выступление на МО.Системно деятельностныйный подход.
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»
Лапин Андрей Валерьевич
учитель физической культуры
МБОУ Лицей г.Арзамас.
- Сущность и теоретическое основы системно-деятельностного подхода в обучении.
- Современные требования к воспитанию и развитию личностных качеств учащихся; их реализация в процессе физического воспитания.
- Реализация технологии системно-деятельностного подхода в процессе физического воспитания.
- Классификация учебно-познавательных задач и их реализация в учебном процессе по физической культуре. Классификация видов учебно-практических задач и их реализация в педагогическом процессе образовательного учреждения по физической культуре.
- Определение, сущность и теоретическое основы системно-деятельностного подхода в обучении.
Сегодня задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности неразрывно связано со становлением духовного развития личности.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом и деятельностным, который, по сути своей, всегда был системным.
В философском теоретико-познавательном смысле система есть способ мышления как способ постановки и упорядочения проблем. Теория систем разрабатывалась многими учеными, что соответственно обусловило появление многочисленных определений понятия «система».
Для рассмотрения понятия «система» в сфере педагогики, психологи, физиологии, (что наиболее близко практике физического воспитания), наиболее целесообразно использовать определение, которое сформулировал выдающийся физиолог П.К.Анохин. По его мнению, системой можно назвать только такой комплекс избирательно – вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов, обеспечивающий получение фокусированного полезного результата. И, что особенно важно, система формируется тогда, когда есть системообразующий фактор - конечный полезный результат».
Для создания системы физического воспитания в образовательном учреждении и работе каждого учителя физической культуры таким системообразующим результатом является конечный результат - укрепление здоровья, формирование важнейших личностных качеств и разнообразного двигательного опыта учащихся, как основы успешного обучения и самореализации в жизни. Вместе с тем. результат достигается только в деятельности. Это позволяет обоснованно говорить о системно-деятельностном подходе в процессе обучения и воспитания.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы,
Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.
Как указывал В.В.Давыдов, "представление о так называемом деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека …выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности".
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
По мнению А.Г.Асмолова системно-деятельностный подход к образованию интегрирует в психолого-педагогической науке компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУНах.
В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, которая определяет в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонть-ева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому «содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…"
По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие".
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Резюмируя изложенное, следует отметить¸ что системно-деятельностный подход к реализации образовательных стандартов позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и подходы к формированию универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
2. Современные требования к воспитанию и развитию личностных качеств учащихся; их реализация в процессе физического воспитания
Совершенствование системы образования России определяется новыми целевыми установками, которые отражают государственные, социальные и личностные потребности и интересы граждан. При этом приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В контексте концептуальных положений определяющих сущность и цель реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, формулируются определенные требования к учащимся по предмету «Физическая культура» с учетом его специфики, которая обусловлена разнообразной двигательной деятельностью обучающихся.
В содержании общего образования «Физическая культура» является предметом физкультурной деятельности, который ориентирован на формирование физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, организации активного отдыха и досуга. Такая целевая направленность предмета «Физическая культура» ставит перед учителями следующие задачи, реализовать которые наиболее целесообразно на основе системно-деятельностного подхода через формирование универсальных учебных действий:
— формирование культуры здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие основных физических качеств и психофизических способностей, обеспечение должного уровня индивидуальной физической подготовленности;
— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей, прикладно-ориентированной и реабилитационно-релакса-ционной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
— формирование культуры телосложения, овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, способами индивидуальной коррекции осанки и телосложения;
— овладение системой знаний о физической культуре, ее истории и современном развитии, роли в жизнедеятельности современного человека, профилактике дивиантного поведения и вредных привычек, об укреплении и длительном
сохранении здоровья, о формировании здорового образа жизни;
— воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и творческого сотрудничества, взаимопомощи и уважения в совместных формах занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздорови-тельной деятельностью.
3. Реализация технологии системно-деятельностного подхода
в процессе физического воспитания
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании «Физической культуры» направлена на усвоение содержания программы и развитие ученика в процессе его собственной активной двигательной деятельности.
Главный тезис деятельностного подхода к обучению: «Научить учиться». Такой подход в обучении предполагает, что:
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
- умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
- эффективность обучения обусловлена наличием системы в работе учителя (в отборе содержания, методов обучения и тренировки, приемах дозирования нагрузки и т.д.)
Показателями результативности применения системно-деятельност-ного подхода в работе с обучающимися по новым образовательным стандартам является сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). К ним относятся следующие универсальные учебные действия:
- метапредметные (умственных действий, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею в процессе освоения двигательных действий);
- предметные (учебные действия, фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки в сфере физической культуры);
- личностные (выражающие изменения личностных качеств ребенка);
- регулятивные (обеспечитвающие планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка результатов двигательной деятельности по предмету, а также действия саморегуляции здоровья и т.д.);
- коммуникативные (обспечивающие формирование социальной компетентности, умения взаимодействовать).
Системно-деятельностный подход в физкультурно-спортивной практике характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Данный подход определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и далее через нее способствует его развитию. Реализация этого системно-деятельностного подхода в физическом воспитании предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности. Таким образом, в основе данного подхода реализуется идея непрерывного физкультурного образования человека, суть которого состоит в том. чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.
Реализация системно-деятельностного подхода это стержень федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Особое внимание уделяется формированию опыта самостоятельной творческой, проектной деятельности обучающихся на уроках физической культуры (разработка и выполнение комплексов физических упражнений, проектирование индивидуальных программ спортивного и физического совершенствования, составление плана комплексной полготовки к соревнованиям и др.), присвоению обучающимися ценностей физической культуры.
В государственном программном документе заложена возможность реального дифференцированного подхода к физическому развитию и воспитанию.
