Образовательная программа «Фитнес»
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ЦЕТРАЛЬНОЕ ОКРУЭНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САНТОРНАЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №39
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГОУ Санаторный Зам. директора ОМЦ ЦОУО ДО
Детский дом №39 __________ П.В. Кузьмин
________ Миначенко С.К. «___»_____________200_г.
«___»_________200_г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«ФИТНЕС»
Срок реализации программы-9 лет
Год разработки программы-2009
Форма организационной деятельности -секция
Возрастная категория учащихся- 7-16 лет
Составитель:
Холмовская Евгения Борисовна
Педагог дополнительного образования,
Первой квалификационной категории
«Согласовано»
Руководитель структурного
Подразделения дополнительного
образования
________ Л.Б. Кривошеева
«___»___________ 200_г.
Г. Москва
Содержание:
1.Пояснительная записка 3
2.Содержание дополнительной образовательной программы 7
3.Учебно-тематическое планирование 8
4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 11
5.Список литературы 15
Пояснительная записка.
Проблема движения и здоровья имела уже достаточную актуальность в Древней Греции и Древнем Риме, так греческий философ Аристотель высказывать мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал : «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта ». Древнеримский врач Гален в своем труде « Искусство возвращать здоровье» писал : « Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений…». Французский врач Симон - Андре Тиссо писал : …движение как таковое может заменить средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движений».
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения. По данным различных исследований, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказаны многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективным преодолением многих заболеваний.
Исходя из выше сказанного, роль инструктора физической культуры в модернизации процесса физического воспитания очень велика. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка. Именно поэтому, содержание задач, направленных на укрепление здоровья, улучшение физического развития, являются приоритетными.
Программа секции «Фитнес» физкультурно-спортивной направленности ориентирована на формирование здорового образа жизни в целом. Данная задача решается за счет расширения круга знаний, объясняющих особенности анатомо-физиологического развития и целенаправленного педагогического воздействия средствами физического воспитания.
Фитнес - это сбалансированное состояние оптимальных уровней силы, гибкости, контроля за весом тела, сердечно-сосудистых возможностей, позитивного физического и психического настроения, что позволяет человеку жить полноценно, быть свободным от контролируемых факторов риска и развивать потенциальные физические способности.
Фитнес - это образ жизни, позволяющий сохранять и укреплять здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, вести активный образ жизни.
Фитнес - это образ жизни, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека.
Цель программы: Гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствовании двигательных способностей человека.
Задачи программы:
1. Физическое совершенствование, повышение уровня физической образованности, формирование здорового образа жизни.
2. Расширение физического потенциала, укрепление здоровья, стимуляция развития и проявления физических способностей обучающегося в условиях и режимах, адекватных его биологической и психологической природе.
3. Развитие эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, удовлетворение потребности в общении, взаимопомощи, расширение возможности духовного самосовершенствования.
4. Создание условий и предпосылок для самореализации и самовоспитания личности.
5. Формирование познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных и специальных умений и навыков при опоре на зону физического развития учащегося, посредством занятий упражнениям общеразвивающей и специализированной направленностью.
Методические задачи:
- развитие физических качеств и способностей ;
- формирование правильной осанки;
- воспитание дисциплинированности, чувства доброжелательности по отношению к другим;
- развитие пространственной ориентации;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие двигательных умений и навыков.
- совершенствование основных физических качеств и способностей;
- воспитание воли, решительности, целеустремлённости, дисциплинированности;
- формирование творческого отношения к самостоятельной деятельности,
- -воспитание морально-волевых качеств
- -развитие пространственной ориентации
- - учить составлению комбинаций
- - укрепить мышечную систему, сердечнососудистую и дыхательную системы
- - улучшение эмоционального фона, а отсюда следует психологическая разгрузка
- - Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию
- - повысить интерес к физической культуре.
- - Повышение физической и умственной работоспособности
- -Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
- -Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями;
- -Формирование чувства ответственности за свое здоровье.
- - учить управлять своим телом.
- - учить чувству ритма и такта.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 9 лет обучения детей 7 - 16 лет, с учетом возрастных особенностей.
Содержание программы предполагает следующий режим работы: 2 занятия в неделю по 1 часу (всего 72 часа). На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности.
Программа составлена на 2 раздела: младшая(1-4 класс), средняя(5-9класс). В каждой группе двигательные действия и комбинации движений соответствует возрастным особенностям и физической подготовке.
Прогнозируемые результаты:
Результаты обучения по предложенной программе дифференцируются по следующим знаниям, умениям и навыкам :
Учащиеся 1-4 классов должны знать:
- характер музыки
- ритм музыки
- позиции ног и рук
- знать названия упражнения классического тренажа
- способы удержания предмета
Учащиеся 1-4 классов должны уметь:
- слушать музыку
- выполнять задания в ходьбе под музыку без ошибок
- выполнять позиции ног у рук без ошибок
- выполнять упражнения классического тренажа без ошибок
- выполнять упражнения с предметом под музыку
- выполнять комплекс упражнений с предметом
-выполнять танцевальные упражнения
Учащиеся 5-9 классов должны знать:
- знать виды шагов в базовой аэробике
- отличать виды аэробики
- знать названия шагов на степ- доске
Учащиеся 5-9 классов должны уметь:
- выполнять двигательные действия под быструю музыку
- уметь ориентироваться в пространстве
- выполнять упражнения с предметом
- выполнять комплекс упражнений в одном темпе на протяжении всего занятия
- контролировать свои силы и возможности
Подведение итогов:
Учащиеся начальных классов должны выполнить комплекс упражнений под музыку, танец, сдать тесты на гибкость, на пресс, отжимание . И сдается 1 раз в четверть. В конце года анализируется динамика развития.
Учащиеся старших классов должны выполнять все комплексы аэробики, степаэробики. В каждой четверти сдается тесты на гибкость, на пресс, отжимание. В конце года просматривается динамика развития учащихся.
Содержание программы.
Программа разбита на два раздела. В первый раздел входят занятия с детьми 1-4 классов. В него входит:
1. «Азбука музыкального движения», где будет раскрываться суть музыкального произведения, ритм, настроение которое передает музыка.
2. «Музыка в движении»- включает в себя ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки.
3. Упражнения классического тренажа- входят упражнения у станка.
4 Упражнения с предметом- дети будут выполнять движения под музыку с различными предметами, как обруч, мячи, гимнастические палки.
5. Элементы польки- галоп, основной шаг польки, приглашения.
6. Элементы русского народного танца- ковырялочка, веревочка, припадание, присядка и т.д.
7. Элементы вальса- основной шаг вальса вперед, назад и т.д.
Во второй раздел входят занятия с детьми 5-9 класса. В него входят:
1) базовая аэробика : приставной шаг, 2 приставных шага, скрестный шаг, прыжки на 1-2 ногах, махи ногами, сочетание прыжков с шагами, « Мамбо»,перемещение в различные стороны, работа рук, комбинации.
2) упражнения с предметами ( скакалка, обруч): способы удержания предмета, способы вращения предмета, сочетание с шагами, прыжками, броски и подбрасывание предмета , комбинации.
3)Фитбол- упражнения на мяче, с мячом, упражнения на осанку.
4) упражнения на осанку- упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической палкой, использование спец. оборудования ( мешочки)
5) Стрейтчинг - растяжка задействованных мышц на занятии , используя гимнастическую стенку, коврик.
6) Силовая подготовка – упражнения с собственным отягощением, с гантелями на крупные мышцы.
7) Степ-аэробика : шаг, шаг с махом, кик, упражнения с гантелями (используются как отягощение баз движений, шаги с движениями рук вперед, вверх, в стороны), комбинации.
6) Упражнения в партере – на мышцы живота, спины, верхней поверхности бедра, задней поверхностей бедра, ягодичные мышцы, мышцы предплечья.
Упражнения в классах отличаются дозировкой, темпом движений, сложностью комбинаций. Состав группы переменный.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Усвоение программы смотрится по выполнению всех комбинаций в целом, без остановок, подсказок.
.
Учебно-тематическое планирование.
