Уроки легкой атлетики в учебном процессе общеобразовательной школы
статья по физкультуре на тему
Изучение и освоение основ техники бега, прыжков и метаний занимает заметное место в программе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. И оттого, как построены эти занятия, в значительной мере зависит их эффективность.
Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры. Необходимо учесть множество факторов, которые могут в той или иной мере влиять на качество учебного процесса.
В процессе овладения техникой каждого вида легкой атлетики можно условно выделить три этапа: первоначального овладения техникой движения; углубленного разучивания; закрепления и дальнейшего совершенствования техники двигательного действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 78.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки легкой атлетики в учебном процессе общеобразовательной школы
Введение
Изучение и освоение основ техники бега, прыжков и метаний занимает заметное место в программе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. И оттого, как построены эти занятия, в значительной мере зависит их эффективность.
Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры. Необходимо учесть множество факторов, которые могут в той или иной мере влиять на качество учебного процесса.
В процессе овладения техникой каждого вида легкой атлетики можно условно выделить три этапа: первоначального овладения техникой движения; углубленного разучивания; закрепления и дальнейшего совершенствования техники двигательного действия.
- ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ школьников ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ
Первый этап.
Общая задача, которая ставится на этом этапе — овладение основой техники изучаемого легкоатлетического двигательного действия. Оно начинается с создания общего представления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности, движение изучается либо путем расчленения, или при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Указываются ориентиры куда должно быть направлено то или иное движение, амплитуда движения и т.п. Показ может, быть повторен после пробного выполнения движения учащимися. При повторном показе, некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько даже утрированно. Сначала движение демонстрируют, потом в более медленном темпе, по разделениям. В заключение полезно установить оптимальный ритм движений. При объяснении необходимо пользоваться принятой в легкой атлетике терминологией.
В младших классах учитель использует показ упражнений, сопровождая его пояснениями, требуя точности в выполнении элементов техники. Большой эффект имеют образные сравнения. Для школьников младших классов, при сравнительно малом понимании ими своих ощущений, большую значимость имеет наглядный метод. Применение этого метода требует от учителя квалифицированной демонстрации деталей изучаемой техники и подводящих упражнений.
Для школьников старших классов, в связи с увеличивающейся способностью концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. При объяснении не следует сообщать учащимся большое количество подробностей. Квалифицированный выразительней показ элементов техники сделает более ясным предлагаемое задание. Лучше усваиваются задания, когда они осмыслены в момент показа, а затем ученик делает попытку воспроизвести их по памяти.
В процессе обучения усилия учеников направляются на решение главной задачи. Дополнительные замечания, пояснения, наряду с выразительным показом, одно из условий для обеспечения сознательности и активности учащихся на уроках физической культуры.
Внимание учеников среднего и старшего возраста акцентируется на основных элементах легкоатлетических упражнений. При этом учитель стремится на основе межпредметных связей опираться на знания и умения, полученные школьниками в предшествующих классах на уроках физической культуры и других предметов. Такой подход позволяет учащимся не только понять предстоящее задание, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно и в последствии требуются огромные ycилия для какого-либо переучивания. Использование снарядов, соответствующих возможностям учеников, количество повторений, темп и скорость выполняемых упражнений — все это должно быть в поле зрения учителя, все это определит доступность изучаемого материала. Так, при освоении прыжка в длину следует раздельно заниматься с мальчиками и девочками, а при обучении прыжкам в высоту — дополнительно подразделять учеников на сильную и слабую группы. Без такого разделения одним учащимся будет неинтересно, а другим — трудно.
Второй этап.
Его основная задача — владение техникой упражнения в совершенстве. Эффективность обучения, во многом, будет зависеть от оптимального подбора методов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения упражнения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, помогающую правильно понять детали техники. Все это должно сопровождаться подробными объяснениями, анализом техники, разбором допущенных ошибок. Такой подход позволяет более углубленно понять технику изучаемых движений.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:
- Общеразвивающие упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей данного вида. Этими упражнениями создается база для oвладения техникой конкретного вида. Обычно подготовительные упражнения используются на уроках на протяжении всего учебного года;
- Подводящие упражнения, которые готовят к освоению основного действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть или связку нескольких движений основного легкоатлетического упражнения. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с соответствующей частью изучаемого вида легкой атлетики. Это главное требование. Например, ученик делает трех шагов разбега подготовку к отталкиванию, как в прыжке в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешенного предмета. Или, при бучении прыжку в длину одним из подводящих упражнений является прыжок в шаге с доставанием коленом маховой ноги определенного ориентира.
К подводящим упражнениям относятся также имитационные упражнения. Их особенность заключается в подражании тому, что требуется в данном виде легкой атлетики. Продолжительность применения подводящих упражнений зависит от сложности техники разучиваемого вида легкой атлетики и подготовленности учащихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае ученики будут забывать, ранее выученные движения и эффект воздействия их снизится. Правильно подобранные подводящие упражнения решают определенную частную образовательную задачу, причем в облегченных условиях.
Критерием подбора подводящих упражнений является наличие в них каких-то элементов, частей разучиваемого вида легкой атлетики. Рациональность использования каждoгo упражнения (будь то подготовительные, подводящие, имитационные) будет достигнута при четком определении следующих условий:
а) цель и задачи упражнения;
б) структурная взаимосвязь с основными двигательными юйствиями;
в) дозирование упражнения;
г) контроль и самоконтроль выполнения.
Используются методические приемы упрощения внешних условий при обучении или структуры движения. Новое движение, если оно может быть выполнено учащимися достаточно правильно сразу или после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде. Но координационносложные движения вначале расчленяют на фазы или элементы, изучают отдельно, а потом соединяют. Следует расчленять движение на такие элементы, которые школьник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного элемента служило началом другого. Например, при изучении техники прыжка в высоту вначале ученики знакомятся, с особенностями отталкивания с 1,2,3-х шагов разбега, затем осваивается весь разбеге отталкиванием. Далее его сочетают с фазой полета и, наконец, с приземлением. Освоив эти элементы на нескольких уроках, ученики приступают к выполнению прыжка в целом. Объединять разученные элементы в связки следует постепенно по два-три, сначала выполняя в медленном темпе, а потом в оптимальном.
Необходимо в процессе углубленного разучивания применять ориентиры. Чтобы ученики могли контролировать правильность исходных и конечных положений при выполнении тех или иных элементов движения, успешно овладели пространственными и временными параметрами движений, учитель может использовать некоторые ориентиры (флажки, отметки на полу), звуковые акценты (подсчет, хлопки, музыка). Например, при обучении прыжку в высоту перешагиванием шаги при разбеге и место отталкивания обозначаются на полу кружками. Для освоения ритма движений учитель сначала воспроизводит его сам, говоря быстро или протяжно: «Раз... Два... Три...» Затем предлагает учащимся вслух повторить этот ритм, а потом уже во время выполнения упражнения и про себя.
Третий этап.
Его задача — упрочить, закрепить двигательный навык обеспечить эффективность применения. Устраняются скованность, лишние сопутствующие движения, ошибки в технике.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче: неточное выполнение действий; слабое развитие координационных способностей и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др. Ошибки могут возникнуть и по вине учителя, если он не достаточно четко показал и объяснил движение, не учел возможностей учащихся. Основной путь исправления ошибок: необходимо указать обучаемому на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительную возможность исправить ошибки. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие, в частности, контрастные задания.
Закрепление навыка производится путем многократных повторений упражнения в различных меняющихся условиях ( например, прыжки в длину с повышенной опоры и без нее, прыжки в длину через препятствие, установленное на середине прыжка и т.п.).
При совершенствовании навыка необходимо повысить его устойчивость, точность, скорость, экономичность движений. Это приведет к их постепенной автоматизации.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО УРОКА
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Цель подготовительной части — посредством действенных физических, упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося.
Правильный подбор упражнений, выполняемых в движении и на месте, способствует улучшению работы органов дыхания и кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Упражнения подготовительной части занятия должны соответствовать его задачам. На тренировке по легкой атлетике это могут быть — спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, прыжки, ускорения, используются подготовительные упражнения из того вида легкой атлетики, которыми учащиеся будут заниматься в основной части занятия. Если это прыжки в длину с разбега, то подготовительными упражнениями могут быть прыжки через один, три, пять шагов: в длину с места, тройные, пятерные. Ходьба включается для активного отдыха.
В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков и умений проводится в середине и конце основной части занятия. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части занятия, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части занятия должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на занятии материала рекомендуется завершить основную часть подвижными играми, которые имеют большое обучающее и воспитывающее значение, развивают необходимые двигательные качества.
Заключительная часть занятия предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги занятия.
При изучении нового материала, повторении его и совершенствовании двигательных действий чаще используется групповой способ организации и выполнения разных упражнений по группам. Он позволяет учителю лучше наблюдать за выполнением школьниками упражнений, точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки.
На занятиях может быть использован и индивидуальный способ организации учебного процесса, когда отдельные ученики, получив от учителя задание выполняют его самостоятельно.
Для комплексного развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости) и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным способом организации учебного процесса является круговая тренировка. Упражнения выполняются сериями на 4—10 станциях, количество которых зависит от возраста детей и поставленной учителем цели.
Какой бы не был применяемый на занятиях способ организации учебной деятельности учащихся, он во всех случаях предъявляет одни и те же требования к учителю. Он должен обеспечить высокую двигательную активность учащихся дать необходимую физическую нагрузку с учетом их подготовленности, соблюдая требования техники безопасности. Нет смысла растягивать обучение на длительные сроки.
Направленность занятия для решения задач обучения следующая:
1. Ознакомление с изучаемым видом (элементом) основного двигательного действия;
2. Разучивание;
3. Закрепление основного двигательного действия;
4. Совершенствование основного двигательного действия и проверка знаний.
Такой порядок занятий должен быть сохранен в целевых установках для каждого урока.
На первом уроке учащиеся знакомятся с новым видом легкой атлетики (элементом техники). Необходимо, применяя на уроке определенную систему упражнений, подвести учащихся к начальному выполнению целостного вида уже к концу первого занятия.
Второй урок основывается на уже знакомых учащимся ощущениях, но теперь применяются новые упражнения, расширяющее представление о выполненном движении. Для этого занятия характерно постепенное усложнение условий выполнения упражнений. Учитель требует увеличить скорость движения или вводит, дополнительные задания, способствующие лучшему освоению техники движения. Окончательно уточняются временные соотношения технических элементов, общий ритм и оптимально доступный темп.
Третий урок закрепление пройденного материала. Целевая установка такого занятия — окончательно уточнить и прочно освоить целостное двигательное действие. Условия выполнения упражнений все более усложняются. В процессе повторения целостного упражнения выясняется, какие детали и элементы техники освоены недостаточно хорошо, и применяются специальные упражнения, уточняющие технику двигательного действия. Подбирать упражнения необходимо продуманно.
Четвертый урок заключается в совершенствовании элементов техники в целом. Условия выполнения главного двигательного действия (основного элемента техники) должны быть близкими к максимальному уровню возможностей учеников. На этом занятии проверяется качество сформированного двигательного навыка.
Таким образом, при классификации типов направленности определяется направленность дидактических задач:
а) уроки разучивания нового материала (обучающие);
б) закрепления разученного материала (закрепляющие);
в) совершенствования разученного материала (тренировочный);
г) смешанные;
д) контрольные.
Чем младше классы, тем больше занятий обучающих и закрепляющих, и чем старше — тем больше тренировок.
При проведении урока учитель должен:
- избегать однообразия в манере ведения занятий;
- использовать такие методы оценки, как одобрение, поощрение, замечание, порицание, соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;
- индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, придерживаясь требования учить всех и отдельно каждого;
- формировать у школьников умение самостоятельно заниматься (физическими упражнениями).
Занятия в зале отличаются подбором упражнений, по сравнению с тренировкой на площадке, тем, что в зале делается больший акцент на обучение, а на воздухе, в более благоприятных условиях, чаще применяют упражнения для развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Многократное повторение упражнений, необходимо для создания прочных навыков, нередко вызывает у школьников утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер работы.
Включение в урок легкой атлетики подвижных игр, использование игрового метода активизирует внимание, улучшает эмоциональное состояние учащихся. Ученики забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, учащиеся в играх совершенствуют свою координацию. Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условиях и ситуации, в которых оно выполняется, Подвижная игра выступает как метод совершенствования навыка в условиях повышенного эмоционального состояния: в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Последовательность применения игр на занятиях легкой атлетики должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит, главным образом, от тех педагогических задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеют подготовленность класса, физическая и техническая оснащенность учеников в плане задач, которые будут решаться игрой. Надо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах. Вряд ли следует, например, применять игру с передачей эстафетной палочки, если правила и элементы техники передачи эстафеты еще не разучены. Оттого, где проводится игра (в зале, на площадке), также зависит подбор игр и наличие соответствующего инвентаря. Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. Поэтому при изучении элементов легкоатлетических видов подбирать игры следует по степени их трудности для занимающихся и в определенной последовательности. Непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка.
Включая в игры тот или иной элемент легкоатлетических видов, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроках при формировании навыка. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.
- РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Это первое из важнейших физических качеств.
Различают силу общую и специальную, абсолютную и относительную.
Общая сила характеризуется разносторонним развитием мускулатуры, повышенной способностью к проявлению силы в разных режимах, многообразных движениях.
Специальная сила характеризуется очень высокой способностью спортсмена проявлять силу мышц в режимах и уровнях применительно к виду специализации.
Абсолютная сила - это проявление максимальной силы.
Относительная сила — это проявление максимальной силы в пересчёте на 1 кг веса человека.
В легкой атлетике большое значение имеют специальная и относительная силы.
В большинстве легкоатлетических упражнений сила в сочетании с быстротой определяет уровень спортивных достижений. Сила не только дополняет, но и в значительной степени определяет развитие качества быстроты. Во многих видах лёгкой атлетики (спринт, барьеры, прыжки, многоборье) необходимо уметь проявлять силу в очень короткое время. Сила, проявленная в таких движениях, называется взрывной, а сами движения скоростно-силовыми.
К наиболее характерным средствам развития силы относятся упражнения с отягощениями, упражнения, связанные с преодолением веса собственного тела; упражнения с партнером (парные упражнения), полезно использовать тренажеры, специальные приспособления и оборудование.
Большинство упражнений, направленных на развитие силы, могут быть использованы для решения различных задач занятия. Например, приседание со штангой, выполненное с различной скоростью и дозировкой, может быть преимущественно направлено на развитие силы (медленное приседание), быстроты (максимальное количество приседаний в единицу времени), силовой выносливости (большое количество повторных приседаний в течение 8-10 минут в заданном темпе). Это же упражнение можно выполнять в изометрическом режиме с изменением веса отягощения; в облегченных условиях (держась за гимнастическую стенку); на всей ступне и на носках; выполняя полный присед или полуприсед и т.д.
Таким образом, при выполнении упражнений с отягощениями дозирование нагрузки, вес отягощения обуславливает главную их направленность (скоростно-силовую, силовую, на развитие специальной силовой выносливости и т.д.).
Однако, следует помнить, что в большинстве видов легкой атлетики движения требуют немалой силы и достаточной быстроты. Поэтому не следует увлекаться медленным выполнением силовых упражнений.
Не следует забывать, что специальные силовые упражнения играют только вспомогательную роль.
При развитии силы занимающимся следует особое внимание уделять тем мышечным группам, на которые приходится основная нагрузка при выполнении спортивного упражнения, определяющего специальность данного легкоатлета.
Применяя упражнения с отягощениями, необходимо придерживаться следующих правил:
- постепенно переходить от малых отягощений к большим;
- определить количество повторений в зависимости от веса отягощения: чем меньше вес отягощения, тем больше количество повторений;
- чередовать выполнение упражнений (медленное с быстрым);
- чередовать выполнение упражнений с разным режимом работы мышц (динамических, статических, изометрических);
- после выполнения упражнений с отягощением включать упражнения на расслабление и гибкость.
Быстрота - человека проявляется в его способности выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. Для того, чтобы движения выполнить максимально быстро необходимо, чтобы:
а) мышцы под сокращением были несколько растянуты и не закрепощены;
б) мышцы, не участвующие в конкретном движении, не препятствовали ему (рациональное чередование работы и отдыха мышц-антагонистов;
в) форма движения была знакомой, рациональной, экономичной, координация движений высокой.
Быстроту подразделяют на общую и специальную. Общая - это способность выполнить любое движение и действие с достаточной быстротой. Специальная - это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательное упражнение, его элементы и части.
Основными факторами для развития быстроты является развитие мышечной силы, овладение правильной рациональной техникой движений и совершенствование в требуемом направлении деятельности центральной нервной системы.
Чтобы увеличить скорость движений в скоростно-силовых видах легкой атлетики, необходимо повысить мышечную силу и развить способность проявлять большую силу в быстрых движениях. Этого можно достигнуть при повторном выполнении упражнений с отягощениями в соответствии с видом специализации, но только после того, как будет достаточно хорошо освоена техника основного вида специализации.
Наряду с этим для развития быстроты полезно выполнять упражнения в облегченных условиях (бег под уклон, бег за лидером и т.д.). Это создает предпосылки для преодоления так называемого скоростного барьера.
Основными методами развития быстроты являются: повторный, переменный, соревновательный, гиревой, а в отдельных случаях круговой метод.
Выносливость - это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Иногда выносливость определяют как способность организма противостоять утомлению.
В легкой атлетике принято различать общую, специальную и скоростную выносливость. Общая выносливость характеризуется способностью человека производить длительное время работу в умеренной интенсивности (например, длительно бегать с небольшой скоростью).
Специальная выносливость характеризуется способностью человека длительно выполнять специфическую работу с высокой эффектностью (например, сохранять среднюю скорость бега на протяжении всей дистанции, чтобы показать запланированный результат).
Скоростная выносливость характеризуется способностью человека выполнять специальную работу с максимальной скоростью (например, для бегуна на короткой дистанции сохранять высокую скорость бега до конца дистанции и при этом несколько раз на дистанции доводить её до максимальной).
Таким образом, выносливость необходима каждому легкоатлету, независимо от его спортивной специализации, но проявляется она в каждом случае различно.
Проявление выносливости в беге на короткой дистанции главным образом зависит от способности нервных клеток сохранять высокую активность и от способности мышц интенсивно работать в условиях недостатка кислорода.
Проявление выносливости при ходьбе, беге на средней и длинной дистанциях зависит главным образом от согласованности работы двигательного аппарата и внутренних органов, а также от работы сердечнососудистых и дыхательных систем. Резкие изменения в крови оказывают влияние на состояние нервных центров, которым приходится сопротивляться отрицательному воздействию этих изменений и удерживать высокий уровень возбуждения. Общая выносливость необходима и служит основой для развития физических качеств. Главное направление для развития общей выносливости - это постоянное увеличение деятельности выполнения физических упражнений умеренной интенсивности (бег в медленном темпе, кросс, бег и прочее).
Основной метод развития общей выносливости - равномерный. Он предусматривает постепенное втягивание организма в работу и подготовку его к более высоким напряжениям посредством укрепления сердечно-сосудистых и дыхательных систем.
Необходимо учитывать, что общая выносливость занимающихся развивается путем ходьбы и бега, а специальная выносливость - с помощью средств легкой атлетики. При этом важно, чтобы интенсивность выполнения упражнений была адекватной или близкой к соревновательной.
Важное значение для повышения специальной выносливости имеет техника выполняемых движений. Чем выше техника мастерства, тем меньше лишних движений и мышечных напряжений, следовательно, непроизводительного расхода энергии.
Таким образом, более совершенная техника позволяет экономить энергию, сохранять силы, снижать степень наступления утомления и этим способствовать развитию выносливости.
Весьма важным для развития специальной выносливости является воспитание волевых качеств, способность переносить неприятные, тяжёлые ощущения утомления - умение терпеть. Этому способствует также сознание важности выполняемой работы, цель, чувство долга перед коллективом, присущее каждому человеку.
Гибкость - способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.
Качество гибкости зависит от анатомо-физиологических особенностей суставных поверхностей и окружающих суставы мягких тканей, а также от функционального состояния ЦНС, регулирующей тонус мышц.
Гибкость является важным качеством для барьеристов, метателей, прыгунов. Особое значение в настоящее время гибкость приобретает в связи с увеличением объемов силовой подготовки, которая в известной степени способствует ограничению подвижности в суставах. Гибкость изменяется в течение суток. Лучшие её показатели - в середине дня, минимальные - утром. Гибкость у занимающихся развивается благодаря ежедневному выполнению специальных упражнений в процессе занятия общей физической подготовкой. Выполняя упражнения, развивающие гибкость, необходимо постепенно увеличивать количество повторений, амплитуду и скорость движения. Развивать гибкость можно активно и постепенно. В первом случае гибкость развивается за счёт активной тяги мышц при выполнении упражнений, а во втором - за счёт приложенных к движущейся части тела спортсмена внешних сил (помощь преподавателя, партнёра).
Ловкость - выражает степень координации движений человека, умение перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющихся ситуаций.
Ловкость имеет наиболее тесную связь с такими качествами, как сила, быстрота и гибкость, а также с волевыми качествами человека. Особенно эта связь проявляется в процессе обучения движениям.
Основным направлением в развитии ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и умений и положительно сказывается на функциональных возможностях организма. Отсюда вытекает правило: чем больше упражнений умеет делать студент, тем легче и быстрее он способен обучиться новому упражнению. При этом качество ловкости совершенствуется более эффективно, когда процесс обучения непрерывен. Однако нужно помнить, что по мере овладения техникой изучаемого упражнения влияние его на развитие ловкости уменьшается. В связи с этим требуется периодически изменять сами упражнения или условия их выполнения. С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценного восприятия собственных движений, от инициативности и целеустремлённости. Ловкость обычно развивается и совершенствуется с помощью соревновательных и специально-подготовительных упражнений, из которых наиболее полезны следующие:
а) из необычных (например, спиной, боком, с поворотами на 90, 180 и 360 градусов)
б) в зеркальном изображении (например, толкание ядра правой и левой рукой);
в) с повышенной скоростью (например, бег под углом, за лидером, метание облегчённых снарядов);
г) смена способов выполнения упражнений (например, прыжки в высоту разными способами);
д) на расслабление и напряжение.
При выполнении упражнений, направленных на развитие ловкости, необходима большая точность и чёткость мышечных ощущений, повышенная роль двигательного анализатора. Всё это довольно быстро вызывает утомление. Следовательно, необходимо чётко планировать интервалы отдыха, чтобы они были достаточными для восстановления.
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕГА. РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ И РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ БЕГА
Упражнения для совершенствования техники бега
- Бег с выпрямленными коленями, отталкиваясь только стопой.
- Бег - высоко поднимая колени на месте и с продвижением вперед. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыханием.
- Бег с захлестыванием голени на месте и с продвижением вперед.
- Бег прыжками с ноги на ногу. Стремиться полностью выпрямить толчковую ногу, а маховую сильно сгибать в колене.
- Пробегание отрезка 30-40 метров с ускорением и последующим бегом по инерции,
- Бег по прямой 60, 80, 100 метров с изменением темпа бега по дистанции.
- Бег с горы по инерции. Движения выполнять как в упр. 5 с сохранением оптимальной длины шага
- Бег 30—40 м с ускорением и последующим бегом по инерции.
- Бег по прямой 60—100 м с изменением темпа.
- Бег по повороту (по часовой и против часовой стрелки) с наклоном туловища в сторону поворота.
- Бег по повороту с выходом на прямую.
- Бег по прямой с входом в поворот.
- Бег на месте с подъемом бедра и голени маховой ноги, как в момент вертикали при беге. Руки опираются на гимнастическую стенку.
- Спортивная ходьба с увеличением частоты шагов до максимума и постепенным переходом на бег по инерции.
- Бег по пересеченной местности до утомления.
Упражнения для совершенствования техники низкого старта
- Бег с ускорением с высокого старта на 20—60 м.
- Бег с ускорением с низкого старта с опорой на одну руку.
- Бег с низкого старта с сопротивлением партнера или резинового амортизатора.
- Выпрыгивание со стартовой колодки из положения глубокого приседа без команды и по команде.
- Тройной прыжок со стартовой колодки с последующим бегом по инерции.
- Удержание положения на команду «Внимание!» в течение 5, 10, 15 сек с последующим стартом с колодок.
- Выполнение стартового ускорения по команде из положения сидя, лежа, стоя спиной к направлению бега.
- Бег с низкого старта по меткам с сохранением оптимального наклона туловища при разбеге. Первая метка — 4 стопы от передней колодки. Каждый последующий шаг больше предыдущего на 0,5 стопы.
- Бег с низкого старта с использованием одной стартовой колодки поочередно для левой и правой ноги.
- Имитация беговых движений руками после отталкивания от гимнастической стенки и скамейки без команды и по команде.
- Бег 30, 40, 60 м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции.
- Бег с низкого старта по команде с финишированием на отметках 20, 30, 40, 60 м.
- Бег с низкого старта по команде с изменением интервала между командами «Внимание!» и «Марш!» от 1 до 6 сек.
Упражнения для совершенствования техники финиширования
- Бег с ходу 20, 30, 50 м.
- Бег с ходу 20, 30, 50 м с разной скоростью с наклоном туловища за ленточку.
- Бег 100 и 200 м с изменением скорости бега по дистанции, с ускорением на последних 30 м и финишированием.
Упражнения для развития быстроты реакции и движений
- Беговые движения руками с максимальной скоростью в сочетании с правильным дыханием 5, 10, 20 сек.
- Бег на месте с опорой руками с максимальной частотой 5, 10, 15 сек. В положении лежа на спине и на животе беговые движения ногами с большой амплитудой («ножницы»), 15 раз за 10 сек.
- Спортивная ходьба с ускорением с максимальной частотой движения рук и ног.
Упражнения для развития скорости бега
- Бег с ускорением на 50-100 м.
- Бег с горы с целью достичь максимальной частоты движения и поддержать ее на ровном участке.
- Пробегание с околопредельной и предельной скоростью отрезков 30, 40, 60 м. с низкого старта и сходу.
- Эстафета с увеличенным или уменьшенным гандикапом: задача - убежать от партнера или догнать его.
- Бег с низкого старта по команде на время с разными по силе партнерами на отрезке 30, 60 м.
Упражнения для развития быстроты движений, скоростных и скоростно-силовых качеств
- Бег сходу 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100 м.
- Бег со старта 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100 м.
- Ускорения на отрезках 60, 80, 100 м.
- Повторный бег с максимальной скоростью 60, 80, 100, 150, 200 м.
- Прыжковые упражнения: с ноги на ногу, тройные, 5-ые,10-ые.
- Многоскоки на15, 20, 30, 50, 80 м.
- Прыжки на обеих ногах 20-40 м., на одной по 40 м.
- Беговые упражнения с отягощениями.
- Приседания с отягощениями.
- Упражнения с использованием тренажеров для развития локальной силы отдельной групп мышц: для стопы, для передней поверхности бедра, для задней поверхности бедра, мышц спины, живота, рук и прочее.
Упражнения для развития общей выносливости
- Кроссовый бег до 30' (пульс 160-170 уд.мин.)
- Кроссовый бег до1 час (пульс 150-160 уд.мин.)
- Повторный бег 5x800 м., скорость 75-80 % от max. - отдых между пробежками до «восстановления».
- Повторный бег 5-6х600м. скорость 75-80 %, отдых до «восстановления».
- Повторный бег 5x100, 5x200. 5x400, 5x200, 5x100 м., отдых в середине 4-5 мин., между сериями 10-15 мин.
- Фартлек - бег с переменной скоростью до 30 мин.
- Переменный бег 10x200 м., в интервале медленный бег 100-200 м.
Упражнения для развития специальной выносливости
- Повторный бег 3x300 м. со скоростью 95 % от шах. - отдых 10 мин.
- Повторный бег 4x200 м. с max. скоростью, интервал отдыха 10 мин.
- Интервальный бег 4x200 м. со скоростью 90-95 %, отдых 3мин.
- Повторный бег 4x300 м. с шах. скоростью, интервалы 16-18 мин.
- Повторный бег 2x500 м. со скоростью 90-95 %, интервалы 7-8 мин.
- Повторный бег 2x600 м. со скоростью 95 % от шах., интервалы 11 мин.
- Переменный бег 400 м. - 50 быстро, 50 медленно (2-3 раза), интервал 8-10 мин.
Упражнения на развитие скоростной выносливости
- Игры в баскетбол, футбол.
- Повторное пробегание сериями 400, 300, 200, 150 м. со средней, околопредельной и максимальной скоростью.
- Переменный бег 3-5 раз по 100 м., чередуемый с бегом трусцой.
Для развития общей выносливости на всех уроках легкой атлетики применяю следующие тесты:
Освоение равномерного темпа бега, Класс делю на четыре группы, расставляю на четырех разметках бегового круга пришкольной площадки.
По моему сигналу команды начинают бег на 1000 м в равномерном темпе. Чтобы преодолеть 1000 м за 5 мин., нужно пробегать 150 м (расстояние по кругу нашей пришкольной площадки приблизительно равно 150 м) за 37 сек. Через каждые 37 сек. даю свисток. По первому свистку все группы одновременно принимают старт и бегут по кругу. Второй и затем каждый последующий свисток, звучащий через каждые 37 сек., должны точно соответствовать моменту прохождения групп около своих отметок. Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки по свистку, или замедляют, если сигнал застал их уже за отметкой. Развитие скоростно-силовых качеств.
Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком обеих. Это упражнение стало у меня тестом, С помощью его я вывел следующий показатель, определяющий силу мышц ног у учащихся VIII—IX классов,
Если для преодоления 12-метрового отрезка прыжками, приземляясь на обе ноги, мальчик)/ или девочке требуется 5 и б прыжков, значит, мышцы ног у них сильные. Если они преодолевают это расстояние за 6 и .7 прыжков — средние, за 7 и 8 (и более) прыжков — ноги у них слабые или очень слабые.
Упражнения для развития быстроты реакции и движений.
Беговые движения руками с максимальной скоростью в сочетании с правильным дыханием, длительность бега 5, 10, 15, 20 сек. Хорошим показателем является частота движений более 20 раз одной рукой за 10 сек.
Бег на месте с опорой руками о барьер с максимальной частотой движений, в сочетании с правильным дыханием. Длительность упражнений 5, 10, 15, 20 сек. Хорошим показателем является частота, движений выше 20 за 10 сек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преподавание легкой атлетики в школе заключается в организации учащихся для занятий, в руководстве их вниманием, мышлением, двигательными действиями, в четкой постановке перед учащимися все усложняющихся задач деятельности, в организации постоянного контроля за ней. Успешность обучения во многом зависит не только от специальных знаний учащихся, но и от их прежних двигательных умений и навыков.
В процессе обучения учащиеся должны получить в относительно короткие сроки глубокие и многосторонние знания, необходимые для специальной подготовки, связанные с будущей деятельностью.
Основной организационной формой занятий по легкой атлетике является урок. Урочным формам присуще постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в классах. Это позволяет учитывать подготовленность, индивидуальные особенности занимающихся и тем самым способствует лучшему осуществлению намеченного плана занятий. Перед уроком ставятся конкретные образовательные, воспитательные и гигиенические задачи.
Для обучения технике бега необходимо вырабатывать у учащихся физические качества, такие, как выносливость, быстрота, сила, координационные движения. Без специальных упражнений это невозможно. Поэтому приведенные в пособии упражнения помогут учащимся на уроках улучшить деятельность внутренних органов для укрепления здоровья, повысить уровень физического развития и подготовки, занимающихся к большим объемам работы, овладеть техникой легкоатлетических упражнений, совершенствовать ее, развить быстроту, силу, выносливость, ловкость, гибкость.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- В.Губа, В. Никитушкин, В. Гапеев Спорт в школе «Легкая атлетика». М. 2006.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М., 2000.
- В.В. Петровский. Бег на короткие дистанции. М. 1985г.
- Кривоносое М.П., Юшкевич Т.П. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям. Учебное пособие ФК. - М.: «Высшая школа», 2000.
- Легкая атлетика и методика преподавания: Учебное пособие/ под. Ред. О.В. Колодия, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова. - М.: Физкультура и спорт. 1985.
- Учебник тренера по легкой атлетике под ред. Л.С. Хоменкова. - М., 2002.
- В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадо. Юный легкоатлет. М. 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 30» Марочкина Е.Н. Тема урока: легкая атлетика.
Место проведения: спортивная площадка....
Учебно – методическая разработка «Значение подвижной игры «Караси и щуки» для формирования двигательных способностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футбола»
Учебно – методическая разработка «Значение подвижной игр «Караси и щуки» для формирования двигательныхспособностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футб...
Конспект урока по физической культуре.Тема урока: «Легкая атлетика в 6-м классе.»
Конспект урока по физической культуре .Тема Лёгкая атлетика в 6 классе....
Конспект урока по физической культуре . Тема урока: «Легкая атлетика в 6-м классе.»
«Легкая атлетика в 6-м классе.»Задачи урока:Обучение технике низкого старта и стартового разгона.Обучение технике метания малого мяча.Развитие быстроты, ловкости, координационных способностей посредст...
Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы
Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...
Бинарный урок легкой атлетики и учебной практики в группе "Пожарный"
Бинарный урок легкой атлетики и учебной практики в группе "Пожарный" (для НПО и СПО)...
Обучение бегу с барьерами в легкой атлетике в рамках общеобразовательной школы.
Обучение бегу с барьерами в легкой атлетике в рамках общеобразовательной школы....