Педагогические подходы в организации спортивной деятельности ребенка
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
(методические материалы)
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………...3
1. Педагогические условия обретения мастерства
юными спортсменами …………………………………………………………………….……4
2. Педагогические подходы в организации
спортивной деятельности ребенка ……………………………………………………….…..5
3. Особенности использования средств, методов и
организационных форм в процессе спортивной подготовки детей ………………………...10
3.1. Дифференцированный подход к организации спортивной подготовки детей ..12
3.2. Индивидуализация процесса спортивной подготовки детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………15
Список литературы …………………………………………………………………………….19
Введение
К условиям обретения мастерства относят следующие психологически значимые показатели:
- социально-адаптивная подструктура (возраст, стаж занятий спортом, стаж спортивной специализации);
- социально-психологическая подструктура (атмосфера в группе, оценка совместимости со стороны группы и тренеров, командный или индивидуальный вид спорта).
Характеристика взаимоотношений в команде: формальных и неформальных отношений между спортсменами, тренерами, руководителями спорта, отношений эмоционального плана и отношений по поводу компетентности. Отношений межличностных и личности к себе. Оценка атмосферы в группе, парные сравнения в группе спортсменов на предмет совместной деятельности в мини-коллективе. Нередки случаи, когда юный спортсмен по различным обстоятельствам (отсутствие хорошей материальной базы, партнеров соответствующего уровня и т.п.) не выполнил разрядную норму, не стал призером соревнований. Возникает определенное противоречие между подготовленностью юного спортсмена и условиями реализации этой подготовленности – к этому моменту не казалось партнеров, равных ему по уровню мастерства. Вот почему проблема мастерства стала актуальной.
1. Педагогические условия обретения мастерства
юными спортсменами
К насущным вопросам организации и реализации ребенка в спортивной деятельности относят: проблемы меж индивидуального характера, когда тренеры-преподаватели ДЮСШ готовы выставить по-настоящему совместимых юных спортсменов, которые стимулируют подготовку друг друга, или наоборот, вырастить такого спортсмена-одиночника, которому никогда не захочется в командный вид спортивной деятельности.
Развитие личности и обретение мастерства ребенком в процессе спортивной деятельности происходит более активно, если:
- раскрытие сущности ребенка будет осуществляться с позиций принципа гуманизации, эмоциональной отзывчивости, уважения к личности, взаимосвязи традиционных и новых ценностей, свободы и ответственности, сотрудничества, духовно-ценностного ориентирования, педагогической толерантности, личностно-деятельностного подхода;
- мета принципом взаимодействия становится педагогическая любовь;
- становление личности выступает одной из ведущих целей организации спортивной деятельности ребенка;
- происходит создание образовательного пространства, учитывающего особенности физического, психологического, культурного, духовного, личностного роста детей, занимающихся спортом, позволяющего инициировать и координировать (интенсифицировать) данный рост;
- становление личности ребенка в процессе спортивной деятельности содержательно определяется личностно-типологической избирательностью значимых факторов;
- учитываются особенности поэтапного вскрытия пластов функциональных, физических, психических, культурных, духовных личностных ресурсов, обеспечивающих данный процесс;
- осуществляется переход от стихийного выбора к самоопределению и проявлению сознательного поведения;
- обеспечивается осознание значимости восхождения личности к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
- единая для всех детей модель организации спортивной деятельности служит основанием для создания индивидуально-единичный норм и кондиций социокультурного, духовно-нравственного, волевого, функционального, деятельностного становления и профессионального выбора ребенка.
Научно-методическое обеспечение организации воспитательного процесса в спортивной деятельности включает:
1) становление сознания, самосознания растущего человека, его личностного самоопределения, решение проблемы соотношения индивидуального и социального;
2) воспитание сферы чувств ребенка, ценностных ориентаций личности с учетом самооценки ребенка;
3) осмысление каждым ребенком социальной значимости своей деятельности на индивидуальном уровне возможностей и способностей, осознание востребованности в личном вкладе в общее дело;
4) учет особенностей темперамента, характера личности, социокультурного, духовно-нравственного, ценностно-мотивационного, деятельностно-волевого уровня развития личности ребенка;
5) создание пространства творческой деятельности ребенка, в основе которого лежат: личные ценности ребенка, социальная востребованность в самостоятельных действиях, личный успех каждого, осознание собственной значимости, признание предыдущего жизненного опыта ребенка, его ценностей и значимых переживаний, личной культуры восприятия мира;
6) становление социально востребованных положительных качеств с учетом базовых черт личности, детерминированных характером, психологическими особенностями ребенка, и последовательное воспитание от личностно-комфортных качеств до личностно-затратных, вновь образованных, востребованных социально ориентированной деятельностью;
7) самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит и определяющей в той или иной мере свое собственное развитие;
8) психологическое сопровождение и поддержка деятельности ребенка.
«Учить – значит вести от известного к неизвестному, - а водительство означает действие мягкое, ненасильственное, желанное, не ненавистное: желая вести, я не толкаю, не гоню, не сбиваю с ног, не тащу, а взяв за руку, любезно сопровождаю, или, идя вперед по ровному пути, приглашаю следовать за собой (Я.А. Коменский).
2. Педагогические подходы в организации
спортивной деятельности ребенка
Процесс и результат спортивной деятельности интересны ребенку-спортсмену, если: он удовлетворяет собственные потребности, его деятельность обусловлена мотивацией и ресурсом для выполнения педагогических установок тренера, отвечает ценностным ориентациям, соответствует убеждениям растущей личности, а также если он успешен в системе соревновательной деятельности. Существует множество педагогических подходов, оптимизирующих процесс спортивной деятельности ребенка.
Педагогический подход – это способ организации взаимодействия с ребенком. К педагогически целесообразным подходам можно отнести такие способы организации взаимодействия, которые характеризуются гуманностью, учетом интересов сторон, конструктивным диалогом, творчеством, результативностью совместной деятельности, нацеленностью на дальнейшее сотрудничество, видением индивидуально и социально значимой перспективы.
Педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которой согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений.
Согласование смыслов деятельности – это первое, что сопутствует партнерскому взаимодействию тренера, юного спортсмена и родителей, и второе – совместное создание условий и для деятельности, и для согласования. Обоснование определения осуществлено с позиции психологии, где взаимодействие рассматривается в едином процессе общения. На основе психологического знания педагогическое сопровождение духовного становления детей-спортсменов рассматривается как педагогическое общение, предметом которого является становление личности ребенка-спортсмена.
При этом педагог выполняет не только роль субъекта общения, но и субъекта-организатора духовной деятельности других субъектов. Это означает, что их взаимодействие реализуется через деятельность и в деятельности, в ходе которой выполняются все функции общения в трех основных формах коммуникации:
- монологической (преобладают коммуникативные действия субъекта-организатора – тренера, когда он дает установки или информацию, исключающую опровержение);
- диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны и инициативны – когда тренер соучаствует в акте воспитания, образования, обучения и тренировки);
- полилогической (многостороннее общение – когда тренер целенаправленно организует дискуссии и «круглые столы» с целью определения различных точек зрения по заявленной теме, и очень часто, если тренер умеет прислушиваться, дети предлагают оригинальные подходы к решению проблемы).
Установлено, что приобщение – это процесс организации духовной деятельности юных спортсменов, это та или иная воспитательная ситуация или элементарный акт общения в условиях ординарной и экстремальной ситуации как в спортивной деятельности, так и вне ее. В процессе приобщения осуществляется духовное становление юных спортсменов, которое сопровождается тренером-педагогом. Таким образом, приобщение и сопровождение являются сущностными характеристиками педагогической деятельности тренера.
Выявлены три компонента (процессуальных этапа) технологии педагогического сопровождения:
- мотивационно-смысловой этап включает диагностические действия тренера, предполагает построение программ индивидуального развития для каждого юного спортсмена, устанавливает уровень, мотивации и смыслы становления личностно значимых культурных, духовных, нравственных характеристик деятельности ребенка-спортсмена;
- операционно-содержательный этап определяет виды, формы, средства, методы совместной деятельности для каждого акта приобщения ребенка к ординарной, а затем и к экстремальной спортивной деятельности; самоанализ процесса приобщения к идеальным способностям, когда ребенок осознает достижимость поставленных целей;
- аналитико-оценочный этап содержания приобщения, когда ребенок может дать себе адекватную оценку деятельности или ту оценку, которая позволит двигаться ему дальше по пути спортивного и личностного совершенствования.
