ПРОГРАММА «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по физкультуре на тему
Состояние физического здоровья школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа и результаты мониторинга состояния физического здоровья школьников. | 192.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 136»
ПРОГРАММА
«СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Слищенко Г.М., учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
2014 г.
г. Пермь
Пояснительная записка
В настоящее время для общества актуален вопрос о состоянии здоровья молодежи. За последние годы в России обострилась ситуация с состоянием здоровья населения. По статистическим данным ВОЗ, 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников школ можно назвать здоровыми. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет – на 18%. На этом фоне снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Существующее положение актуализировало работу по реализации мониторинговых исследований в различных сферах деятельности и на различных уровнях, в том числе и в сфере физической культуры с целью повышения эффективности процесса физического воспитания учащейся молодежи.
Мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдения за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья как для индивида, так и для группы индивидов.
Целью исследования является анализ результатов мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников МАОУ «СОШ №136».
Согласно федеральному закону об образовании в РФ № 273- ф3 от 29.12.2012 г., реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с планом модернизации общего образования (распоряжение правительства РФ от 27.02.2010 № 246-р), в соответствии с которым в 2013-2014 учебном году в общеобразовательном учреждении будет проведен мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся.
Задачи
1. Определение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школы.
2. Проведение анализа динамики физической подготовленности респондентов и обработка в виде цифровых данных и графическом
изображении.
3. Создание индивидуальных программ и рекомендаций для учащихся по организации физической подготовки с учетом физического развития.
Инструментарий:
1. Комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов
под редакцией В.И. Лях М.: Просвещение, 2013.
2. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным
развитием двигательных способностей» В.И. Лях, Г.Б. Мейксон.: Просвещение, 1993.
3. Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми» Пермь 2008.
4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
5. Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ф3 от 29.12.2012 г.
6. Таблицы САНПИНа по обработке результатов физического развития.
7. Таблицы для заполнения результатов обследования (приложения)
Состав группы по проведению мониторинга:
учителя физической культуры –
Мелихов В.С., Слищенко Г.М., Солдатенков А.Н.;
медицинский персонал школы – Андреева Г.П.;
учитель информатики – Самосушев В.Л.
Руководитель группы: Слищенко Г.М.
Объект исследования: учащиеся 4,9,11 классов МАОУ «СОШ №136»
Содержание программы:
1. Определить состояние здоровья учащихся по определению физкультурной группы /данные медицинского осмотра (сентябрь).
2. Определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий) по индексу массы тела (И.М.Т.- отношение массы тела к росту).
Данные медицинского осмотра на начало учебного года (сентябрь)
Согласно таблице антропометрических показателей определяют уровень физического развития.
Средний уровень (нормальное соотношение массы и длины тела) составляет
для 4 класса (9-10 лет) 15.5-18.8
9 класса (14-15 лет) юноши – 18.2-21.2
девушки – 18.5-21.5
11 класса (16-17 лет) юноши – 19.5-22.9
девушки – 18.5-20.3
Показатели выше диапазона средних показателей соответствуют высокому уровню физического развития, а ниже – низкому.
3. Мониторинг физической подготовленности учащихся по развитию кондиционных качеств:
1) быстрота – бег на короткие дистанции: 4 кл.-30м.,9кл.-60м.,11кл.-100м.;
2) скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места;
3) сила – подтягивание на перекладине из виса (юноши);
подъём туловища из положения лежа за 30 сек. (девушки);
4) выносливость – бег в 1000м.
Прием тестов физической подготовленности проводится 2 раза в год (сентябрь, май) учителями физической культуры.
4. Обработка результатов исследования.
5. Выводы и рекомендации учащимся и педагогам.
I.Физкультурная группа.
Учащиеся, прошедшие школьный медицинский осмотр в начале учебного
года подразделяются на три «Физкультурные группы»
- Основная: к ней относятся учащиеся практически здоровые, не имеющие
заболеваний и выполняющие программу по физической культуре в полном объёме.
- Подготовительная: к этой группе относятся учащиеся имеющие хронические заболевания различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, половой) и выполняющие программу по физической культуре с ограничением тех упражнений и тестов которые им противопоказаны.
- Специальная: к этой группе относятся учащиеся имеющие серьёзные заболевания и освобождённые от практических занятий. Но некоторые учащиеся с разрешения родителей посещают уроки физической культуры и выполняют практические задания доступные им.
II.Физическое развитие:
- Определить индекс массы тела (вес разделить на квадрат роста).
- По таблице определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий).
- Сопоставить в % уровень развития по половому признаку у мальчиков и девочек.
- Сопоставить в % уровень развития в начальном, среднем и старшем звене.
III. Физическая подготовленность.
- провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося по каждому тесту на конец учебного года по следующим заданиям:
- бег на короткие дистанции;
- прыжок в длину с места;
- подтягивание на перекладине (мал), упражнение на пресс (дев);
- бег1000м.
- провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося по 4 тестам на конец учебного года.
- Выводы и рекомендации для учащихся и учителей.
Значение внедрения системы мониторинга
Для учащихся:
- вооружение каждого учащегося алгоритмом отслеживания своего физического состояния;
- повышение интереса к занятиям.
- определение уровня физической подготовленности каждого учащегося, в том числе и ее динамику, двигательный возраст, динамику и оценку всего класса, позволяет дублировать протокол.
Для преподавателей физической культуры:
- освобождение от рутинной работы по обсчету, хранению и анализу результатов тестирования каждого школьника, класса;
- повышение интереса учащихся к тестированию и самостоятельной тренировке;
- упрощение отслеживания динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося;
- объективный критерий оценки собственной работы, позволяющий вносить в нее коррективы.
- представляются протокол класса, динамика и оценка каждого учащегося, рассчитывается рейтинг учащихся, классов в школе.
Для директора или завуча школы:
- повышение информированности при принятии административных решений;
Программа позволяет решать следующие задачи:
- осуществлять мониторинг изменений, происходящих в морфофункциональном развитии, физической подготовленности и других компонентах здоровья как отдельного обследуемого, так и возрастных, половых и других группах школьников в течение всего периода пребывания в образовательном учреждении;
- получать целостное многостороннее представление о функциональном состоянии организма школьников, о симптомах патологических изменений, происходящих в организме, а в ряде случаев и о наличии конкретных заболеваний;
- оперативно обрабатывать первичную информацию о различных компонентах здоровья и представлять количественную и качественную их оценку;
- на основе анализа полученных данных предлагать индивидуальные рекомендации по организации физической подготовки с учетом особенностей телосложения школьников и поставленных оздоровительных задач;
- выполнять статистическую обработку полученных данных и представление в цифровых выражениях и наглядном графическом изображении.
Список литературы
1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 126 с.
2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
3. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.№ 916 // Российская газета. - 2002. - 12 янв.
4. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. - М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.
5. Уильямс Д. Система мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы, 1995. - № 1. - С. 36-41.
6. http: // www.rian. ru/society/20110225/33887766.html.
7. http: // www.sport28.ru.
Приложение №1
Таблица оценки тестов учащихся по физической подготовленности согласно документу «Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми»
4 класс
тесты | мальчики | девочки | |||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Бег 30м. | 6.4 | 5.7 | 5.5 | 6.6 | 6.2 | 5.8 |
2 | Прыжок в длину с места | 125 | 150 | 160 | 115 | 130 | 150 |
3 | Подтягивание (м); упр. на пресс (д) | 1 | 3 | 5 | 12 | 15 | 22 |
4 | Бег 1000м | 6.30 | 5.30 | 5.00 | 7.00 | 6.00 | 5.30 |
9 класс
тесты | юноши | девочки | |||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Бег 60м. | 10.0 | 9.0 | 8.8 | 10.6 | 10.0 | 9.4 |
2 | Прыжок в длину с места | 175 | 200 | 220 | 160 | 175 | 185 |
3 | Подтягивание (м); упр. на пресс (д) | 3 | 8 | 10 | 12 | 17 | 24 |
4 | Бег 1000м | 4.30 | 4.10 | 4.00 | 6.00 | 5.30 | 5.00 |
11 класс
тесты | юноши | девочки | |||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Бег 100м. | 15.0 | 14.5 | 14.0 | 17.8 | 17.0 | 16.3 |
2 | Прыжок в длину с места | 195 | 220 | 240 | 170 | 185 | 195 |
3 | Подтягивание (м); упр. на пресс (д) | 5 | 10 | 15 | 18 | 20 | 25 |
4 | Бег 1000м | 4.10 | 3.55 | 3.35 | 6.00 | 5.20 | 4.50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ТАБЛИЦА
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ «СОШ №136»
№ | класс Фамилия, имя | пол | мед гр. | физическое развитие | физическая подготовленность | ||||||||||||||||||
вес | рост | имт | оцен уровень | бег 60м | прыжок в длину | подтяг(ю) пресс (д) | бег 1000м | ||||||||||||||||
сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | ||||||||||||||||
р | о | р | о | р | о | р | о | р | о | р | о | р | о | р | о | ||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состояние физического здоровья российских школьников
состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и п...
Практическая работа по ОБЖ 10класс "Оценка состояния физического здоровья".
Практическая работа рекомендуются при изучении темы о здоровом образе жизни....
ТАБЛИЦА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ «СОШ № 136» СЕНТЯБРЬ 2013Г
Таблица результатов...
"Физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре" Выступление на родительском собрании
физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре...
Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО
Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...
Лабораторная работа "Оценка состояния физического здоровья"
Предназначена для учащихся основного общего образования...