нашей армии, всех храбрых защитников России. И наши мальчики хотят быть похожими на храбрых солдат.

Выходят мальчики(по очереди)

Деревья стройными стоят

Зелёными рядами

Идёт по улице солдат

На нём блестят медали.

Он не отступит никогда

И служит он как надо

Идёт по улице солдат

И мы шагаем рядом.

Пограничник на границе

Нашу землю стережёт

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ.

Охраняет наше море

Славный доблестный моряк

Гордо реет на линкоре

Наш родной российский флаг

 Наши лётчики – герои

Небо зорко стерегут

Наши лётчики – герои

Охраняют мирный труд.

Наша Армия, родная

Стережёт покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная,

Чтобы не было войны.

Исполняется песня

Реб:

Подарила мне коня

Мама в день рожденья

Конь чудесный у меня –

Прямо загляденье!

Я горжусь своим конём.

Он летит как ветер

Обгоняю я на нём

Всех коней на свете.

Исполняется танец «Каваллеристы»

Реб:

Любим мы волну морскую

И прибоя шумный вал

Мы в погоду штормовую

Крепко держит свой штурвал

Реб:

Моряки лихие,

Нам не страшен грозный шторм,

Волки мы морские

Подрастём – на флот пойдём.

Исполняется танец «Морячка»

В зал входит печальная Баба-Яга.

Инструктор:   Посмотрите, ребята, кто это к нам пожаловал.

Дети:    Баба -Яга!

Инструктор:  Здравствуй, бабушка Яга.

Яга:    Здравствуйте, ребятки!

Инструктор:     Бабушка Яга, почему вы такая грустная?

Яга:     Со мной такая беда приключилась, внук мой Леший, в армию должен идти. А он у меня такой непутёвый. Как он служить будет? Ой, горе горькое.

Инструктор:    А где же он у вас?

Яга:      Давайте его, позовём, он имя услышит и вмиг явится.

Дети:   Леший.

Входит Леший.

Вот я, здравствуй Бабулечка -Ягулечка. Здравствуйте ребята.

Яга:   Вот он мой внучек. Я ведь готовила его к армии, книжки читала, картинки показывала.

Инструктор:   Леша, устроим тебе экзамен, смотри внимательно и думай. Готов?

Леший:   Готов!

Инструктор   показывает иллюстрации боевой техники .Леший отвечает невпопад, дети его поправляют.

Инструктор:  Да, ну и знания у твоего внука, да и вид у него не спортивный. В армию берут здоровых, сильных ребят, которые дружат с физкультурой.

Баба-Яга:  Ой, тяжело придётся моему, Лешеньке, на военной службе.

Инструктор:  Но ведь не даром говорится, что тяжело в ученье, легко в бою. Сейчас мы из вашего внука  сделаем настоящего солдата.

Чтобы сильными расти

Чтобы в армию пойти

Объясняю по порядку

Начинаем день с зарядки

Зарядка под музыку.

Леший:             Вот это да! Намял бока!

                           Работа эта нелегка!

Инструктор:   Чтоб здоровьем завидным отличаться

                           Надо больше тренироваться.

                           А сейчас мы проведём

                           Наглядный урок:

                           Кто из вас самый меткий стрелок?

Эстафета «Кто самый меткий». (метание теннисного мяча в вертикальную цель).

Инструктор:   Боец всегда выручает в беде друга, чтобы научиться чувствовать плечо друга у нас есть специальное упражнение.

Эстафета «Помощь раненому» ( дети строятся по три человека, двое встают парами и сцепляют руки, третий садиться к ним на руки, идут до ориентира и возвращаются назад).

Яга:  Старайся, Лешенька, старайся. Видишь какие ребята ловкие да быстрые.

Леший:  Смотри, бабушка, какой я силы накопил.

Яга: (трогает мышцы) Да, сразу мускулы появились. Вот что значит тренировка.

Леший:   Да я, да я, наверное теперь тебя сильнее, давай силой мериться вот и проверим кто сильнее.

Игра « Перетяни канат» (команда Лешего и команда Бабы-Яги соревнуются в перетягивании каната).

Леший:   И ты бабушка сильная и я сильным стал.

Яга:    Молодец, молодец.

Инструктор:  Для армии необходима связь, это надо чтобы передавать во время команду и тут на помощь бойцам приходят наши связисты.

Эстафета «Связисты» ( добежать до телефона, сказать «прием, прием» и вернуться назад).

Инструктор:  Продолжаем тренироваться, следующее задание: кто быстрее справится с боевым конём.

Эстафета «Кто быстрее скачет»

Инструктор:  Ну, вот и последнее соревнование. Нужно доставить в штаб пакет с донесением.

Эстафета «Доставь пакет»

Леший:   Вам, ребята, благодарен за науку, за игру, быть выносливым и ловким не мешает не кому.

Инструктор: (раскрывает пакет и читает)

Поздравляем Лешего Лешу со вступлением в ряды нашей доблестной армии. Ура!!!

Яга:  Иди, мой родной. Будь достойным солдатом. А я писем ждать от тебя буду.

Леший:  Я тебе, бабушка часто писать буду, ещё и фотографию пришлю.

Инструктор: Вот настал момент прощанья.

                        Говорим вам до свиданья.

                        До счастливых новых встреч.  

.

Звучит марш. Леший, а за ним дети, маршируя, уходят из зала. Баба-Яга машет им вслед платком

Заключение

        Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

       Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье детей, способствовали повышению выносливости.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

•  Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

• Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

•  Улучшение физического развития;

•  Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

•  Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

•  Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбатенко О.Ф., Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.

2.Гаврючина Л.В. - Здоровьесберегающие технологии в ДО: методическое пособие.-М:. ТЦ Сфера, 2010.

2.  Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.

 Литвинова О.М. – Система физического воспитания в ДОУ- Волгоград: Учитель.2007.

4.  Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.

5.Литвинова О.М. – Система физического воспитания в ДОУ- Волгоград: Учитель.2007.

6.Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

 8.Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

9.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.

10.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Интернет-ресурсы:

http://ns.portal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

В докладе рассказано как на уроках математики я применяю здоровьесберегающие технологии,какие применяю упражнения, какие применяю методики....

Методическая разработка по теме: "Здоровьесберегающие технологии, использование подвижных игр на занятиях".

Мотивационная сфера младших школьников достаточно сложна. Социальные мотивы учебной деятельности, в начале обучения преобладают у многих. Они настолько значимы для ребенка, чт...

Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....

Обобщение опыта по теме: "Здоровьесберегающие технологии"

здоровьесбережение в условиях кадетской школы-интерната....

Исследовательская работа на тему:"Здоровьесберегающие технологии в учреждениях среднего медицинского образования "

Состояние здоровья молодого поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны,...

Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий. Тема: Письмо Деду Морозу.

Тема: Письмо Деду МорозуЦели и задачи:1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).3.Развить общеучебные умения: ста...