В процессе педагогического сопровождения решаются следующие педагогические задачи как вариативные условия становления культуры, духовности, нравственности, готовности к основной деятельности воспитанников:
1) вызвать интерес к процессу спортивной деятельности и становлению личностно значимых качеств в этой деятельности;
2) способствовать становлению устойчивого интереса к развитию специальных способностей в системе культурных, духовных и нравственных ценностей;
3) развивать душевный, эмоциональный мир, мир переживаний прошлого, настоящего и будущего (педагогическая деятельность организуется только через общение, принятие переживаний ребенка, уважение мнений, воззрений, личностных позиций);
4) выстраивать новые ценностные отношения и развивать новые ценностные ориентации личности юного спортсмена;
5) создавать условия понимания детьми ценностей духовно насыщенной, культуро сообразной, нравственно востребованной спортивной деятельности;
6) организовать самообразование и непрерывное саморазвитие в процессе приобщения юных спортсменов к накоплению знаний (как специальных, так и общих) как теории рациональной самоорганизации спортивной деятельности и ее культурных, нравственных, духовных ориентиров;
7) обеспечивать вариативную культуросообразную, нравственную и духовно насыщенную спортивную деятельность (собственно тренировка должна занимать меньшую часть в совместной деятельности детей и тренера).
Таким образом, мы рассматриваем культурные основы организации спортивной деятельности в двух направлениях:
- Как культуру организации и самоорганизации ведущей (спортивной) деятельности и подготовки к ней (внутри потребностей, восприятия, мысли, общения, поведения, отношений к себе, к людям, к деятельности, чувств спортивной деятельности и ее самоорганизации как управления и др.);
- Как культуру сопряженных видов деятельности (в частности, проявляемую в образовательном процессе школы, внешкольной и внеучебной деятельности).
В процессе организации спортивной деятельности целесообразно выявить общие проблемы, с которыми встречается ребенок как во всех видах спорта, так и в конкретной специализации и избранном амплуа.
Выделим следующие проблемные зоны:
- проблема становления мировоззрения;
- проблема становления культуры личности;
- проблема формирования отношения;
- проблема нравственного соответствия;
- проблема развития интеллектуальной сферы личности ребенка;
- проблема эстетического развития;
- проблема социальной адаптированности;
- проблема эмоционального восприятия себя и окружающих;
- проблема проявления волевой сферы личности.
Большие способности без этики и понимания мира, вместо того чтобы осчастливить, убивают. Поэтому важно уделять пристальное внимание спортсменам-лидерам: как правило, именно они способны на неординарные поступки, связанные с расширением сферы собственного влияния в мире отношений.
В спорте часто идея реализации становится важнее идеи накопления духовных ценностей! В связи с этим ребенка необходимо знакомить с общественно значимыми процессами и результатами (не ради себя).
Использование методики общественного служения в тренировочной и соревновательной деятельности предполагает:
- активную роль каждого субъекта (спортсмена) в формировании, реализации и оценивании проявленной инициативы в сотрудничестве с другими;
-связь спортивной жизни с открытой и гибкой системой общественного служения;
- изменение позиции тренера с руководителя (управляющего) на наставника;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступ к информационным технологиям.
В отношении команды это должно проявляться в развитии командного духа, при котором соревнование представляется наиболее адекватным средством реализации этих установок.
Наш опыт показывает, что неудачные тренировки и общая неудовлетворенность собой чаще отмечаются у спортсменов, имеющих низкий уровень ответственности по отношению к себе и команде.
Поэтому спортсмена целесообразно знакомить с особенностями организации самодеятельности.
Юный спортсмен должен:
- осознавать свой индивидуальный уровень ответственности;
- уметь определять в какой мере его личный уровень ответственности соответствует или не соответствует командному уровню ответственности;
- уметь самостоятельно изменять свой уровень ответственности в общественно одобряемом направлении (изменить мотивацию, направленность и сосредоточенность своего внимания, содержание представлений и переживаний, отношение к себе, команде, обществу).
Этого, в частности, можно достигать путем направленных и контролируемых воздействий на систему ведущих отношений игроков, а именно:
- снижением субъективной значимости предстоящей спортивной деятельности и постановкой более легких или посторонних задач, снижением требований к ожидаемому результату;
- формированием у спортсмена уверенности в том, что он может успешно справиться с задачей (используются убеждение, рациональная организация деятельности, комфортные условия тренировки, варьирование нагрузок);
- сужением круга людей, на оценки которых по тем или иным причинам ориентирован спортсмен;
- созданием желаемой социальной микросреды;
- использованием специальных психотерапевтических процедур и созданием благоприятной психологической атмосферы в команде.
В ходе тренировок и соревнований ребенок постоянно отвечает на вопрос «о командном и индивидуальном в процессе спортивной деятельности».
Внимание ребенка-спортсмена (как психологическая характеристика личности на стыке с мировоззрением и культурным потенциалом) имеет две тенденции трансформации (см. рис.1) Стратегическое направление, выбранное детским тренером (любовь или ненависть, страсть или страх), влияет на становление личности ребенка-спортсмена. В компетенции педагога – беречь чувства ребенка, развивать личность без внутреннего напряжения, стремиться к духовной гармонии.
Интерес увлечение любовь страсть
Внимание
Раздражение отвращение ненависть страх
Рис. 1. Тенденции трансформации внимания ребенка-спортсмена
А.С. Макаренко утверждал, что жизни на свободе можно научить только жизнью на свободе. Он и преступников учил свободе – свободной, ответственности – ответственностью, а не лишением того и другого.
Результативность деятельности ребенка в спорте зависит от множества факторов, среди них качество тренировочной, соревновательной и восстановительной деятельности. В процессе выполнения нагрузок на выезде (сборе) тренер-педагог воспитывает у юных спортсменов отношение к свободе и ответственности. Как распорядиться свободой без контроля со стороны родителей? Как развить осознание потребности к самоконтролю и ответственности за собственные действия?
В качестве примера приведем ситуацию со сборов. Во время полуденного сна в спортивном лагере в каждой комнате выбирается ответственный за спокойный здоровый сон. Дети извещены о том, что сон, как и другие психофизиологические процессы организма, имеет фазовую структуру. Длительность протекания быстрых и медленных фаз сна составляет около полутора часов, в связи с этим для лучшего восстановления растраченных сил целесообразно спать не меньше указанного времени. Дети отмечают, с кем из ответственных отдых был достаточным для восстановления.
Результаты педагогических наблюдений за ребенком в спорте позволяют отметить, что дети не взрослеют, потому что не используются отношения «как со взрослыми». Желательно создавать отношения взаимной ответственности, становления и развития спортивного интереса, интереса к деятельности. В ходе взаимодействия с юным спортсменом необходимо проигрывать ролевые позиции как ребенка, так и взрослого ответственного человека (рис. 2).
Ребенок
Ролевые позиции
Взрослый личность
Рис. 2 Становление поведения ребенка посредством роста ролевых позиций личности
В процессе использования различных педагогических подходов известен факт: когда тренер вызывает агрессию на самого себя – группа объединяется. В ходе педагогической деятельности тренер не меняет своего отношения. Отношения должны расти, как и чувства. Тренер растет вместе с ребенком в своих интересах, ценностных ориентациях, установках и убеждениях.
3. Особенности использования средств, методов и организационных форм в процессе спортивной подготовки детей
Спортивная подготовка предполагает создание комплекса общих и специфических способностей детей, обеспечивающих успешное участие ребенка в экстремальной соревновательной деятельности. Каждый вид спорта предполагает наличие и проявление конкретных способностей, но наряду с этим существует общая структура критериев спортивной пригодности. К ним относятся такие факторы, как состояние здоровья, физические (кондиционные) способности, координационные способности, конституция тела (телосложение), психический склад, мотивация.
Состояние здоровья является значимым фактором в достижении спортивного успеха ребенка. Одно из слагаемых достижения спортивного мастерства ребенка – систематичность учебно-тренировочной деятельности. Дети, пропускающие тренировки по причине повышенной заболеваемости, в меньшем объеме овладевают техническими элементами, функциональной и физической готовностью, теоретической базой организации спортивной деятельности. В настоящее время востребована культура профилактики и лечения острых или хронических заболеваний. Взаимодействуя с ребенком, тренер не должен быть равнодушен к средствам и методам выведения ребенка из состояния болезни.
Состояние современного первоклассника, по данным научно-методической литературы (В.А. Вишневский) характеризуется следующими проблемными составляющими: у 15-20% выявлены хронические заболевания, у 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, у 20-25% - заболевания носоглотки, у 30-40% невротические отклонения, у 10-23% - аллергические реакции, у 10-25% - нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Особого внимания требует проблема естественного сохранения и укрепления иммунитета.
