Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Носков Виктор Николаевич

 

Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения - главном виде деятельности в школе.

Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане,- это всё прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nravstvennoe_vospitanie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

      Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок, от воспитания нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:

· твердой убежденностью учителя физической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета в целом и каждого урока в отдельности;

· отчетливого представления учителя в воспитательной направленности всего хода урока и последовательным решением воспитательных задач от его начала до окончания;

· четким пониманием учителем роли и места в уроке каждой воспитательной задачи;

· определением оптимального количества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;

· подбором средств, методов и приемов решения воспитательных задач.

        Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников.

      Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.

   Итак, физическое воспитание учащихся неразрывно связано с нравственным воспитанием. Но при организации физического воспитания в школе недостаточно уделяется внимание обоснованной методике нравственного воспитания.

   Современный преподаватель должен воздействовать на личность учащегося, прививать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, вырабатывать потребность в самовоспитании.

   Физическое воспитание - это вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

     Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

         Физическое воспитание есть целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребёнка в единстве с его интеллектом, чувствами. Волей и нравственностью.

Нравственное воспитание на уроках физической культуры

      Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения - главном виде деятельности в школе.

       Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане,- это всё прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности.

     Дисциплина - это также категория нравственная. Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение - всё это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.

     В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становление осознания, долга перед своим коллективом, благодарности своему тренеру, самоутверждения среди товарищей, ответственности перед государством.

     В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации, восприятие целей спортивного коллектива на собственные, непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации, учитывание общественно полезной основы сплоченности настоящего коллектива.

    Существенный положительный эффект многократно достигается на занятиях по физическому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся.

         В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодически чёткими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жёстким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия всё это заранее обуславливается, и задачи дисциплинированного поведения становятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и при окончании занятия, соблюдения установленной формы общения между преподавателем и обучаемым, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований.

  На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

   Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

     Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю.

     В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

     Большое воспитательное воздействие оказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание.

     

Список литературы

1. О.С. Азбука нравственного воспитания. - М.: Инфра, 2009.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей/ Сост. Л. В. Ковинько. - 4-е изд, стереотип. - М.: издательский центр «Академия», 2005.

4. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры. - М.: Владос, 2003.

5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей школьного возраста. М.: Владос, 1999.

6. Кукшин В.С Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп.- Москва:ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.

7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

9. Новое воспитание. - М.: педагогическое общество России, 2000.

10. П.Ф Каптерев о семейном воспитании: Учеб. пособие для студентов высших. и средних. пед. учеб. заведений/ Сост. и авт. коммент. И.Н Андреева.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.

11. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2кн./И.П. Подласый.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

12. Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко[и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

13. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

14. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

15. Решетников Н.В, Кислицын Ю.Л. Физическая культура. - М.: Академия. - 2007. - 152 с.

16. Рожков М. И., Байбородов Л. В Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.

17. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М.: Педагогика. - 1981. - 126 с.

18. Седова Л.Н.; Тостолуцких Н.П. Теория и методика воспитания; Конспект лекций.- М. : Высшее образование, 2006.

19. Станкин М.И. Методика нравственного воспитания учащихся профтехучилищ на занятиях физической культуры. - М.: «Высшая школа», 1989.

20. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукшин.- Ростов н/Д: 2006.

21. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М., 2004.

22. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008.

23. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с., ил.

24. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение. - 1986. - 155 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей

презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...

Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

В наше время (также как и в предыдущие эпохи) воспитание остается основной педагогической категорией, а нравственное воспитание,  её основным направлением.Необходимо хорошо подбирать и организовы...

Духовно-нравственное воспитание младших подростков на уроках физической культуры

Духовно-нравственное воспитание школьников является приоритетной задачей современной школы. Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания младших подростков на уроках физической к...

«Развитие и совершенствование физических качеств на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»

Педагогический опытучителя физической культурыВолобуева Юрия Григорьевича...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Это статья о воспитании духовно-нравственных качеств у детей....

Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

ВведениеГлава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе1.2 Общие принципы физического воспитания1.3 Взаимосвя...