Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
консультация по физкультуре на тему
При проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре учителя сталкиваются с трудностями, в частности с бально-рейтинговой системой оценки результатов олимпиады. Данные методические рекомендации разработаны для помощи учителю физической культуры в составлении заданий практического и теоретического туров, проведении олимпиады и оценке выполнения заданий, а также для перевода результатов в бально-рейтинговую систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_po_provedeniyu_shkolnoy_olimpiady_po_fizicheskoy_kulture_-_kopiya.docx | 242.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»
Методические рекомендации по проведению школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по физической культуре.
Майкоп, 2015
Составитель: Самусенко И.Г., инструктор-методист ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Рецензенты: Хачемизов А.Р., директор ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»;Гончарова Е.В., зав. по учебно-методической работе ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»; Евтых З.А., зав. по воспитательной работе ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре разработаны с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии олимпиады под руководством председателя Н. Н. Чеснокова.
Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.
Школьная олимпиада представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней (полной) школы - юношей и девушек (раздельно).
Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера.
Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной Примерной общеобразовательной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол.
Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с требованиями к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура».
Испытания проходят в возрастных группах:
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы.
Практические испытания.
Практические испытания проводятся в соответствии с заданиями, разработанными предметно-методической комиссией по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол. Выбор видов спорта, по которым проводятся практические испытания, остается за методической комиссией школы. Количество практических испытаний может варьироваться от 2 до 4.
Теоретико – методическое испытание.
Теоретико-методическое испытание проводится во всех возрастных группах по тестовым вопросам, разработанным предметно-методической комиссией, и является обязательным испытанием.
Юноши и девушки выполняют задание в разных сменах или вместе (на усмотрение жюри школьного этапа).
Участники испытания обеспечиваются всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов.
Использование мобильных телефонов и других средств связи, а также общение между участниками во время выполнения задания не разрешается.
Продолжительность теоретико-методического испытания - не более 60 минут.
По окончании указанного времени участники обязаны сдать бланки ответов членам жюри или дежурным педагогам.
Бланки ответов впоследствии шифруются и проверяются членами жюри по ключам, предоставленным предметно-методической комиссией.
Примерные практические задания.
Баскетбол.
Участник находится на линии штрафного броска. По сигналу конкурсант первым мячом выполняет штрафной бросок. Затем разворачивается и выполняет бег к противоположной штрафной линии приставными шагами правым боком до центра площадки, после центра - левым боком. Выполняет штрафной бросок вторым мячом и бежит к третьему мячу. Участник берет мяч и правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 1, левой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 2, правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 3, таким образом, ведение осуществляется дальней рукой от фишки-ориентира. После прохождения фишки-ориентира № 3 ведет мяч к щиту и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита. Подбирает мяч, разворачивается и обводит дальней рукой от фишек-ориентиров №№ 4,5,6 (правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 4, левой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 5, правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 6) далее ведет мяч к другому щиту и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.
Волейбол.
Участник находится на лицевой линии. Подача подается с любой точки лицевой линии. Подающий должен выполнить по 2 подачи каждого вида (верхняя и нижняя), по желанию 2 бонусные подачи в прыжке.
Сторона «А» Сторона «В»
1,2,3,4,5,6 — зоны приема
4 мяча находятся на линии подачи плюс 2 мяча запасных (для выполнения дополнительных бонусных подач в прыжке) 1 площадка:
Испытуемый, выполняющий подачу, находится за лицевой линией. Подачу можно подавать с любой точки за лицевой линией, не заходя за разметку.
Подача выполняется в ту зону, которую определяет главный судья - зона № 1,2,3,4,5,6.
Подающему дается право первоначального выбора вида подачи (верхняя или нижняя). Выполняется по 2 подачи каждого вида обязательно.
Участник имеет право выполнить 2 дополнительные подачи в прыжке по предварительной заявке (при построении перед выполнением задания).
В случае, если испытуемый выполнял подброс, но удар по мячу не произведен, то подача является совершенной.
Дополнительных попыток не предоставляется. Каждая подача оценивается. В зачет идет сумма всех подач.
Футбол.
6 м. 6 м.
11 м. 10 м.
20 м. 1 м. 1 м. 1 м. 1 м.
1 м.
Старт Финиш
Контрольная стойка
Мяч
Путь без мяча - - - - - - -
На середине лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота (3 х 2 м). На расстоянии 10 м и 11 м от линии ворот располагается 3 пары мячей. В 6 м вправо и влево от боковых стоек ворот и в 2 м вправо от левой стойки ворот на расстоянии 10 м находятся первые мячи. В 5 м вправо и влево от боковых стоек ворот и в 1 м влево от правой стойки ворот на расстоянии 11 м находятся вторые мячи. На 20 м от линии ворот устанавливается три контрольные стойки, 1 стойка (старта) находиться напротив ближнего к ней мяча 1-й пары мячей, вторая стойка напротив центра ворот, третья (финишная) стойка напротив ближнего к ней мяча 3-й пары мячей.
По сигналу участник стартует от первой контрольной к стоящей слева паре мячей, наносит удар верхом левой ногой по мячу, стоящему на 10 м расстоянии от линии ворот. Затем, вернувшись назад, оббегая стойку, движется ко второму мячу левой пары и наносит удар по воротам низом левой ногой. Ударив, участник бежит ко второй контрольной стойке (центральной). Обегая ее, участник движется к мячу второй пары, находящемуся ближе к воротам и наносит удар верхом любой ногой. Затем, вернувшись назад, оббегая стойку, движется ко второму мячу центральной пары и наносит удар по воротам низом любой ногой.
Ударив, участник бежит к третьей контрольной стойке (финишной). Обегая, участник движется к мячу третьей пары, находящемуся ближе к линии ворот и наносит удар верхом правой ногой. Затем, вернувшись назад, оббегая стойку, движется ко второму мячу правой пары наносит удар по воротам низом правой ногой и финиширует у третьей контрольной стойки. Упражнение считается законченным, если участник пробил все шесть мячей в ворота и пересек линию финиша. Время определяется с точностью до 0,01 сек.
При составлении гимнастической комбинации нужно опираться на базовые элементы раздела гимнастики школьной программы.
Девочки и мальчики (5-е классы)
Соединения | Стоимость | |
| И.п. - основная стойка |
|
1 | Упор присев, кувырок вперед, правая нога скрестно перед левой, поворот кругом в упор присев. | 2,5 балла |
2 | Кувырок назад в упор присев. | 3,0 |
3 | Перекат назад стойка на лопатках (держать). | 3,0 |
4 | Перекат вперед в упор присев, прыжок вверх. | 1,5 |
Гимнастика. Девочки и мальчики. (6-е классы)
| Соединения | Стоимость |
| И.п.- основная стойка |
|
1 | «Старт пловца» - два кувырка вперед в упор присев. | 2,0 |
2 | Перекат назад стойка на лопатках (держать), перекатом вперед упор присев, перекатом назад лечь на спину. | 2,0 |
3 | «Мост» (держать), лечь на спину руки вверх, поворот кругом в положение лежа прогнувшись (держать). | 2,0 |
4 | Упор лежа, упор присев толчком ног. | 1,0 |
5 | Кувырок назад и прыжок вверх. | 3,0 |
Юноши 7 – 8 класс
Элементы и соединения Стоимость
И.п. - основная стойка
1.Шагом правой (левой) вперёд, равновесие («ласточка») на левой (правой), держать ................................................. 1,0 балл
2.Выпрямиться в стойку руки вверх и махом одной, толчком другой, два переворота в сторону («колеса») в стойку ноги врозь ......................................................................... 1,0+1,0
3.Приставляя ногу, повернуться в сторону движения и махом одной, толчком другой выйти в стоику на руках, обозначить -
перекат назад в упор лёжа прогнувшись ............................. 1,0
4.Сед на пятках с наклоном вперёд и силой согнувшись стойка на голове и руках, держать .........................................1,0
5.Опуститься силой в упор лёжа и повернуться направо кругом в упор лёжа сзади ......................................................... 0,5
6. Сед с наклоном вперёд и кувырок назад в упор стоя
согнувшись ................................................................. 1,0
7. Выпрямиться и махом одной, толчком другой через стойку на
руках кувырок вперёд в упор присев ................................. 1,0
8. Кувырок вперёд прыжком .............................................. 0,5
9.Прыжок вверх ноги врозь и кувырок вперёд прыжком ....... 1,0
10. Прыжок вверх с поворотом на 360° .................................. 1,0
Девушки 7 – 8 класс
Элементы и соединения Стоимость
И. п. - основная стойка,
1.Дугами вперёд руки в стороны и шагом вперёд равновесие на
правой (левой) («ласточка»), держать - кувырок вперёд….1,0 б.
2. Встать и шагом вперёд прыжок со сменой согнутых ног
(«козлик») …………………………………………………….0,5
3. Шаг вперед и прыжок со сменой прямых ног («ножницы»).... 0,5
4. Шаг вперёд и вторым шагом одноимённый поворот на 360°,
сгибая свободную ногу вперёд ………………………………… 1,0
5. Шаг вперёд и, приставляя ногу, прыжок вверх с поворотом на
180° ……………………………………………………………… 0,5
6. Махом одной, толчком другой два переворота вправо или
влево («колеса») в стойку ноги врозь…………… 0,5 + 0,5
7. Поворот направо (налево) плечом назад в упор присев -
кувырок назад в упор стоя согнувшись, выпрямиться ………. 1,0
8. Наклоном назад мост, держать ………………………. 1,0
9. Лечь на спину, выпрямить руки и ноги и, обозначив наклон
вперёд, перекатом назад стойка на лопатках без помощи рук,
держать ……………………………………………………… 1,0
10. Перекат вперёд в группировке в упор присев……… 0,5
11. Кувырок вперёд и кувырок вперёд прыжком…….0,5 + 0,5
12. Прыжок вверх прогнувшись ноги врозь……………….. 1,0
Юноши 9 – 11 класс
- Из упора присев – силой стойка на голове и руках (держать) – выпрямляя руки, упор лёжа…………………….. 2,0 б.
