Волейбол
план-конспект занятия по физкультуре на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol_povyshenie_effektivnosti_uchebno_-_trenirovochnogo_protsessa_v_voleybole.docx | 981.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БУИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
АДАВ – ТУЛУМБАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Для участия в проекте «Современный урок современного учителя для современных детей»
Реферат
«Повышение эффективности учебно – тренировочного процесса в волейболе»
Работу выполнил:
Хайруллин Ильгиз Газиззянович
учитель высшей категори
Буинск 2008 год.
Содержание
1. Организация и методика отбора в секцию по волейболу.
- Система контрольных испытаний.
- Наблюдения в играх.
- Психологическая оценка одаренности и способности.
- индивидуальная тренировка в совершенствовании
технического мастерства. - Специальное оборудование в процессе физической
подготовки. - Литература.
Введение
Успешное выступление волейболистов может быть стабильным лишь при условии эффективного функционирования всей системы подготовки. Постоянное повышение требований к уровню спортивного мастерства вынуждает тренеров и учителей поискам путей учебно-тренированного процесса. До недавнего времени добиться мастерства стремились, главным образом, за счет увеличения продолжительности занятий. Но этого, понятно, не хватает, так как занимающиеся не могут, полностью раскрыться и показать тот результат игры как бы хотелось.
Залог успешной подготовки волейболистов — это умелый отбор детей для занятия волейболом, систематическое и рациональное применение различного специального оборудования, зависящий от уровня развития, физических способностей детей и степени совершенства техники игры.
По решению этих вопросов приходиться искать новые, более рациональные тренировочные процессы, которые помогают раскрыть как индивидуальные, так и командные действия занимающихся волейболом.
- Организация и методика отбора в секцию по волейболу
Самой важной проблемой становиться проблема комплектования группы, секции. Особенно когда очень маленький контингент школьников (сельская школа), где характерен разнородный по уровню подготовки и антропологическим данным состав. И поэтому приходиться определить круг, где развертывается работа по спортивной ориентации школьников. Надо помочь каждому школьнику, с учетом его индивидуальных способностей и уровнем их развития, найти вид спорта по «душе».
Особым критерием желания заниматься тем или иным видом является:
1. массовость вида спорта по месту жительства, интерес школьников;
2. показатели результатов школьных и районных соревнований;
3. агитационная работа с целью вызвать интерес к виду спорта у школьников.
Успешность занятия и достижение высоких спортивных результатов зависит от нескольких факторов:
1. Устойчивый интерес и склонность к занятиям волейболом,
2. Волевые качества, трудолюбие, прилежание, упорство, привычка систематически заниматься физической культурой и спортом.
3. Способности к спортивной деятельности с учетом специфики волейбола.
4. Уровень специальных качеств, навыков, умений и знаний.
5. Антропометрические данные, рост, вес.
Способности с возрастом выступают более рельефно, в младшем возрасте есть задатки, но они скрыты от нашего взора, и надо искать пути их выявления. Широкое вовлечение школьников младшего возраста в занятия волейболом должного эффекта не дает. И поэтому нужно вести работу планомерно и постепенно вовлекать их в игру.
Особенно важна преемственность, которая играет огромную роль при формировании команды и секционной работы. Ведь и школе, где мало выбора приходиться делать коррективы исходя из того, что сеть.
В методике отбора лежит соответствие физических особенностей и способностей человека. Но в то же время нельзя отталкивать тех учеников, которые не подходят по тем или иным параметрам, так как:
1) решается воспитательная и оздоровительная задача, комплекс взаимосвязанных развивающих упражнений;
2) развиваются двигательные, координационные качества, скоростные способности, выносливость, гибкость, ловкость;
Методика отбора представляет собой систему контрольных испытаний и наблюдений за действиями во время индивидуальных игр с мячом.
1.1. Система контрольных испытаний
1.Определение быстроты реакции и быстроты ответных действий, перемещения различными способами, изменение направления, выполнение действия с мячом. Например: выполнение кувырка вперед, бег по направлению к стене, произведение 10 передач с волейбольным мячом о стену на расстоянии 1,5-2м. от стены, возвращение приставным шагом.
2. Бег Зх10м. Челночный бег - бег с преодолением расстояния 10м. три раза.
3. Вертикальный прыжок. Применение приспособления «Косой экран», позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при подскоке вверх.
4. Прыжок с места в длину - «Кенгуру».
5. Передача волейбольного мяча сверху двумя руками в стену с 2м. за ЗОсек. Учитывать количество передач.
6. Передача волейбольного мяча сверху двумя руками над собой за 30 сек. Учитывать количество передач.
