Урок "Здоровые дети - в здоровой семье!"
методическая разработка по физкультуре на тему

Самусенко Ирина Григорьевна

Урок «Здоровые дети - в здоровой семье», посвящён позитивному опыту здорового образа жизни, бережному отношению к семейным ценностям и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc462 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА «Адыгейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I,II,III и IV видов»

Методическая разработка урока

«Здоровые дети – в здоровой семье!»

  Подготовила: Самусенко И.Г., учитель физической культуры

г. Майкоп,2013 г.

  Урок «Здоровые дети - в здоровой семье»

 Цель:  актуализация знаний о здоровом образе жизни, рассмотрение роли семьи в воспитании здоровых детей.

Задачи: 

 1.Образовательная: актуализация и расширение информации о здоровом образе жизни, роли семьи в воспитании ребёнка.  

2. Воспитательная: формирование у обучающихся установок на рациональную организацию труда и  отдыха в целях укрепления и накопления физических и психических резервов организма; формирование компетентности старшеклассников как будущих родителей в обозначенной области организации жизнедеятельности и воспитания детей.

3.Развивающая: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и обобщения).

4. Коррекционная: формирование мотивационных основ психической деятельности.

Целевая аудитория: учащиеся 8-12 класса, родители, учителя, воспитатели.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Методы работы: групповые, индивидуальные.

Материалы, ресурсы, оборудование: мультимедийный комплекс, программное обеспечение Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media с возможностями просмотра видео файлов (Windows Media 10), колонки.

Место проведения: актовый зал.

Дидактическое обеспечение урока: ручки, тетрадные листы по количеству участников; материал для опыта с сигаретой; карточки «Ошибки в питании».

Ход урока.

I.Вводно-подготовительная часть.

Добрый день, уважаемые дети, родители, учителя, гости! Сегодня все мы участники круглого стола. Нам предстоит обсудить проблему сохранения и укрепления здоровья и  роль семьи в этом процессе.

Слайд1.Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 (2) сентября 2013 года урок «Здоровые дети - в здоровой семье», посвященный позитивному опыту здорового образа жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

Слайд2. «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)

       Согласны ли вы в том, что в настоящее время остро встала проблема болезненности населения? (Ответы) Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста, потому что он -  будущее семьи,  её бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках.  Хотели бы вы, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их?

Каждый знает, что самое дорогое- это здоровье. Но мало кто находит силы за ним следить, когда оно еще есть. Когда заболеем, тогда бежим по больницам, жалуемся, а ведь во многом мы сами виноваты. Вы согласны со мной? (Мнение участников)
       
Слайд3. Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий нашей жизни. Как и большинство родителей, вы предвкушаете  радость, счастье материнства и отцовства. Вместе с тем вы представляете себе все те трудности и заботы, которые появятся в вашей жизни. Для того чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить человека, который оправдает ваши надежды и чаяния, потребуется немало сил, умения и терпения.

 Слайд4. Семейный кодекс ст.63.1, закон «Об образовании» ст.44.1 возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью.

Ст.63.1 «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Слайд5. Конституция РФ

Семья — это  очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Слайд6.(Сейчас мы проведём тест: «Ассоциации», для того, чтобы выяснить, что для каждого участника сегодня означает семья.

Если семья – это постройка, то какая……

Если семья – это цвет, то какой…..

Если семья – это музыка, то какая….

Если семья – это геометрическая фигура, то какая….

Если семья – это название фильма, то какого…

Если семья – это настроение, то какое…)

II.Основная часть

Слайд7. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Как сделать детей здоровыми и счастливыми, что для этого нужно? (Ответы детей и родителей)
Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • правильное питание,
  • поддержание физического здоровья,
  • отсутствие вредных привычек,
  • толерантное отношение к людям,
  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.
        Нарушения в состоянии здоровья, вызваны ошибками питания. Именно они являются основной причиной смертных случаев. По словам академика АМН Д. Ф. Чеботарева, «питание - практически единственное средство, пролонгирующее (укорачивающее) видовую продолжительность жизни на 25-40%».

Слайд8. Давайте рассмотрим основные ошибки в нашем питании: 

первая ошибка - мы едим слишком много;

вторая ошибка - жирная пища;

ошибка третья - мы неправильно выбираем еду- необходимы в пище свежие овощи, фрукты, рыба, молоко. А мы любим?

переходим к четвертой ошибке. Мы слишком много пьем. Потребляем сладкую воду и алкоголь.   Как вы думаете, какая пятая ошибка?

Слайд9.
мы не вовремя питаемся. Вместо пяти раз, мы едим два раза, но до полного насыщения;

ошибка шестая. Мы едим слишком много сладкого;

ошибка седьмая. Мы неправильно храним продукты, неправильно их готовим;

ошибка восьмая. Мы слишком любим лакомиться;

ошибка девятая. Мы слишком мало знаем о питании;

ошибка десятая. Питание должно соответствовать возрасту.

Слайд10.Если мы исправим все десять ошибок в питании, то в вашей семье будет здоровое, правильное питание – основа здорового образа жизни.

Слайд11.  Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой или спортом, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Замечено, что с возрастом люди, не поддерживающие регулярную физическую активность на должном уровне чаще болеют и хуже себя чувствуют.                              

Слайд12.Напротив, человек тренированный даже в возрасте легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и выносливость сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Любая регулярная физическая активность укрепляет скелет, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, благотворно влияет на нервную систему.

 Слайд13.Минимумом для человека, ведущего здоровый образ жизни – является ежедневная зарядка.  В идеале она должна стать привычкой, как умывание по утрам.

Слайд14. Еще лучше регулярные тренировки. Полезно заниматься практически любым видом спорта на любительском уровне. Бег трусцой, фитнес,  туристические походы, плавание - отличный выбор для поддержания и укрепления вашего здоровья.

 Слайд15.Для людей, ведущих сидячий образ жизни, работников офисов особенно важны физические упражнения на воздухе. Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение минимум часа является одним из важных компонентов формирующих здоровый образ жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка или пробежка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение после работы и забот дня, успокаивает нервные центры, стабилизирует дыхание.

Слайд16. (Физкультминутка. Упражнения, улучшающие подвижность позвоночника. См. видео)

Слайд17.Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.
         Еще Павлов указывал, что сон предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью, в течение дня чувствует себя усталым и заторможенным.

 Слайд18.Хочу остановиться на серьезных проблемах, мешающих здоровому образу жизни. Как вы думаете, что это за проблемы? (Ответы)

        Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания. В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов, сегодня, так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики.

 Слайд19.Многие родители считают, что небольшое количество алкоголя не приводит к развитию алкоголизма у ребенка – это первая причина развития алкоголизма. Но это не так. Даже в 1 год ребенок, если легкомысленная кормящая мама отмечает Новый год "по полной программе". Если в 2-4 года "остроумные" родители "подшучивают" над ребенком, подливая ему в чашку вина и даже водки - от одной капельки до нескольких ложек. А уже в 5 - 8 лет любопытный малыш сам украдкой от нетрезвых родителей наливает себе вина или просто пьет из папиной рюмки. В возрасте 9-11 лет любопытство растет. Порой подгулявшие папаши сами наливают ребенку со словами: "Будь здоров, сынок!" Также семейные алкогольные традиции, приводят к формированию интереса к спиртному. Ведь ни для кого не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляют алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного. Нередко в семейном застолье подвыпившие родители или хмельные гости наливают подростку рюмку вина: “А ну-ка, давай приобщись за свое и наше здоровье!”

          Второй причиной развития алкогольной зависимости у подрастающего поколения  является позитивная реклама в средствах массовой информации.

 Другая причина - пьющие сверстники. Эта самая частая причина ранней алкоголизации детей и подростков. Особенно она характерна для мальчиков, которые начинают пить спиртные напитки под воздействием механизма подражания. Подростки, которые первыми приобретают “взрослые” манеры, вызывают восхищение, а тех, кто не пьет, считают “малышами”.
        Следующей причиной является низкая самооценка и уровень социальных навыков. Неуверенный в себе подросток будет искать в алкоголе способ стать более раскрепощенным и интересным для окружающих

 Слайд20. Озвученные причины, являются так же причинами и развития никотиновой зависимости у детей.

Курение также как и алкоголизм является бичом сегодняшнего времени. Курить сегодня стало модно. Все больше и больше к этой пагубной привычке привыкает детей и подростков. Курят не только мальчики, но и девочки. Статистика утверждает: ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет, 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллиардов кг табака.
Количество людей ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения- в результате несчастных случаев гибнет 11 тысяч человек. 85% умерших от рака легких были курящими людьми, 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.

(Опыт с сигаретой Практическая демонстрация курения. В небольшую пластиковую бутылку вставляют белый влажный ватный тампон, который будет имитировать работу лёгких человека. Для этого закрывают бутылку пробкой с отверстием, в которое вставлена сигарета, зажигают её и, сжимая стенки бутылки, имитируют затягивание сигаретным дымом. Выполняют несколько таких затяжек и показывают участникам, что произошло с белым тампоном. Он потемнел, так как на нём осели частички дыма. Нечто подобное происходит и с лёгкими.)

Слайд21.Предлагаю вам информацию об «эпидемии наркотиков» в одном маленьком городке.
       В городе 75 тысяч жителей: 46% населения принимает наркотики, 66% мужского населения страдают страшным недугом – наркоманией. Ежегодно принимают наркотики 26% учащихся 7-11 классов, ежемесячно- 17%. Первое употребление наркотиков, как правило, происходит в компании сверстников.
       Как вы думаете, это проблема этого города или общая для всех регионов и городов? (Ответы)
Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними:

  1. Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание.
  2. Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.
  3. Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.

Слайд22.А почему это происходит? Задумайтесь для начала: все ли в порядке в вашей семье? Уютно ли себя в ней чувствует ребенок? Доверяете ли вы ему? Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения.

 Слайд23. С детьми нужно разговаривать: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам детей помогут вам, родителям, будущим родителям, установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “СПИД”, “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и другие.

Слайд24. Слышали ли вы такое высказывание?

        "Машина любит смазку, а человек – ласку". (Ответы)

Что эти слова обозначают? (Ответы)

 " Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития - 12".  Эту хитрость обнаружил и подарил известный американский хирург Роберт Мак.

Слайд25.Одобрение даст ребёнку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрений можно обойтись минимумом запретов. Но при этом всё, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удаётся, не замечать. Пореже переводить в словесный план и делать "глобальные выводы": "Вечно ты..!", "Вечно у тебя..!", "Никогда не..!". Доказано: это оказывает парализующее гипнотическое действие.

Слайд26.Имеет ли смысл физическое наказание? (Проблемное обучение.  Целевую аудиторию  делим на три группы: ученики, родители, учителя, воспитатели и т.д.. В каждой есть ответственный – руководитель группы. В группах идёт обсуждение  темы физического наказания в семье. Через  8 минут руководители отдают учителю своё видение проблемы и решение написанные на бумаге. Например: Мы за физическое наказание, потому что… или наоборот.)

Аргументы родителей

 «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное»

«Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка»

«В детстве меня тоже били, и это мне не повредило»

«Шлепок разряжает обстановку и снимает напряжение»

Слайд27.Результаты телесных наказаний 

Ребенок чувствует себя униженным

Ребенок не умеет справляться с отрицательными эмоциями другим способом

Опасность для жизни ребенка

Ребенок сам начинает избивать младших

Слайд28.Альтернатива телесным наказаниям

Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.

Хвалите детей за хорошее поведение!

Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.

Старайтесь не выражать предпочтение одному из детей.

Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

III. Заключительная часть.

Уважаемые дети, гости нашего круглого стола! Сегодня мы обсудили с Вами очень важный и актуальный вопрос: может ли быть здоровым во всех отношениях ребенок, если в семье не формируется потребность в здоровом образе жизни?

 Слайд29.Согласны ли вы, что, ребенок счастлив и весел тогда, когда у него здоровая семья?(Ответы)

Слайд30.Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. Давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее.

Слайд31. Я хочу напомнить вам слова, которые должны входить в словарь семейных отношений:

любовь, верность, нежность, поддержка, равенство, компромисс, признание, приспособляемость, умение слушать, толерантность, доверие, желание, юмор, сопереживание.

Слайд32.Семья – главное в жизни! Здоровые дети – растут только в здоровой семье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Всероссийскому классному часу 1(3) сентября "Здоровые дети - в здоровой семье".

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов,  в преддверии начала нового учебного года, предложил 1 сентября 2013 года провес...

Здоровые дети в здоровой семье

Презентация к классному часу "Здоровые дети в здоровой семье"...

классный час к 1сентября 2013г. "Здоровые дети в здоровой семье"

Уполномоченный по правам рабёнка П.Астахов выступил с инициативой о проведении 1.09.2013 г. классного часа на тему "Здоровые дети в здоровой семье". Данная разработка подойдёт для использования в 5-8 ...

Разработка классного часа в 9 классе в рамках всероссийской акции «Здоровые дети в здоровой семье»

Форма проведения: тренинг «Я и моё здоровье»Интернет-ресурс: www.apruo.ru...

Классный час в 11 классе на тему: "Здоровые дети в здоровой семье"

Цель: Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни....

Классный час для 5 класса "Давайте познакомимся - здоровые дети в здоровой семье"

Представленный материал содержит разработку классного часа для 5 класса "Давайте познакомимся - здоровые дети в здоровой семье"...

Консультация для родителей "Здоровые дети в здоровой семье"

В данном материале представлена информация для родителей дошкольников о здоровом образе жизни, о том, какие факторы влияют на здоровье....