Частные методики адаптивного физического воспитания (презентации).
презентация к уроку на тему
Нарушения слуха, интеллекта, ОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Нарушения слуха | 69.09 КБ |
Презентация Нарушения интеллекта | 77.88 КБ |
Презентация Нарушения опорно-двигательного аппарата | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистика По статистике каждый девятый человек в мире имеет нарушения слуха В России более 13 млн. людей с нарушением слуха. Из них более 1,0 млн. дети в возрасте до 18 лет По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения
СЛУХ — отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки
Слуховой анализатор имеет 3 отдела : Периферический (рецепторный) отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо ) ; C редний (проводниковый) отдел (слуховой нерв, слуховые пути в головном мозгу) ; Центральный отдел, расположенный в височных долях коры головного мозга
Силу , или интенсивность, звука измеряют в децибелах (дБ ) Шелест листьев 10 дБ Обычный шепот (около уха) 25-30 дБ Речь средней громкости 60-70 дБ Громкая музыка по радио, телевидению 80 дБ Шум в поезде метро, очень громкая речь (крик) 90 дБ Удары молотка по листу железа 100 дБ Рев авиационного мотора 120 дБ
Классификация детей с нарушением слуха Глухие дети или глухонемые – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса
Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух в возрасте дошкольном или школьном и сохранившие речь, сформированную до появления глухоты
Слабослышащие ( тугоухие) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха до 75 дБ.
Определение степени тугоухости по классификации Л.В. Неймана 1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ (восприятие речи разговорной громкости на расстоянии не менее 1м, шёпот у ушной раковины и далее); 2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ ( восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 0,5-1м, шёпот – нет); 3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ (восприятие речи разговорной громкости 0,5м, шёпот – нет).
Международная классификация нарушений слуха 1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ; 2-я степень – средняя потеря слуха от 40 до 55 дБ; 3-я степень – средняя потеря слуха от 55 до 70 дБ; 4-я степень – средняя потеря слуха от 70 до 90 дБ . Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
В России, условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ .
Причины стойких нарушений слуха Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные
Причины врождённых нарушений слуха : 1. Наследственные факторы ; 2. Воздействие на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери ( вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери впервые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем ); 3 . Поражение слухового анализатора вследствие травмы плода.
Причины приобретённых нарушений слуха : 1 . Инфекционные заболевания — менингит, корь, скарлатина, паротит (свинка), пневмония ; 2. Воспалительные процессы в области среднего, внутреннего уха, слухового нерва) ; 3 . Поражение центрального отдела слухового анализатора (слуховой области коры головного мозга). 4. Хронические заболевания носа и носоглотки ; 5 . Невриты слухового нерва ;
6. Отравление лекарственными препаратами (хинин, стрептомицин) и промышленными ядами (мышьяк, ртуть, свинец) ; 7.Длительное воздействие очень сильного шума и вибраций ; 8 . Травмы головы (родовые, в грудном и преддошкольном возрасте).
Заболевания наружного уха : 1 . Атрезия наружного слухового прохода (страдает восприятие низких звуков) ; 2. Серная пробка ; 3. Инородные тела.
Заболевания барабанной перепонки (прободения и разрывы с последующих развитием гнойного воспаления среднего уха)
Заболевания среднего уха : 1. Катар среднего уха (аденоидные разращения в носоглотке) ; 2. Острое воспаление среднего уха (острый средний отит) ; 3. Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит) ; 4 . О тосклероз (разрастание костной ткани в области ниши овального окна, пластинка стремечка становится неподвижной).
Заболевания внутреннего уха : 1 . Дефекты (врождённые-отсутствие лабиринта или недоразвитие его частей) и повреждения внутреннего уха ; 2. Воспаление внутреннего уха (лабиринтит).
Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге : 1 . Неврит слухового нерва ; 2 . Шумовые поражения ; 3. Воздушная контузия ; 4.Функциональные нарушения слуха (из-за сильных раздражителей (страх, испуг), истерическая глухота у детей
Виды нарушений слуха : 1. Кондуктивная тугоухость 2. Сенсоневральная тугоухость 3. Слуховая нейропатия 4. Центральное нарушение слуха 5. Глухота
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умственная отсталость — это состояние , обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом . .
Этиологические факторы : Эндогенные факторы , наследственные факторы, различные как по механизмам действия, так и по характеру проявления наследственной патологии. Экзогенные факторы - известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Патогенные факторы перинатального и раннего постнатального периодов - гипоксия, нейроинфекции, различные соматические заболевания (особенно первых месяцев жизни) и др. Дефицит сенсорной стимуляции в раннем возрасте, т.е. психическая депривация.
Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики , и преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.
Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии Первая группа Олигофрения, обусловленная наследственными факторами: 1) истинная микроцефалия; 2) дизостотические формы — синдром Крузона, синдром Алера и др.; 3) ксеродермические формы (синдром Рада); 4) энзимопатические формы, обусловленные нарушениями белкового, углеводного, липидного и других видов обмена — фенилкетонурия, гаргоилизм, синдром Марфана и др.; 5) болезнь Лоуренса—Муна—Барде— Бидля и другие редкие наследственные заболевания; 6) олигофрении, обусловленные хромосомными аберрациями — болезнь Дауна, синдром Шерешевского—Тернера, синдром Клайнфелтера и др.; 7) олигофрении, вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и т. п.).
Вторая группа Олигофрения, вызванная внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фетопатии): 1 ) вирусными инфекциями, например краснухой беременных (рубеолярная эмбриопатия); 2 ) врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом и другими инфекциями; 3 ) гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами.
Третья группа Олигофрения, обусловленная вредными факторами перинатального периода и первых 3 лет внеутробной жизни: 1 ) обусловленные иммунологической несовместимостью крови матери и плода, например конфликтом по резус-фактору; 2 ) вызванные асфиксией плода и новорожденного, а также родовой травмой; 3 ) вызванные перенесенными в раннем детстве инфекциями и черепно-мозговыми травмами; 4 ) атипичная олигофрения, обусловлена врожденной гидроцефалией или краниостенозом, сочетающаяся с детским церебральным параличом, преимущественным недоразвитием отдельных систем головного мозга, тяжелыми нарушениями сенсорных функций и т. п.
По клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делятся на неосложненные, осложненные и атипичные Неосложненные формы характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств (нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивированные колебания настроения). К атипичным формам относятся нарушения познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, эндокринными расстройствами, нарушениями зрения и слуха.
Умственная отсталость может быть легкой, умеренной, тяжелой , глубокой. МКБ-10 При легкой умственной отсталости способность к обучению сохранена, IQ составляет 50—69 (9-12 лет). К этой категории относятся приблизительно 75% всех умственно отсталых лиц. Их развитие обычно не превышает уровень детей третьего-четвертого класса школы, однако в зрелом возрасте при определенной опеке такие люди способны к самостоятельной жизни.
Приобретение речевых навыков происходит с небольшой задержкой, но несмотря на это в дошкольном возрасте дети мало отличаются от сверстников. Проблемы возникают в период обучения в школе. Большинство при обучении в специализированных школах по специально разработанным программам в состоянии овладеть навыками чтения, письма, счета, а в дальнейшем приобрести трудовые навыки, не требующие высокой квалификации. Как правило, в социально-культурной среде, не предъявляющей особых требований к абстрактно-логическому уровню и не требующей принятия самостоятельных решений в динамичной, меняющейся жизни, лица с легкой умственной отсталостью вполне компенсированы.
При умеренной умственной отсталости возможна некоторая тренировка навыков, IQ составляет 35—49 (6-9 лет). Уровень речевого развития позволяет поддерживать социальные контакты или по крайней мере сообщать о своих нуждах. Навыками самообслуживания в полном объеме не овладевают. Нуждаются на протяжении жизни в контроле и уходе. Н икогда не достигают сколько-нибудь существенных успехов в образовании. Они могут жить в семье и работать в специальных мастерских. Одиноким же требуется постоянный уход в условиях интерната. Эта группа включает примерно 20% всех умственно отсталых лиц.
При тяжелой умственной отсталости IQ составляет 20—34 (3-6 лет). У ровень речевого развития позволяет лишь сообщать о своих нуждах. К развернутому речевому высказыванию не способны. Владеют лишь элементарными навыками самообслуживания . В быту беспомощны, нуждаются в контроле и уходе.
При глубокой умственной отсталости IQ до 20 (до 3-х лет). Речь отсутствует или состоит из отдельных слов, часто нет понимания обращенной к ним речи . Такие люди не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Предоставленные само себе остаются неподвижными или находятся в монотонном бессмысленном возбуждении (раскачиваются, совершают стереотипные движения ). Такие люди полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки их социализации остаются безуспешными. Тяжело и глубоко умственно отсталые составляют около 5% всех умственно отсталых лиц.
Клинические формы олигофрении по выраженности слабоумия : Идиотия – соответствует глубокой умственной отсталости, IQ < 20 Имбецильность – средняя степень слабоумия, IQ от 20 до 49 Дебильность – лёгкая степень слабоумия, IQ от 50 до 70
Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева ) Неосложнённая форма олигофрении 2. Осложнённая форма олигофрении 2.1.Церебрастенический синдром 2.2.Неврозоподобный синдром 2.3.Психопатоподобные расстройства 2.4.Эпилептиформные расстройства 2.5. Аналитико-адинамические расстройства 3. Атипичные формы олигофрении
При неосложненной форме олигофрении , чаще связанной с генетической патологией , в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической, соматической сферах . При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена . Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны .
При сложнённой форме олигофрении психическое недоразвитие осложнено болезненными ( так называемыми энцефалопатическими ) симптомами повреждения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным, эпилептиформными, а патико-адинамическими. Осложненные формы чаще имеют этиологию: натальную (родовые травма и асфиксия) и постнатальную (инфекции первых 2-3 лет жизни ). В этих случаях более позднее время поражения мозга является причиной не только недоразвития , но и повреждения систем, находящихся в состоянии определенной зрелости . Это проявляется в энцефалопатических расстройствах, отрицательно влияющих на интеллектуальное развитие.
При церебрастеническом синдроме нарушения работоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости психической истощаемости . Ребенок не может приобрести того запаса знаний, который является потенциально доступным для возможностей его мышления.
При неврозоподобном синдроме у детей отмечается : ранимость , боязливость , склонность к страхам, заиканию, тикам . Что затормаживает у детей активность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающими, усугубляет неуверенность в деятельности.
Психопатоподобные расстройства : аффективная возбудимость, расторможенность влечений грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом . Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и социальной дезадаптации
Эпилептиформные расстройства - судорожные припадки , так называемые эпилептические эквиваленты , если они наблюдаются часто, то не только способствуют ухудшению психического состояния и интеллектуальной работоспособности ребенка, но и являются формальным противопоказанием для его обучения в школе . Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь , связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками .
Апатико-адинамические расстройства , внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности , наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие . Сходное деление на осложненные и неосложненные формы олигофрении имеется в классификациях М. С. Певзнер (1959). Это клиническое деление имеет большое значение для изучения закономерностей не только клиники, но и психологии аномального развития , так как показывает соотношение и взаимовлияние симптомов нарушенного развития и болезни, симптомов недоразвития и повреждения . В ряде случаев эти болезненные симптомы повреждения могут настолько доминировать в клинической картине и настолько препятствовать развитию ребенка, что дифференциальная диагностика между недоразвитием и поврежденным развитием (органической деменцией) бывает затруднительной.
Атипичные формы олигофрении , отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться . Например , при олигофрении, обусловленной гидроцефалией , частично нарушается фактор тотальности поражения , так как в этом случае отмечается хорошая механическая память . При других формах олигофрении, например так называемой лобной , а также олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы , частично нарушается закон иерархичности недоразвития : в первом случае имеется грубое нарушение целенаправленности , во втором — резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы перекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский церебральный паралич (ДЦП) — органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.
Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей (парезы, параличи, гиперкинезы). Р ечевые расстройства наблюдаются у 75% детей ( лексические, грамматические и фонетико-фонематическими нарушения) Психические расстройства наблюдаются у 50% детей ( задержки психического развития или умственная отсталость различных степеней тяжести) .
К лассификация К.А. Семеновой (1978) Выделяются следующие формы ДЦП : — спастическая диплегия; — двойная гемиплегия; — гиперкинетическая форма; — гемипаретическая форма; — атонически -астатическая форма.
Спастическая диплегия — самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% — с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.
Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки ≪ страдают ≫ больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.
Гиперкинетическая форма — связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери плода по резус-фактору). Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные , нарушен навык письма, речь. В 20—25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.
Гемипаретическая форма — поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем — правого). Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.
Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.
Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения развития у детей с ДЦП : 1. Контрактуры и деформации 2 . Гипертензионно-гидроцефальный синдром. 3 . Судорожный синдром 4 . Нарушение вегетативной нервной системы 5 . Нарушения слуха 6 . Нарушения зрения 7 . Нарушения речи 8. Психические нарушения
Двигательные нарушения у детей с ДЦП Нарушения функции мышц : перераспределение мышечного тонуса, снижение силы мышц, нарушение взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами ; 2. Нарушения регуляции мышечного тонуса : спастичность, ригидность, гипотония, мышечная дистония.
Патологические синергии и порочные позы при ДЦП При гиперкинетической форме ДЦП появляются непроизвольные насильственные движения — гиперкинезы. Они исчезают во сне и в покое, но усиливаются при физическом или эмоциональном напряжении, попытке выполнить движение, утомлении. Гиперкинезы могут появляться в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица.
Хореиформный гиперкинез — непроизвольные быстрые размашистые, неритмичные движения в разных частях тела (чаще в мышцах лица, шеи, артикуляционной мускулатуре и проксимальных отделах верхних конечностей). Хорея препятствует манипулятивной функции рук, речи и письму . Атетоидный гиперкинез — медленные червеобразные движения в дистальных отделах конечностей. Хореоатетоз — двойной атетоз, т.е. хореоатетоидные движения мышц лица и конечностей с двух сторон. Торсионная дистония — скручивающие движения туловища, сопровождающиеся переменным мышечным тонусом.
При атонически-астатической форме ДЦП возможен тремор — дрожание конечностей, особенно пальцев рук и языка. Эти изменения характерны при поражении мозжечка. Кроме того , наблюдается атаксия — нарушение равновесия и координации движений, как в статике, так и в динамике .
Для всех форм ДЦП характерно нарушение проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях, суставах — они передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, степени сокращения мышц — это мышечно-суставное чувство. Нарушение проприоцептивной регуляции резко затрудняет выработку условно-рефлекторных связей. У детей с церебральным параличом нарушено чувство позы, искажено восприятие направления движения. Движения однообразны, стереотипны, задерживается формирование тонко координированных движений При этом страдает пространственная ориентация — ребенок сложно воспринимает и запоминает такие понятия, как ≪ справа ≫ , ≪ слева ≫ , ≪ вверху ≫ , ≪ внизу ≫ , ≪ вдали ≫ , ≪ вблизи ≫ и др.
Особенности произвольных движений при парезе и параличе При гемипаретической форме ДЦП большая опора происходит на пораженную ногу с акцентом на носок. При этом ограничено разгибание стопы, туловище запрокинуто назад, а таз смещен вперед и в сторону пораженной ноги. С этой же стороны ослаблены ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса. В результате формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости или сколиоз. При спастической диплегии, двойной гемиплегии ребенок стоит с согнутыми в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах ногами. Эквинусная установка стоп приводит к изменению положения туловища и головы — они наклоняются вперед. Если туловище остается прямым, тогда компенсаторно происходит сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах, — это снижает центр тяжести и условия равновесия улучшаются. Таким образом, изменение в положении одной части тела приводит к изменению, приспособлению в другой. Все эти изменения проявляют большое разнообразие и индивидуальность при различных формах ДЦП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением
Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...
Методика адаптивного физического воспитания обучающихя, отнесённых к специальным медицинским группам
Методические рекомендации...
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха...
методика адаптивного физического воспитания для обучающихся с задержкой психического развития
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интер...
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушение слуха
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающ...