Использование здоровьесберегающих факторов на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Использование  здоровьесберегающих факторов на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»

Доклад

« Использование  здоровьесберегающих факторов на уроках физической культуры»

                                                                      Жуков С. А.

                                   с. Монаково

   В последние годы очень остро встал вопрос резкого увеличения заболеваемости детей школьного возраста. Причём статистика показывает, что количество детей с отклонениями в здоровье увеличивается с возрастом, а в старших классах достигает 50 % и более. Конечно, причиной такого высокого показателя заболеваемости является не только учёба в школе, но и социальное положение детей в обществе, наследственность, вредные привычки. При данном положении дел задачи предмета «Физическая культура» становятся более широкими, чем только преподавание уроков физкультуры.

   Одним из факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является долгое сидение за партой. При согнутом положении тела происходит сдавливание внутренних органов, что в свою очередь приводит к сбою их нормальной работы. Привычная поза в положении «согнувшись» также способствует искривлению позвоночника. Учителям – предметникам необходимо рекомендовать проведение физкультпаузы во время урока. Замечено, что в начальных классах чаще проводят физкультпаузы, чем в среднем и старшем звеньях. Учителя мотивируют отказ от применения физкультминуток нехваткой времени.

    Статичная поза, сосредоточенный взгляд на близко расположенный предмет приводит к резкому снижению остроты зрения и близорукости. Для профилактики близорукости во время физкультпаузы можно рекомендовать ученикам делать круговые движения глазами, направлять взгляд из одного угла комнаты в другой, не поворачивая головы. Эти несложные упражнения позволяют укреплять мышцы глазного яблока, сохранить остроту зрения.

   Если рассматривать проведение уроков физкультуры с точки зрения здоровьесбережения, то нужно выделить несколько моментов.

   

     Первое. Это обеспечение техники безопасности. Включает в себя подготовку места занятий и инвентаря, страховку и самостраховку при выполнении сложных и малоизученных физических упражнений. Наиболее травмоопасными являются уроки гимнастики. Для быстрого освоения элементов страховки при выполнении упражнений на снарядах необходимо разместить возле каждого места занятий правила страховки. Например, во время опорного прыжка «ноги врозь», страхующему надо стоять у места приземления, страховать за руку выше локтя, поддерживать другой рукой под грудь лишь при необходимости. При приземлении быть готовым поддержать под спину, не допуская падения назад. (ж. «Физическая культура в школе» № 4 1994 год.).

 

   Второе. Это работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В данном случае необходим индивидуальный подход к каждому ученику. Упражнения данной категории детей необходимо подбирать с учётом их заболеваний. Например, при заболеваниях опорно –двигательного аппарата (плоскостопие) исключать упражнения, вызывающие чрезмерную нагрузку на мышцы стопы, поддерживающие её свод(прыжки). Рекомендовать детям в качестве домашнего задания применять специальные упражнения для лечения начальной стадии болезни, а также элементы самомассажа.

   Школьники, физически слабо подготовленные или имеющие излишний вес, испытывают трудности при беге на выносливость. Для такой категории детей можно предложить специальную программу бега для начинающих. Нагрузку определяют временем бега, ходьбы и всего бегового занятия. Учащемуся дают карточку. Цифры, набранные более жирным шрифтом, обозначают время ходьбы в минутах, светлым – бега. Школьник индивидуально выполняет данное задание (на уроке и в домашних условиях) до полного освоения, а затем переходит к работе вместе со всеми учащимися.

 

 Программа бега для начинающих, 15 минут

Не

де

ля

1-й день

Общее

время

2-й день

Общее

время

3-й день

Общее

время

1

2

3

4

1212121212

1222122111

2212211121

32122131

15/5

15/7

15/8

15/9

1212121212

2212211211

3212211111

32122131

15/5

15/7

15/8

15/9

1222122111

2212211121

32122131

32122131

15/7

15/8

15/9

15/9

5

6

7

8

32122131

42112131

523131

614121

15/9

15/10

15/11

15/12

32122131

423231

514221

614121

15/9

15/10

15/11

15/12

42122131

523131

614121

614121

15/10

15/11

15/12

15/12

9

10

11

12

6  14121

7  161

10131

7  17

15/12

15/13

15/13

15/14

6  261

8  151

11121

7  17

15/12

15/13

15/13

15/14

7  161

9  141

7  17

151

15/13

15/13

15/14

15/15

Третье. Это научить детей приёмам самоконтроля. Самые простейшие из них (измерение ЧСС, самочувствие) помогут избежать перетренированности, утомления, нарушения физиологических процессов.

Четвёртое. При прохождении раздела «Основы знаний» необходимо разъяснять детям пагубность вредных привычек, приводить убедительные примеры трагического исхода от табакокурения, чрезмерного употребления алкоголя, наркотиков.

Пятое. При подготовке к уроку избегать применения на них упражнений, способных привести к травмам суставов и мышц. Например, для укрепления мышц брюшного пресса, не нужно применять поднимание прямых ног в положении упора сидя сзади.

Это упражнение вредно для позвоночника в области поясницы. А для укрепления мышц ног не надо делать глубокие приседания, при которых бёдра опускаются ниже горизонтали. Глубокие приседания дают чрезмерную нагрузку коленям, пояснице, способствуют развитию плоскостопия и искривлению стоп внутрь. Для предотвращения травм позвоночника обучать школьников (изъявивших желание заниматься отягощениями) правильному подъёму тяжестей, рекомендовать упражнения для начинающих.

  Одним из важных элементов здоровьесбережения детей является тесное сотрудничество учителя физической культуры и врача. В начале учебного года необходимо провести диспансеризацию школьников для выявления отклонений в состоянии здоровья и распределения обучающихся по группам здоровья. Без тщательного анализа способности систем организма к физическим нагрузкам невозможно правильно строить индивидуальный подход к обучению и воспитанию. Физические нагрузки на организм учеников при отсутствии информации о состоянии их здоровья могут привести к травмам.

    Задача предмета «Физическая культура» состоит не только в том, чтобы обучать и воспитывать детей, но и поддерживать их здоровье, по возможности исправлять возникшие отклонения в их организме.

     Улучшение здоровья школьников – одно из приоритетных направлений в работе как учителя физической культуры, так и всего педагогического коллектива школы. Это многоаспектная проблема ни в одном образовательном учреждении не может быть решена только силами одного учителя физкультуры. В решении данной проблемы должны быть задействованы помимо учителя физической культуры и руководители школы, и учителя начальных классов, и учителя- предметники, и медицинские работники школы, и родители учащихся, и сами учащиеся.

    Практика свидетельствует, что многие аспекты здоровья учащихся в школах остаются в тени. Что имеется в виду? Каждый специалист, как бы добросовестно он ни осуществлял свои обязанности, выполняет преимущественно свою часть работы. Руководство школы обеспечивает общий здоровьесберегающий режим процесса обучения. Учителя начальных классов в меру своих сил пытаются физически образовывать младших школьников, учителя – предметники стараются не перегружать учащихся, учитель физической культуры повышает физическую подготовленность своих подопечных, медицинский персонал контролирует состояние школьников. Вроде бы каждый делает своё дело, а в итоге суммарный эффект воспитания, образования и развития ребёнка не всегда положительный, а нередко и сугубо отрицательный.  Это происходит из-за отсутствия координации в работе.

   Одним из способов решения этой проблемы может оказать введение «Листка физического развития школьника».

   «Листок развития…» состоит из трёх основных частей – медицинских показателей, показателей уровня двигательной подготовленности и рекомендаций для педагогов и родителей учащихся. Медицинский работник школы вносит в «Листок..» показатели физического развития каждого ребёнка и даёт рекомендации для учителя физической культуры о степени допустимых нагрузок на уроках, противопоказаниях (если они есть) использования отдельных физических упражнений, аспектах, на которые необходимо обратить внимание (например, быстрая утомляемость данного школьника). Далее указываются рекомендации для родителей о правильном составлении индивидуального режима дня школьника, необходимых ему гигиенических мероприятиях (например, увеличение продолжительности ночного сна).

    Учитель физической культуры, в свою очередь, заносит в «Листок …» индивидуальные показатели двигательной подготовленности школьников и даёт рекомендации для родителей каждого учащегося – какие физические упражнения необходимо выполнять в течение дня, на какие двигательные качества необходимо обратить внимание в первую очередь и как это сделать, какой комплекс утренней гигиенической гимнастики лучше выполнять данному ребёнку.

     По мере изменения текущей подготовленности и состояния его здоровья рекомендации меняются. «Листки физического развития» позволяют проследить динамику здоровья и физической подготовленности учащихся на протяжении всего периода обучения, облегчит работу педагогического коллектива школы в обучении, развитии, воспитании и оздоровлении школьников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, определяющие мотивы посещения уроков физической культуры

Известно, что успех в какой-либо деятельности в определенной мере зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления самоутвердится, достичь высоких результатов. Чем более высокий уровень ...

Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников

В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...

"Дифференцированный подход на уроках физической культуры как фактор успешности обучающегося"

Дифференцированый подход  стоит во главе всей педагогической работы и помогает выполнять цели и задачи физического воспитания в школе. Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждени...

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников

Одной из актуальнейших проблем современного общества является физическое здоровье нации. Этой проблеме уделяется внимание на государственном уровне, разраба­тываются и реализуются национальные про...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников

В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось в перио...