- Из упора присев кувырок назад согнувшись – не сгибая ног, второй кувырок назад согнувшись в упор стоя – выпрямиться в стойку руки вверх… 2,0 б.
- Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360° – кувырок вперед – прыжок вверх с поворотом на 180° ………………………2,0 б.
- Махом одной, толчком другой через стойку на руках кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь, руки вверх…………………………2,0 б.
- Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («колеса») в стойку ноги врозь…………………… 2,0 б.
Девушки 9 – 11 класс
- Шагом вперед равновесие («ласточка»), руки в стороны (держать) - кувырок вперед в упор присев ноги скрестно и поворот кругом в приседе.....2,0 б.
- Сед углом, руки в стороны (держать) – лечь на спину, руки вверх – мост (держать) – поворот кругом в упор присев…2,0 б.
- Махом одной, толчком другой два переворота в сторону в стойку ноги врозь…………………………………………… 2,0 б.
- Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх прогнувшись с поворотом на 180 – кувырок назад………………………………2,0 б.
- Из упора стоя ноги врозь кувырок вперед в стойку на лопатках (держать) – стойка на лопатках ноги врозь фронтально (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперед в упор присев……… 2,0 б.
Примерные теоретико-методические задания.
Теоретико-методическое задание 5-6 класс
По какой части тела замеряется длина прыжка?
а) По руке и ноге;
б) По части тела, ближайшей к зоне отталкивания;
в) По части тела, наиболее удаленной от зоны отталкивания;
г) По любой части тела.
2. Как подразделяется современный спорт?
а) На массовый спорт и спорт высших достижений;
б) На массовый спорт и детский спорт;
в) На массовый спорт и женский спорт;
г) На юношеский спорт и спорт высших достижений.
3. Что относится к заливающим процедурам:
- Солнечные ванны;
- Воздушные ванны;
- Водные процедуры;
- Лечебные процедуры;
- Подводный массаж;
- Гигиенические процедуры.
а) 2, 4, 6.
б) 1, 2, 3.
в) 2, 3, 5.
г) 3, 4, 6.
- Что символизируют Олимпийские кольца?
а) Основные цвета, входящие во флаги всех стран – участниц Олимпийских игр;
б) Единство спортсменов пяти континентов земного шара;
в) Гармонию воспитания основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости;
г) Основные двигательные навыки.
5. Кто является обладателем наибольшего числа золотых олимпийских медалей?
а) П. Нурми;
б) Л. Латынина;
в) М. Фелпс;
г) М. Спитц.
6. Как оказать первую медицинскую помощь при растяжении связок:
а) Применяют холод, создают покой;
б) Накладывают стерильную повязку;
в) Производят тугое бинтование, применяют холод, создают покой;
г) Наложение специальных шин или подручных средств путем фиксации близлежащих суставов.
7. Временное снижение работоспособности принято называть ...
а) Переутомлением;
б) Утомлением;
в) Нагрузкой;
г) Перегрузкой.
8. Результатом физической подготовки является:
а) Физическое развитие человека;
б) Физическое совершенство;
в) Физическая подготовленность;
г) Физическое воспитание.
9. Физические качества – это:
а) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
б) Врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности;
в) Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в определенных результатах;
г) Двигательные умения и навыки, присущие человеку.
10. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:
а) Двигательной реакцией;
б) Скоростными способностями;
в) Скоростью одиночного движения;
г) Скоростно-силовыми способностями.
11. Перечислите порядок чередования способов в комплексном плавании.
а) на спине, брасс, дельфин, вольный стиль;
б) брасс, на спине, дельфин, вольный стиль;
в) вольный стиль, на спине, брасс, дельфин;
г) дельфин, кроль на спине, брасс, вольный стиль.
12. Силовые упражнения рекомендуется сочетать с упражнениями на…
а) Гибкость;
б) Быстроту;
в) Координацию;
г) Ловкость.
13. К основным физическим качествам относятся …
а) Рост, вес, объем бицепсов, становая сила
б) Бег, прыжки, метания
в) Сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость
г) Бег на 3 км, подтягивание, прыжок с места
14. Какое количество игроков в волейболе находится на площадке?
а) 8 человек;
б) 6 человек;
в) 4 человека;
г) 5 человек.
- Физическое упражнение – это …
а) Один из методов физического воспитания;
б) Одно из вспомогательных средств физической культуры, направленное на решение конкретных задач;
в) Основное средство физического воспитания;
г) Методический прием обучения двигательным действиям.
16. Какова протяженность марафонской дистанции на Олимпийских играх?
а) 42 км 195 м;
б) 32 км 195 м;
в) 50 км 195 м;
г) 43 км 195 м.
17. Что необходимо сделать при отсутствии дыхания у пострадавшего?
а) Массаж сердца;
б) Дать нашатырный спирт;
в) Искусственное дыхание;
г) Вызвать врача.
18. Женские соревнования по легкой атлетики были включены в программу Олимпийских Игр в …..?
а) 1916;
б) 1928;
в) 1924;
г) 1932.
19. Сколько видов проводится в женских дисциплинах по легкой атлетике на Олимпийских Играх?