Обязательный минимум определяет возможность получения разнообразных знаний-умений-навыков обучающимся. Требования к уровню подготовки обучающихся устанавливают тот объем содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником. Требования задаются преимущественно в деятельностной форме: они проверяют, прежде всего, сформированность умений и навыков физической культуры, способноести детей применять их в самостоятельной деятельности. Примером этого может служить уже название рубрик «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», где требования раскрываются через конкретные действия ученика: "уметь передвигаться различными способами...", "выполнять комплексы утренней гимнастики", "преодолевать безопасными способами естественные и искусственные препятствия" и др.
Особое внимание к тем умениям и навыкам, которые выходят за рамки узкопредметных и составляют содержание общих, жизненно важных умений. Гак, это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. Ото умения, связанные с речевой деятельностью: участие в диалоге при обучении двигательным действиям, объяснение правил выполнения физических упражнений или подвижных игр, элементарное обоснование качеств выполнения физических упражнений и др. В организационной деятельности соответственно, это умения выполнять задания учителя и самостоятельно устанавливать последовательность упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, умения изменять физическую нагрузку, исходя из индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия, а также умения сотрудничать в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований. Особое внимание уделяется восстановлению организма после выполнения значительных физических нагрузок
Физкультурно-оздоровительную деятельность своим предметным содержанием ориентируется на укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма школьников, обогащение их двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями, развитие инициативы и творчества в самостоятельных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Стандарт требует от учителя приоритета личностно-ориентированного подхода, направленности процесса обучения па всестороннее физическое развитие, физическую подготовку и укрепление здоровья учащихся, реальныучет их возрастных потребностей, возможностей и интереса к занятиям физической культурой, подвижным играм. Одним из путей решения этих задач является планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленною разучивания и закрепления; и этап совершенствования. Например, планирование физических упражнений, динамика их нагрузки в соответствии целью повышения активности процессов внимания, памяти и мышления, совершенствования работоспособности, включаются как рапсе разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера.
В процессе реализации образовательно-познавательной направленности обучения учитель знакомит учащихся со способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, формирует умения по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее разученного учебного материала, раскрывает значение физической культуры для развития человека, его хорошего самочувствия и успешности обучения.
Воспитывающий потенциал содержания образования характеризуется учебным материалом, значимым для формирования обшей культуры обучающихся, их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки в последующем закрепляют в систему самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков. физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, ориентировать обучающихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры, но и на других предметах. Практико-ориентированный подход предопределил включение в содержание образования достаточного объема жизненно-важных двигательных навыков и умений, развитие основных физических качеств, необходимых учащимся в их повседневной жизни.
Такой подход требует внимания учителя не только к урокам физической культуры, но и к физкультурно-оздоровительным занятиям в режиме учебного дня и учебной недели, к спортивно-массовым мероприятиям и педагогически организованным внеклассным формам (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).
При организации целостного образовательного процесса по физической культуре необходимо широко использовать межпредметные связи. При этом, разрабатывая межпредмстное содержание в структуре образовательных дисциплин, целесообразно в первую очередь ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания предмета 2Физичкская культура.
Большое внимание на каждом уроке учитель уделяет воспитанию у детей таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) Особое внимание уделяется воспитанию терпимости к физическим недостаткам других людей. Воспитательные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств учитываются возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственном}' «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Контроль и опенка применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личном} физическом} совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений обучающегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурной и спортивной деятельности, а также их количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания заслуживают систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников учитель в основном ориентируется на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Реализация системно - деятвльностного подхода на уроках ФК осуществляется через:
- многообразие средств, методов и методических приемов обучения: применение подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка, приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации и др.), игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации урока.
- вариативновность выполнения физических упражнений, они выполняются с изменением отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых и др.)
- разнообразие ФУ( базовые виды спорта. ОРУ с предметами и без предметов);
- разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей;
- прикладной характер ФК: подготовка к трудовой деятельности, к службе в армии, к репродуктивной функции молодежи.
Результатом применения системно-деятельностного подхода являются показатели качества обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, а также приобретение умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей.
Соответственно целевым установкам ФГОС в результате формирования универсальных учебных умений и решения задач физического развития и укрепления здоровья олбучающиеся должны:
Знать
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания дооврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации. использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения:
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций:
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно
выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы,
гибкости, соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помотать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уроки физической культуры содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь. отзывчивость и др. Учебный материал программы содействует развитию у обучающихся психических процессов: восприятия, представлений, памяти. мышления.
На уроках физкультуры в соответствии с задачами, особенностями контингента обучающихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Таким образом, деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь уже недостаточно обучения отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитания отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности обучающихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности обучающихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям
4. Классификация видов учебно-познавательных задач и учебно-практических задач в учебном процессе по физической культуре
Классификация учебно-познавательных, учебно-практических задач и их сочетания в физическом воспитании представлена на схемах 1, 2, 3.
Литература
.
- Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов [и др.] // Вопросы психологии. – 2007. – № 4.
- Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения// Педагогика.-2002. №6.
- Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения./ Н.Г.Кудрявцева// Справочник заместителя директора.-2011.-№4.-с.13-37.
- Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ С.В.Дмитриев// Школьные технологии.-2003.-№6.-с.30-39.
- Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf
- Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
- Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"
Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...
Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике
Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике...
Выступление "Опыт внедрения системно-деятельностного подхода как одно из условий реализации ФГОС".
...
Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в изучении математики"
Предлагаю в использовании в работе свое выступление на семинаре учителей математики города...
Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения
Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...
Выступление на семинаре "Системно-деятельностный подход в УМК под ред. М.М. Разумовской"
Выступление на семинаре "Системно-деятельностный подход в УМК под ред. М.М. Разумовской"...
Выступление на МО "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"
Выступление на МО "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"...