Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока1
Ведущие аспекты анализа урока
| Содержание наблюдения
|
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
| 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи
|
Содержание урока
| Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
|
Методы обучения
| Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
|
Формы обучения
| 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
2. Целесообразность использования предложенных заданий
|
Результативность урока
| Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
|
Практическая направленность урока
| Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
|
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
| 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
3. Взаимопомощь
|
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
| Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
|
Формирование ИКТ-компетентности
| Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
|
Структура урока
| Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
|
Педагогический стиль
| Соблюдение норм педагогической этики
|
Гигиенические требования
| Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
|
^ Выводы и рекомендации:
Приложение 1
Типы урока
Тип урока
| Целевое назначение
| ^ Результативность обучения
|
Урок первичного предъявления новых знаний
| Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,
| Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
| Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)
| Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
|
Урок применения предметных ЗУНов
| Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности
| Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
|
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов
| Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)
| Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
|
Урок повторения предметных ЗУНов
| Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД
| Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
|
Контрольный урок
| Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,
| Результаты контрольной или самостоятельной работы
|
Коррекционный урок
| Индивидуальная работа над допущенными ошибками
| Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
|
Комбинированный урок
| Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока
| Запланированный результат
|
Учебная экскурсия
| Непосредственное изучение явлений окружающего мира
| Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов
|
Урок решения практических, проектных задач
| Практическая направленность изучения теоретических положений
| Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира
|
Приложение 2
Дидактические задачи урока
^ Основные дидактические (обучающие) задачи урока
| Содержание наблюдения
|
Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей
Усвоение = понимание + запоминание
Правильное воспроизведение
| 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.
2.Формы организации учебной деятельности
3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.
|
Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач
Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач
| 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.
2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников
|
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)
Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач
| 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации
2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)
3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)
|
Формирование УУД в условиях решения практических задач
Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач
| Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира
|
Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД
| 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)
2.Методы повторения (обобщение, систематизация)
|
Контроль за степенью усвоения ЗУНов
| Результаты вы выполнения контрольных работ
|
Приложение 3
Организационные формы обучения
^ Формы обучения
| Приемы обучения
| Содержание наблюдения
|
Фронтальная форма обучения
| Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
| Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей
|
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава
| Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)
| Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
|
Индивидуальная форма обучения
| Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)
| Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации
|
Коллективная форма организации обучения
| Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса
| Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок
|
Приложение 4
Основные этапы урока
^ Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс
| Наблюдаемые приемы обучения и учения
|
Организационный момент
| Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
|
Постановка цели урока в начале или в процессе урока
| Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости
| Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
| Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
| Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.
|
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
| Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.
|
Динамическая пауза
| Основные приемы динамической паузы
|
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
| Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Рефлексия деятельности
| Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
| Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.
Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Приложение 5
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки
этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
1 Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.