УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
рабочая программа по физкультуре на тему
Предлагаемая программа разработана на основе программы для ДЮСШ по баскетболу, анализа специальной литературы, законодательных документов, опыта работы детских тренеров.
Программа предназначена для учителей физической культуры, начинающим тренерам, организаторам физической культуры и спорта, методистам.
Задачей программы является подготовка физических крепких, с гармоническим развитием физических и духовных сил спортсменов, активных граждан России. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных баскетболистовходит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_basketbol.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО БАСКЕТБОЛУ
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
Пояснительная записка
Предлагаемая программа разработана на основе программы для ДЮСШ по баскетболу, анализа специальной литературы, законодательных документов, опыта работы детских тренеров.
Программа предназначена для учителей физической культуры, начинающим тренерам, организаторам физической культуры и спорта, методистам.
Задачей программы является подготовка физических крепких, с гармоническим развитием физических и духовных сил спортсменов, активных граждан России. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных баскетболистов, которая предусматривает:
- содействие гармоническому развитию, всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
- подготовку баскетболистов высокой квалификации;
- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной и игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов.
Задачи перед группами с учетом возраста занимающихся и их возможностей, основного принципа учебно-воспитательной работы – универсальность подготовки учащихся поставлены следующие: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, ловле, передачам, ведению и броскам мяча в корзину, обучения техническим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом, приучение к игровой обстановке, выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Программа составлена так, что для каждого года обучения излагается только новый материал. Учебный материал по технической и тактической подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приёмов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Программа предусматривает привлечение в группы начальной подготовки занимающихся в возрасте 8-12 лет и в учебно-тренировочные группы с 12-16 лет.
Методические рекомендации по реализации программы.
Одним из важных условий повышения эффективности учебно-тренировочного занятия является рациональное планирование учебного материала. Это творческий процесс, требующий от тренера знаний основ теории физического воспитания, современных подходов к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, методики обучения технически и тактическим действиям баскетболистов, определенных конструктивных способностей и навыков.
Многие специалисты рекомендуют при проведении тренировочных занятий с учащимися групп начальной подготовки планировать комплексное (комбинированное) прохождение программного материала, так как это даст возможность дольше использовать средства, направленные на формирована того или иного двигательного навыка, проводить тренировки более разнообразно, лучше удовлетворять интересы занимающихся. В то же время разносторонний характер воздействия баскетбола на функции детского организма и на развитие двигательных качеств позволяет при правильной организации и проведении специализированных занятий обеспечить их комплексный характер, разнообразность и преемственность. Но в любом случае для того, чтобы обоснованно планировать изучение материала, тренер должен отлично знать содержание всей программы во взаимосвязи ее разделов, начиная с первого года начальной подготовки до групп спортивной совершенствования.
Исходя из предлагаемой программы, подготовленности и интересов учащихся, оснащенности учебно-материальной базы, периодизации учебно-тренировочного процесса и личного опыта, тренер, прежде всего, должен наметить объем материала, определить очередность прохождения основные разделов программы, что должно найти свое отражение в плане-графике распределения программного материала.
Затем надо перейти к распределению этого объема по отдельным тренировочным занятиям, как правило, с планирования двигательных умений и навыков. При этом следует учитывать: объем времени, необходимый на обучение техническим приемам и тактическим действиям в зависимости от их сложности; постепенность усложнения изучаемых баскетбольных упражнений в течение серии занятий, необходимость закрепления навыков путем повторения их через определенные промежутки времени.
Планируя развитие двигательных способностей, необходимо предусмотреть его опережение по отношению ко времени начала овладения теми техническими приемами, в которых эти двигательные качества должны быть реализованы. Ряд упражнений для этого можно дать в виде домашних заданий. Надо правильно рассчитать и объем времени, который необходимо выделить на развитие двигательных качеств.
Для контроля за успешностью процесса обучения необходимо запланировать на некоторых тренировках контрольные упражнения по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая) в зависимости от года обучения.
Планы распределения программного материала представляют собой основу для составления конспектов отдельных тренировочных занятий.
Необходимо отметить, что тренер после окончания года должен проанализировать и, если нужно, творчески переработать документы планирования с учетом выявленных ошибок и просчетов. В этом необходимое условие постоянного совершенствования учебного процесса.
Общий объем годового учебного плана должен быть выполнен полностью. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов.
Наполняемость групп и учебно-тренировочного режима
п/п | Год обучения | Кол-во учащихся в группе | Кол-во учебных часов в неделю | Кол-во учебных часов в год |
1 | 1 год (НП1) | 15 | 6 | 180 |
2 | 2 год (НП2) | 15 | 6 | 180 |
3 | 3 год (УТГ1) | 12 | 9 | 270 |
4 | 4 год (УТГ2) | 12 | 10 | 300 |
5 | 5 год (УТГ3) | 12 | 12 | 360 |
6 | 6 год (УТГ4) | 12 | 12 | 360 |
7 | 7 год (УТГ5) | 12 | 12 | 360 |
В общую годовую нагрузку входят все виды занятий и работы с баскетболистами. Из этого числа часов определенное количество надо предусмотреть на восстановительно-профилактические мероприятия, проведение занятий по общей физической подготовке отдельным преподавателем и т.д.
Тщательное программирование процесса многолетней подготовки дает необходимый эффект только при наличии столь же тщательной системы контроля за ходом подготовки. Содержание требований к уровню спортивной подготовленности учащихся составляют конкретные показатели по основным видам подготовки, по физическому развитию, по результатам участия в соревнованиях; учитываются сроки пребывания учащегося в данной спортивной школе. Существуют требования при приеме в учебные группы, при выпуске из них и по окончанию каждого года занятий (кроме выпуска).
При приеме в группы начальной подготовки основное внимание направлено на выявление детей, обладающих данными для успешного овладения навыками игры в баскетболе.
После окончания групп начальной подготовки делаются заключения относительности перспективности в баскетболе занимающегося, прошедшего начальный курс, его возможности с точки зрения овладения в совершенстве техникой и тактикой игры в баскетболе на последующем этапе.
Результаты контрольных нормативов доставляют основу для оценки качества работы тренеров. Учитывая специфику баскетбола, оценка качества учебно-тренировочной работы только по результатам участия в соревнованиях неприемлема в работе с юными баскетболистами. Только при выполнении определенного минимума требований по видам подготовки результаты соревнований имеют определенный вес в общей оценке.
Примерный годовой учебный план работы
Содержание занятий | Группы | ||||
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Теоретические занятия | |||||
История возникновения и развития баскетбола | 2 | 2 | — | ||
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Гигиена занятий физической культурой и спортом. Режим спортсменов. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Врачебный контроль | |||||
Общие основы обучения и тренировки | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Оборудование мест занятий, инвентарь и уход за ним | 1 | — | 1 | 1 | 1 |
Основные сведения о баскетболе | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Организация и проведение соревнований | — | — | 1 | 1 | 1 |
Правила соревнований | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Права и обязанности судей, методика и техника судейства | — | — | 1 | 1 | 1 |
Итого часов | 10 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические замятия | |||||
Общая физическая подготовка | 40 | 38 | 40 | 40 | 40 |
Специальная физическая подготовка | 30 | 30 | 40 | 40 | 40 |
Изучение и совершенствование техники | 50 | 50 | 80 | 80 | 70 |
Изучение и совершенствование тактики | 10 | 10 | 30 | 45 | 70 |
Игровая подготовка | 20 | 20 | 30 | 45 | 70 |
Участие в соревнованиях | 15 | 15 | 30 | 30 | 50 |
Выполнение контрольных нормативов | 5 | 5 | 8 | 8 | 8 |
Инструкторская и судейская практика | Подводится в процессе тренировки | ||||
Итого часов | 170 | 168 | 258 | 288 | 348 |
Всего | 180 | 180 | 270 | 300 | 360 |
Примерный годовой график распределения учебных часов для групп первого года обучения
Содержание тренировок | Месяцы тренировочного сезона | Итого | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Количество часов | часов | ||||||||||
Теоретические занятия | |||||||||||
