Формирование ключевых компетенций на занятиях физической культуры у студентов
статья по физкультуре по теме

Мурашкинцев Вячеслав Юрьевич

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на занятиях физической культуры у студентов

 Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья студентов. Поэтому наша  задача, сопоставить учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.  

  Компетенции - это знания, умения, жизненный опыт в области физической культуры. Поэтому мы и должны все это передать своему ученику.      Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.

     Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций и компетентностей является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей студентов.

     На данном этапе учителю следует выявить наличие уже имеющихся у учащихся образовательных потребностей (стремления студентов к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень.    Диагностика осуществляется разными методами: в результате наблюдения за деятельностью учащихся, проведением анкетирования, тестирования  и пр. Для получения объективной информации в диагностировании  могут принимать участие не только студенты, но и их родители и преподаватели.

   В частности, для выявления образовательных потребностей студентов в знаниях и умениях, составляющих валеологическую компетенцию, учащимся  я предложил  комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме, например:

  1. Перечислите физические характеристики для оценки собственного здоровья.
  2. Предложите виды физических упражнений благотворно влияющих  на ваше здоровье.
  3. Удовлетворены ли Вы имеющимися знаниями и умениями в  области  здоровья человека или хотели бы их пополнить?

  Следует также выявить жизненно важные для учащихся вопросы и предпочтительные для каждого студента виды учебно-познавательной деятельности.

   Для формирования ключевых компетенций, в том числе  валеологической в процессе обучения физкультуры необходимо создавать условия  для самостоятельного решения студентами познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других вопросов, решать личностно значимые для студента проблемы.

  На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано  у обучающихся.

  Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех занятиях физической культуры.

  Я попытался систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе  изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся (см.таблицу 1)

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать

физическое состояние организма

                                                                                                         

    Проделанная работа позволила создать программу  моей  деятельности как  преподавателя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся.  В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки  студентов  указано, что  студентов  должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ключевых компетенций на уроках физической культуры

Представлено обобщение по теме самообразования, рассмотрены вопросы развития ключевых компетенций обучающихся в процессе физического воспитания....

О формировании ключевых компетентностей на уроках физической культуры в 9 классе

О формировании ключевых компетентностей на уроках физической культуры в 9 классе...

Формирование общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах

Главной целью школьной темы, тем ШМО, педсовета и темы самообразования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: уч...

Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов

Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках физической культуре.

Активизации познавательной деятельности учащихся при компетентностном подходе обучении...

3.2 Педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»

Актуальность заявленной темы  педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития....

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...