Научно- методические статьи
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Комплексы дыхаелбных упражнений, комплекс упражнений по йоге, модель здоррвьесберегающего сопровождения образовательного маршрута.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(упражнения нужно делать медленно, спокойно).
Бирюкова Наталья Игоревна,
Учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга.
Упражнение 1.«Журавль»
Растягиваем мышцы бедер и ягодиц. Лягте на спину, руки вдоль корпуса. Согните левое колено и, обхватив его руками, медленно подтяните к груди. Мысок тяните. Повторите с правой ноги.
Упражнение 2. «Качели»
Тонизируем мышцы бедер, ягодиц, поясницы. Лягте на спину, руки вдоль корпуса. Согните оба колена и подтяните к груди, обхватите согнутыми руками и, приподняв голову и плечи, коснитесь носом колен. В этом положении можете чуть-чуть покачаться из стороны в сторону.
Упражнение 3. «Сфинкс»
Укрепляем позвоночник, растягиваем мышцы плеч и живота. Лягте на живот, ноги вытяните и обопритесь на предплечья так, чтобы руки ладонями вниз были параллельны друг другу, а локти находились точно под плечами. Мягко прогнитесь в пояснице, уводя живот от пола. Стопами потянитесь назад.
Упражнение 4. «Кобра»
В этой йоге для начинающих, упражнения йоги увеличивают гибкость спины, укрепляют позвоночник.
Лягте на живот, мыски вместе и вытянуты. Положите ладони примерно на уровне плеч и, опираясь на руки, на вдохе начните приподнимать плечи и грудь, тянуться вперед и вверх подбородком. Следите, чтобы во время всего движения ладони были неподвижны.
Упражнение 5. «Стойка на макушке»
Расширяем грудную клетку, тонизируем шею и спину. Лягте на спину, ноги вместе, руки вдоль корпуса. Приподнимите спину и, прогибая ее и вытягивая шею, постарайтесь коснуться макушкой.
Упражнение 6. «Парус»
Растягиваем мышцы ног, укрепляем мышцы талии. Сядьте прямо, руки положите по обе стороны бедер, ноги соедините, пальцы стоп направлены вверх. Расправьте плечи, раскройте грудную клетку, смотрите вперед. Не сгибайте руки, не заваливайтесь: позвоночник перпендикулярен полу.
Полушпагат 7.
Растягиваем подколенные сухожилия, тренируем мышцы ног и спины.
Лягте на левый бок, левую руку положите так, чтобы она продолжала линию туловища, согните в локте и подоприте голову. Согнув правую ногу в колене, захватите правой рукой пальцы стопы и, выпрямляя колено, вытяните ногу вертикально вверх. Старайтесь не сгибать ее и держать вертикально. Повторите с другой ноги.
Упражнение 8. «Мостик»
Вытягиваем позвоночник, область шеи и грудной клетки. Лягте на спину, согните ноги в коленях и поставьте стопы на ширине таза. Приподнимите ягодицы, а затем постепенно — спину. Опираясь на плечи и стопы, старайтесь зафиксироваться . По возможности соедините руки под спиной и потянитесь ими к стопам.
Вывод: Ухудшилась ситуация со здоровьем учеников. Для того, чтобы ее изменить, на уроках физкультуры требуется индивидуальный подход с поправкой на состояние здоровья школьника. Учитель физической культуры должен подробно изучить состояние здоровья школьников и на уроках использовать дифференцированный подход, в зависимости от заболевания. Выполнять все нагрузки больным детям нельзя, большей частью нужна лечебная физкультура.
Предварительный просмотр:
Комплексы дыхательных упражнений при заболеваниях
органов дыхания
Бирюкова Наталья Игоревна,
Учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга.
Комплекс №1
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1. Дыханием животом И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон. После полного выдоха сделать через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота. | Повторить 5-6 раз | Грудь при этом не поднимается и не расширяется |
2. Грудное дыхание «Гармошка» И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков. После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем выдох, во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. | Повторить 5-6 раз | Вдох выполнять через нос, выдох через рот. |
3. Ключичное дыхание И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуты вперед. После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Выдыхая, вернуться в и.п. | Повторить 5-6 раз | Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. При этом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. В дальнейшем эти три упражнения надо учится делать сидя и стоя. |
4. Полное дыхание И.п.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую – на ребра. Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже – заполнить грудную клетку, еще глубже – верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы). Плавно вдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. | Повторить от 3 до 6 раз (начинать с 3-х раз и постепенно увеличивать) | Это упражнение разучивается после освоения предыдущих типов дыхания. |
Комплекс №2
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1. «Цветок распускается» И.п.: о.с., руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно потянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок распускается), вернуться в и.п. – выдох. | Повторить 4-6 раз | Упражнение выполнять медленно. |
2. «Поднимаем выше груз» И.п.: о.с., руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох, вернуться в и.п. – выдох. | Повторить 6-8 раз | Упражнение выполнять медленно. |
3. «Лес шумит» И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон вправо – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же повторить влево. | Повторить по 5-6 раз в каждую сторону | Можно усложнить упражнение – руки при выполнении вытянуты вверх. |
4. «Трава колышется» И.п.: о.с., руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями – вдох, опустить руки вниз – выдох. | Повторить 4-5 раз | Покачивания руками выполнять медленно, плавно, расслабленно. |
5. «Трава растет» И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох, опустить руки на плечи – выдох. | Повторить 3-5 раз | Голову не опускать. Спина прямая. |
6. «Грибок» И.п.: присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад – вдох (грибок вырос). | Повторить 6-8 раз | Упражнение выполнять без резких движений. |
7. «Насос» И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п.; то же влево. | Повторить по 4-5 раз в каждую сторону | Руки прямые. При выполнении наклона ноги в коленях не сгибать. |
8. «Вертолет» И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох; то же влево. | Повторить по 4-5 раз в каждую сторону | Руки прямые. При выполнении поворота пятки от пола не отрывать. |
9. «Хлопушка» И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох, вернуться в и.п. – вдох. | Повторить 4-5 раз | Руки прямые. При выполнении наклона ноги в коленях не сгибать. |
10. «Лотос» И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом. | Повторить 4-5 раз | Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. |
11. Повторить упражнение №1. | Повторить 4-6 раз | Упражнение выполнять медленно. |
Комплекс №3
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1. Повторить упражнение № 1 (комплекс2) | Повторить 4-6 раз | Упражнение выполнять медленно. |
2. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях – глубокий вдох и выдох. | Повторить 4-5 раз | Увеличение глубины дыхания в статической позе. |
3. «Сдунули одуванчик» То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох – на 4 счета. | Повторить 4-6 раз | Усвоение ритма полного дыхания. |
4. «Погасили свечу» И.п.: о.с., руки на пояс – глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой. | Повторить 4-6 раз | Следить за осанкой, голову не опускать. |
5. «Подули на молоко» И.п.: сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой – глубокий вдох и длинный выдох. | Повторить 4-6 раз | Можно выполнять под счет. |
6. Подуть на «занавеску» из мелко нарезанной тонкой бумаги. | Повторить 3-4 раза | Выдох длиннее вдоха. |
7. Подуть на флажок сначала из тонкой бумаги, затем из толстой бумаги. | Повторить 3-4 раза | Следить за самочувствием детей. |
8. Дуть (бурлить) в стакан с водой при помощи трубочки. | Повторить 3-4 раза | Отметить ребенка, у которого бульканье было более длительным. |
9. На выдохе произносить шипящие звуки, слова и речитативы. | Повторить 3-4 раза | Звуки: ш, щ, ч, х. |
10. И.п.: сидя на стуле, положив мяч на живот и удерживая его руками – глубокий вдох, медленный выдох. | Повторить 6-8 раз | Спина прямая, голову не опускать. |
11. Ходьба, с различными вариантами дыхания: на 3 шага – вдох, на 3 шага – выдох; на 4 шага – вдох, на 4 шага – выдох; на 2 шага – вдох, на 3 шага – выдох; на 3 шага – вдох, на 5 шагов – выдох; | Повторить по 6-8 раз | Руки на пояс или произвольно. Следить за согласованием дыхания с движением. |
Предварительный просмотр:
Модель здоровьесберегающего сопровождения образовательного маршрута
Бирюкова Наталья Игоревна,
Учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.