1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 | |||
Практические занятия | |||||||||||
Общая физическая подготовка | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 3 | 1 | 40 | ||
Специальная физическая подготовка | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 1 | 30 | ||
Изучение и совершенствование техники игры | 9 | 9 | 10 | 9 | 7 | 6 | 3 | 1 | 50 | ||
Изучение и совершенствование тактики игры | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||
Игровая подготовка | 2 | 3 | 2 | 2 | 5 | 6 | 8 | 1 | 20 | ||
Участие в соревнованиях | 4 | 3 | 4 | 4 | 15 | ||||||
Выполнение контрольных нормативов | 3 | 1 | 1 | 5 | |||||||
Итого | 25 | 25 | 24 | 23 | 25 | 23 | 25 | 11 | 170 | ||
Всего | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 24 | 26 | 13 | 180 |
13
Примерный годовой график распределения учебных часов для групп второго года обучения
Содержание тренировок | Месяцы тренировочного сезона | Итого | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Количество часов | часов | ||||||||||
Теоретические занятия | |||||||||||
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 12 | |||
Практические занятия | |||||||||||
Общая физическая подготовка | 7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 5 | 3 | 1 | 40 | ||
Специальная физическая подготовка | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 1 | 30 | ||
Изучение и совершенствование техники игры | 9 | 9 | 10 | 9 | 7 | 6 | 3 | 1 | 50 | ||
Изучение и совершенствование тактики игры | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||
Игровая подготовка | 2 | 3 | 2 | 2 | 5 | 6 | 8 | 1 | 20 | ||
Участие в соревнованиях | 4 | 3 | 4 | 4 | 15 | ||||||
Выполнение контрольных нормативов | 3 | 1 | 1 | 5 | |||||||
Итого | 25 | 25 | 24 | 23 | 25 | 23 | 25 | 11 | 168 | ||
Всего | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 24 | 26 | 13 | 180 |
Примерный годовой график распределения учебных часов для групп третьего года обучения
Содержание тренировок | Месяцы тренировочного сезона | Итого | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Количество часов | часов | ||||||||||
Теоретические занятия | |||||||||||
1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 | |||
Практические занятия | |||||||||||
Общая физическая подготовка | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 3 | 1 | 40 | ||
Специальная физическая подготовка | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 2 | 40 | ||
Изучение и совершенствование техники игры | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 9 | 8 | 5 | 80 | ||
Изучение и совершенствование тактики игры | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 30 | ||
Игровая подготовка | 2 | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 | 6 | 1 | 30 | ||
Участие в соревнованиях | 1 | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 | 3 | 30 | |||
Выполнение контрольных нормативов | 6 | 1 | 1 | 8 | |||||||
Итого | 35 | 35 | 34 | 35 | 35 | 35 | 35 | 16 | 258 | ||
Всего | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 18 | 270 |
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Первый год обучения
Техническая подготовка.
Техника нападения.
Техника передвижения. Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперед). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Передвижения приставными шагами (лицом, правым, левым боком вперед, спиной вперед). Бег вокруг площадки с ускорениями и замедлениями на определенных участках чередования спокойного бега с ускорениями по сигналам. Прыжки толчком двумя ногами, толчком одной ноги. Прыжки с короткого разбега. Остановка в ходьбе. Остановка прыжком. Остановка двумя шагами. Сочетание способов передвижения. Повороты стоя на месте (вперед, назад). Повороты в сочетании с передвижениями и остановками.
Техника владения мячом. Держание мяча обеими руками. Ловля мяча стоя на месте. Ловля мяча двумя руками на уровне груди. Ловля низко летящего мяча. Ловля катящегося мяча двумя руками и одной рукой. Ловля мяча в прыжке. Ловля перечисленными способами медленно летящего мяча, ловля мяча, летящего со средней скоростью. Ловля мяча одной рукой и двумя руками при встречном движении. Ловля мяча в сочетании с остановками, поворотами.