7. Передача нижняя прямая из-за лицевой линии по зонам, три попытки.
Последовательная методика обучения ведется по первоначальным попыткам выполнить технический прием. И в дальнейшем можно судить о возможностях того или иного школьника по овладении техникой. Чем ближе движение по своему выполнению к рациональной технике, тем легче обучение. Существенное значение имеет умение согласовать движение при попытке выполнить технический прием - это соприкосновение кисти рук с мячом в нужной точке (при передаче, при подаче или нападающем ударе). Внимание обращается качеству ударного движения: касание пальцами мяча при передаче (загребание из-за головы и удар ладонями - грубая ошибка), удар всей ладонью при подаче мяча и нападающем ударе.
- Наблюдения в играх
Наблюдения в играх помогают определить, как учащиеся действуют в игровой и тренировочной обстановке, насколько умело и целесообразно использует приобретенные умения и навыки. По тому, как ведет себя учащийся в игре, можно судить о развитии у него быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления.
Игры, используемые в методике обучения: «День и ночь», «Вызов номеров», «Охотники и утки», «Мячи через сетку».
«День и ночь». Две команды располагаются в середине площадки у параллельных линий по 6-10 человек (одна «день», другая «ночь»). По сигналу одна команда убегает до контрольной линии, другая догоняет. Фиксируется, сколько будет осален каждый игрок (или избежит этого). И.п. игроков: стоя лицом или спиной друг другу сидя на полу или другие И. п.
«Вызов номеров». На лицевой линии площадки располагаются две команды. У каждого свои номера. Учитель находиться по середине этих команд. При вбрасывании мяча вперед учитель кричит один из номеров и из команды ученики с этими номерами должны выбежать и перехватить выброшенный мяч. Выигрывает команда, у которой больше перехваченного мяча.
«Охотники и утки». Игра проводится в квадрате или круге в пределах волейбольной площадки. Одна команда («охотники») располагается на линии квадрата (напротив друг друга) или круга. Другая команда («утки») свободно располагается внутри круга или квадрата. Задача «охотников» осалить как можно больше «уток», задача последних - не быть осаленными, они могут ловить мяч с лету. Фиксируется количество попадания «охотников».
«Мячи через сетку». Две команды по 6 человек располагаются на волейбольной площадке. У каждой команды по два волейбольной мяча, которые держат в руках игроки в зонах 2 и 4. По сигналу мячи бросают через сетку. Суть игры заключается в том, чтобы все четыре мяча оказались на стороне противника: на площадке, в руках. Команда, у которой оказалось 4 мяча, проигрывает очко.
2.Психологическая оценка одаренности и способности
Психологический отбор преследует цель содействовать выявлению наиболее одаренных и способных детей. Под одаренностью в психологии нужно понять те задатки, при которых выявляется какая либо деятельность. В структуре одаренности и способности можно выделить три основных компонента:
- Точность и быстрота протекания мышечно-двигательных ощущений, восприятий и представлений, от которых зависит овладение техникой игры.
1. Способность мозга переработать большее количество информации за наименьшее время, которая представляет необходимую предпосылку успешного развития тактического мышления.
2. Особенности характера испытуемого, от которых зависит успешное развитие желательных моральных и волевых качеств.
3. Индивидуальная тренировка в совершенствовании технического мастерства
Индивидуальная тренировка является основой обучения игре в волейбол, которая способствует повышению технического мастерства. Данная тренировка должна быть интенсивной и индивидуальной в отношении каждого игрока, так как один, хорошо принимает мяч и передает, но плохо поставлена подача или наоборот. И поэтому нужно специализировать задачи даваемые игроку. В индивидуальной тренировке игрок самостоятельно выполняет упражнение и совершенствует технические приемы, и он привыкает более сознательно выполнять технические приемы и находить способы более совершенного исполнения, исходя из своих возможностей. Индивидуальная тренировка решает следующие задачи:
а) Развиваются лучшие качества игрока с учетом его индивидуальных особенностей выполнения технических приемов без нарушения структуры движения.
б) Ликвидируются недостатки, имеющиеся у данного игрока.
в) Развивается творческая инициатива игрока.
г) Игрок приучается самостоятельно тренироваться, что повышает общий объем тренировочной работы.
Данная тренировка удобна тем, что занимающиеся могут самостоятельно планировать и дозировать время своих занятий, а так же варьировать интенсивностью. В индивидуальную тренировку нужно включать упражнения, разделенные на следующие группы:
а) Имитационные упражнения;
б) Имитационные упражнения в сочетании с общеразвивающими;
в) Индивидуальные упражнения с мячами;
г) Упражнения с партнером.