а) 18;
б) 24;
в) 23;
г) 12.
20. К составным частям здоровья относится?
а) Гиподинамия;
б) Закаливание;
в) Методы контроля за функциональным состоянием;
г) Выносливость.
21. В какой игре от каждой команды на площадке одновременно присутствует пять игроков?
а) Баскетбол;
б) Волейбол;
в) Хоккей;
г) Водное поло.
22. В каком году пляжный волейбол был включен в программу Олимпийских игр?
а) 2004;
б) 1992;
в) 2000;
г) 1996.
23. Первой спортсменкой преодолевшей высоту 5 метров в прыжках с шестом стала ……?
а) Стейси Драгила;
б) Светлана Феофанова;
в) Дженнифер Стучински;
г) Елена Исинбаева.
24. XXI - Зимние Олимпийские игры проходили?
а) Ванкувер;
б) Сочи;
в) Зальцбург;
г) Калгари.
25. К аэробным упражнениям относятся?
а) Бег;
б) Волейбол;
в) Поднятие тяжести;
г) Спринт;
д) Плавание.
ВЫПОЛНЯЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЗАВЕРШИТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВПИСАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВО В БЛАНК ОТВЕТОВ.
26. Субъективным ощущением утомления является …………
27. Процесс изменения морфофункциональным средств в организме на протяжении жизни называется …………….
28. Связующее звено между организмом человека и внешней средой называется ……………… ….
ОТВЕТЫ
Теоретико-методическое задание (5 - 6 класс)
Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ |
б | 15. | в | |
а | 16. | а | |
б | 17. | в | |
б | 18. | б | |
в | 19. | в | |
в | 20. | б | |
б | 21. | а | |
в | 22. | г | |
б | 23. | г | |
б | 24. | а | |
г | 25. | а, д | |
а | 26. | Усталость | |
в | 27. | Физическое развитие | |
б | 28. | Питание |
Теоретико-методическое задание 7 - 8 класс
- В каком году волейбол был включен в программу Олимпийских игр?
а) 1956;
б) 1968;
в) 1964;
г) 1952.
- С какого года баскетбол включен в программу Олимпийских игр?
а) 1936;
б) 1924;
в) 1932;
г) 1944;
3. Сколько зимних олимпийских видов спорта?
а) 7 ; б) 14; в) 5; г) 11.
- Летние Олимпийские игры 2016 года пройдут ….?
а) Испании;
б) Бразилии;
в) Японии;
г) США.
5. Физическая подготовленность характеризуется:
а) Высокими результатами в спортивной деятельности;
б) Устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов;
в) Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта;
г) Эффективностью и экономичность двигательных действий.
6. Оптимальная степень владения техникой двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:
а) Двигательным умением;
б) Техническим мастерством;
в) Двигательной одаренностью;
г) Двигательным навыком.
7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:
а) Двигательной реакцией;
б) Скоростными способностями;
в) Скоростью одиночного движения;
г) Скоростно-силовыми способностями.
8. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется:
а) Подвижностью в суставах;
б) Специальной гибкостью;
в) Активной гибкостью;
г) Динамической гибкостью.
9. Укажите основное специфическое средство физического воспитания:
а) Личный пример учителя;
б) Естественные силы природы, гигиенические факторы;
в) Физические упражнения;
г) Рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание.
10. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?
а) 6- ти минутный бег;
б) Бег на 100 метров;
в) Лыжная гонка на 3 километров;
г) Плавание 800 метров.
11. Адаптация - это?
а) Процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды;
б) Чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса;
в) Процесс восстановления;
г) Система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.
12. Что чаще всего приводит к нарушениям осанки?
а) Высокий рост;
б) Уменьшение межпозвоночных дисков;
в) Слабая мускулатура;
г) Нарушение естественных изгибов позвоночника.
13. Вес мяча в баскетболе должен быть …
а) Не более 670 г.
б) Не более 650 г.
в) Не более 560 г.
г) Не более 500 г.
14. Физическое развитие это …
а) Размеры мускулатуры, формы тела, функциональные возможности систем организма, физическая активность;
б) Процесс совершенствования физических качеств при выполнении упражнений;
в)Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом;
г) Процесс изменения морфологических и функциональных параметров организма человека в течение всей его жизни.
15. К анаэробным упражнениям относятся … ?
а) Спринт;
б) Волейбол;
в) Лыжные гонки;
г) Плавание;
16. Укажите виды спорта, по которым соревнования проводятся только среди женщин.
а) Керлинг;
б) Художественная гимнастика;
в) Синхронное плавание;
г) Бобслей.
17. Отличительным признаком физической культуры не является?
а) Знания, принципы, правила и методика использования упражнения;
б) Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений;
в) Обеспечение безопасности жизнедеятельности;
г) Положительные изменения в физическом состоянии человека.
18. Основным средством физического воспитания школьника является
а) Солнечная радиация;
б) Личная гимнастика;
в) Закаливание;
г) Физические упражнения.
19. Какой раздел комплексной программы по физкультурному воспитанию для общеобразовательных школ не является типовой?
а) Уроки физической культуры;
б) Внеклассная работа;
в) Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;
г) Содержание и организация педагогической практики.
20. Для оценки физического развития человека используются:
а) Показатели антропометрических измерений;
б) Показатели уровня развития физических качеств;
в) Показатели формирования двигательных умений;
г) Показатели функциональных систем.
21. Упражнения, направленные на воспитание координационных способностей рекомендуется выполнять ……
а) В подготовительной части урока;
б) В начале основной части урока;
в) В конце основной части урока;
г) В заключительной части урока.
22. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени называется
а) Двигательной реакцией;
б) Скоростными способностями;
в) Скоростью одиночного движения;
г) Скоростно - силовыми способностями.
УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТАХ.
23. Укажите виды спорта, по которым проводятся соревнования только среди мужчин (выделите все).
а) Биатлон;
б) Регби;
в) Прыжки на лыжах с трамплина;
г) Водное поло.
24. Укажите командные виды спорта(выделите все).
а) Триатлон;
б) Баскетбол;
в) Шахматы;
г) Керлинг;
д) Толкание ядра.
25. В спорте выделяют (выделите все):
а) Инвалидный спорт;
б) Массовый спорт;
в) Спорт высших достижений;
г) Детский юношеский спорт.
26. Какие виды спорта (укажите все) включены в программу Летних Олимпийских игр 2016г. ?
а) Регби – 7;
б) Совтбол;
в) Гольф;
г) Каратэ.
ВЫПОЛНЯЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЗАВЕРШИТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВПИСАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВО В БЛАНК ОТВЕТОВ.
27. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев называется …………………..
28. Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх называется ………….
29. Научная область, изучающая закономерности, методы и принципы формирования, сохранения, укрепление и восстановление здоровья человека называется …………………………
30. Форма индивидуальной и регулирующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для физического развития называется …………………
31. Состояние организма, возникающее при длительном выполнении какой-либо работы и приводящее к временному снижению работоспособности называется ……………..
32. Альпинизм, парашютный спорт, фристайл, сноубординг, относятся к ..………………. видам спорта.
33. Специальный игрок в составе команды, выполняющий только защитные функции называется ………….
ОТВЕТЫ
Теоретико-методическое задание 7 - 9 классы
Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ |
в | 17 | в | |
а | 18 | г | |
а | 19 | г | |
б | 20 | а | |
в | 21 | б | |
г | 22 | б | |
б | 23 | б, в | |
в | 24 | б, г | |
в | 25 | б, в | |
б | 26 | а, в | |
а | 27 | Балансирование | |
в | 28 | Аут | |
б | 29 | Валеология | |
г | 30 | Самоконтроль | |
а | 31 | Утомление | |
б,в | 32 | Экстремальные | |
33 | Либеро |
Теоретико-методическое задание 9-11 класс
1. В каком году, и в каком городе было положено начало проведению Зимних Олимпийских игр?
а) 1916г. – Осло;
б) 1920г. - Лейк – Плейсид;
в) 1924г. – Шамони;
г) 1928г. - Сент – Мориц.
2. Кто стал первым в истории Современных Олимпийских игр Олимпийским чемпионом?
а) Д. Конноли;
б) К.Шуман;
в) Р.Гаррети;
г) С.Луис.
3. Спортсмены Российской Федерации выступили под Российским флагом на ….
а) XXV Олимпийских играх в Барселоне;
б) XVI Олимпийских играх в Альбервиле;
в) XVII Олимпийских играх в Лиллехаммере;
г) XXVI Олимпийских играх в Атланте.
4. Владимир Сальников, Галина Прозуменщикова, Андрей Крылов, Александр Попов- чемпионы Олимпийских игр в …….
а) Биатлон;
б) Плавание;
в) Конькобежный спорт;
г) Легкая атлетика.
5. Олимпийская клятва арбитров прозвучала впервые …..?
а) 1952;
б) 1960;
в) 1968;
г) 1972.
6. Какое место по медальному зачету Россия заняла на Олимпийских играх в Пекине?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 1.
7. Какая дисциплина была включена в программу XVIII зимних Олимпийских Игр в г. Нагано (Япония)?
а) Фристайл;
б) Сноубординг;
в) Керлинг;
г) Скелетон.
8. К каким Олимпийским играм была предложена впервые Олимпийская эмблема из пяти переплетенных колец?
а) 1908 – Лондон;
б) 1912 – Стокгольм;
в) 1920 – Антверпен;
г) 1932 – Лейк- Плейсед.
9. Когда в программу Олимпийских игр был включен шорт-трек?
а) 1988;
б) 1992;
в) 1994;
г) 2002.
10. Какой континент символизирует кольцо красного цвета в Олимпийской эмблеме?
а) Азия;
б) Австралия;
в) Африка;
г) Европа;
д) Америка.
11. Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча в баскетболе формируется при обучении тактическим действиям в......
а) Нападении;
б) Защите;
в) Противодействии;
г) Взаимодействии.