Передачи мяча двумя руками сверху. Передачи мяча одной рукой от плеча, передачи двумя руками от груди, передачи двумя руками отскоком от пола, передачи двумя руками снизу. Передачи мяча перечисленными способами с места и в движении. Передачи мяча в парах, стоя на месте (ближние и средние по расстоянию: 2,5-6 м). Встречные передачи в движении (в колоннах). Передачи мяча на одном уровне. Использование различных исходных положений при передачах (стоя на согнутых, полусогнутых, прямых ногах). Сочетание приемов (ловля-передача-поворот).
Ведение мяча с высоким отскоком на месте. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с обводкой препятствий. Ведение мяча с переводом
на другую руку. Ведение мяча с синхронным ритмом движений руки с мячом и ног. Эстафеты с ведением, ведение мяча по сигналам и с сопровождением.
Ведение мяча в круге (умение укрывать мяч при ведении). Ведение с передачей мяча по сигналу. Ведение мяча в сочетании с остановками и поворотами.
Броски мяча с места. Броски мяча двумя руками от груди. Броско мяча одной рукой от плеча, двумя руками снизу. Броски мяча одной рукой от плеча с вращением мяча. Броски двумя руками снизу и двумя руками от груди с отскоком от щита. Броски без отскока от щита. Броски мяча перечисленными способами с близкого расстояния. Броски мяча под углом к щиту. Броски мяча с последующим движением за броском. Броски мяча перечисленными способами после ведения. Штрафные броски (соревнования в точности). Сочетание приемов (передача-ведение-бросок). Броски с точек.
Обманные движения (финты). Финт на проход-проход. Финт на бросок-передача. Финт на рывок-рывок.
Техника защиты.
Техника передвижения. Стойка. Стойка защитника с выставленной ногой вперед. Стойка защитника со ступнями ног на одной линии. Положение рук. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед, спиной вперед. Передвижения приставными шагами в стороны, назад, вперед. Сочетание способов передвижений с остановками. Передвижения в защитной стойке по сигналам.
Техника овладения мячом. Выравнивание и выбивание мяча. Захват мяча-вырывание. Вырывание и выбивание мяча у игрока, сделавшего остановку после ведения.
Перехват мяча при передаче. Перехват передачи, выполненной поперек поля, неподвижно стоящим нападающим. Перехват передачи, выполненной вдоль поля, неподвижно стоящим нападающим. Тактическая подготовка.
Индивидуальные действия. Действия без мяча.
Выбор способа передвижения в зависимости от направления и скорости перемещения. Применение сочетаний изученных способов передвижений целью освобождения от опеки защитника.
Выход на свободное место для получения мяча навстречу партнеру с мячом, в сторону от партнера с мячом.
Действия с мячом.
Применение изученных способов ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Применение поворотов с целью укрывания мяча противника.
Применение изученных способов передачи мяча в зависимости расстояния и направления. Определение момента для выполнения передачи зависимости от действий партнера нападающего и защитника.
Определение игровой ситуации, целесообразной для применения ведения мяча и выбор направления ведения мяча.
Выбор способа выполнения броска мяча в корзину (из числа изученных) зависимости от: места расположения игрока по отношению к кольцу и способа перемещения.
Применение сочетаний изученных приемов техники в игровых ситуация
Групповые действия.
Взаимодействие двух игроков «Передай мяч и выходи».
Взаимодействие трех игроков - «треугольника».
Командные действия.
Командные действия в нападении по принципу выбора свободного мест применением взаимодействия «передай мяч и выходи» и «треугольник».
Тактика защиты.
Индивидуальные действия.
Выбор места по отношению к подопечному нападающему с мячом и без мяча
Применение изученных способов защитной стойки в зависимости от места расположения нападающего на площадке.
Выбор в применение изученных способов передвижений и их сочетаний в зависимости от направления и скорости передвижения нападающего.
Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.
Выбор момента и применение вырывания и выбивания мяча из рук игрока, перехватов мяча.
Действия одного защитника против двух нападающих.
Групповые действия.
Взаимодействие двух защитников (подстраховка).
Командные действия.
Переключение от действий в нападении к действиям в защите (возвращение в тыловую зону разбор игроков). Личная система защиты на своей половине поля.