В структуре заболеваемости ребенка младшего школьного возраста лидирующее положение занимают болезни органов дыхания – 60-70%, нарушения опорно-двигательного аппарата – 41,5%, заболевания желудочно-кишечного тракта – 18%, аллергические реакции 15-17%, психические заболевания – 15%. У каждого десятого ребенка отмечается недоразвитие познавательной сферы, у 7% - различные расстройства речи. Около 20% детей болеют в течение года четыре раза и более.
В связи с этим низкий исходный уровень здоровья детей младшего школьного возраста серьезно осложняет их адаптацию к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Тренер в ходе организации педагогического процесса должен постоянно вносить изменения в учебно-тренировочный план, учитывать динамику освоения теоретического и практического материала.
Золотые правила педагогической профилактики:
1) в первые годы жизни ребенок стремится развить доверие к телу – впоследствии это дает возможность справиться с натиском жизненных сомнений;
2) в среднем детском возрасте необходимо выстроить окружение ребенка так, чтобы на базе здорового доверия к телу сформировалось социальное доверие, которое поможет справиться с опытом одиночества.
«Если дети поставят перед собой свои собственные цели, используют собственные особые таланты и способности, возьмут от нас то, что соответствует их потребностям, и отбросят остальное, у них будет все необходимое, чтобы добиться успеха по любым стандартам» (Х. Маккей).
3.1. Дифференцированный подход к организации спортивной подготовки детей
Дифференциация юных спортсменов – это начало индивидуализации педагогического процесса. Объем и интенсивность нагрузки, предлагаемые юному спортсмену, должны быть дифференцированы с учетом не только его работоспособности, но и темпов восприятия нагрузки и ритма выполнения учебно-тренировочной программы. В противовес общепринятому мнению о необходимости увеличения рабочего времени для более тренированных спортсменов детские тренеры-практики отмечают, что более тренированные дети с достаточным развитием скоростных и скоростно-силовых способностей получают оптимальную нагрузку за меньший промежуток времени, детьми с замедленной реакцией и недостаточным развитием координационных и скоростных способностей требуют большего рабочего времени и внимания тренера.
В ходе занятий спортом у некоторых детей накапливается утомление, вызванное плотным режимом тренировочных занятий и соревновательной деятельности. Нередки случаи, когда юные спортсмены в подростковом возрасте не выдерживают психологического прессинга со стороны родителей, ближнего окружения, тренера и уходят из спорта. Знание психологических особенностей ребенка позволит сохранить его психическое здоровье.
В процессе организации тренировочных занятий педагог должен учитывать разницу в темпах восстановления детей. Утомление, вызванное скоростной, силовой, координационной нагрузкой либо нагрузкой, направленной на проявление объема, устойчивости, переключаемости внимания, оперативной памяти, требует различных временных диапазонов в ходе течения восстановительных процессов.
Так, холерики без труда воспринимают упражнения на переключение внимания, меланхоликам и флегматикам при этом приходится дольше восстанавливаться. И наоборот, упражнения на проявление устойчивости внимания более утомляют холериков, чем сангвиников и меланхоликов. Оперативная кратковременная память активнее проявляется у холериков и сангвиников, долговременная память характернее меланхоликам, если речь идет о воспроизведении двигательного умения. На стадии становления двигательного навыка большей вариабельностью восприятия, воспроизведения и творческого исполнения обладают холерики и сангвиники.
Учитывая гетерохронность течения восстановительных процессов в группе юных спортсменов, особенно в возрасте 7-8 лет, тренеру нужно понимать, что жесткий вариант исполнения упражнений поточным способом достаточно сложен, поэтому необходимо в поток ставить детей по убыванию: от самых подготовленных до менее подготовленных. Организовать тренировочный процесс, чтобы никто никого не задерживал, - тренерское искусство. И если ребенок захотел полежать на земле – не стоит акцентировать внимание на его дисциплине (ученые утверждают, что в этот момент происходит балансировка электролитного состава крови, способствующая увеличению скорости восстановления).
В процессе педагогического анализа поведения ребенка необходимо учитывать особенности восприятия и реагирования на ситуацию. Некоторые дети воспринимают информацию как аксиому, иные оппонируют излагаемой информации. Педагогу желательно предвосхищать ситуацию непонимания, противостояния и тем более взаимной агрессии, связанной с блокированием тренерской идеи.
«Потому ли ребенок нервный, что рожден нервными родителями, или потому, что воспитан ими? Где граница между невропатичностью и утонченностью психической конституции – наследственной одухотворенностью?» (Я. Корчак).
Процесс дифференциации основан на следующих педагогических действиях:
- распределении детей в подгруппы в основной части тренировки:
- по уровню обучаемости;
- по уровню функциональной, физической, технической, тактической готовности;
- по психологической совместимости;
- по способности конкурировать;
- по индивидуальном оптимуму объема и интенсивности нагрузки;
- распределении детей по подгруппам в вариативной части тренировки:
- по наиболее привлекательным упражнениям;
- по успешно освоенным техническим действиям;
- по желанию детей;
- по степени проявления общечеловеческих качеств, социально-специфических характеристик, индивидуально-неповторимых качеств, акцентуаций характеров, качества развития мотивационной, волевой сферы и др.
Разрабатывая эту проблему, Р.Н. Крашенинников рекомендует распределять юных спортсменов в скоростно-силовых видах спорта на три типологические школы – спортсмены с преимущественным развитием : 1) скоростных компонентов, 2) силовых качеств, 3) скоростно-силовых качеств.
Для современной теории и практики спортивной подготовки детей характерно все большее проникновение антропологического подхода к изучению онтогенетического развития человека, позволяющего выявить влияние на организм разнообразных естественных и искусственно созданных факторов и условий жизни.
Условия жизни ребенка, представляющие сложную систему социально-экологического воздействия, по-разному влияют на организм на различных этапах онтогенеза, меняются с развитием общества: социальные преобразования все более стирают различия между существованием людей в городе и деревне. Тем не менее отличия городского образа жизни от сельского и на сегодняшний день очевидны. Многие тренеры предполагают, что уровень физического развития и физической подготовленности сельских школьников должен быть несколько выше, чем у городских. Однако это не совсем так. Ряд антропометрических показателей развития городских школьников оказывается выше, чем у сельских. А учащиеся окраинных школ города по показателям роста отстают от учащихся центральных школ города.
В физической подготовленности сельских школьников наблюдается, как правило, обратная картина. Учащиеся сельских школ демонстрируют более высокие результаты в основных умениях, навыках и качествах двигательной деятельности по сравнению с учащимися городских школ. Сельские школьники имеют преимущество в упражнениях, требующих проявления силы и выносливости. Городские школьники опережают сельских в упражнениях скоростного и скоростно-силового характера, а также в упражнениях, требующих лучшей координации, более сложной техники. Интересно, что ученики окраинных школ города по показателям физической подготовленности также опережают учащихся центральных школ города. Физическое развитие детей, проживающих в сельской местности, несколько ниже, чем городских, особенно шестилетних. У мальчиков наблюдаются различия в 43% случаев. Горожане-мальчики шести лет имеют преимущество в таких показателях, как челночный бег, бег на 30 м, прыжок в длину с места, в то время как сельские мальчики – в поднимании туловища за 30 с, при определении работоспособности во всех возрастных группах наблюдается преимущество детей, проживающих в сельской местности.
Этапы и периоды онтогенетического развития, отличающиеся повышенной степенью «запечатлевания», восприятия, реагирования и приспособления к специфическим и неспецифическим условиям внешней среды, рассматриваются как критические, или чувствительные (сенситивные), периоды. Наибольшая степень несовпадения критических периодов у учащихся сельских и городских школ приходится на старший школьный возраст (100%) и наименьшая – на младший возраст (20%), что указывает на необходимость дифференцированного подхода к физической подготовке сельских и городских юных спортсменов.
При организации тренировочного процесса сельских и городских школьников целесообразно учитывать специфические периоды, в которых наблюдаются более высокие темпы прироста двигательных и функциональных способностей – периоды повышенных (критических) и пониженных (субкритических) темпов развития физических качеств.
Дифференцируя нагрузку, тренер-педагог прежде всего должен найти ответы на вопросы, связанные с деятельным присутствием ребенка в спорте:
- какие требования предъявляет к ребенку спортивная деятельность, в частности индивидуальные и командные виды спорта?
- какие требования предъявляет современная государственная и негосударственная образовательная система?
- какие требования предъявляет рынок будущего труда (какой специалист социально востребован)?
- какие требования предъявляют родители к личностному росту ребенка (стратегии, планы, амбиции)?
- что заявляет о себе ребенок?
- что заявляют о ребенке родители?
- что заявляет о ребенке сам тренер?
- может ли тренер определить сильные стороны ребенка?
- синергичны ли представления тренера, ребенка, родителей? (Если нет, то возникает конфликтная ситуация, которая отбрасывает психологическое развитие ребенка на порядок ниже).
Существенное значение в оптимизации межличностного взаимодействия детей имеет учет специфики отношений с определением ведущих ценностей деятельности.
При комплектовании групп и рабочих подгрупп среди детей-спортсменов желательно акцентировать внимание на личностных качествах ребенка, и чем больше разных характеров, тем лучше. Дети находят повод, чтобы поругаться, но так же быстро совместная спортивная деятельность их примиряет.
Рейтинг обязанностей
|
Тип обязанностей |
По отношению к группе |
1 – посещаемость 2 – работоспособность 3 – настрой на победу 4 – добросовестность |
По отношению к команде |
1 – дисциплина 2 – моральная и физическая поддержка 3- ответственность 4 - лидерство |
Адекватность, согласованность суждений и разработка педагогических методик с учетом названных факторов способствует внедрению избирательного, дифференцированного подхода и, как следствие, сохранению здоровью детей.
3.2. Индивидуализация процесса спортивной подготовки
детей младшего школьного возраста
Индивидуальность – неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения, особенностей присущих только ему и отличающих его от других людей. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человек. «Сила воспитательного влияния зависит от того, насколько оно индивидуально для раскрытия духовных сил и становления личностных черт каждого отдельного ребенка и насколько оно способно внушать общий дух дружелюбия и доброты в каждого из детей» (Ш.А. Амонашвили).
Индивидуальный подход, рассматривающийся в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего (тренера), предполагающая временное изменение ближайших целей относительно сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия.
По мнению Г.Е. Коновалова, индивидуальные особенности детей 8-10 лет в развитии физических качеств, в частности быстроты и выносливости, можно определить лишь в процессе тренировок не менее года. Уровень спортивных достижений в рассматриваемых двигательных способностях на этапе начальной подготовки обеспечивают три взаимодействующих системы: а) показатели физического развития; б) показатели двигательных способностей; в) функциональные показатели.
Повышенные объемы тренировочных нагрузок (70% от всего времени занятий) оказывают эффективное воздействие на рост физических качеств тех детей, индивидуальные особенности которых совпадают с направленностью данных нагрузок.
А.В. Левченко рекомендует в скоростно-силовых видах спорта индивидуализировать спортивную тренировку по следующим направлениям:
- индивидуализация технической и интегральной подготовки в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности;
- индивидуализация ОФП и СФП в соответствии с перспективной моделью физической подготовленности;
- коррекция тренировочных и других воздействий в соответствии с динамикой оперативно, текущего и устойчивого (этапного) состояния;
- коррекция педагогических, тренировочных и других воздействий в соответствии с индивидуальными и психофизическими особенностями личности юного спортсмена.
В.Д. Сонькин предлагает индивидуализировать нагрузку с учетом того, что в предпубертатном периоде онтогенеза увеличивается разнообразие вариантов индивидуализации организации энергетического обмена. Так, мо его мнению, на этапе начальной спортивной специализации у мальчиков характерно преобладание аэробной энергопродукции.
Кроме того, индивидуализация подготовки юных спортсменов может быть обусловлена не только спецификой проявления двигательных и функциональных способностей, но и особенностями структуры исполнения элементов техники, используемых в соревновании.
В.П. Каргополов использует вариант индивидуализации на основе комплексного оперативного контроля для оценки специальной, функциональной и психологической подготовленности юного спортсмена.
Если рассматривать рост личности ребенка-спортсмена как присвоение человеком духовных ценностей, то под становлением личности и индивидуальности предлагается понимать новообразования в духовной и физической сферах юного человека и, кроме того, - присвоение, потребление им того, что общество дает ему за его труд (настоящий, прошлый и будущий). Развитие или становление личности, индивидуальности нельзя рассматривать вне процесса реализации. Между становлением и реализацией существует, по-видимому, кольцевая связь причин и следствий: становление является предпосылкой (причиной) реализации, но и реализация при определенных условиях является причиной (условием) становления личности (достаточно указать одну из немногих «теорем» психологии: психика развивается в деятельности, и только в ней).
Почему в современном спорте так востребована личность с ее особенными, индивидуальными достоинствами? Неординарность мышления позволяет открывать новые горизонты технико-тактической реализации спортсмена. Оригинальность, творческий подход помогают находить новые силы и ресурсы в подготовке юных спортсменов.
Характеристики выдающихся спортсменов отличаются ярко выраженным индивидуальным стилем отношений, поведения и деятельности.
Лидерами могут стать только избранные?
Сыграть роль лидера под силу, наверное, только актерам от бога. Люди чувствуют твою энергетику, твою жизненную позицию, и фальшь здесь не проходит. Для того чтобы быть лидером, действительно нужно обладать специальными качествами и прежде всего – большой силой воли.
Как отмечает В.Н. Платонов, «основной стратегией в тренировке должно быть не сглаживание индивидуальности, а, напротив, развитие сильных сторон организм и личности спортсмена как ведущего условия достижения им высоких результатов». Акцентировано проявлять сильные стороны ребенку можно в вариативной части тренировки, организованной по принципу состязания.
Спортивную подготовку детей младшего школьного возраста целесообразно основывать с учетом индивидуальных особенностей:
- личностной подструктуры (самооценка личности, разряд, или звание, или рейтинг; обязанности в группе, спортивной команде, спортивное амплуа);
- функциональной подструктуры (спортивный результат);
- конституциональной подструктуры (выраженность соматотипа);
- ритмической подструктуры (индивидуально-комфортный вариант ритма, способность сохранять ритм, точность попадания в заданный ритм, характер освоения различных ритмических структур движений).
Кроме того, процесс и результат спортивной деятельности зависят от следующих факторов:
- физическое развитие (весо-ростовые, масс-инерционные, конституциональные показатели);
- динамика физических качеств (с учетом динами скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости);
- влияние индивидуальных морфобиомеханических характеристик на формирование спортивных умений (с учетом биомеханических основ проявления двигательных умений, особенности обучения спортивным умениям, влияние индивидуальных морфобиомеханических особенностей детей на формирование двигательных умений);
- психофизиологические качества;
- психологическая подготовленность;
- состояние нравственных качеств.
Индивидуализацию учебно-тренировочной нагрузки, по мнению Н.А. Бернштейна, целесообразно проводить в зависимости от активности развития физических качеств:
- высокий уровень активности – интенсивность ежегодного темпа развития – более 3%; планируется 30% избирательной нагрузки соответствующего профиля;
- средний уровень активности – интенсивность ежегодного темпа развития качества – от 0 до 3%. Рекомендуется планировать до 20% избирательной нагрузки соответствующего профиля;
- низкий уровень активности – интенсивность темпов развития со знаком «минус»; рекомендуется планировать не более 10% избирательной нагрузки.
Взаимодействие с ребенком, с учетом его самочувствия, конкретных возможностей и состояний позволит удовлетворить его потребности, и организовать рациональный процесс спортивной подготовки. Я. Корчак, беспокоясь о психическом здоровье детей, задал вопрос: «Что представляет собой эта полвоина человечества, живущая вместе с нами, рядом с нами в трагичном раздвоении? Мы возлагаем на нее бремя завтрашнего человек, не давая прав человека сегодняшнего». Реализация же прав на самоопределение возможна при условии дифференциации и индивидуализации развивающей деятельности ребенка-спортсмена.
Литература
- В.П. Губа Основы распознания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 208 с.
- А.А. Гужаловский Проблема «критических» периодов отногенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания: Очерки по теории физической культуры / Сост. И общ. Ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – с. 211-224.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 188 с.
- Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев, 2001
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 480 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped-kie_podhody_v_org-tsii_sport-noy_deyat-ti_rebenka.docx | 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
(методические материалы)
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………...3
1. Педагогические условия обретения мастерства
юными спортсменами …………………………………………………………………….……4
2. Педагогические подходы в организации
спортивной деятельности ребенка ……………………………………………………….…..5
3. Особенности использования средств, методов и
организационных форм в процессе спортивной подготовки детей ………………………...10
3.1. Дифференцированный подход к организации спортивной подготовки детей ..12
3.2. Индивидуализация процесса спортивной подготовки детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………15
Список литературы …………………………………………………………………………….19
Введение
К условиям обретения мастерства относят следующие психологически значимые показатели:
- социально-адаптивная подструктура (возраст, стаж занятий спортом, стаж спортивной специализации);
- социально-психологическая подструктура (атмосфера в группе, оценка совместимости со стороны группы и тренеров, командный или индивидуальный вид спорта).
Характеристика взаимоотношений в команде: формальных и неформальных отношений между спортсменами, тренерами, руководителями спорта, отношений эмоционального плана и отношений по поводу компетентности. Отношений межличностных и личности к себе. Оценка атмосферы в группе, парные сравнения в группе спортсменов на предмет совместной деятельности в мини-коллективе. Нередки случаи, когда юный спортсмен по различным обстоятельствам (отсутствие хорошей материальной базы, партнеров соответствующего уровня и т.п.) не выполнил разрядную норму, не стал призером соревнований. Возникает определенное противоречие между подготовленностью юного спортсмена и условиями реализации этой подготовленности – к этому моменту не казалось партнеров, равных ему по уровню мастерства. Вот почему проблема мастерства стала актуальной.
1. Педагогические условия обретения мастерства
юными спортсменами
К насущным вопросам организации и реализации ребенка в спортивной деятельности относят: проблемы меж индивидуального характера, когда тренеры-преподаватели ДЮСШ готовы выставить по-настоящему совместимых юных спортсменов, которые стимулируют подготовку друг друга, или наоборот, вырастить такого спортсмена-одиночника, которому никогда не захочется в командный вид спортивной деятельности.
Развитие личности и обретение мастерства ребенком в процессе спортивной деятельности происходит более активно, если:
- раскрытие сущности ребенка будет осуществляться с позиций принципа гуманизации, эмоциональной отзывчивости, уважения к личности, взаимосвязи традиционных и новых ценностей, свободы и ответственности, сотрудничества, духовно-ценностного ориентирования, педагогической толерантности, личностно-деятельностного подхода;
- мета принципом взаимодействия становится педагогическая любовь;
- становление личности выступает одной из ведущих целей организации спортивной деятельности ребенка;
- происходит создание образовательного пространства, учитывающего особенности физического, психологического, культурного, духовного, личностного роста детей, занимающихся спортом, позволяющего инициировать и координировать (интенсифицировать) данный рост;
- становление личности ребенка в процессе спортивной деятельности содержательно определяется личностно-типологической избирательностью значимых факторов;
- учитываются особенности поэтапного вскрытия пластов функциональных, физических, психических, культурных, духовных личностных ресурсов, обеспечивающих данный процесс;
- осуществляется переход от стихийного выбора к самоопределению и проявлению сознательного поведения;
- обеспечивается осознание значимости восхождения личности к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
- единая для всех детей модель организации спортивной деятельности служит основанием для создания индивидуально-единичный норм и кондиций социокультурного, духовно-нравственного, волевого, функционального, деятельностного становления и профессионального выбора ребенка.
Научно-методическое обеспечение организации воспитательного процесса в спортивной деятельности включает:
1) становление сознания, самосознания растущего человека, его личностного самоопределения, решение проблемы соотношения индивидуального и социального;
2) воспитание сферы чувств ребенка, ценностных ориентаций личности с учетом самооценки ребенка;
3) осмысление каждым ребенком социальной значимости своей деятельности на индивидуальном уровне возможностей и способностей, осознание востребованности в личном вкладе в общее дело;
4) учет особенностей темперамента, характера личности, социокультурного, духовно-нравственного, ценностно-мотивационного, деятельностно-волевого уровня развития личности ребенка;
5) создание пространства творческой деятельности ребенка, в основе которого лежат: личные ценности ребенка, социальная востребованность в самостоятельных действиях, личный успех каждого, осознание собственной значимости, признание предыдущего жизненного опыта ребенка, его ценностей и значимых переживаний, личной культуры восприятия мира;
6) становление социально востребованных положительных качеств с учетом базовых черт личности, детерминированных характером, психологическими особенностями ребенка, и последовательное воспитание от личностно-комфортных качеств до личностно-затратных, вновь образованных, востребованных социально ориентированной деятельностью;
7) самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит и определяющей в той или иной мере свое собственное развитие;
8) психологическое сопровождение и поддержка деятельности ребенка.
«Учить – значит вести от известного к неизвестному, - а водительство означает действие мягкое, ненасильственное, желанное, не ненавистное: желая вести, я не толкаю, не гоню, не сбиваю с ног, не тащу, а взяв за руку, любезно сопровождаю, или, идя вперед по ровному пути, приглашаю следовать за собой (Я.А. Коменский).
2. Педагогические подходы в организации
спортивной деятельности ребенка
Процесс и результат спортивной деятельности интересны ребенку-спортсмену, если: он удовлетворяет собственные потребности, его деятельность обусловлена мотивацией и ресурсом для выполнения педагогических установок тренера, отвечает ценностным ориентациям, соответствует убеждениям растущей личности, а также если он успешен в системе соревновательной деятельности. Существует множество педагогических подходов, оптимизирующих процесс спортивной деятельности ребенка.
Педагогический подход – это способ организации взаимодействия с ребенком. К педагогически целесообразным подходам можно отнести такие способы организации взаимодействия, которые характеризуются гуманностью, учетом интересов сторон, конструктивным диалогом, творчеством, результативностью совместной деятельности, нацеленностью на дальнейшее сотрудничество, видением индивидуально и социально значимой перспективы.
Педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которой согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений.
Согласование смыслов деятельности – это первое, что сопутствует партнерскому взаимодействию тренера, юного спортсмена и родителей, и второе – совместное создание условий и для деятельности, и для согласования. Обоснование определения осуществлено с позиции психологии, где взаимодействие рассматривается в едином процессе общения. На основе психологического знания педагогическое сопровождение духовного становления детей-спортсменов рассматривается как педагогическое общение, предметом которого является становление личности ребенка-спортсмена.
При этом педагог выполняет не только роль субъекта общения, но и субъекта-организатора духовной деятельности других субъектов. Это означает, что их взаимодействие реализуется через деятельность и в деятельности, в ходе которой выполняются все функции общения в трех основных формах коммуникации:
- монологической (преобладают коммуникативные действия субъекта-организатора – тренера, когда он дает установки или информацию, исключающую опровержение);
- диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны и инициативны – когда тренер соучаствует в акте воспитания, образования, обучения и тренировки);
- полилогической (многостороннее общение – когда тренер целенаправленно организует дискуссии и «круглые столы» с целью определения различных точек зрения по заявленной теме, и очень часто, если тренер умеет прислушиваться, дети предлагают оригинальные подходы к решению проблемы).
Установлено, что приобщение – это процесс организации духовной деятельности юных спортсменов, это та или иная воспитательная ситуация или элементарный акт общения в условиях ординарной и экстремальной ситуации как в спортивной деятельности, так и вне ее. В процессе приобщения осуществляется духовное становление юных спортсменов, которое сопровождается тренером-педагогом. Таким образом, приобщение и сопровождение являются сущностными характеристиками педагогической деятельности тренера.
Выявлены три компонента (процессуальных этапа) технологии педагогического сопровождения:
- мотивационно-смысловой этап включает диагностические действия тренера, предполагает построение программ индивидуального развития для каждого юного спортсмена, устанавливает уровень, мотивации и смыслы становления личностно значимых культурных, духовных, нравственных характеристик деятельности ребенка-спортсмена;
- операционно-содержательный этап определяет виды, формы, средства, методы совместной деятельности для каждого акта приобщения ребенка к ординарной, а затем и к экстремальной спортивной деятельности; самоанализ процесса приобщения к идеальным способностям, когда ребенок осознает достижимость поставленных целей;
- аналитико-оценочный этап содержания приобщения, когда ребенок может дать себе адекватную оценку деятельности или ту оценку, которая позволит двигаться ему дальше по пути спортивного и личностного совершенствования.
В процессе педагогического сопровождения решаются следующие педагогические задачи как вариативные условия становления культуры, духовности, нравственности, готовности к основной деятельности воспитанников:
1) вызвать интерес к процессу спортивной деятельности и становлению личностно значимых качеств в этой деятельности;
2) способствовать становлению устойчивого интереса к развитию специальных способностей в системе культурных, духовных и нравственных ценностей;
3) развивать душевный, эмоциональный мир, мир переживаний прошлого, настоящего и будущего (педагогическая деятельность организуется только через общение, принятие переживаний ребенка, уважение мнений, воззрений, личностных позиций);
4) выстраивать новые ценностные отношения и развивать новые ценностные ориентации личности юного спортсмена;
5) создавать условия понимания детьми ценностей духовно насыщенной, культуро сообразной, нравственно востребованной спортивной деятельности;
6) организовать самообразование и непрерывное саморазвитие в процессе приобщения юных спортсменов к накоплению знаний (как специальных, так и общих) как теории рациональной самоорганизации спортивной деятельности и ее культурных, нравственных, духовных ориентиров;
7) обеспечивать вариативную культуросообразную, нравственную и духовно насыщенную спортивную деятельность (собственно тренировка должна занимать меньшую часть в совместной деятельности детей и тренера).
Таким образом, мы рассматриваем культурные основы организации спортивной деятельности в двух направлениях:
- Как культуру организации и самоорганизации ведущей (спортивной) деятельности и подготовки к ней (внутри потребностей, восприятия, мысли, общения, поведения, отношений к себе, к людям, к деятельности, чувств спортивной деятельности и ее самоорганизации как управления и др.);
- Как культуру сопряженных видов деятельности (в частности, проявляемую в образовательном процессе школы, внешкольной и внеучебной деятельности).
В процессе организации спортивной деятельности целесообразно выявить общие проблемы, с которыми встречается ребенок как во всех видах спорта, так и в конкретной специализации и избранном амплуа.
Выделим следующие проблемные зоны:
- проблема становления мировоззрения;
- проблема становления культуры личности;
- проблема формирования отношения;
- проблема нравственного соответствия;
- проблема развития интеллектуальной сферы личности ребенка;
- проблема эстетического развития;
- проблема социальной адаптированности;
- проблема эмоционального восприятия себя и окружающих;
- проблема проявления волевой сферы личности.
Большие способности без этики и понимания мира, вместо того чтобы осчастливить, убивают. Поэтому важно уделять пристальное внимание спортсменам-лидерам: как правило, именно они способны на неординарные поступки, связанные с расширением сферы собственного влияния в мире отношений.
В спорте часто идея реализации становится важнее идеи накопления духовных ценностей! В связи с этим ребенка необходимо знакомить с общественно значимыми процессами и результатами (не ради себя).
Использование методики общественного служения в тренировочной и соревновательной деятельности предполагает:
- активную роль каждого субъекта (спортсмена) в формировании, реализации и оценивании проявленной инициативы в сотрудничестве с другими;
-связь спортивной жизни с открытой и гибкой системой общественного служения;
- изменение позиции тренера с руководителя (управляющего) на наставника;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступ к информационным технологиям.
В отношении команды это должно проявляться в развитии командного духа, при котором соревнование представляется наиболее адекватным средством реализации этих установок.
Наш опыт показывает, что неудачные тренировки и общая неудовлетворенность собой чаще отмечаются у спортсменов, имеющих низкий уровень ответственности по отношению к себе и команде.
Поэтому спортсмена целесообразно знакомить с особенностями организации самодеятельности.
Юный спортсмен должен:
- осознавать свой индивидуальный уровень ответственности;
- уметь определять в какой мере его личный уровень ответственности соответствует или не соответствует командному уровню ответственности;
- уметь самостоятельно изменять свой уровень ответственности в общественно одобряемом направлении (изменить мотивацию, направленность и сосредоточенность своего внимания, содержание представлений и переживаний, отношение к себе, команде, обществу).
Этого, в частности, можно достигать путем направленных и контролируемых воздействий на систему ведущих отношений игроков, а именно:
- снижением субъективной значимости предстоящей спортивной деятельности и постановкой более легких или посторонних задач, снижением требований к ожидаемому результату;
- формированием у спортсмена уверенности в том, что он может успешно справиться с задачей (используются убеждение, рациональная организация деятельности, комфортные условия тренировки, варьирование нагрузок);
- сужением круга людей, на оценки которых по тем или иным причинам ориентирован спортсмен;
- созданием желаемой социальной микросреды;
- использованием специальных психотерапевтических процедур и созданием благоприятной психологической атмосферы в команде.
В ходе тренировок и соревнований ребенок постоянно отвечает на вопрос «о командном и индивидуальном в процессе спортивной деятельности».
Внимание ребенка-спортсмена (как психологическая характеристика личности на стыке с мировоззрением и культурным потенциалом) имеет две тенденции трансформации (см. рис.1) Стратегическое направление, выбранное детским тренером (любовь или ненависть, страсть или страх), влияет на становление личности ребенка-спортсмена. В компетенции педагога – беречь чувства ребенка, развивать личность без внутреннего напряжения, стремиться к духовной гармонии.
Интерес увлечение любовь страсть
Внимание
Раздражение отвращение ненависть страх
Рис. 1. Тенденции трансформации внимания ребенка-спортсмена
А.С. Макаренко утверждал, что жизни на свободе можно научить только жизнью на свободе. Он и преступников учил свободе – свободной, ответственности – ответственностью, а не лишением того и другого.
Результативность деятельности ребенка в спорте зависит от множества факторов, среди них качество тренировочной, соревновательной и восстановительной деятельности. В процессе выполнения нагрузок на выезде (сборе) тренер-педагог воспитывает у юных спортсменов отношение к свободе и ответственности. Как распорядиться свободой без контроля со стороны родителей? Как развить осознание потребности к самоконтролю и ответственности за собственные действия?
В качестве примера приведем ситуацию со сборов. Во время полуденного сна в спортивном лагере в каждой комнате выбирается ответственный за спокойный здоровый сон. Дети извещены о том, что сон, как и другие психофизиологические процессы организма, имеет фазовую структуру. Длительность протекания быстрых и медленных фаз сна составляет около полутора часов, в связи с этим для лучшего восстановления растраченных сил целесообразно спать не меньше указанного времени. Дети отмечают, с кем из ответственных отдых был достаточным для восстановления.
Результаты педагогических наблюдений за ребенком в спорте позволяют отметить, что дети не взрослеют, потому что не используются отношения «как со взрослыми». Желательно создавать отношения взаимной ответственности, становления и развития спортивного интереса, интереса к деятельности. В ходе взаимодействия с юным спортсменом необходимо проигрывать ролевые позиции как ребенка, так и взрослого ответственного человека (рис. 2).
Ребенок
Ролевые позиции
Взрослый личность
Рис. 2 Становление поведения ребенка посредством роста ролевых позиций личности
В процессе использования различных педагогических подходов известен факт: когда тренер вызывает агрессию на самого себя – группа объединяется. В ходе педагогической деятельности тренер не меняет своего отношения. Отношения должны расти, как и чувства. Тренер растет вместе с ребенком в своих интересах, ценностных ориентациях, установках и убеждениях.
3. Особенности использования средств, методов и организационных форм в процессе спортивной подготовки детей
Спортивная подготовка предполагает создание комплекса общих и специфических способностей детей, обеспечивающих успешное участие ребенка в экстремальной соревновательной деятельности. Каждый вид спорта предполагает наличие и проявление конкретных способностей, но наряду с этим существует общая структура критериев спортивной пригодности. К ним относятся такие факторы, как состояние здоровья, физические (кондиционные) способности, координационные способности, конституция тела (телосложение), психический склад, мотивация.
Состояние здоровья является значимым фактором в достижении спортивного успеха ребенка. Одно из слагаемых достижения спортивного мастерства ребенка – систематичность учебно-тренировочной деятельности. Дети, пропускающие тренировки по причине повышенной заболеваемости, в меньшем объеме овладевают техническими элементами, функциональной и физической готовностью, теоретической базой организации спортивной деятельности. В настоящее время востребована культура профилактики и лечения острых или хронических заболеваний. Взаимодействуя с ребенком, тренер не должен быть равнодушен к средствам и методам выведения ребенка из состояния болезни.
Состояние современного первоклассника, по данным научно-методической литературы (В.А. Вишневский) характеризуется следующими проблемными составляющими: у 15-20% выявлены хронические заболевания, у 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, у 20-25% - заболевания носоглотки, у 30-40% невротические отклонения, у 10-23% - аллергические реакции, у 10-25% - нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Особого внимания требует проблема естественного сохранения и укрепления иммунитета.
В структуре заболеваемости ребенка младшего школьного возраста лидирующее положение занимают болезни органов дыхания – 60-70%, нарушения опорно-двигательного аппарата – 41,5%, заболевания желудочно-кишечного тракта – 18%, аллергические реакции 15-17%, психические заболевания – 15%. У каждого десятого ребенка отмечается недоразвитие познавательной сферы, у 7% - различные расстройства речи. Около 20% детей болеют в течение года четыре раза и более.