12. Сущность соревновательного метода состоит:
а) В широкой самостоятельности занимающихся и проявлении творческих способностей;
б) В конкурентном сопоставлении сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований;
в) В выполнении упражнений в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой;
г) В стимулировании интереса занимающихся к выполнению физических упражнений.
13. Основными средствами развития силовых способностей являются:
а) Специальные упражнения на тренажерах;
б) Упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела и изометрические упражнения;
в) Упражнения с преодолением собственного веса тела и упражнения с отягощениями;
г) Изометрические упражнения и упражнения с внешним сопротивлением.
14. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости обеспечивается выполнением физических упражнений при ЧСС:
а) от 90 до 110 уд/мин;
б) от 110 до 130 уд/мин;
в) от 144 до 156 уд/мин;
г) от 180 до 210 уд/мин.
15. Индивидуальное развитие организма обозначается как … .
а) генезис;
б) онтогенез;
в) филогенез;
г) воспитание.
16. Под двигательной активностью понимают:
а) суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни;
б) определенную меру воздействия физических упражнений на организм занимающихся;
в) определенную величину объема и интенсивности нагрузки;
г) педагогический процесс, направленный на повышение спортивного мастерства.
17. Какое из физических качеств, при его чрезмерном (или непродуманном) развитии отрицательно влияет на гибкость:
а) Выносливость;
б) Быстрота;
в) Сила;
г) Координационные способности.
18. Освоение двигательного действия следует начинать с…
а) Формирования представления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи;
б) Выполнение двигательного действия в упрощенной форме и в замедленном темпе;
в) Устранения ошибок при выполнении подготовительных и подводящих упражнений;
г) Формирование связей между двигательными центрами, действующими в данном действии.
19. Какие команды подаются судьей на старте бега на 3000 метров?
а) « На старт! Внимание! Марш!»
б) « На старт! Марш!»
в) «Внимание! Марш!»
г) «Приготовиться! Марш!»
20. Какие факторы преимущественно обусловливают уровень проявление общей выносливости?
а) Скоростно-силовые способности;
б) Лично-психические качества;
в) Факторы функциональной экономичности;
г) Аэробные возможности.
21. Каковы нормальные показатели артериального давления здорового взрослого человека?
а) 90/60;
б) 120/70;
в) 140/90;
г) 200/100.
22. Какие упражнения больше всего подходят для развития выносливости?
а) Аэробные, циклические упражнения;
б) Упражнения статического характера;
в) Упражнения динамического характера;
г) Анаэробные сложно-координационные упражнения.
23. Под здоровым образом жизни понимается:
а) Отсутствие вредных привычек, регулярное посещение врача, цивилизованное отношение к природе;
б) Регулярные занятия спортом, закаливания, пропаганда здорового образа жизни;
в) Определенный стиль жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья;
г) Поддержание на протяжении многих лет высокой работоспособности.
24. Под физическим качеством «ловкость» понимают:
а) Способность точно дозировать величину мышечных усилий;
б) Способность быстро перестраивать двигательную деятельность в меняющейся обстановке с овладением новыми движениями;
в) Освоить действие и сохранить равновесие;
г) Способность технически верно повторить заданное упражнение.
25. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при ушибах мягких тканей:
а) Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье;
б) Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, пострадавшей конечности придают возвышенное положение;
в) Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела;
г) Тепло на место ушиба, жгут выше области кровоизлияния, покой ушибленной части тела.
26. Гиподинамия – это..
а) Нарушение опорно-двигательного аппарата;
б) Недостаточная физическая активность;
в) Расстройство вестибулярного аппарата;
г) Расстройство функции движения.
27. Для чего используется метод пульсометрии в проведении уроков по физической культуре в школе.
а) Для определения общей плотности урока;
б) Для определения моторной плотности урока;
в) Для построения кривой пульса;
г) Для измерения работоспособности школьников.
ВЫПОЛНЯЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЗАВЕРШИТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВПИСАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВО В БЛАНК ОТВЕТОВ.
28. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как ………………………..
29. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим …………………………...
30. …..…………………... - система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия одним спортсменом, вдвоём или группами.
31. ………….…………….. - часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта.
32. ……………………….. - быстрый переход из упора в вис.
33. ……..…………………. это состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий.
34. Система преимущественно силовых упражнений для женщин, направленных на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма называется ………….…………………..
ОТВЕТЫ
Теоретико-методическое задание (9 -11 классы)
Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ |
в | а | ||
а | б | ||
г | г | ||
б | б | ||
в | а | ||
б | в | ||
в | б | ||
в | б | ||
б | б | ||
д | в | ||
б | Вис | ||
б | Развитием | ||
б | Акробатика | ||
в | Массовый спорт | ||
б | Спад | ||
а | Тренированность | ||
в | Шейпинг |
Оценка выполнения заданий.
Теоретико-методическое.
Правильно выполненные задания в открытой форме (предложенные варианты ответов) оцениваются в 1 балл. Задания с несколькими возможными вариантами ответов оцениваются в 0,5 балла, если указаны не все варианты, либо 0 баллов, если указана неправильная позиция.
Задания в открытой форме (без предложенных вариантов ответов), при выполнении которых необходимо самостоятельно подобрать определение, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов, оцениваются в 2 балла.
Гимнастика.
1. Оценка трудности.
1.1. Общая стоимость акробатического упражнения, включая стоимость элементов и соединений повышенной трудности, составляет оценку за трудность, которая не может превышать 10,0 баллов.
1.2. Обязательные элементы и элементы повышенной трудности засчитываются участнику, если они выполнены без ошибок, приводящих к сильному, до неузнаваемости их искажению или невыполнению. В противном случае оценка снижается на величину стоимости элемента или соединения, указанную в программе.
2. Оценка исполнения.
2.1. Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике исполнения отдельных элементов.
2.2. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла, средним - 0,2 балла, грубыми - 0,4 балла. Ошибки невыполнения - 0,5 балла.
2.3. К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой, равной стоимости элемента или соединения, относятся:
- нарушение техники исполнения элемента или соединения, приводящее к сильному, до неузнаваемости его искажению;
- фиксация статического элемента менее 2 секунд;
- при выполнении акробатических прыжков приземление в сед или на спину.
2.4. В случае неоправданной паузы более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и не оценивается.
2.5. При выведении сбавки за исполнение акробатического упражнения судьи суммируют сбавки, допущенные участником как при выполнении обязательных элементов и соединений, так и элементов повышенной трудности.
3. Окончательная оценка.
3.1. Окончательная оценка выводится как разность между базовой оценкой за трудность упражнения, выставленной бригадой «А» и суммой из средней сбавки бригады «В» за ошибки в исполнении упражнения, сбавки председателя судейского жюри за нарушения требований к общему порядку его исполнения.
3.2. Окончательная оценка за акробатическое упражнение максимально может быть равна - 10,0 баллов.
Волейбол.
- Оценка исполнения подач.
1.1. При выполнении подач:
- за точную подачу в принимающего игрока начисляется 4 очка; в зону - 3 очка; в любую другую зону - 2 очка;
- за попадание во все указанные зоны дается премиальное 1 очко.
1.2. Если мяч попадает в одну и ту же зону, засчитывается попадание в данную зону и начисляется только 3 очка.
1.3. За подачу в сетку или в аут снимается 3 очка.
1.4. Дополнительные очки даются за выполнение подачи в прыжке:
-если подача выполнена и попала в площадку, то +3 очка;
-если подача не выполнена: в сетку – (-1) очко; аут – (-1).
Примечание:
Принимающий игрок – игрока можно заменить специальной разметкой или обручем.
Футбол. Оценка выполнения комбинации.
- Упражнение считается законченным, если участник обвел все фишки, нанес удары по воротам из зоны для удара и пересек финишную линию. Время определяется с точностью до 0,01 сек.
- Штрафное время начисляется за следующие ошибки:
2.1.Удар по мячу не той ногой - плюс 5 сек;
2.2.Непопадание по воротам - плюс 15 сек;
2.3.Удар по воротам мячом, стоящим ближе к линии ворот, низом – плюс 3 сек;
2.4.Удар по воротам мячом, стоящим дальше от линии ворот, верхом - плюс 3 сек;
2.5.За каждое не оббегание стойки - плюс 10 сек.
Баскетбол. Оценка выполнения комбинации.
Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после броска в корзину из-под щита. В случае непопадания участник имеет право выполнить две дополнительные попытки. Если участник продолжает упражнение или уходит с площадки, не выполнив дополнительные попытки, то к его времени выполнения задания прибавляется по 10 секунд за каждый не совершенный бросок. Если участник из 3 бросков не попал ни разу в кольцо, он наказывается штрафом - 5 секунд. За каждый неточный штрафной бросок добавляется по 5 секунд. Если конкурсант заступил за линию штрафного броска - мяч не засчитывается, и ему начисляются 5 штрафных секунд. За каждое нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) участнику к его фактическому времени прибавляется за каждое нарушение по 1 секунде. За необбегание фишки-ориентира и перемещение неуказанным способом добавляется по 3 штрафных секунды.
Бально-рейтинговая система оценки.
Максимальное количество баллов, которое может набрать участник по итогам теоретико-методического и практических испытаний - 100 баллов. Балльная стоимость каждого испытания зависит от количества практических испытаний, которое определяет жюри, и может составлять:
Количество испытаний | Теоретико-методическое испытание | Практические испытания | Сумма баллов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
3 | 33,4 | 33,3 | 33,3 | 100 | ||
4 | 25 | 25 | 25 | 25 | 100 | |
5 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 100 |
По итогам каждого испытания зачетные очки получают первые 15 участников, показавших наилучшие результаты в данном испытании. Участники испытания, занявшие 16-е и последующие места, получают 0 очков. Участник, занявший первое место, получает максимальное количество баллов за данный вид.
В зависимости от избранного количества испытаний очки распределяются следующим образом:
При количестве испытаний, равном 3:
Теоретико-методическое испытание | Практическое испытание | ||
Место | Количество баллов | Место | Количество баллов |
1 | 33,4 | 1 | 33,3 |
2 | 30 | 2 | 30 |
3 | 27 | 3 | 27 |
4 | 24 | 4 | 24 |
5 | 21 | 5 | 21 |
6 | 19 | 6 | 19 |
7 | 17 | 7 | 17 |
8 | 15 | 8 | 15 |
9 | 13 | 9 | 13 |
10 | 11 | 10 | 11 |
11 | 9 | 11 | 9 |
12 | 7 | 12 | 7 |
13 | 5 | 13 | 5 |
14 | 3 | 14 | 3 |
15 | 1 | 15 | 1 |
16 | 0 | 16 | 0 |
При количестве испытаний, равном 4:
Теоретико-методическое испытание | Практическое испытание | ||
Место | Количество баллов | Место | Количество баллов |
1 | 25 | 1 | 25 |
2 | 22 | 2 | 22 |
3 | 21 | 3 | 21 |
4 | 18 | 4 | 18 |
5 | 15 | 5 | 15 |
6 | 14 | 6 | 14 |
7 | 12 | 7 | 12 |
8 | 10 | 8 | 10 |
9 | 8 | 9 | 8 |
10 | 6 | 10 | 6 |
11 | 5 | 11 | 5 |
12 | 4 | 12 | 4 |
13 | 3 | 13 | 3 |
14 | 2 | 14 | 2 |
15 | 1 | 15 | 1 |
16 | 0 | 16 | 0 |
При количестве испытаний, равном 5:
Теоретико-методическое испытание | Практическое испытание | ||
Место | Количество баллов | Место | Количество баллов |
1 | 20 | 1 | 20 |
2 | 17 | 2 | 17 |
3 | 14 | 3 | 14 |
4 | 12 | 4 | 12 |
5 | 11 | 5 | 11 |
6 | 10 | 6 | 10 |
7 | 9 | 7 | 9 |
8 | 8 | 8 | 8 |
9 | 7 | 9 | 7 |
10 | 6 | 10 | 6 |
11 | 5 | 11 | 5 |
12 | 4 | 12 | 4 |
13 | 3 | 13 | 3 |
14 | 2 | 14 | 2 |
15 | 1 | 15 | 1 |
16 | 0 | 16 | 0 |
Подведение итогов.
По итогам отдельного испытания баллы начисляются в соответствии с местом, занятым участником.
В общем зачете школьного этапа олимпиады определяется победитель и призеры. Итоги подводятся среди юношей и девушек по возрастным группам 5,6,7,8,9,10,11 классы отдельно.
Личное место участника в общем зачете определяется по сумме баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний.
Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем.
В случае равных результатов у нескольких участников при определении победителя и призеров школьного этапа олимпиады в общем зачете предпочтение отдается участнику, набравшему наибольшее количество баллов в теоретико-методическом испытании.
Призеры школьного этапа Олимпиады по физической культуре определяются жюри. Количество призеров (включая победителя) не должно превышать 25% от общего количества участников школьного этапа.
Жюри школьного этапа олимпиады направляет в Комитет по образованию итоговые балльно -рейтинговые протоколы по 5 - 11 классам (юноши, девушки).
Предметно - методическая комиссия анализирует итоги проведения школьного этапа олимпиады. Предметно - методическая комиссия имеет право, в случае необходимости, потребовать первичные протоколы испытаний победителей и призеров.
Список литературы, интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного этапа:
Бутин, И. М. Физическая культура: 9-11 классы : учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учебных заведений / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С.
М. Масленников. – М. : ВЛАДОС, 2003.
Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С. В. Гурьев, М. Я. Ви-
ленский. – М. : Русское слово, 2012.
Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А. П. Матвеев, Ю. М.
Соболева. – М. : Просвещение, 2012.
Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразователь-
ных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2012.
Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7–9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. – М. :
Дрофа, 2012.
Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учрежде-
ний с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под ред. А. Т. Паршикова. – М. : Просвещение, 2000.
Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспита-
ния учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград : Учитель, 2013.
Физическая культура : рабочие программы. 5-9 класс / А. П. Матвеев. – М. : Про-
свещение, 2011.
Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский,
Т. Ю. Торочкова. – М. : Просвещение, 2011.
Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреж-
дений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т.
Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.
Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреж-
дений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т.
Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.
Физическая культура 10–11 классы : учебник для общеобразовательных учрежде-
ний ; под ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.
Физическая культура. 9-11 классы : организация и проведение олимпиад : рекомен-
дации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2009.
Периодические издания:
Спорт в школе : журнал.
Спорт в школе : газета (Издательский дом «Первое сентября»).
Физическое воспитание в школе : журнал.
Физическая культура в школе : журнал.
Интернет-ресурсы:
Сайт учителя физической культуры. - http://fizra137.narod.ru . – Июнь 2013.
Физкультура в школе : www.fizkulturavshkole.ru . – Июнь 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...
Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2014-2015 учебном году
Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2014-2015 учебном году...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2015-2016 учебный год
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2015-2016 учебный год...
Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году
Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2016-2017 учебный год
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2016-2017 учебный год...
Проведение районного этапа Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в дистанционном формате
В данной статье рассказывается об организации районного этапа Всерос.олимпиады школьникв по физкультуре в дистанционном формате....