Технико-тактическая подготовка.
Чередование упражнений в быстроте выполнения различных движений.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств в различных движениях, чередующихся между собой (прыжковые упражнения, упражнения в метаниях и т.д.).
Выполнение упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и быстроты в различных сочетаниях.
Чередование упражнений для развития быстроты и скоростно-силовых качеств с изученными способами перемещений.
Перемещение изученными способами на максимальной скорости.
Сочетание упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, быстроты, с упражнениями в ловле и передачах мяча изученными; способами, остановками, поворотами.
Выполнение изученных приемов техники (и способов) в различных сочетаниях (чередование способов перемещения, способов владения мячом).
Длительное выполнение изученных технических приемов и способов и применения.
Многократное повторение изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных) в защите и нападении без сопротивления и с сопротивлением.
Эстафеты, основанные на выполнении приемов техники баскетбола различных сочетаниях.
Игры, подводящие к баскетболу «Мяч капитану», «Борьба за мяч».
Задания в игре, основанные на пройденном материале, по технике тактике. Например: игра без ведения мяча. Выполнение бросков в корзину только определенным способом. Применение определенных взаимодействий перед броском в корзину. До атаки корзины выполнить определенно количество передач мяча.
Второй год обучения
Техническая подготовка. Техника нападения.
Техника передвижения. Стойка в сочетании с передвижениями. Ходьба, бег приставными шагами с поворотами на 180 и 360°. Прыжки толчком одной ноги с короткого разбега (доставание края щита двумя руками). Прыжки толчком двумя ногами с места. Остановка в медленном беге. Остановка в среднем беге. Остановка в беге по прямой, с изменением направления. Повороты в движении. Сочетание способов передвижения. Сочетание способов передвижений с техническими приемами.
Техника владения мячом. Ловля двумя руками высоко летящего мяча. Ловля одной рукой высоко летящего мяча. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. То же одной рукой. Ловля изученными способами быстро летящего мяча. Ловля мяча при поступательном движении. Сочетание приемов одной рукой снизу, одной рукой сбоку. Передача мяча одной рукой отскоком от пола. Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Передача мяча из рук в руки. Передача мяча одной рукой от плеча в прыжке. Сочетание приемов. Ловля мяча в движении - два шага-передача-остановка-поворот-ловля.
Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля (высокое). Ведение мяча с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. Ведение и передача из рук в руки. Пятнашки с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Сочетание приемов ведение-остановка прыжком-поворот-передача.
Броски мяча двумя руками сверху, одной рукой сверху. Броски мяча в движении. Броски одной рукой сверху в прыжке (с места и в движении). Броски перечисленными способами со средних дистанций, броски по направлению прямо перед щитом. Броски с сопротивлением защитника. Разнообразные исходные положения перед броском (стоя спиной к корзине, повернуться и бросить мяч). Броски левой и правой рукой. Штрафные броски. Соревнования в штрафных бросках (количество попаданий).
Техника защиты.
Техника передвижения. Сохранение защитной стойки во время движения. Скользящий шаг. «Работа ног» защитника при движении противника поперек площадки. Передвижение приставным шагом спиной вперед. Остановки прыжком. Остановка, рывок с места и изменение Направления. Сочетание способов передвижений с техническими приемами игры в защите.
Техника овладения мячом. Выбивание мяча у игрока, двигающегося с ведением. Вырывание и выбивание мяча, двигаясь параллельно противнику. Перехват мяча при ведении. Перехват мяча из-за едины нападающего при ведении мяча.
Противодействия защитника броску мяча в корзину (приближение к нападающему, сбивающие движения руками и т.д.).
Тактическая подготовка. Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Действия без мяча.
Выбор места при применении быстрого прорыва (в тыловой зоне, в средней части поля, в передовой зоне), при борьбе за отскочивший от щита мяч.
Выход на свободное место от партнера с мячом.
Выбор места на площадке с целью обеспечения свободы действий и взаимодействий с партнером по команде.
Действия с мячом.
Применение изученных способов ловли мяча в зависимости от места расположения и действий защитника.