Забота о здоровье школьников неотделима от развития физической культуры и спорта. Проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Таких учащихся, чаще всего, освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает и без того их ограниченную двигательную активность. В результате гиподинамии снижаются функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешних среды.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из центральных в теории и практике оздоровительной физической культуры. Одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения является укрепление здоровья, однако в результате ухудшения экологической обстановки, загрязнения среды проживания, снижения двигательной активности стали более заметны отклонения в состоянии здоровья детей. Детский организм податлив и изменчив к различным внешним влияниям, как отрицательного, так и положительного характера, которые оказывают существенное воздействие на его развитие.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 - 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80% определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы, имеющие к здоровью отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья…– ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».
В современных условиях всестороннее развитие и гармоничное развитие, и гармоничное формирование личности невозможны без повышения общей культуры, одним из видов которой является физическая культура. Физическая культура личности выступает интегральной целью физического воспитания для всех уровней систем образования .
Процесс становления физической культуры личности характеризуются отношением к данному явлению, поэтому формирование физической культуры личности – это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях – мотивах и освоении знаний, умений и навыков. Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функцию воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт). Что касается целеустремлённости, то о ней можно судить по проявлению указанных выше признаков.
Физическое воспитание школьников должно обеспечивать и способствовать:
- укреплению здоровья;
- закаливанию организма;
- повышению работоспособности учащихся;
- воспитанию у школьников нравственных качеств;
- формированию понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом;
- формированию необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;
- развитию двигательных качеств .
Укрепление здоровья, закаливание и повышение работоспособности детей – очень важная задача первого года школьного обучения. Физическое состояние ребенка его здоровье – это база, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе умственные. Ведь двигательная активность способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, улучшает обмен веществ и общее состояние организма.
Важный показатель нормального физического развития ребенка, правильная осанка, обуславливает нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих факторов: от того, как он ходит, стоит, сидит, ежедневно выполняет утреннюю гимнастику и упражнения на физкультминутках. Основным средством формирования правильной осанки являются физические упражнения. Двигательная активность ребенка в процессе занятий физической культурой условие нормального развития его центральной нервной системы, средство совершенствования анализаторов.
Воспитание у школьников нравственных качеств - одно из важнейших задач, осуществляемых в процессе занятий физической культурой. Специфика занятий физической культурой на воспитание морально-волевых качеств состоит в том что, учащиеся для достижения успехов в выполнении физических упражнений проявляют целеустремленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы. К тому же на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность, у детей появляется чувство дружбы и товарищества, они приобретают навыки культуры поведения .
Регулярное выполнение физических упражнений приводит к выработке системы привычных действий и эмоционально-психических состояний. Воспитание интереса и стремления к физическому совершенствованию, потребности заниматься физкультурой с первого класса - необходимое условие успешного осуществления физического воспитания .
Формирования у детей элементарных знаний по гигиене и физической культуре – непременное условие сознательного овладения умениями и навыками. Поэтому уже в младших классах надо добиваться прочного усвоения предусмотренных программой знаний (правил поведения в физкультурном зале и на спортивной площадке, сведений о режиме дня, личной гигиене, значение физических упражнений для здоровья человека). Это будет способствовать воспитанию у школьников сознательного отношения к своему здоровью, и к здоровью других людей.
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям осуществляется при освоении строевых и общеразвивающих упражнений, ходьбы, бега, прыжков, бросания и ловля мяча, лазанья, танцевальных, акробатических упражнений и упражнений в равновесии), а также во время подвижных и спортивных игр и лыжной подготовки .
