ИКТ на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Сат Чочагай Сергеевна

ИКТ на уроках ФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_fk.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ села Бай-Даг Эрзинского кожууна РТ

ИКТ

 на уроке физической культуры

«Методологические основы применения средств информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры общеобразовательной школы».

                                                                        Выполнила: учитель ФК

                                                                      Сат Чочагай Сергеена

2014г

ИКТ на уроке ФК

«Методологические основы применения средств информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры общеобразовательной школы».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

«Прежде, чем сделать ребёнка умным

и сообразительным – сделайте его здоровым»

Руссо.

Важнейшим условием повышения эффективности массовых форм организованного физического воспитания является интенсивная разработка наукоемких технологий образовательного процесса по предмету «физическая культура» в образовательных учреждениях.

В контексте обеспечения качества учебно-тренировочного и воспитательного процесса она определяется:

- масштабами использования в нем достижений педагогической и психологической науки и смежных областей знания в области культуры управления процессом развития кинезиологического потенциала обучающегося с опорой на фундаментальные закономерности его возрастной эволюции для реализации здоровье - формирующей функции массового физического воспитания;

- оперативностью освоения педагогами передовых методов формирования физической и спортивной культуры личности обучающегося, овладения им ценностями здорового стиля жизни;

- уровнем оснащенности мест занятий диагностическим оборудованием и использованием online мониторинга психофизиологического состояния организма обучающихся при физических нагрузках на уроках физической культуры, в том числе и в формате технологий спортивно ориентированного физического воспитания;

- уровнем содержания мероприятий по медико-биологическому контролю за состоянием здоровья обучающихся, педагогической, социально психологической и культурологической оценке их поведения и организации соответствующих коррекционных воздействий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - показать эффективность применения информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры.

ОБЪЕКТ ПРОГРАММЫ: учебный процесс детей 5 – 11 классов, учащихся общеобразовательной школы.

ПРЕДМЕТ ПРОГРАММЫ: содержание, технические средства, методика применения информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнедеятельности,

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский

1.Установить современное состояние вопроса применения информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры

2.Определить основные принципы в организации и проведении урока физической культуры с применением информационно – компьютерных технологий.

3.Определить основные средства и методы применения информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры.

4.Обосновать эффективность выявленной методики применения информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры

5.Разработать методические рекомендации для применения программы.

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В настоящее время в процесс обучения внедряется все большее количество новых методов обучения. Только за последние три года в сети Интернета было представлено более 500 работ по применению информационно – компьютерных технологий в учебном процессе. К сожалению, в основном, эти технологии охватывают учебный процесс ВУЗов по гуманитарным предметам. Применение же средств ИКТ на уроках физического воспитания и физической культуры, в частности, составляет примерно 5-7% от изданных работ. Среди применяемых, наиболее распространенными — являются методы с использованием информационно — компьютерных технологий, в частности мультимедийных технологий, среди которых в первую очередь необходимо выделить видеокомпьютерную циклографию, а так же мультимедиа-учебники на DVD-R (RW) которые начали применяться в процессе обучения последние 2-3 года.

Так, среди мультимедиа-учебников наибольшее количество разработок можно выделить в следующих областях: мультимедиа-учебники по различным предметам, а так же большое количество энциклопедических словарей и справочников.

В сфере физической культуры мультимедиа-учебники представлены единичными экземплярами: «История Олимпизма», а так же порядка 10 CD-ROM по фитнессу и аэробике — не все высокого уровня информативности.

В связи с чем, передо мной стал вопрос: разработать и внедрить в учебный процесс общеобразовательной школы мультимедиа-учебники по различным видам спорта, позволяющего усовершенствовать учебный процесс. И первое, что было сделано в этом направлении – это энциклопедический справочник – «В помощь учителю физической культуры» в который было включены все разработки за последние годы:

Программные и нормативные документы по физической культуре за последние 6-8 лет;

Методические пособия, как написанные мной, так и изданные другими авторами в наиболее читаемых изданиях;

Календарно – тематическое планирование с 1 по 11 класс и примерные конспекты уроков по различной тематике;

Модифицированные программы по физической культуре для классов с углубленным изучением предмета физическая культура;

Вся документация по обеспечению судейства спортивных соревнований по программным видам спорта, карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое, многое другое;

Образцы документов для работы по оформлению и написанию справок, выписок, аттестационных и конкурсных заявок;

Образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров;

Формы для проведения различного вида тестовых заданий;

Образцы написания характеристик, отчетов и многое, многое другое, всего более  файлов.

Следующим шагом было создание мультимедиа учебников по программе «физическая культура». Мультимедиа-технология — позволяет представлять пользователю на экране монитора возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой, графической, звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного диалога пользователя с системой. Изучение использования мультимедиа-учебников, позволило сделать вывод, что использование данной технологии в сфере физической культуры,  приведет к следующим положительным сдвигам:

-во много раз увеличит скорость и количество усваиваемого материала.

-использование видеоматериалов в сочетании со звуковым оформлением, позволит более объективно рассматривать технические особенности видов спорта.

-наличие на мультимедиа-учебниках вопросника по разделам, позволит объективно оценивать уровень знаний каждого ученика.

-наряду с прикладным значением мультимедиа-технологий, они позволяют гораздо эффективнее (и, в конечном счете, дешевле) решать ряд наболевших гуманитарных проблем современной общественной жизни, используя формы дистанционного обучения.

- использование возможностей, предоставляемой сетью «Интернет», позволяет учащимся проводить самостоятельные занятия по некоторым разделам программы, иметь возможность доступа к видеофайлам, размещенным на сайте школы.

На данный момент проделана такая работа:

В нашей школе установлено следующее оборудование:

- Компьютер, в полной конфигурации;

Мультимедийный проектор.

- Плазменный телевизор с диагональю 32 дюймов.

- Лазерный принтер.

- Хорошая акустическая система, усилитель, микрофон.

Собран достаточно большой объем необходимого материала в электронном виде. Большая часть отобранного материала вошла в диск «В помощь учителю физической культуры» о котором я уже рассказывал.

Накоплен в достаточно большом количестве видеоматериал по различным видам спорта, входящим в школьную программу, необходимый для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.

2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХОЛОГИЙ.

Разберем теперь такой вопрос: каким должен быть современный урок физической культуры? Почему ежегодно список детей умерших после урока физической культуры пополняется новыми именами? Почему учителя физкультуры до сих пор в оценке достижений своих учеников главным считают выполнение пресловутых «нормативов смерти»? Почему школьная программа по физической культуре практически не изменилась с 40-50-х годов прошлого столетия? Моя задача- как учителя — состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс обучения и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея полноценного образования и здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Методологической основой этого является концепция целостного педагогического сознания, принципов информатизационного взаимодействия, а инструментарий дают современные гуманистические педтехники и педтехнологии. Вся сложность урока физической культуры заключается в том, что, кроме передачи учащимся определенной суммы знаний, мы должны привить ему определенные умения и навыки.

Кроме того решаю такие задачи:

Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся тех классов, в которых я работаю.

Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.

Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.

Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям. С перспективой –в дальнейшем — более глубокой разработки данной темы с применением ИКТ.

Выступить по теме «Здоровьесберегающие технологии в практике учебно-воспитательного процесса средней школы» на педагогическом совете школы.

Общепринято, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Основной формой проведения уроков с применением ИКТ являются групповые занятия. Это позволяет учителю увеличить двигательную плотность урока, использовать фронтальный метод, осуществлять контроль за выполнением занятий, корректировать действия учеников, исправлять ошибки, распределять учащихся согласно их физической подготовки, уровню развития качеств и функционального состояния. Для проведения уроков с применением ИКТ необходима тщательная подготовка мест занятий, проверка всех соединений на компьютере, мониторе, видеокамере и другой технике, ибо в случае, какой либо поломки нарушается вся стройная система проведения урока. Отсюда и высокие требования к подготовке учителя и его совершенные знания применяемой аппаратуры. Характер применяемых упражнений и техника их выполнения, при использовании фронтального группового метода, должны быть предварительно хорошо изучены занимающимися и не вызывать большой сложности.

3.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО _ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Остановимся более подробно на том, что необходимо иметь учителю в спортивном зале (основываясь на собственном опыте):

Компьютер (лучше ноутбук).

Мультимедиапроектор или широкоформатный телевизор.

Видеокамера.

DVD – проигрыватель (плейер).

МФУ.

Усилитель.

Колонки.

Экран.

Компьютер.

1.Работа с текстовыми файлами в программе «Офис».

Календарно – тематическое планирование.

Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий.

Планы работ по четвертям и поурочное планирование.

Все виды текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных нормативов и т.д.

2.Работа с таблицами в программе «Эксель»

Возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня и различных видов спорта с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и многое другое

3.Обработка аудио файлов в программе «Sound Forge» или аналоге.

Создание аудио – заставок и рекламных пауз при проведении спортивно – массовых мероприятий.

Написание музыки с использованием музыкальных сэмплов для работы в аэробике и др.

Озвучивание видеоприложений.

4.Обработка видеофайлов в программе «Adobe Premiere» или аналоге.

Запись и обработка видеоматериала с использованием компьютера, создания визуальных эффектов и анимированной графики, редактирование имеющегося материала, создание видеоуроков.

5.Уникальный способ накопления информации, создание собственной электронной библиотеки.

Быстрый и легкий способ поиска информации через систему интернета.

Компактный способ хранения информации, быстрый поиск необходимого материала.

Создание личных дел учащихся с видеокопиями различных необходимых документов (паспортов, свидетельств о рождении и др. документов, постоянно необходимых для предъявления на мандатной комиссии соревнований).

Мультимедиапроектор или широкоформатный телевизор.

Мультимедиапроектор — очень хороший вариант, при условии возможности изменения освещенности в зале, но становится бесполезной вещью в залах с высокой степенью освещенности. Но плазменный телевизор с экраном свыше 106см, установленный в проеме окна и, защищенный капроновой сеткой, от попадания мяча, имеющий возможность подключение одновременно видеокамеры, DVD проигрывателя и компьютера– идеальный вариант для вашего зала.

Показ графических таблиц и текстовых материалов.

Видеопоказ приложений, видеокольцовок, видеороликов на уроке физкультуры, спортивных праздниках, спортивных вечерах.

Показ видеозаписи, непосредственно снятой во время урока, с целью получения учащимися срочной информации для исправления ошибок.

Возможность использования как электронное табло при проведении соревнований.

Видеокамера.

Запись видеоматериала для создания видео – урока.

Запись видеоматериала для срочной и опосредованной информации при изучении техники видов.

Воспроизведение имеющегося материала на экран.

DVD – плейер.

Просмотр и показ видеоматериалов через мультимедийный проектор или плазменный телевизор (возможность покадрового и замедленного показа).

Возможность сохранения достаточно большого количества видеоматериала на жестком диске (последние модели пишущих плейеров имеют жесткий диск до 250 gb.)

Благодаря удачному интерфейсу у этих моделей, поиск необходимого видеоматериала занимает считанные секунды, что немаловажно при проведении урока.

Возможность записи телевизионных программ непосредственно с кабеля антенны или сети.

МФУ — МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.

СКАНЕР: сканирование текстов, фотографий, рисунков, схем и сохранение их в электронном виде.

КОПИР: копирование любого документа, протоколов соревнований и др.

ПРИНТЕР: распечатка любых материалов, текстов, фотографий и др.

Подводя итоги, можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в современный педагогический процесс в условиях развитого информационного общества требует создания соответствующей технологии создания, хранения и передачи информации. Это, в свою очередь, вызывает необходимость исследования характеристик, специфических для педагогической информации, обеспечивающих ее дидактическую эффективность. Одновременно надо найти принципы классификации педагогической информации по ее физическим характеристикам, с целью разработки для каждого класса оптимальных вариантов сжатия и хранения.

4 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО — КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Широкое применение компьютерных технологий в образовании все чаще сопровождается применением разнообразных мультимедийных средств. Мультимедиа определяется как компьютерная система, сочетающая аудио- и видео компоненты для создания интерактивного приложения, использующего текст, звук и графику. С точки зрения педагогики мультимедиа представляет собой дидактическое компьютерное средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективную реализацию основных дидактических принципов. Это интерактивная система, обеспечивающая работу не только с текстами и неподвижными изображениями, но и с движущимся, видео — анимационной компьютерной графикой, речью и высококачественным звуком. К мультимедийным функциям относятся также цифровая фильтрация и масштабирование видео, его сжатие, ускорение операций, связанных с трехмерной графикой, вывод телевизионного сигнала на монитор. Важнейшая дидактическая закономерность обучения — наглядность. Современный компьютер может существенно повысить наглядность путем использования трехмерной графики, звука, мультимедиа, соответствующих интерфейсов — прямого манипулирования и интеллектуального, но все эти средства предъявляют высокие требования программно — аппаратным средствам, практически не реализуемым в силу экономических причин.

Таким образом, урок с применением ИКТ:

делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению;

позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков;

позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям;

учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развития культуры здоровья не только учащихся, но и педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока я, как учитель, всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии: «Не навреди!».

Я понимаю, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Учитель должен овладевать психолого-педагогическими технологиями, чтобы построить урок так, чтобы не наносить ущерба здоровью учащихся. Я стараюсь интегрировать свои усилия в общую программу работы школы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«Детей надо учить тому, что пригодится

им, когда они вырастут».

(Аристипп V-IV век до н.э.)

1. Применение ИКТ должно носить четко направленный характер, исходя из задач данного периода обучения.

2. Подбор средств нужно производить из возможностей материальной базы школы и наличия различного инвентаря.

3. Использование различных методов ИКТ значительно обогатит Ваш арсенал применяемых средств.

4. Применение средств ИКТ для учащихся 5-7 классов должно носить игровой характер с максимальным разнообразием применяемых средств.

5. Дозировать нагрузку умерено, в соответствии с педагогическими принципами обучения.

6. Внимательно подбирать средства и методы обучения с использованием ИКТ для совершенствования техники соответствующего вида спорта.

7. Упражнения включаемые в учебный процесс должны быть хорошо изученными и не искажать техники их выполнения.

Основная цель любой программы – достичь планируемого результата с максимальной эффективностью и быстротой. Данная программа прошла апробацию в рамках нашей школы и получила высокую оценку преподавателей и тренеров спортивных и общеобразовательных школ города Калининграда и области на проведенных семинарах в рамках Управления образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...