Применение изученных способов передач мяча и их сочетание с финтами в зависимости от действий противника и расстояния до него.
Применение изученных способов ведения мяча в зависимости от противодействия защитника. Особенности применения ведения мяча при осуществлении быстрого прорыва.
Выбор способа выполнения бросков мяча в корзину в зависимости от расстояния до нее.
Применение сочетаний изученных способов выполнения технических приемов между собой и с финтами в игровых условиях.
Групповые действия.
Взаимодействие двух игроков с заслоном (внутренним и внешним) при позиционном нападении.
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи» в процессе применения системы быстрого прорыва.
Командные действия.
Позиционное нападение с применением заслонов (внутреннего и внешнего).
Системы быстрого прорыва (начало, развитие и завершение) длинной передачей к щиту противника и вдоль боковой линии).
Тактика защиты. Индивидуальные действия.
Выбор места для опеки игрока без мяча в зависимости от расположения игрока с мячом.
Выбор места для опеки игрока без мяча с целью противодействия получению мяча.
Выбор места при овладении мячом, отскочившим от щита.
Выбор момента и применение выбивания и перехватов мяча при ведении.
Выбор момента и применение накрывания и отбивания мяча при бросках в корзину изученными способами.
Действия одного защитника против двух нападающих при завершении быстрого прорыва.
Групповые действия.
Взаимодействие двух защитников против трех нападающих при позиционном нападении и при завершении быстрого прорыва.
Взаимодействие двух игроков с переключением, отступание и проскальзывание.
Командные действия.
Организация командных действий против применения быстрого прорыва (в стадии начала, развития и завершения).
Организация командных действий в процессе применения личной системы защиты.
Технико-тактическая подготовка.
Выполнение упражнений для развития специальных физических качеств в различных сочетаниях.
Сочетание выполнения упражнений, направленных на развитие физических качеств, применительно к конкретному приему техники.
Тактическая подготовка. Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Действия без мяча.
Выбор места при применении быстрого прорыва (в тыловой зоне, в средней части поля, в передовой зоне), при борьбе за отскочивший от щита мяч.
Выход на свободное место от партнера с мячом.
Выбор места на площадке с целью обеспечения свободы действий и взаимодействий с партнером по команде.
Действия с мячом.
Применение изученных способов ловли мяча в зависимости от места расположения и действий защитника.
Применение изученных способов передач мяча и их сочетание с финтами в зависимости от действий противника и расстояния до него.
Применение изученных способов ведения мяча в зависимости от противодействия защитника. Особенности применения ведения мяча при осуществлении быстрого прорыва.
Выбор способа выполнения бросков мяча в корзину в зависимости от расстояния до нее.
Применение сочетаний изученных способов выполнения технических приемов между собой и с финтами в игровых условиях.
Групповые действия.
Взаимодействие двух игроков с заслоном (внутренним и внешним) при позиционном нападении.
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи» в процессе применения системы быстрого прорыва.
Командные действия.
Позиционное нападение с применением заслонов (внутреннего и внешнего).
Системы быстрого прорыва (начало, развитие и завершение) длинной передачей к щиту противника и вдоль боковой линии).
Тактика защиты. Индивидуальные действия.
Выбор места для опеки игрока без мяча в зависимости от расположения игрока с мячом.
Выбор места для опеки игрока без мяча с целью противодействия получению мяча.
Выбор места при овладении мячом, отскочившим от щита.
Выбор момента и применение выбивания и перехватов мяча при ведении.
Выбор момента и применение накрывания и отбивания мяча при бросках в корзину изученными способами.
Действия одного защитника против двух нападающих при завершении быстрого прорыва.
Групповые действия.
Взаимодействие двух защитников против трех нападающих при позиционном нападении и при завершении быстрого прорыва.
Взаимодействие двух игроков с переключением, отступание и проскальзывание.
Командные действия.
Организация командных действий против применения быстрого прорыва (в стадии начала, развития и завершения).
Организация командных действий в процессе применения личной системы защиты.
Технико-тактическая подготовка.