В настоящее время дети школьного возраста характеризуются ограничение двигательной активности, которое отрицательно сказывается на здоровье учащихся, на их функциональном состоянии.
Для растущего организма активная моторная деятельность имеет особое значение как фактор, способствующий развитию и воспитанию ребенка в целом. Исследования, проведенные в этом направлении, свидетельствуют о существенном влиянии движений на развитие, состояние здоровья и работоспособности.
Дефицит двигательной активности отрицательно влияет на развитие физических качеств; при гиподинамии фиксируются низкие уровни функциональных возможностей и большая лабильность вегетативных функций под влиянием физических нагрузок. При этом
имеет место более длительное восстановление, снижение сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и инфекциям.
Одним из важнейших факторов роста и развития ребенка, поддержания высокой работоспособности является удовлетворение их органической потребности в движении.
Особенно важно снизить гиподинамию у школьников, так как у нее одной из основных причин роста заболеваемости является прогрессирование дефицита двигательной активности, обусловленное спецификой двигательных режимов в общеобразовательной школе на протяжении всего периода обучения. Это отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, уровня физического развития и двигательной подготовленности. Функциональные возможности учащихся в значительной степени определяются их двигательной активности.
Таким образом, правильно организованные занятия физкультурой и закаливание способствуют восстановлению здоровья ребенка, повышают защитные силы организма, улучшают функциональное стояние, настроение.
Список литературы:
1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебник / Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - СПб: СОТИС, , 1998. – 527 с.
2. Бальсевич, В.К. Ваши дети. –книга для родителей / В.К Бальсевич - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.
3.Бажуков, С.М. Здоровье детей - общая забота. -/С.М. Бажуков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. – 150 .
4.Баранов, А.А.Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей)/А.А.Баранов, Кучма В.Р., Сухарева Л.М., - М.: Издательский Дом «Династия» , 2004. – 168 с.
5. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ В.И. Дубровский – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
6.Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов. / Ю.А. Ермолаев, М.М. Безруких – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.
7.Зотова, Ф.Р.,Современные методы исследований адаптации школьников к учебной и физическим нагрузкам. / Ф.Г. Зотова, Т.Г. Кириллова – Набережные Челны: КамГИФК, 2002. – 115 с.
8. Имашев А.М., Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы. /А.М. Имашев, А.А. Ионов. – Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2003. – 38 с.
9 Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии./ В.И.Коваленко, Г.К. Зайцев. – М. Генезис , 2004.
10.Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – 445 с.
11.Кучма, В.Р Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях/ В.Р.Кучма,Л.М. Сухарева , Минько Н.Г., (пособие для врачей), -М., 2002. - 68 с.
12 Нарскин, Г.И. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания: автореф.дис. … док-ра пед. наук/ Г.И Нарскин .-Москва,2003.-426с.
13.Самигуллина, М.С.,. Здоровье школьника и методы его определения: Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований учащихся./ М.С. Самигуллина, Г.Х.Самигуллина – Набережные Челны: КАМАЗ, 1998. – 100 с.
14.Сермеев, Б.В. и др. Физическое воспитание в семье./ Б.В.Сермеев - К.: Здоровья, 1986. – 296с.
15.Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии ...
Научно-методическая статья.
Научно-методическая статья " Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы, используя современные образо...
Научно-методическая статья.Компас
Научно-методическая статья.Компас...
Научно-методическая статья "Метод ассоциации на уроках русского языка"
Научная статья "Метод ассоциации на уроках русского языка" представляет собой первую теоретическую часть разработки уроков обучения учащихся с помощью ассоциаций....
ЦЕНТР "ЭЙДОС", г. МОСКВА, Научно-методическая статья : Творческий подход к формированию лингвистических компетентностей учащихся
Творческий подход к формированию лингвистических компетентностей учащихся выходит на первый план, поскольку работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие лингвис...
Научно-методическая статья в журнале ENGLISH ( г. МОСКВА)
Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.Альберт Эйнштейн...
Научно-методическая статья "Система педагогической поддержки талантливых детей: условия, опыт, достижения"
Научно-методическая статья...