Имитационные упражнения. Имитация технического приема дает возможность в облегченных условиях совершенствовать структуру движения. При выполнении этих упражнений следует обращать на правильное занятие исходного положения, то есть принятие позы для правильного выполнения приема, передач, подач, приему мяча, блокированию.
Имитационные упражнения в сочетании с общеразвивающими. Данные упражнения дают возможность увеличить интенсивность тренировки. Общеразвивающие упражнения, непосредственно предшествующие имитационным, могут быть направлены на развитие тех групп мышц, которые будут принимать участие того или иного технического приема. Так можно дать выполнение упражнение для развития сил мышц, имитации передачи или выполнение упражнений для развития силы ног, после чего имитировать нападающие удары или блокирование.
Индивидуальные упражнения с мячами. Характерная особенность этих упражнений заключается в том, что игрок сам по себе создает посильные условия. Кроме этого, эти упражнения требуют значительной скорости перемещения, без чего их выполнить невозможно.
1. Игрок ударяет мяч в пол, после чего перемещается к отскочившему мячу и выполняет передачу мяча способом сверху или снизу.
2. Игрок с мячом располагается в 5-6м. от стены. Ударяет мяч в пол с таким расчетом, чтобы он от пола попал в стену, после отскока от стены игрок выполняет прием мяча способом сверху или снизу.
3. Игрок с мячом располагается против стены на расстоянии 6-8м. После удара в стену выполняет прием мяча.
4. Игрок ударяет мяч в стену, после отскока принимает мяч, направляя его к стене на расстоянии 1,5-2м. От нее далее перемещается под мяч, делает поворот и выполняет передачу вдоль стены.
Упражнения с партнером. Большое значение в освоении и совершенствовании технических приемов играют упражнения в парах, где один из партнеров создает другому определенные условия.
Данные упражнения необходимо разучить занимающимся, объяснив им правильное выполнение и задачи каждого упражнения, строго определить дозировку упражнений для каждого спортсмена. После чего давать индивидуальные задания.
4. Специальное оборудование в процессе физической подготовки»
Прежде чем начинать обучать технике игры в волейбол, надо
физически подготовить их к выполнению тех или иных приемов. На ряду с бегом, прыжками и другими упражнениями, которые дают ловкость, силу, быстроту перемещения, широко применяются различные снаряды: скакалки, гантели, стенки гимнастические, баскетбольные, набивные мячи, мешки с песком, отягощение для всего тела и т. д.
Основу физической подготовки составляет скоростно-силовая подготовка - развитие двигательных качеств силы и быстроты в сочетаниях вытекающих из специфики игр.
Быстрота и сила имеют свои качественные особенности, и сочетания их имеет решающее значение для овладения техникой и достижения спортивных результатов. Сила проявляется в форме максимального напряжения и наибольшей сокращения работающих мышц. Для развития быстроты сложных реакций зрительной ориентировки применяются тренажеры. И все основные физические качества волейболиста достигаются с помощью специальных оборудований и тренажеров.
Отягощения для ног служат для развития силы мышц голени и бедра, для развития прыгучести.
Отягощение для рук служит для развития силы мышц верхнего пояса.
«Косой экран» - это экран для измерения показателей прыгучести.
Подвесные мячи помогают определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу и, особенно при приеме мяча с падением и передаче в прыжке.
Ребристый щит - это приспособление полезно для развития быстроты реакции, ловкости, подвижности и для совершенствования техники приема мяча.
Обруч на шесте - устройство для точных передач.
Обруч на сетке предназначение приспособление то же, что и предыдущее.
Щиты-мишени используется для совершенствования в передачах мяча. Для воспитания умения пользоваться периферическим зрением.
Большое значение при достижении больших результатов играет роль спаринг-соревнования со своими сверстниками и со спортсменами рангом выше. Так как в этих соревнованиях, встречах воспитывается спортивный дух, вырабатывается спортивный азарт, умение сохранить силу до конца встреч.
Рост спортивных достижений в волейболе зависит от различных обстоятельств и, в первую очередь, от совершенствования учебно-тренировочной работы, изучения соревновательной борьбы, познания всех сторон игрового процесса.
Литература:
1.Железняк Ю. Д. Организация и методика отбора в спортивные школы по волейболу. Тула, 1973.
2. Тюрин В. А. Индивидуальная тренировка волейболиста в совершенствовании технического мастерства. Москва, Молодая гвардия, 1981.
3. Железняк Ю. Д., Фризен В. Э. Специальное оборудование в учебно-тренировочной работе по волейболу. Москва, Физкультура и спорт, 1991.
4. Настольная книга учителя физической культуры. Москва, Физкультура и спорт, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."
Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2
В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...
Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".
Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...