Выполнение упражнений для развития специальных физических качеств в различных сочетаниях.
Сочетание выполнения упражнений, направленных на развитие физических качеств, применительно к конкретному приему техники с
выполнением этого приема техники. Например: метание набивного мяча одной рукой от плеча, двумя руками из-за головы, передача мяча одной рукой от плеча.
Чередование выполнения изученных технических приемов и способов в различных сочетаниях. Например: передача двумя руками от груди-ловля двумя руками на уровне груди-ведение-остановка-поворот назад-передача одной рукой от плеча-рывок-ловля в движении с последующим ведением к корзине-бросок в движении одной рукой сверху.
Выполнение изученных индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите в различных сочетаниях. Например: 1) выбор способа ловли мяча, ведение мяча с сопротивлением, выбор способа броска мяча в корзину; 2) ведение мяча, передача партнеру, заслон, участие в подборе мяча, отскочившего от щита; 3) нападение быстрым прорывом, переход к позиционному нападению после неудавшегося быстрого прорыва, переход к концентрированной личной защите на своей половине площадки.
Выполнение изученных приемов техники и способов их применения длительное время в различных сочетаниях (перемещения, броски, передачи, ловля).
Выполнение изученных индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите длительное время.
Эстафеты с применением приемов техники перемещений и владения мячом в различных сочетаниях.
Учебные игры с использованием всего изученного объема технических приемов и тактических действий. Применение заданий в игре.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАННИКОВ
Нормативы по физической и технической подготовке занимающиеся сдают на каждом году обучения. Это позволяет получить результаты, отражающие уровень подготовленности баскетболистов на определенном этапе учебно-тренировочного процесса, а также динамику роста или снижения этих показателей.
Нормативы по ОФП принимаются в начале и в конце каждого года подготовки согласно нормативам программы по физическому воспитанию для средней общеобразовательной школы соответственно возрасту занимающихся.
Объективной оценкой контроля считается только такая, которая будет состоять, как минимум, из двух показателей - определения уровня развития какого-либо качества и физиологической «стоимости» достижения этого результата. Последнее выходит за рамки тестирования и относится к сфере функциональной диагностики, где изучается адаптация организма в условиях спортивной нагрузки.
Функциональные пробы проводятся в условиях покоя, затем определяется характер и степень их изменения при выполнении стандартных и специфических контрольных нормативов и, наконец, анализируется характер и время восстановления после нагрузки.
Виды испытаний
1. Специальная физическая подготовка,
1.1. Доставание высшей точки над головой в прыжке (высота прыжка).
Баскетболист с разбега в два шага выполняет прыжок толчком с одной ноги, стремясь как можно выше коснуться (намеленным пальцем «удобной» руки) промерной планки с сантиметровой шкалой, прикрепленной к щиту.
Разность между лучшим результатом в трех попытках и высшей точкой поднятой вверх руки (предварительно измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев) позволяет определить прыгучесть спортсмена.
1.2. 40-секундный «челночный» бег (скоростная выносливость).
Баскетболист, стоя на лицевой линии, находится в высоком исходном
стартовом положении. По команде тренера (включается секундомер) бежит к ближней линии штрафного броска. Здесь он выполняет остановку так, чтобы одна нога полностью была на линии, поворачивается лицом вперед и устремляется на прежнее место. Затем, соблюдая условие - касание линии -бежит к центральной линии и обратно; к дальней линии штрафного броска и обратно; к противоположной лицевой линии и обратно.
Дистанция, пройденная за 40 сек, определяется по отметкам, сделанным мелом на площадке через 1 м.
1.3. Быстрота передвижений в защитной стойке.
Баскетболист из исходной позиции по сигналу (включается секундомер) выполняет рывок к набивному мячу, лежащему на полу на расстоянии 4,5 м, касается его рукой, возвращается к исходной точке и делает рывок в противоположную сторону к подвешенному предмету (90 % от максимальной высоты прыжка спортсмена) на расстоянии 4,5 м и касается его в прыжке, вновь возвращается к набивному мячу и т.д. Выполняется 10 рывков в каждую сторону. Фиксируется время, затраченное на 10-разовое касание каждого предмета.
1.4. Бег ломаными линиями с мячом и без мяча.
На одной половине площадки расставлены 5 стоек. Расстояние от лицевой линии до первой стойки и между стойками - 2,6 м.
Баскетболист из положения высокого старта по сигналу (включается секундомер) бежит змейкой мимо стоек на максимальной скорости до средней линии площадки и возвращается на исходную позицию. Секундомер выключается в момент пересечения лицевой линии. После 2 мин отдыха он выполняет то же самое, но с ведением мяча. Обводка стоек осуществляется последовательно правой (делается перевод на дальнюю от стойки руку) и левой рукой.
2. Техническая подготовка,
2.1. Передача мяча на силу и быстроту.
Игрок с мячом в руках располагается на расстоянии 2 м от стены спортивного зала. На стене начерчен круг d 30 см с центром 150 см от пола.
По сигналу (включается секундомер) баскетболист выполняет передачи мяча поочередно правой и левой рукой в круг и ловит отскочивший от стены мяч, не сходя с места, в течение 30 сек.
Определяется количество передач за указанное время. Передача не засчитывается, если игрок не попал мячом в круг или мяч до ловли коснулся площадки.
2.2. Бросок мяча в движении.
Баскетболист из квадрата «А» бегом приближается к щиту. В 2-3 м от щита получает передачу от партнера, стоящего на вершине полукруга области штрафного броска, выполняет два шага и бросок мяча в корзину. Сам подбирает мяч, передает его партнеру и бежит в квадрат «Б». Повторяет то же, только бросает в корзину мяч другой рукой. Всего выполняется 10 бросков.
Оценивается количество попаданий и техника броска. Попадание не засчитывается при технически неправильном броске - пробежка, бросок после одного шага и др.
2.3. Ведение мяча с броском в корзину из-под щита.
Баскетболист с мячом в руках стоит с правой стороны от щита в точке пересечения зоны 3 секунд с лицевой линией. По сигналу (включается секундомер) игрок, выполняя ведение правой рукой, обводит область штрафного броска, включая полукруг, справа-налево у первого «усика» входит в зону 3 секунд и бросает мяч в корзину правой рукой до попадания. После результативного броска ведет мяч в обратном направлении левой рукой с последующим броском левой рукой - до результата.
Определяется время, затраченное на выполнение норматива. Секундомер останавливается сразу же, как только мяч пройдет кольцо корзины после второго попадания.
2.4. Броски с дистанции.
На площадке отмечаются мелом 5 точек, расположенных на расстоянии 5 м от корзины под углами 45, 90 и 180 °.
Баскетболист выполняет по 5 бросков с каждой точки любым способом (мяч подает ему партнер).
Оценивается количество попаданий и техника выполнения броска.
2.5. Штрафные броски.
Выполняются 20 бросков подряд - сериями по 2 броска. После первого броска мяч подает партнер, а после второго - спортсмен сам подбирает мяч и становится на линию штрафного броска.
Учитывается количество попаданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке мини- баскетболистов 8-9 лет.
Тип занятия: учебно-тренировочный.Цель занятия: Сп...
План–конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке баскетболистов возрастной категории 10-12 лет. и анализ проведения тренировочной деятельности.
Тема: Физическая подготовка.Цель: Развитие двигательных качеств с использованием элементов баскетбола.Задачи:1. Продолжать обучение основам баскетбола. Совершенствование отдельных пр...
Рабочие программы по пауэрлифтингу для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
Содержание и оформление программ...
Рабочие программы и практические рекомендации в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по бадминтону.
Программы дополнительного образования по бадминтону 1-4 классы, 5-9 классы, 5-11 классы. Планы-конспекты учебных занятий по бадминтону....
Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.Автор: тренер – преподаватель "КДЮСШ им. А.В.Паушкина" Гавриленко А.Н., 2014г....
План-конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для спортивно-оздоровительных групп. Тема "Прыжок в длину с разбега"
Цель урока: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.Задачи урока:1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега ...