МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
учебно-методический материал по физкультуре
Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного инвентаря. И с этим, пожалуй, нельзя не согласиться. Но для того, чтобы на высоком уровне проводить уроки, нужна еще и соответствующая подготовка.
Основополагающей здесь является продуманная организация и методика проводимого урока.
В практике физкультурной работы применяются различные методы организации деятельности учащихся на уроке. К ним относятся: групповой метод, фронтальный, фронтально-групповой (сменный), поточный методы, метод круговой тренировки и индивидуальный метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_fisra2.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного инвентаря. И с этим, пожалуй, нельзя не согласиться. Но для того, чтобы на высоком уровне проводить уроки, нужна еще и соответствующая подготовка.
Основополагающей здесь является продуманная организация и методика проводимого урока.
В практике физкультурной работы применяются различные методы организации деятельности учащихся на уроке. К ним относятся: групповой метод, фронтальный, фронтально-групповой (сменный), поточный методы, метод круговой тренировки и индивидуальный метод.
Групповой метод. На уроке гимнастики, например, в V классе для разучивания нового двигательного действия (прыжок через козла или коня способом «согнув ноги») и совершенствования в лазанье по канату, равновесии и акробатических упражнениях используется групповой способ организации деятельности учащихся.
Групповой метод характеризуется разделением класса на несколько групп (отделений), чаще всего на четыре группы. Во главе групп находятся физорги или старшие отделений. Каждая группа может заниматься не только на основном снаряде, но и на дополнительном — для подготовительных и подводящих упражнений. Это позволяет каждому ученику в течение основной части урока тренироваться на 8—10 различных снарядах, и класс не обязательно делить на группы по степени подготовленности. Обычно практикуют прикрепление сильных учеников к слабым на длительное время для товарищеской помощи.
При групповом методе задания могут выполняться одновременно всей группой и поочередно (по одному, по два ученика). Имея в поле зрения все группы, учитель занимается только с одной. Поочередно группы меняются местами (или остаются на месте, а учитель последовательно переходит от одной группы к другой).
Учитель, осуществляя общее руководство всем классом, непосредственно занимается с тем отделением, где изучаются новые упражнения, требующие страховки или точности исполнения. Когда же все отделения выполняют освоенные ранее упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить поочередно от одного отделения к другому.
В групповом способе обязательным условием должны быть дисциплинированность, высокая организованность, сознательное отношение учеников к уроку, их умение самостоятельно осваивать движения. В противном случае от группового метода лучше отказаться до тех пор, пока ученики не научатся выполнять необходимые требования. Применение группового метода можно начинать с IV—VI класса, уделив особое внимание организации отделений, подготовке помощников, обучению самостоятельно упражняться.
В V—XI классах групповой способ надо использовать систематически, поскольку он позволяет осуществлять дифференцированное обучение, способствует внедрению в учебный процесс разнообразных форм самостоятельной работы, уделять внимание каждому ученику не в ущерб остальным, которые в это же время занимаются под руководством помощников учителя.
Отделения могут составлять учащиеся разной и одинаковой
подготовленности. Когда состав отделений неоднороден, это хорошо тем, что более сильные могут помогать слабым, положительно влиять на них. Деление класса на группы, примерно равные по силам, выгодно возможностью дифференцировать учебные задания. Например, первому отделению, (в котором сильные ученики) дается двигательное действие в целом, а второму (менее подготовленные)—подготовительные и подводящие упражнения. На следующем занятии оба отделения выполняют действие в целом, но первое отделение — в усложненных условиях, а второе — в облегченных.
Дифференциация заданий позволяет эффективнее обучать детей, развивать их двигательные способности и воспитывать у них интерес к занятиям физическими упражнениями.
Фронтальный метод чаще всего используется в подготовительной и заключительной частях школьного урока. Иной раз пригоден и для основной части при ее однородном содержании.
При фронтальном способе проведения урока одни и те же задания выполняет весь класс одновременно под руководством учителя. Применяется во всех классах, но особенно широко в IV—VI классах, поскольку ученики этих возрастных, групп еще недостаточно подготовлены для самостоятельного овладения движениями.
Этот метод чаще всего используется при ознакомлении с новым материалом, разучивании простых движений, в которых не обязательна страховка. Достоинства его в том, что он позволяет включать в работу сразу всех учеников, повысить двигательную плотность урока. Недостатки — не способствует совершенствованию в выполнении сложных упражнений, затрудняет индивидуальное обучение.
Сменный метод применяется во всех классах. Класс делится на несколько смен (групп), которые выполняют одинаковые или разные задания. Число смен зависит от количества инвентаря и пропускной способности снаряда. Обычно, когда одна смена упражняется, другая должна наблюдать, анализировать движения, страховать, определять и помогать исправлять недостатки товарищей.
Учитель комментирует действия и объяснения учеников, делает общие замечания, а при повторении — индивидуальные. Проходя вдоль шеренг, помогает правильно выполнять, намечает дифференцированные задания.
В этом и заключается эффективность сменного (фронтально-группового) метода проведения урока.
Поточный метод также используется во всех классах. Ученики один за другим поочередно (без пауз — потоками) последовательно выполняют вначале одно упражнение, затем переходят к следующему. Этот метод не может быть использован при разучивании, по эффективен на этапе повторения с целью закрепления и совершенствования умений и навыков и развития двигательных качеств. Приемлем при выполнении всех видов упражнений. Поточный способ с успехом можно применять на одном или нескольких однотипных снарядах с небольшими паузами для отдыха.
Особой разновидностью поточного метода является метод круговой тренировки. Для проведения занятий этим способом подбирают 8—10 относительно простых, хорошо знакомых учащимся упражнений для комплексного развития двигательных качеств. В спортивном зале или на площадке определяют (оборудуют) места («станции»), на которых должны выполняться намеченные задания. По количеству «станций» класс делят на группы. Каждая группа выстраивается у «своей» (указанной) «станции» и по сигналу учителя начинает упражняться.
На первом занятии определяется индивидуальная норма нагрузки на каждой из «станций», зависящая от максимального повторения данного упражнения в установленное время — 30— 40 секунд. В дальнейших занятиях все упражняющиеся соблюдают установленную дозировку.
После определенного промежутка времени (3—4 недели занятий) снова проводятся испытания на максимальное число повторений. Выявив сдвиги, учитель повышает нагрузку индивидуально для каждого ученика.
При организации «круговой тренировки» в первое время необходимо назначить контролеров — учетчиков нагрузки. В дальнейшем каждый ученик может сам вести индивидуальную учетную карту, поскольку у него появляется интерес точно количественно оценивать и сравнивать свои достижения и нагрузки, которые приводят к значительным сдвигам. Эта связь (между нагрузками и достижениями) довольно быстро становится очевидной даже для младших школьников.
В условиях школьных уроков физической культуры используется несколько вариантов «круговой тренировки»: прохождение круга в минимальное время, при заданном числе повторений, при выполнении упражнений на каждой «станции» в течение определенного времени с возможно большим числом повторений.
Метод «круговой тренировки» в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 мин., а иногда и больше) в основной части. Вместе с тем нередко бывает целесообразно использовать ее элементы при выполнении учениками дополнительных заданий, например, в паузах между подходами к основному упражнению, которое учащиеся выполняют под непосредственным руководством учителя физкультуры. Дополнительные задания в этом методе проведения урока возможны при сравнительно продолжительных паузах. Такое сочетание разных способов организации урока позволяет повысить только его моторную плотность, но и его общую эффективность.
Круговая тренировка применяется только в старших (VIII— XI) классах. Однако, упрощенные формы и элементы «круговой тренировки» могут быть использованы и с учащимися
младших классов.
В практике имеет место метод индивидуальной организации деятельности учащихся на уроке. Этот метод используется преимущественно в старших классах для исправления ошибок в технике движений и развития двигательных качеств. Характерной особенностью этого метода является постановка различных заданий перед отдельными учениками или (что бывает реже) перед каждым из учеников. Индивидуальные задания учащиеся выполняют под наблюдением учителя, который при необходимости оказывает помощь отдельным ученикам. При этом учащимся предоставляется право выбора заданий из числа установленных учителем для данного урока.
Метод индивидуальной организации деятельности учащихся представляет собой наибольшие возможности дифференцированного подхода к ним. В этом случае необходимо учитывать уровень их подготовленности, состояние здоровья, самочувствие, личные склонности и способности.
Однако успешное использование этого метода требует высокой степени дисциплинированности класса, сознательную заинтересованность в результатах занятий и достаточную подготовленность к самостоятельному выполнению упражнений. Применение этого метода возможно при хорошей материально-технической оснащенности мест занятий и обеспечении безопасности.
Наконец, выбор метода организации деятельности учащихся определяется и конкретными условиями, в которых проводится урок — размер зала, площадки, наличие инвентаря и т. п. Например, при занятии на большой площадке класс делят на четыре группы. Три из них упражняются самостоятельно: первая— в прыжках в длину с разбега — потоком; вторая — в метании мяча — в парах; третья — в ведении мяча и броске с корзину — потоком. Четвертая группа с учителем разучивает низкий старт и стартовый разгон фронтально. Через определенное время группы меняются местами.
Используя разнообразные методы обучения совершенно недопустимо шаблонное применение лишь узкого круга избранных, ставших привычными для студента, «удобных» методов работы. Это в известной мере снижает интерес к занятиям, приводит к удручающему однообразию учебной деятельности, а в конечном счете — к невосполнимым пробелам в воспитании. Излишне и некоторое разнообразие методов, утвердившихся в практике как способы односторонней передачи педагогом своим подопечным готовых знаний и умений, усваиваемых памятью и механическим повторением движений.
Особо важно применять из методов те, которые повышают интеллектуальную активность детей. Методы, побуждающие к самостоятельным поискам знаний, проявлению творческих усилий. Только при этом условии можно обеспечить высококачественную образовательную работу и воспитывающий характер обучения.
Из всего сказанного следует сделать вывод, что ни один из названных методов не является универсальным. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Лишь умелое варьирование методов в зависимости от задач урока, этапов обучения и конкретных условий будет способствовать повышению уровня организации деятельности учащихся и качества учебного процесса.
Учитель физической культуры
МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методики «круговая тренировка» на уроках физической культуры в школе
С целью комплексного воспитания физических качеств в Удинской средней школе успешно применяется методика круговой тренировки для сохранения здорового образа жизни детей. Она предполагает и одновременн...
Специфика содержания и методики работы учителя на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида в разделе «Лыжная подготовка»
В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно – тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка може...
Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников
Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первы...
Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры
Дано 12 уроков по обучению учеников игре в баскетбол....
Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры 7 класс
Дано 12 уроков обучения игре в баскетбол учеников 7 класса....
Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры 7 класс
Дано 12 уроков обучения игре в баскетбол учеников 7 класса....
Теория и методика преподавания бадминтона на уроках физической культуры в специальной медицинской группе.
Бадминтон - один из самых безопасных видов спорта. Эта игра дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела, развивает физические качества: гибкость, координацию дви...