В связи с этим низкий исходный уровень здоровья детей младшего школьного возраста серьезно осложняет их адаптацию к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Тренер в ходе организации педагогического процесса должен постоянно вносить изменения в учебно-тренировочный план, учитывать динамику освоения теоретического и практического материала.
Золотые правила педагогической профилактики:
1) в первые годы жизни ребенок стремится развить доверие к телу – впоследствии это дает возможность справиться с натиском жизненных сомнений;
2) в среднем детском возрасте необходимо выстроить окружение ребенка так, чтобы на базе здорового доверия к телу сформировалось социальное доверие, которое поможет справиться с опытом одиночества.
«Если дети поставят перед собой свои собственные цели, используют собственные особые таланты и способности, возьмут от нас то, что соответствует их потребностям, и отбросят остальное, у них будет все необходимое, чтобы добиться успеха по любым стандартам» (Х. Маккей).
3.1. Дифференцированный подход к организации спортивной подготовки детей
Дифференциация юных спортсменов – это начало индивидуализации педагогического процесса. Объем и интенсивность нагрузки, предлагаемые юному спортсмену, должны быть дифференцированы с учетом не только его работоспособности, но и темпов восприятия нагрузки и ритма выполнения учебно-тренировочной программы. В противовес общепринятому мнению о необходимости увеличения рабочего времени для более тренированных спортсменов детские тренеры-практики отмечают, что более тренированные дети с достаточным развитием скоростных и скоростно-силовых способностей получают оптимальную нагрузку за меньший промежуток времени, детьми с замедленной реакцией и недостаточным развитием координационных и скоростных способностей требуют большего рабочего времени и внимания тренера.
В ходе занятий спортом у некоторых детей накапливается утомление, вызванное плотным режимом тренировочных занятий и соревновательной деятельности. Нередки случаи, когда юные спортсмены в подростковом возрасте не выдерживают психологического прессинга со стороны родителей, ближнего окружения, тренера и уходят из спорта. Знание психологических особенностей ребенка позволит сохранить его психическое здоровье.
В процессе организации тренировочных занятий педагог должен учитывать разницу в темпах восстановления детей. Утомление, вызванное скоростной, силовой, координационной нагрузкой либо нагрузкой, направленной на проявление объема, устойчивости, переключаемости внимания, оперативной памяти, требует различных временных диапазонов в ходе течения восстановительных процессов.
Так, холерики без труда воспринимают упражнения на переключение внимания, меланхоликам и флегматикам при этом приходится дольше восстанавливаться. И наоборот, упражнения на проявление устойчивости внимания более утомляют холериков, чем сангвиников и меланхоликов. Оперативная кратковременная память активнее проявляется у холериков и сангвиников, долговременная память характернее меланхоликам, если речь идет о воспроизведении двигательного умения. На стадии становления двигательного навыка большей вариабельностью восприятия, воспроизведения и творческого исполнения обладают холерики и сангвиники.
Учитывая гетерохронность течения восстановительных процессов в группе юных спортсменов, особенно в возрасте 7-8 лет, тренеру нужно понимать, что жесткий вариант исполнения упражнений поточным способом достаточно сложен, поэтому необходимо в поток ставить детей по убыванию: от самых подготовленных до менее подготовленных. Организовать тренировочный процесс, чтобы никто никого не задерживал, - тренерское искусство. И если ребенок захотел полежать на земле – не стоит акцентировать внимание на его дисциплине (ученые утверждают, что в этот момент происходит балансировка электролитного состава крови, способствующая увеличению скорости восстановления).
В процессе педагогического анализа поведения ребенка необходимо учитывать особенности восприятия и реагирования на ситуацию. Некоторые дети воспринимают информацию как аксиому, иные оппонируют излагаемой информации. Педагогу желательно предвосхищать ситуацию непонимания, противостояния и тем более взаимной агрессии, связанной с блокированием тренерской идеи.
«Потому ли ребенок нервный, что рожден нервными родителями, или потому, что воспитан ими? Где граница между невропатичностью и утонченностью психической конституции – наследственной одухотворенностью?» (Я. Корчак).
Процесс дифференциации основан на следующих педагогических действиях:
- распределении детей в подгруппы в основной части тренировки:
- по уровню обучаемости;
- по уровню функциональной, физической, технической, тактической готовности;
- по психологической совместимости;
- по способности конкурировать;
- по индивидуальном оптимуму объема и интенсивности нагрузки;
- распределении детей по подгруппам в вариативной части тренировки:
- по наиболее привлекательным упражнениям;
- по успешно освоенным техническим действиям;
- по желанию детей;
- по степени проявления общечеловеческих качеств, социально-специфических характеристик, индивидуально-неповторимых качеств, акцентуаций характеров, качества развития мотивационной, волевой сферы и др.
Разрабатывая эту проблему, Р.Н. Крашенинников рекомендует распределять юных спортсменов в скоростно-силовых видах спорта на три типологические школы – спортсмены с преимущественным развитием : 1) скоростных компонентов, 2) силовых качеств, 3) скоростно-силовых качеств.
Для современной теории и практики спортивной подготовки детей характерно все большее проникновение антропологического подхода к изучению онтогенетического развития человека, позволяющего выявить влияние на организм разнообразных естественных и искусственно созданных факторов и условий жизни.
Условия жизни ребенка, представляющие сложную систему социально-экологического воздействия, по-разному влияют на организм на различных этапах онтогенеза, меняются с развитием общества: социальные преобразования все более стирают различия между существованием людей в городе и деревне. Тем не менее отличия городского образа жизни от сельского и на сегодняшний день очевидны. Многие тренеры предполагают, что уровень физического развития и физической подготовленности сельских школьников должен быть несколько выше, чем у городских. Однако это не совсем так. Ряд антропометрических показателей развития городских школьников оказывается выше, чем у сельских. А учащиеся окраинных школ города по показателям роста отстают от учащихся центральных школ города.
В физической подготовленности сельских школьников наблюдается, как правило, обратная картина. Учащиеся сельских школ демонстрируют более высокие результаты в основных умениях, навыках и качествах двигательной деятельности по сравнению с учащимися городских школ. Сельские школьники имеют преимущество в упражнениях, требующих проявления силы и выносливости. Городские школьники опережают сельских в упражнениях скоростного и скоростно-силового характера, а также в упражнениях, требующих лучшей координации, более сложной техники. Интересно, что ученики окраинных школ города по показателям физической подготовленности также опережают учащихся центральных школ города. Физическое развитие детей, проживающих в сельской местности, несколько ниже, чем городских, особенно шестилетних. У мальчиков наблюдаются различия в 43% случаев. Горожане-мальчики шести лет имеют преимущество в таких показателях, как челночный бег, бег на 30 м, прыжок в длину с места, в то время как сельские мальчики – в поднимании туловища за 30 с, при определении работоспособности во всех возрастных группах наблюдается преимущество детей, проживающих в сельской местности.
Этапы и периоды онтогенетического развития, отличающиеся повышенной степенью «запечатлевания», восприятия, реагирования и приспособления к специфическим и неспецифическим условиям внешней среды, рассматриваются как критические, или чувствительные (сенситивные), периоды. Наибольшая степень несовпадения критических периодов у учащихся сельских и городских школ приходится на старший школьный возраст (100%) и наименьшая – на младший возраст (20%), что указывает на необходимость дифференцированного подхода к физической подготовке сельских и городских юных спортсменов.
При организации тренировочного процесса сельских и городских школьников целесообразно учитывать специфические периоды, в которых наблюдаются более высокие темпы прироста двигательных и функциональных способностей – периоды повышенных (критических) и пониженных (субкритических) темпов развития физических качеств.
Дифференцируя нагрузку, тренер-педагог прежде всего должен найти ответы на вопросы, связанные с деятельным присутствием ребенка в спорте:
- какие требования предъявляет к ребенку спортивная деятельность, в частности индивидуальные и командные виды спорта?
- какие требования предъявляет современная государственная и негосударственная образовательная система?
- какие требования предъявляет рынок будущего труда (какой специалист социально востребован)?
- какие требования предъявляют родители к личностному росту ребенка (стратегии, планы, амбиции)?
- что заявляет о себе ребенок?
- что заявляют о ребенке родители?
- что заявляет о ребенке сам тренер?
- может ли тренер определить сильные стороны ребенка?
- синергичны ли представления тренера, ребенка, родителей? (Если нет, то возникает конфликтная ситуация, которая отбрасывает психологическое развитие ребенка на порядок ниже).
Существенное значение в оптимизации межличностного взаимодействия детей имеет учет специфики отношений с определением ведущих ценностей деятельности.
При комплектовании групп и рабочих подгрупп среди детей-спортсменов желательно акцентировать внимание на личностных качествах ребенка, и чем больше разных характеров, тем лучше. Дети находят повод, чтобы поругаться, но так же быстро совместная спортивная деятельность их примиряет.
Рейтинг обязанностей
Тип обязанностей | |
По отношению к группе | 1 – посещаемость 2 – работоспособность 3 – настрой на победу 4 – добросовестность |
По отношению к команде | 1 – дисциплина 2 – моральная и физическая поддержка 3- ответственность 4 - лидерство |
Адекватность, согласованность суждений и разработка педагогических методик с учетом названных факторов способствует внедрению избирательного, дифференцированного подхода и, как следствие, сохранению здоровью детей.
3.2. Индивидуализация процесса спортивной подготовки
детей младшего школьного возраста
Индивидуальность – неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения, особенностей присущих только ему и отличающих его от других людей. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человек. «Сила воспитательного влияния зависит от того, насколько оно индивидуально для раскрытия духовных сил и становления личностных черт каждого отдельного ребенка и насколько оно способно внушать общий дух дружелюбия и доброты в каждого из детей» (Ш.А. Амонашвили).
Индивидуальный подход, рассматривающийся в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего (тренера), предполагающая временное изменение ближайших целей относительно сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия.
По мнению Г.Е. Коновалова, индивидуальные особенности детей 8-10 лет в развитии физических качеств, в частности быстроты и выносливости, можно определить лишь в процессе тренировок не менее года. Уровень спортивных достижений в рассматриваемых двигательных способностях на этапе начальной подготовки обеспечивают три взаимодействующих системы: а) показатели физического развития; б) показатели двигательных способностей; в) функциональные показатели.
Повышенные объемы тренировочных нагрузок (70% от всего времени занятий) оказывают эффективное воздействие на рост физических качеств тех детей, индивидуальные особенности которых совпадают с направленностью данных нагрузок.
А.В. Левченко рекомендует в скоростно-силовых видах спорта индивидуализировать спортивную тренировку по следующим направлениям:
- индивидуализация технической и интегральной подготовки в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности;
- индивидуализация ОФП и СФП в соответствии с перспективной моделью физической подготовленности;
- коррекция тренировочных и других воздействий в соответствии с динамикой оперативно, текущего и устойчивого (этапного) состояния;
- коррекция педагогических, тренировочных и других воздействий в соответствии с индивидуальными и психофизическими особенностями личности юного спортсмена.
В.Д. Сонькин предлагает индивидуализировать нагрузку с учетом того, что в предпубертатном периоде онтогенеза увеличивается разнообразие вариантов индивидуализации организации энергетического обмена. Так, мо его мнению, на этапе начальной спортивной специализации у мальчиков характерно преобладание аэробной энергопродукции.
Кроме того, индивидуализация подготовки юных спортсменов может быть обусловлена не только спецификой проявления двигательных и функциональных способностей, но и особенностями структуры исполнения элементов техники, используемых в соревновании.
В.П. Каргополов использует вариант индивидуализации на основе комплексного оперативного контроля для оценки специальной, функциональной и психологической подготовленности юного спортсмена.
Если рассматривать рост личности ребенка-спортсмена как присвоение человеком духовных ценностей, то под становлением личности и индивидуальности предлагается понимать новообразования в духовной и физической сферах юного человека и, кроме того, - присвоение, потребление им того, что общество дает ему за его труд (настоящий, прошлый и будущий). Развитие или становление личности, индивидуальности нельзя рассматривать вне процесса реализации. Между становлением и реализацией существует, по-видимому, кольцевая связь причин и следствий: становление является предпосылкой (причиной) реализации, но и реализация при определенных условиях является причиной (условием) становления личности (достаточно указать одну из немногих «теорем» психологии: психика развивается в деятельности, и только в ней).
Почему в современном спорте так востребована личность с ее особенными, индивидуальными достоинствами? Неординарность мышления позволяет открывать новые горизонты технико-тактической реализации спортсмена. Оригинальность, творческий подход помогают находить новые силы и ресурсы в подготовке юных спортсменов.
Характеристики выдающихся спортсменов отличаются ярко выраженным индивидуальным стилем отношений, поведения и деятельности.
Лидерами могут стать только избранные?
Сыграть роль лидера под силу, наверное, только актерам от бога. Люди чувствуют твою энергетику, твою жизненную позицию, и фальшь здесь не проходит. Для того чтобы быть лидером, действительно нужно обладать специальными качествами и прежде всего – большой силой воли.
Как отмечает В.Н. Платонов, «основной стратегией в тренировке должно быть не сглаживание индивидуальности, а, напротив, развитие сильных сторон организм и личности спортсмена как ведущего условия достижения им высоких результатов». Акцентировано проявлять сильные стороны ребенку можно в вариативной части тренировки, организованной по принципу состязания.
Спортивную подготовку детей младшего школьного возраста целесообразно основывать с учетом индивидуальных особенностей:
- личностной подструктуры (самооценка личности, разряд, или звание, или рейтинг; обязанности в группе, спортивной команде, спортивное амплуа);
- функциональной подструктуры (спортивный результат);
- конституциональной подструктуры (выраженность соматотипа);
- ритмической подструктуры (индивидуально-комфортный вариант ритма, способность сохранять ритм, точность попадания в заданный ритм, характер освоения различных ритмических структур движений).
Кроме того, процесс и результат спортивной деятельности зависят от следующих факторов:
- физическое развитие (весо-ростовые, масс-инерционные, конституциональные показатели);
- динамика физических качеств (с учетом динами скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости);
- влияние индивидуальных морфобиомеханических характеристик на формирование спортивных умений (с учетом биомеханических основ проявления двигательных умений, особенности обучения спортивным умениям, влияние индивидуальных морфобиомеханических особенностей детей на формирование двигательных умений);
- психофизиологические качества;
- психологическая подготовленность;
- состояние нравственных качеств.
Индивидуализацию учебно-тренировочной нагрузки, по мнению Н.А. Бернштейна, целесообразно проводить в зависимости от активности развития физических качеств:
- высокий уровень активности – интенсивность ежегодного темпа развития – более 3%; планируется 30% избирательной нагрузки соответствующего профиля;
- средний уровень активности – интенсивность ежегодного темпа развития качества – от 0 до 3%. Рекомендуется планировать до 20% избирательной нагрузки соответствующего профиля;
- низкий уровень активности – интенсивность темпов развития со знаком «минус»; рекомендуется планировать не более 10% избирательной нагрузки.
Взаимодействие с ребенком, с учетом его самочувствия, конкретных возможностей и состояний позволит удовлетворить его потребности, и организовать рациональный процесс спортивной подготовки. Я. Корчак, беспокоясь о психическом здоровье детей, задал вопрос: «Что представляет собой эта полвоина человечества, живущая вместе с нами, рядом с нами в трагичном раздвоении? Мы возлагаем на нее бремя завтрашнего человек, не давая прав человека сегодняшнего». Реализация же прав на самоопределение возможна при условии дифференциации и индивидуализации развивающей деятельности ребенка-спортсмена.
Литература
- В.П. Губа Основы распознания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 208 с.
- А.А. Гужаловский Проблема «критических» периодов отногенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания: Очерки по теории физической культуры / Сост. И общ. Ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – с. 211-224.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 188 с.
- Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев, 2001
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
"Основы педагогического подхода к "трудному" ребенку". Занятие круглого стола для классных руководителей.
Работая с "трудными" детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа будет выстраиваться индивидуально, исходя...
Доклад на педагогическом совете МОУ "Акчеевская средняя общеобразовательная школа" Ельниковского муниципального района "Компетентностный подход во внеурочной деятельности"
Доклад "Компетентностнвй подход во внеурочной деятельности" (педсовет)...
Педагогические подходы в организации спортивной деятельности ребенка
Методические рекомендации...
Методическая разработка "Педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала школьников через освоение навыками исследовательской, проектной и иной краеведческой деятельности"
Представляемый материал может быть полезен в урочной и внеурочной деятельности учителям и педагогам гуманитарной направленности...
Технология педагогических мастерских как современный подход к образовательной деятельности педагога
Здесь представлено обобщение педагогического опыта...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА...