ВОЛЕЙБОЛ
рабочая программа по физкультуре (9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
Средняя общеобразовательная школа № 914
Утверждаю
Директор ГОУ СОШ № 914
Т.И.Чужмарова
«___»_________20__г.
ВОЛЕЙБОЛ
Рабочая программа для учащихся 9 – 11 классов
Тренер-преподаватель
Кузнецов С.Н.
г. Москва 2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Традиционно сложилось так, что многие учителя физической культуры, ведущие такие секции, не имеют каких-либо программ занятий. Программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.
Волейбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.
Задачи работы секции:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «волейбол».
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60 минут. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по волейболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния волейбола, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, подачи, нападающий удар и блокирование. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по волейболу для учащихся 7–11-х классов представлено в примерном учебном плане.
Таблица № 1
Учебный план секционных занятий по волейболу
№ | Виды спортивной подготовки | Кол-во часов | Классы | ||||
7-й | 8-й | 9-й | 10-й | 11-й | |||
1. | Теоретическая | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. | Техническая | 122 | 24 | 24 | 24 | 24 | 26 |
2.1. Имитационные упражнения без мяча | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.2. Передача и приём мяча | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
2.3. Подачи мяча | 40 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
2.4.Нападающий удар и блокирование | 22 | 2 | 2 | 4 | 6 | 8 | |
3. | Тактическая | 78 | |||||
3.1. Действия игрока в защите | 38 | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | |
3.2. Действия игрока в нападении | 40 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
4. | Физическая | 80 | |||||
4.1. Общая подготовка | 60 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | |
4.2. Специальная подготовка | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
5. | Участие в соревнованиях по волейболу | 40 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
6. | Тестирование | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого: | 350 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Примерное распределение времени на отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в Таблице 2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия 90 минут. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.
Таблица 2
Распределение времени на отдельном занятии
№ | Виды подготовки | Время (мин) |
1. | Техническая подготовка | 30 |
1.1. Имитационные упражнения без мяча | 3 | |
1.2. Передача и приём мяча | 12 | |
1.3. Подачи мяча | 8 | |
1.4. Нападающий удар и блокирование | 7 | |
2. | Тактическая подготовка | 15 |
2.1. Действия игрока в защите | 7 | |
2.2. Действия игрока в нападении | 8 | |
3. | Физическая подготовка | 25 |
3.1. Общая | 15 | |
3.2. Специальная | 10 | |
4. Игра в волейбол | 20 |
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в учебном пособии для тренеров Ю.Д. Железняк «Юный волейболист» (Москва Физкультура и спорт 1988). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.
Содержательное обеспечение разделов программы
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Развитие волейбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка волейболиста.
4. Техническая подготовка волейболиста.
5. Тактическая подготовка волейболиста.
6. Психологическая подготовка волейболиста.
7. Соревновательная деятельность волейболиста.
8. Организация и проведение соревнований по волейболу.
9. Правила судейства соревнований по волейболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий волейболом.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений волейболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости волейболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств волейболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости волейболиста.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на две ноги.
1.2. Передвижение пригибными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком приставными и скрестными шагами.
1.4. Передвижение в стойке волейболиста.
1.5. Остановка скачком после ускорения.
1.6. Имитация стоек волейболиста.
1.7. Имитация переходов (смены зон) в волейболе.
2. Передача и приём мяча.
2.1. Передача двумя руками сверху.
2.2. Передача одной рукой сверху.
2.3. Передача двумя руками снизу.
2.4. Приём в падении вперёд.
2.5. Приём в падении.
2.6. Приём одной рукой в падении.
2.7. Приём в падении в сторону.
2.8. Возврат мяча.
2.9. Приём удара «в игрока».
3. Подачи мяча.
3.1. Нижняя прямая подача.
3.2. Нижняя боковая подача.
3.3. Верхняя прямая подача.
3.4. Верхняя боковая подача.
3.5. Верхняя прямая подача в прыжке с разбега.
4. Нападающий удар и блокирование.
4.1. Прямой нападающий удар.
4.2. Боковой нападающий удар.
4.3. Одиночный блок.
4.4. Двойной блок.
4.5. Тройной блок.
ТАКИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Индивидуальная тактика подач.
2. Индивидуальная тактика передач мяча.
3. Индивидуальная тактика применения нападающего удара.
4. Индивидуальная тактика приёма мяча.
6. Индивидуальная тактика блока.
7. Групповые тактические действия в нападении.
8. Групповые тактические действия в защите.
Контрольные тесты (требования к учащимся)
№ п/п | Тесты | Класс | Оценка | |||||
«5» | «4» | «3» | ||||||
м | д | м | д | м | д | |||
1 | Вторая передача на точность стоя лицом по направлению | 7-й | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 |
8-й | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | ||
9-й | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | ||
10-й | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | ||
11-й | 9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | ||
2 | Передачи у стены стоя и сидя (чередование) | 7-й | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 |
8-й | 6 | 4 | 5 | 3 | 4 | 2 | ||
9-й | 7 | 5 | 6 | 4 | 5 | 3 | ||
10-й | 8 | 6 | 7 | 5 | 6 | 4 | ||
11-й | 9 | 7 | 8 | 6 | 7 | 5 | ||
3 | Подачи на точность в пределы площадки | 7-й | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |
8-й | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | ||
9-й | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | ||
10-й | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | ||
11-й | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | ||
4 | Нападающие удары на точность прямой | 7-й | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |
8-й | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | ||
9-й | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | ||
10-й | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | ||
11-й | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 3 | ||
5 | Приём подачи и первая передача из зон 1,6 и 5 в зону 3 | 7-й | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 |
8-й | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | ||
9-й | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | ||
10-й | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | ||
11-й | 9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | ||
6 | Блокирование одиночное и группопое | 7-й | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |
8-й | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | ||
9-й | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | ||
10-й | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | ||
11-й | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | ||
7 | Челночный бег 6x10 м (с) | 7-й | 10,5 | 11,7 | 11,0 | 12,2 | 11,5 | 12,7 |
8-й | 10,2 | 11,5 | 10,7 | 12,0 | 11,2 | 12,5 | ||
9-й | 10,0 | 11,3 | 10,5 | 11,8 | 11,0 | 12,3 | ||
10-й | 9,8 | 11,0 | 10,3 | 11,5 | 10,8 | 12,0 | ||
11-й | 9,4 | 10,5 | 9,9 | 11,0 | 10.4 | 11,5 | ||
8 | Прыжок вверх толчком обеими ногами с места (см) | 7-й | 60 | 46 | 50 | 35 | 45 | 30 |
8-й | 65 | 50 | 55 | 39 | 50 | 34 | ||
9-й | 70 | 52 | 60 | 41 | 55 | 36 | ||
10-й | 80 | 55 | 70 | 44 | 65 | 39 | ||
11-й | 84 | 60 | 74 | 49 | 69 | 44 | ||
9 | Прыжок вверх толчком обеими ногами с разбега (см) | 7-й | 66 | 52 | 56 | 48 | 52 | 42 |
8-й | 72 | 56 | 62 | 52 | 56 | 46 | ||
9-й | 78 | 58 | 68 | 54 | 62 | 48 | ||
10-й | 84 | 60 | 74 | 56 | 68 | 50 | ||
11-й | 88 | 62 | 78 | 58 | 72 | 54 | ||
10 | Метание набивного мяча из-за головы двумя руками сидя (м) | 7-й | 7,2 | 6,0 | 6,2 | 5,0 | 5,2 | 4,0 |
8-й | 8,0 | 6,4 | 7,0 | 5,4 | 6,0 | 4,4 | ||
9-й | 9,0 | 6,8 | 8,0 | 5,8 | 7,0 | 4,8 | ||
10-й | 10,0 | 7,2 | 9,0 | 6,2 | 8,0 | 5,2 | ||
11-й | 13,0 | 8,0 | 12,0 | 7,0 | 11,0 | 6,0 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Железняк Ю.Д. «Юный волейболист». – Москва: «Физкультура и спорт», 1988г.
2. Самасов А.В. «Волейбол без компромиссов». – Воронеж 2001г, Калининград 2006г.
3. Загорский Б.И. «Физическая культура». – Москва: «Высшая школа», 1989г.
4. Матвеев А.П. «Примерная федеральная программа содержания видов спортивной подготовки» - М, 2005г.
5. Казаков С.В. «Спортивные игры». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
6. Ивойлов А.В. «Волейбол для всех». – Москва: «Физкультура и спорт», 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."
Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2
В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...
Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".
Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...