Раздел №1
1 класс
№ | Тема | теория | Практика | |
1 | Азбука музыкального движения | 3 | 11 | |
2 | Музыка в движении | 20 | ||
3 | Упражнения с предметом | 10 | ||
4 | Упражнения классического тренажа | 18 | ||
5 | Упражнения на осанку | 10 | ||
Итого: | 3 | 69 |
2 класс
№ | Тема | теория | Практика |
1 | Упражнения классического тренажа | 3 | 11 |
2 | Музыка в движении | 20 | |
3 | Упражнения с предметом | 10 | |
4 | Упражнения на осанку | 10 | |
5 | Элементы польки | 18 | |
Итого: | 3 | 69 |
3 класс
№ | Тема | теория | Практика |
1 | Элементы русского народного танца | 3 | 11 |
2 | Музыка в движении | 20 | |
3 | Упражнения с предметом | 10 | |
4 | Упражнения на осанку | 10 | |
5 | Упражнения классического тренажа | 18 | |
Итого: | 3 | 69 |
4 класс
№ | Тема | теория | Практика |
1 | Элементы вальса | 3 | 11 |
2 | Музыка в движении | 20 | |
3 | Упражнения с предметом | 10 | |
4 | Упражнения на осанку | 10 | |
5 | Упражнения классического тренажа | 18 | |
Итого: | 3 | 69 |
Раздел №2
5 класс
№ | ТЕМА | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Базовая аэробика | 1 | 10 |
Комбинации | 1 | 8 | |
2 | Стрейтчинг | 1 | На каждом занятии |
3 | Фитбол | 1 | 10 |
4 | Степ-аэробика | 1 | 10 |
Упражнения с гантелями | 1 | 9 | |
6 | Упражнения в партере | 1 | 8 |
7 | Упражнения на осанку | 10 | |
Итого: | 7 | 65 |
6 класс
№ | Тема | теория | практика |
1 | Базовая аэробика | 1 | 10 |
Комбинации | 1 | 10 | |
2 | Стрейтчинг | 1 | На каждом занятии |
3 | Фитбол | 1 | 10 |
4 | Силовая подготовка | 1 | 10 |
5 | Степ-аэробика | 1 | 10 |
6 | Упражнения в партере | 1 | 10 |
7 | Упражнения на осанку | 5 | |
Итого: | 7 | 65 |
7 класс
№ | Тема | теория | практика |
1 | Базовая аэробика | 1 | 10 |
Комбинации | 10 | ||
2 | Стрейтчинг | 1 | На каждом занятии |
3 | Фитбол | 1 | 10 |
4 | Силовая подготовка | 1 | 6 |
5 | Степ-аэробика | 1 | 10 |
Упражнения с гимнастической палкой | 1 | 5 | |
6 | Упражнения в партере | 1 | 5 |
7 | Упражнения на осанку | 9 | |
Итого: | 7 | 65 |
8 класс
№ | Тема | теория | практика |
1 | Базовая аэробика | 1 | 10 |
Комбинации | 10 | ||
2 | Стрейтчинг | 1 | На каждом занятии |
3 | Фитбол | 1 | 10 |
4 | Силовая подготовка | 1 | 6 |
5 | Степ-аэробика | 1 | 10 |
6 | Упражнения с гимнастической палкой | 1 | 5 |
7 | Упражнения в партере | 1 | 5 |
8 | Упражнения на осанку | 9 | |
Итого: | 7 | 65 |
9 класс
№ | тема | теория | практика |
1 | Базовая аэробика | 1 | 10 |
Комбинации | 10 | ||
2 | Стрейтчинг | На каждом занятии | |
3 | Фитбол | 1 | 5 |
4 | Силовая подготовка | 1 | 6 |
5 | Степ-аэробика | 1 | 10 |
Упражнения с гантелями | 1 | 5 | |
Упражнения с гимнастической палкой | 1 | 5 | |
6 | Упражнения в партере | 1 | 5 |
7 | Упражнения на осанку | 9 | |
Итого: | 7 | 65 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Основные принципы обучения
1) Принцип сознательности и активности, который предусматривает прежде всего воспитание осмысленного овладения техникой ОФК; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
2) Принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация упражнений, видео и фото- материалы)
3) Принцип доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов.
4) Принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники двигательных действий и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Особенностями данной программы являются:
1. Разноуровневые и разновозрастные учебные группы;
2. Оптимизация учебного процесса применительно к одаренным учащимся; предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса.
3. Применение принципа вариативности - содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастно-половых психофизиологических особенностей обучающихся, их личных желаний.
Методика обучения
Обучение конкретному элементу или комбинации элементов можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.
Первый этап (ознакомление) - создание общего предварительного представления об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.
Второй этап (разучивание, закрепление навыка) - непосредственное овладение основами техники выполнения движения. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и ученика уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
Третий этап (совершенствование техники) - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять упражнение верно.
Методы обучения:
- Структурный – это последовательное разучивание и усвоение движений. При этом используются специально подготовленные хореографические связки.
- Метод музыкальной интерпретации – связанный с характером движений и музыку. Для того чтобы его использовать, необходимо ознакомиться с элементарными понятиями музыкальной грамоты.
- Метод усложнения – обеспечивает переход от простых движений к более сложным.
- Метод сходства – помогает формировать идею простого движения в разнообразные варианты.
- Метод блоков – при его использовании движения не складываются из составных частей , а объединяются в блоки по мере усвоения.
- Фристайл – свободное повторение и выполнение движений под музыку.
Работа на занятиях может быть организованной фронтальным, групповым или индивидуальным методом.
Преимущественно фронтального метода заключается в том, что учитель имеет возможность следить за действиями всех занимающихся. Фронтальный метод используют в ходе разучивания простых движений, когда занимающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями. Он обеспечивает большую плотность занятия.
При групповом методе класс делится на несколько групп, которые самостоятельно или под руководством прорабатывают учебное задание.
Индивидуальный метод заключается в том, что каждый занимающийся получает определенное задание и самостоятельно работает.
Методы контроля:
Тесты
№п\п | Класс | Название теста |
1 | 1-9 | Тест на гибкость из и.п.- сидя на полу |
2 | 1-9 | Тест на пресс за 30сек |
3 | 1-9 | Отжимание/подтягивание |
4 | 1-9 | Прыжки на скакалке за 1 мин. |
Учебно-методическая литература.
№п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. | С.В. Колесников | «Феникс» | 2005 |
2 | Двигайся больше, живи дольше: Уникальная Фитнес- программа молодости | Авербух м. | ФАИР-ПРЕСС | 2004 |
3 | Оздоровительная гимнастика на специальных мячах для детей : Методическое пособие | Левченковой Г.П., Сверчковой О.Ю., | Фитбол | 2001 |
4 | Фитнес : Тонкости, хитрости и секреты | Татура Ю.В | ЗАО « Новый издательский дом» | 2004 |
5 | Фитбол- тренинг: Пособие по Фитбол -аэробике и Фитбол - гимнастике, -М.: | Сверчкова О.Ю., Левченкова Т.В., Веселовская | ННОУ центр Фитбол | 2002 |
Технические средства обучения.
№п\п | Название |
1 | Аудио кассеты-6шт. |
2 | Видео кассета- «Fitball» |
3 | Видео кассета «Шейпинг»-4 шт |
4 | CD «Activa Aerobics» |
5 | CD «Aerobeat №20» |
6 | СD-«Дискотека вверх ногами» |
7 | DVD «Aerobics» |
8 | DVD «Красота за 10 мин.» |
Список литературы.
- Колесников С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы/С.В. Колесникова. - Ростов н/Д.:Феникс,2005.-157с.
- Авербух м. Двигайся больше, живи дольше: Уникальная Фитнес - программа молодости/Пер. с англ. Т. Новиковой.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2004.-272 с.
- Оздоровительная гимнастика на специальных мячах для детей : Методическое пособие/Сост.- Левченковой Г.П., Сверчковой О.Ю., -М.: Фитбол,2001.
- Сверчкова О.Ю., Левченкова Т.В., Веселовская Фитбол - тренинг: Пособие по Фитбол -аэробике и Фитбол - гимнастике, -М.:ННОУ центр Фитбол,2002.
- Мариничев Н.А. Коррекция осанки у детей, Ярославль:ЦДЮ,1998.
- Татура Ю.В. Фитнес : Тонкости, хитрости и секреты. - М.: ЗАО « Новый издательский дом»,2004.
- Крусеева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях/Т.О. Крусеева. -Ростов н/д: Феникс,2005.-253с.
- Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М., 2001.
- Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс. - М., 2002.
- Хоули Э. Т., Френкс Б. Д Оздоровительный фитнесс. – Киев, 2000
- . Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г, Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики. – Волгоград, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы
Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...
Модифицированная образовательная программа "фитнес-аэробика для групп начальной подготовки"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Модифицированная образовательная программа"фитнес-аэробика для учебно-тренировочных групп"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Программа "Фитнес для малышей"
Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельног...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Фитнес»
Рабочая программа по Фитнесу для реализации в системе дополнительного образования детей....
Образовательная программа "Фитнес и здоровье"
Разработка образовательной программы «Фитнес и здоровье». Цель программы: гармоничное физическое и духовное совершенство через развитие творческого потенцияла....
«Введение в образовательную программу «Фитнес-аэробика»
План-конспект...