Научно-методическая статья.
статья по литературе на тему

 

Научно-методическая статья " Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы, используя современные образовательные технологии в процессе обучения. Из опыта работы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_kutyavina.docx79.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы, используя современные образовательные технологии в процессе обучения. Из опыта работы.

Учителя русского языка и литературы

 Кутявиной Ирины Геннадиевны.

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Цель педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание необходимо уделять развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

В педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

  1. максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;
  2. учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;
  3. развитие устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения
  4. постоянное стимулирование таких естественных свойств

              человека, как творческая активность и познавательная

              самостоятельность через использование новых образовательных

              технологий, активных форм обучения;

  1. проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;
  2. применение личносто-ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.

Широко использую активные формы обучения для развития устной и письменной речи учащихся, для формирования языковой личности на уроках русского языка и литературы.

1) Групповая работа. Успешно применяю эту форму работы, так как она позволяет приучить учеников взаимодействовать в группе с любым партнёром; работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса; полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд. Следовательно, групповая работа является одной из форм  развития речи и коммуникативных способностей учащихся

2) Семинары. Полно использовать и развивать речеведческие способности старшеклассников позволяют семинарские занятия, которые помогают делать теоретические обобщения изученного материала, выде лять основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, с учетом возрастных особенностей учащихся провести систематизацию знаний. Это важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с лите ратурой, творчески мыслить и действовать.

 Основными функциями семинара по данному отчёту являются  углубление и ин дивидуальной исследовательской и поисковой работы; развитие коммуникативности учащихся; применение полу ченных знаний и приобретенных навыков на практике. В своей практике применяю различные виды занятий.

Семинар - развернутое собеседование: все уча щиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы.  Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления школьников по каждому вопросу

Семинар - обсуждение докладов и рефератов. Каждо му выступающему назначается оппонент из числа одно классников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.

Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый учащийся должен определить свое отношение к предмету диспута. Стараюсь не вмешиваться в ход семинара, но направляю его путем постановки провокацион ных вопросов. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны.

Семинар с преобладанием самостоятельной ра боты учащихся. Учащимся или группам предлага ю на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около двадцати минут, в ходе ее школьники могут обращаться за помощью к учителю. За вершается семинар коллективным обсуждением результа тов деятельности групп и выполнением упражнений, за крепляющих полученные знания и умения. Семинарские занятия требуют серьёзной подготовки, которая способствует развитию и за креплению навыков самостоятельной работы учащихся, навыков работы с текстами, написания докладов; умения владеть аудиторией и слушать выступления; умения дис кутировать, отстаивать свои суждения, формированию на выков самообразования,  познавательных и исследова тельских умений и навыков. Чаще всего такие уроки про вожу в конце изучения темы как итоговые, обобщающие по нескольким темам.

Готовлю карточки-задания по некоторым вопросам, предлагаемым для обсуж дения, сама или привлекаю одарённых детей.

3) Заседание редакционной коллегии. Провожу  в классах среднего звена, так как подобная форма игры соответствует возрастным особенностям учащихся. Так, например, в 5-м классе составляем сборник басен И.А.Крылова, стихотворений А.С.Пушкина.  На подготовительном этапе школьники выбирают по 2-3 стихотворения или басни, которые можно было  бы   включить   в хрестоматию или в избранное собрание сочинений, далее мотивируют свой выбор, объясняют суть иллюстрации к произведению.

4) Урок-аннотация. Провожу в старших классах при изучении творчества поэтов, которые вызывают наибольший интерес у школьников (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, В Высоцкий). Учащиеся дают общую оценку сборни ка стихов современного поэта и  подтверждают своим комментарием к стихотворениям. Затем составляют, как правило, в группах аннотацию, обсуждаем, корректируем, а по завершении собственной работы читаем критические статьи о сборнике.

5) Урок-отрицание или игра «Корректор»  С целью  развития речи учащихся, критического мышления, исследовательской активности, подбираю задания, в большую часть которых закладываю ошибки. Учащиеся выпол няют их под копирку. После выполнения заданий один лист учителю отдается на проверку, а на втором коллективно, по парам или в группах  под руководством учителя  или при помощи консультантов выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок, при этом  ученики должны аргументировано от рицать то, что считают ошибочным.

6) Деловая игра "Точка зрения".Оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;наблюдатели - учитель с несколькими помощниками..Две группы учеников доказывают правильность проти воположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученыхразличных эпох. Я провожу подобное занятие на тему «Павел Власов: герой или анти герой?»

До игры ученики подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.

Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и   возможные контраргументы противников;

2. Группы вступают в диспут;

3. Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.

7) Урок-суд. Совместно с творческой группой создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литерату рой по проблеме, собирают информацию, готовятся заключе ния экспертов и свидетельские показания. В ходе многолетней работы выработала примерный сценарий суда:

  1. Вступительное слово учителя (цель, учебные задачи, познавательное задание для учащихся).
  2. Начало заседания, сообщение о явке участников про цесса.
  3. Оглашение обвинительного заключения.
  4. Допрос свидетелей.
  5. Показания свидетелей и экспертов.
  6. Прения сторон. Вначале слово предоставляется госу дарственному обвинителю, который обосновывает пункты обвинительного заключения, основываясь на свидетель ских показаниях и заключениях экспертов. Затем выступа ет защитник, который высказывает свою точку зрения по делу.
  7. Завершаются прения последним словом подсудимого.
  8. Суд выносит приговор.

Я провожу такие уроки после изучения романов «Обломов»

И.А. Гончарова,  «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

8) Дискуссия  Данные уроки способствуют развитию устной речи, ак тивизируют мыслительную деятельность, прививают инте рес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру по лемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы выбранная проблема

- имела различные решения, которые заслуживают об суждения, и относительно которых нет однозначных ответов;

  1. была актуальной, острой, важной (для данного регио на или страны в целом);
  2. требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;

-        имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопро сов, проблем, различных подходов при аргументации суж дений, решении заданий. Есть свои

               5 правил проведения дискуссии

1). Представьте себя политиком, принимающим ответственное решение

2). Определите основную проблему и подберите доказательства, факты для анализа.

3). Имейте в виду, что все участники процесса имеют право на собственное мнение, поэтому уважайте чужое мнение и ищите альтернативу.

4). Продумайте заранее варианты решения, которые могут стать основой для согласия участников дискуссии.

5). Будьте готовы к тому, что выбор способов решения проблемы – дело сложное и не отчаивайтесь  в случае неудачи.

Творческие работы 

  1. на основе личных впечатлений

Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.

  1. на основе музыкальных впечатлений

Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А.Вивальди, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?», «Что я увидел, слушая музыку..», «Музыкальные фантазии». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».

  1. на основе читательских впечатлений

Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.

  1. на основе жизненных впечатлений

Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе», «Мой сверстник» и т.п.

  1. на основе фантазийных впечатлений

Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, в том случае, если эти мечты не носят интимного характера.

  1. по форме ЕГЭ

   Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Стремлюсь создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно подчеркиваться.

    Следует обратить внимание на то, что все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7-го класса – главным образом сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя. Безусловно, учитель-филолог должен заботиться  о многообразии выбора предложенных тем,  чтобы у учащихся была возможность выразить свои жизненные впечатления и проявить творческий потенциал.

Внедряю новые образовательные технологии.

  1. Модульное обучение, которое обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Общение с учениками через модули способствует самопланированию, самоорганизации детей. Мною разработаны уроки с применением данной технологии по русскому языку на темы: «Сложносочинённое предложение», «Обращение», «Второстепенные члены предложения» и др.; по литературе на темы: «Любовь в творчестве М.Цветаевой – это..», « Сонечкина правда в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание», «Как писать рецензию» и др.; внеклассное занятие «Виды темпераментов» и «Твой характер».
  2. Проблемно-поисковое обучение, которое предполагает развивать интерес у учащихся через постановку проблемного вопроса или задания. Например: «Чичиков: подлец или предприниматель?», «Базаров – новый герой в русской литературе?», «Павел Власов: герой или антигерой?». На таких уроках ученик при анализе и обобщении  материала проявляет умения самостоятельно выделять связи и отношения между изученными понятиями, решать поставленные задачи, на рефлексивно-оценочном этапе показывает владение устной речью.
  3. Педагогическая мастерская. Для меня особенно тем, что учитель (как Мастер) должен разблокировать способности ребёнка, создать условия  для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Стараюсь обращаться к чувствам ребёнка, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, исключая официальное оценивание работы ученика. На этапе афиширования работ ребята проявляют свой речевой и творческий потенциал. Так, например, на вводном элективном занятии «Новый герой в литературе… Каким он должен быть?» данная технология позволяет учащимся составить свой образ (проект) «нового героя», доказать выбор наиболее значимых черт его. В подготовленном классе возможен вариант составления компьютерной презентации.
  4. Учебно-деловая игра.
  5. Компьютерные презентации. Составляю на основе различных материалов мультимедийные  презентации, привлекаю учащихся к подготовке творческих работ с использованием электронных пособий: создание газеты, докладов, рефератов.

Мною разработаны школьные тесты  на выявление уровня умственного развития, которые включали в себя задания, направленные на выявление у учащихся умений обобщать, классифицировать, проводить аналогии, логически мыслить. Задания, подобного типа включаю в ежеурочные разминки. Тесты подготовлены по разным темам («Служебные части речи», «Теория литературы», «Причастие. Деепричастие», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения») и позволяют следить за уровнем умственного развития, сформированностью умений и навыков.

Применяю новые идеи для рефлексии, которые помогают учащимся высказаться по поводу собственного эмоционального состояния, а иногда и  по поводу практической деятельности. Это тоже одна из форм развития устной речи.

 В моей педагогической практике «прижились» такие разновидности рефлексии:

  1. «Поговорки – зеркало настроения»;
  2. «Телеграмма». Учащимся предлагается написать фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых. Строгость формы и краткость изложения способствуют проявлению языкового творчества.
  3. «Давайте пошушукаемся». Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете».
  4. «Птичий двор – зеркала настроения»
  5. «Пейзаж – зеркала души»
  6. «Барометр настроения»
  7. «Точка зрения»
  8. «Неоконченное предложение»

   Формы апробации результатов применения активных форм обучения и новых образовательных технологий:

 - открытые уроки на региональном и муниципальном уровнях с последующим их обсуждением;

 - выступления на педагогических советах, заседаниях школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы, областных семинарах и конференциях;

 - участие в работе творческих групп.

        Сегодня в образование пришли новые ценности и понятия: языковая личность, самостоятельное независимое мышление, лингвистическая компетенция, творческие способности. Существующие методики  направлены в основном на передачу определенного объема учебной информации. Задача, стоящая перед педагогом на современном этапе, состоит прежде всего в том, чтобы всемерно способствовать саморазвитию личности школьника. Что я подразумеваю  под словом «саморазвитие»? Это движение ученика к максимально полному и многогранному осознанию себя, к пониманию своей индивидуальности. Это сложный непрерывный процесс субъективных переживаний внутреннего мира ребенка, включающий и отражение событий внешнего мира. Это путь к пониманию и принятию других людей, к уважению их своеобразия, к признанию их безусловной ценности. Это в конечном итоге чувство сопричастности к обществу и способность к проявлению «добрых чувств» и исполнению сложнейшей задачи – «быть на Земле Человеком». Конечно, это не просто трудные задачи, это задачи архиважные. Сделать это в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: мутной телевизионной волне, льющей на наших детей совсем иные ценности, демонстрирующей насилие и внешний блеск, пропаганде новой «морали» - сделать это крайне сложно. Но без развития полноценной личности школьника, без приобщения к подлинной культуре и, в частности, литературе задачу образования и воспитания не решить.

        Я считаю, что литература как вид искусства представляет огромные возможности для приобщения детей к вечным нравственным ценностям, указывает путь их духовного личностного становления и взросления. Но чтобы это произошло, дети должны стать заинтересованными, квалифицированными читателями.

        Путь воспитания квалифицированного читателя чрезвычайно труден. Для этого ученики должны не просто овладеть суммой литературоведческих понятий, хотя без знания основ интерпретации текста нельзя обойтись. Это прежде всего обучение диалогу с писателем, формирование умения воспринимать художественный текст как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа, обучение самостоятельному глубокому анализу художественного произведения, умению рассуждать и желанию рассуждать. Рассуждение – ёмкое понятие. В широком смысле слова это едва ли не синоним мышления. Без него нет ни художественного произведения, ни самого человека, «мыслящего тростника», по выражению Б.Паскаля. Всякий художник, используя богатства родного языка, создает свой образный язык, творит свою эстетическую реальность. Ещё Л.Н.Толстой в 1857 году в дневнике писал: «Не могу писать без мысли». Рассуждения, раздумья пронизывают все этапы художественного творчества: от замысла произведения до последней точки в нем. Поэтому свою задачу я вижу  прежде всего в том, чтобы учить детей улавливать движение мысли писателя, а не в погоне за модным сейчас анализом средств языковой выразительности. Бесспорно, форма произведения, «сосуд», в который автор облек свое творение, важна, но самоценна всё-таки мысль. Вот поэтому во главу угла в работе по анализу художественного произведения я  ставлю именно это: умение следовать за мыслью автора, думать над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самим формулировать эти проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, не соглашаться, переживать и радоваться, грустить и смеяться, быть пораженным неожиданно открывшимися истинами, но не оставаться равнодушным. Ведь и впрямь: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая увлекательная».

        Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

        С чего начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос.

Ученикам 5 класса  предлагаю такие задания:

- Чем отличается Иван-царевич, герой сказки «Царевна-лягушка», от своих братьев?

– Какие мифологические представления наших предков лежат в основе обращений королевича Елисея к силам природы?

– Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории в рассказе «Муму»?

        Для учеников 6 класса:

- Почему М.Троекурова не приняла помощи В.Дубровского?

- Почему М.Ю. Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой туч? Похожи ли они? Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

- Какую роль в развитии событий играет природа? Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? (по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)

        Ученики 7 класса задумаются над вопросами:

- Какие поучения вы могли бы дать своему младшему брату (сестре), товарищу?

– Почему Н.В. Гоголь скорбит, изображая гибель Андрия?

– Прав ли Юшка, герой рассказа А.Платонова, утверждая, что «народ его любит»?

        Ученики 8 класса:

- Куда и зачем бежит Мцыри?

        Для учеников 9 класса интересны вопросы:

- Умен ли Молчалин?

- Права ли Татьяна Ларина, сделавшая для себя открытие после посещения кабинета Е.Онегина: «Уж не пародия ли он?»

- Можно ли считать Чичикова «героем времени»?        

        В 10 классе ученики размышляют:

- Почему  прав Порфирий Петрович, утверждая, что «преступник не убежит?»

- Почему страдает и терзается Р. Раскольников после преступления?

– Как использует А.П.Чехов художественные детали в раскрытии образа Д.Старцева?

        11-ти классникам могут быть предложены задания:

– Какие образы-символы вы заметили в поэме Блока «12»? Какое значение имеет образ Христа в поэме?

- Почему Мастер, герой романа М.Булгакова, не заслужил света, но заслужил покой?

        Таким образом, на уроках возникают проблемные ситуации, заставляющие ученика активно включаться в поиск верного решения.

        Важнейшим приемом  активизации обучающихся на уроках литературы, по моему мнению, является разнообразие жанров урока. Это может быть урок – исследование, путешествие, раздумье, диспут, суд, викторина, конкурс, инсценировка и т. Д. (Урок – литературное кафе по творчеству М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина, урок-суд по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», урок-исследование «К. Бальмонт – поэт с «утренней душой», урок-раздумье «Верую в Жизнь!» (по творчеству В. Шукшина).

        Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной предлагает возможность приобщиться к литературе как древнего времени, так и наших дней, дает русскую классику на фоне мировой классики, позволяет показать полную жанровую и тематическую картину литературного процесса, передать богатство чувств, мыслей и форм литературы нашего века, предоставляя учителю определенную свободу выбора. Стараясь вовлечь детей в процесс познания, уже первое серьезное путешествие в мир литературы делаю для обучающихся путешествием в мир собственного творчества. Это прежде всего путешествие в мир читателя, это – сотворчество читателя. Путь «от маленького писателя к большому читателю», который предлагала в свое время М.А. Рыбникова, не закрыт для современных школьников. Сотворчество читателя – главное направление в моей работе, оно помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения.

        Центром урока литературы, по моему убеждению, остается художественное произведение. Главное богатство каждого урока – звучащий в классе текст художественного произведения. Важен при этом эмоциональный настрой, занимательное для ученика знакомство с автором, предоставляющее огромный простор для творческой фантазии учителя.

При изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, составление кроссвордов и шарад, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п. Сказки дают простор воображению школьников, пробуждают их творческую активность. Ученики предстают в новой роли, удивляют подчас и буйством фантазии, и мудростью. Для меня важно, чтобы ребята осознавали потребность в сказке, верили, что сказка будет жить всегда.

Утверждая сказку, мы отстаиваем право на вымысел, на творчество, на раскрытие каждым ребенком своего духовного мира.

Вот отрывок из сказки, написанной Тимофеевой Эмилей, ученицей 7 «Б» класса, к уроку-балу «Вас приглашает королева Причастие»:

Сказка о королеве Причастии  и о министре Глаголе.

Вот как это случилось. Однажды, перебирая старинные книги, долго стоявшие на моей книжной полке, я нашла два пожелтевших от времени листа. Красивой вязью некий министр писал своей королеве:

Здравствуйте, любезная кузина.

Пишет вам министр Глагол,

Всем         известный балабол.

Посылаю к вам в поместье

Преприятное известье.

Был у нас сегодня бал,

Я там лично побывал.

Зал украшен был прелестно,

Все сияло здесь и там,

Только было неизвестно,

Кто есть кто из милых дам.

        Королева молодая,

        Маской озорной блистая,

        Объявила маскарад.

        Каждый был, конечно, рад.

Все рядились как могли!

Шляпки, перья – все несли!

                        Я наряжен был искусно:

                        На седом моем челе

                        Был венец златой нарядный,

                        На плечах – мундир парадный

                        Есть и шпага, и копье.

                Мне, однако, стало грустно

                Начат бал. Хозяйки нет.

                Разодетые принцессы, и князья,

                И баронессы закружили хоровод

                Под размеренный гавот.

                Был и вальс, и менуэт –

                Королевы нет и нет.

Обучая на уроке всех учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать особенности литературных текстов. Интересно проходят уроки, на которых ученики знакомятся с баснями И.А. Крылова. Они образны, эмоциональны, выразительны, доступны обучающимися по форме и по содержанию. За образами зверей ребята прекрасно видят человеческие пороки, недостатки, учатся самостоятельно анализировать поступки героев, негодуя, смеясь или восхищаясь. Так обучающиеся знакомятся с понятием аллегория, учатся искусству олицетворения и иносказания. На уроках дети не только учатся видеть мораль (мораль – основа всякой басни), но и играют, воплощая героев басен И.А. Крылова, причем задания, связанные с инсценировкой басен, даются по группам и включают в себя произведения, выходящие за рамки школьной программы.

А затем я предлагаю творческое задание – попытаться самостоятельно написать басню, превратившись в баснописца. Ребята с интересом относятся к этой работе, им хочется испытать себя, создать оригинальное произведение. Результаты этой работы многих порадовали, ведь большинству учеников басня удалась. Вот одна из них, написанная учеником 6 «А» класса Терновым Колей:

Лев и Муравей.

Когда-то жил кусака муравей,

Кусал он всех подряд зверей.

Все сторонилися его:

Так неприятен был укус,

А он считал, что  каждый трус.

Вот непомерно возгордился Муравей,

Считал себя он всех сильней.

Гордец совсем зазнался,

Однажды даже Льва не испугался.

- Уйди с дороги, говорю,

А то тебя не пощажу!

- Да как ты смеешь, Муравей?!

И Лев его прихлопнул лапою своей.

Гордыня – скверная черта.

Кто вовремя её не сможет обуздать,

Тому беды не миновать.

Всегда найдется в жизни много Львов,

Которые не стерпят гордецов.

        Считаю, что современное преподавание русского языка и литературы должно носить личностно-деятельный характер, так как личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная. Познавательная деятельность – это деятельность человека, направленная на овладение знаниями. Современное преподавание литературы предполагает достаточно глубокое овладение литературоведческими понятиями. Так, обучающиеся должны знать роды и жанры литературы, иметь представление о сюжете и композиции того или иного произведения, уметь анализировать художественные тексты, четко представляя, какими средствами языковой выразительности достигается создание образа и т.п. Читая стихи русских поэтов о родной природе, помогаю школьникам видеть главное, находить ключевые слова, с помощью которых авторы рисуют картины природы (времена года, время суток, предметы окружающего мира и душевные состояния лирических героев), проводит работу над изобразительными средствами. Вот стихи о зимнем утре А.С. Пушкина, Я. Полонского, Ф.Тютчева, И. Никитина. Они звучат на уроке, звучит и музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», создается особая обстановка. Вместе с ребятами определяем ключевые слова:

Я. Полонский                        Ф. Тютчев                        И. Никитин

туман восходит                        лазурь смеётся                звезды меркнут

ярко-золотые облака                омытая                        белый пар

лазурь                                воздушные руины        алый свет зари

блещет                                легкий туман                золотые потоки

                                                                        утро веселое

        Ученики 5-6 классов уже знают такие средства выразительности, как эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, умеют определять стихотворный размер, понимают, что такое рифма и ритм стихотворения. Но помимо обучения тому, как строится поэтическое произведение, стараюсь предоставить детям возможность почувствовать себя творцами, ощутив и сладость этого процесса, и муки творчества. Современная педагогическая наука утверждает: лишь при условии, что обучающийся становится активным субъектом в процессе познавательной деятельности и реализует себя как самостоятельная творческая личность, возможен успех в работе учителя. Большая творческая работа позволяет добиться хороших результатов учеников, а это гарантия полезности труда учителя.

        По мере взросления учеников меняется и характер учебной деятельности. Я стремлюсь видеть каждого ученика на всех этапах его деятельности и его развития. Управление развитием предполагает в первую очередь выявление происходящих изменений в деятельности школьника, способах организации его учебного времени. Если в 5-7 классах я подбираю учебный материал, задания которого позволяют знакомить ученика с каким-либо языковым явлением, то следующим этапом совместной деятельности «учитель-ученик» становится поиск самим школьником путей решения поставленной учителем учебной задачи. Это и различные виды самостоятельных заданий, связанных с работой с критической литературой, написанием небольших докладов, рефератов, сочинений различных видов и т.п. В старших классах исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников не воспроизведения образцов, данных учителем, а их самостоятельное добывание. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.

        Метод научного познания, по  моему мнению, нельзя реализовать, не используя различные формы работы, способные пробуждать мысль учеников. Наиболее успешно применяю метод проблемного обучения.        Проблемное обучение способствует эффективному освоению знаний по русскому языку. Актуальным вопросам проблемного обучения посвящены дидактические и методические исследования М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина, Ю.К. Бабанского, С.В.Высоцкого и др., которые анализировали структуру проблемных задач, рассматривали требования к их построению, разработали типологию и способы их решения. Психологические основы проблемного обучения определили работы С.Л.Рубинштейна, А.М. Матюшкина, Т.В.Кудрявцева и др. Концептуальной основой инновационной педагогики является утверждение, что человек  - это саморазвивающаяся система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через свое сознание и свою душу. Поэтому, приступая к работе по планированию урока, я понимаю, что передо мной на уроке не просто дети, которых надо воспитывать, а неповторимые индивидуальности, которых следует уважать, у которых пока мало знаний, невелик социальный опыт, но они обладают необыкновенным преимуществом – молодостью и жаждой знаний. Педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику – основные приемы в моей работе.

        Для совершенствования процесса обучения русскому языку и литературе стремлюсь не только к эффективности урока, но и ставлю перед собой задачу заинтересовать обучающегося основами наук. Опираясь на положения современной педагогической и психологической науки, применяю методологию учебной деятельности, состоящую из шести этапов: цель→ мотив→ действие→ средство→ результат→ оценка. К перечисленному я могу отнести еще рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок, их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели. Педагогический опыт показывает, что заинтересованность учащихся в результатах обучения значительно повышается там, где учитель в начале урока или перед объяснением нового материала доводит до их сведения, с какой целью будет изучаться данный материал, какими знаниями, умениями и на каком уровне они должны овладеть, какие требования им будут предъявлены, а в конце урока ставит в известность, каков результат урока, решены ли его задачи, что предстоит ещё сделать. Таким образом, хороший урок на современном уровне характеризуется прежде всего конкретностью целей, понимаемых и педагогом, и учеником. В работах М.В. Кларина, одного из авторов технологии полного усвоения знаний, которую я использую на уроках русского языка, отмечено, что исходным положением данной методики является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Педагог должен четко представлять, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты в сфере мыслительной деятельности.

Планируя проведение урока, я стараюсь добиваться  высокой эффективности, так как на занятиях обучающиеся должны получить глубокие знания, овладеть учебными навыками, умениями. Это уроки, на которых широко и разносторонне использую систему обратной связи, т.е. провожу устный и письменный опросы, опрос с элементами программирования, опрос с выборочным ответом или тест, которые позволяют оперативно выявить уровень знаний и умений обучающихся на определенном этапе, а в идеале – проверить знания и умения обучающихся всего класса. Наряду с применением тестовых технологий считаю, что необходимо, чтобы закрепление навыка правописания проводилось не только на уроке ознакомления с правилом, но и на последующих уроках, для того чтобы знания и приобретенные навыки закрепились в долговременной памяти учеников, были доведены до автоматизма.

        Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления,  на повышение грамотности школьников. Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение.

Творческое взаимодействие учителя и обучающихся строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Осуществляется оно при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику заинтересованно и грамотно решить проблему, риторически организованную учителем. Эта последовательность обеспечивает активизацию внимания обучающихся, привлекательность самого обращения к ним и диалога, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения, зримое, конкретное воспроизведение учебных положений. Обращение к классу всегда уважительное.  На своих уроках я использую методики мотивационной последовательности и учебного поиска.         Задания и микроструктуры учебного задания служат развитию чувства языка, повышению качества знаний без главенствующего заучивания правил. Значительное повышение грамотности обучающихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру. Такое обучение предполагает поиск аналогий, грамматических моделей, существующих в подсознании  обучающихся  и выводимых школьником на уровень создания в процессе взаимодействия с учителем.

Возможность открытия, обнаружения какой-либо внутренней закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса. Постановка проблемной задачи, её анализ, поиск принципа решения и самого решения – этапы работы в таком творческом плане. Лучший способ пробудить интерес – эвристическая беседа, эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, – лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные»  места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы – учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места,  которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес. На уроке может меняться позиция учеников: «я – ученик», «я – экзаменующийся» и «я – учитель», «я – экзаменующий». Этот приём создаёт иной уровень речевого поведения, происходит попутное повторение, ученики привыкают работать самостоятельно, индивидуально справляясь со своим заданием. Причем при такой организации работы  применяю дифференцированный подход к обучению, использую задания разного уровня сложности.

Чтобы закрепить языковую закономерность, ученик должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров и схем. Этому служит приём составления опорных сигналов. (С докладом «Использование опорных конспектов на уроках русского языка» я выступала на областной конференции учителей русского языка.) Сначала опорные сигналы, схемы, конспекты готовыми предлагаю я сама, постепенно приучая учеников к самостоятельному составлению карт-схем. При этом ученики, составляя  индивидуальные опорные карты, должны знать основные требования: 1) информационная насыщенность, 2) яркость и контрастность, 3) минимум текста и графических обозначений, 4) закрепление знаков препинания, 5) возможность текстовой интерпретации. Составляемые обучающимися схемы проверяются педагогом, но такая работа способствует тому, что правила становятся не безразличной логической схемой, а обращённой к личности ученика системой зримых и запоминающихся знаков. Тогда они легко  воспроизводятся.

Работа по формированию орфографической зоркости, грамотного письма требует не только активизации внимания, развития навыка самостоятельного формулирование правила – опоры, но и большого индивидуального тренинга. Модель -  важнейший приём работы по формированию орфографического навыка. Сканирование текста, карты – опоры (такого рода задания предусмотрены учебно-методическим комплексом под редакцией В.В. Бабайцевой) приучают к внимательному и заинтересованному овладению грамотным письмом. Модель усваивается быстрее, чем правило, и формирует прочное запоминание. Это обусловлено визуализацией материала, так как я опираюсь на слова В.Бехтерева: «У детей школьного возраста зрительный способ дает лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой».

Очень эффективно применяю изложение информации учащимися при ролевой игре или диалоге «я – составитель правила», «я – автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Составивший карту по правилу с наиболее точным, кратким и запоминающимся  текстом получает задание изложить информацию так, как объяснил бы правило своим ученикам. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.

        Большая роль в обучении принадлежит первому восприятию учебного материала. Я считаю, что для достижения плотности урока очень важно, чтобы он был предоставлен четко, проанализирован глубоко, чтобы обучающиеся могли выделить существенные признаки, установить их взаимосвязь. Решать эти задачи помогает учителю применение информационных таблиц, особенно в старших классах, где обучающиеся хотят получить всю необходимую информацию о признаках предложения и членах предложения. Информационные таблицы предназначены для индивидуального пользования. Их формат – машинописный лист или развернутый лист тетради. Материал в таблице организован так, чтобы информация была, с одной стороны, сжатой, а с другой – сгруппированной, где это возможно, в крупные блоки, объединяющие рассредоточенный в учебнике материал. Такая таблица должна быть информативно ёмкой, т.е. предельно полно передавать содержание теоретических знаний. Объединение учебного материала в крупные блоки очень полезно, т.к. ученики получают представление о целостном языковом явлении или группе орфограмм, учатся логически мыслить, анализировать и сопоставлять факты, отбирая более важные, значимые с точки зрения изучаемого материала.

        Приобретение новых знаний самостоятельно достигается также при работе с учебником, по материалам которого ученики, помимо составления опорного конспекта, могут сделать запись основных положений, составить план, подготовить устные выступления. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, так как правило само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительного процесса так, чтобы оно стало навыком.  Система  специальных орфографических упражнений, задания типа списывания, обычно осложненные грамматико-орфографическими заданиями, диктанты различных видов позволяют учителю вырабатывать навык грамотного письма. Все орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.

С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как индивидуальные задания по карточкам, причем, руководствуясь дифференциацией, предлагает разный уровень сложности для разных категорий учеников, использует в работе перфокарты-тренажеры, мультимедийную установку, интерактивную доску, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы и т.п. Выполняя задания по карточкам, отвечая на вопросы тестов, ученик проверяет себя, свои знания, учится думать и работать самостоятельно, а учитель имеет прекрасную дополнительную возможность проверить знания и умения большого числа ребят, чаще всего знания обучающихся всего класса. Практически на каждом уроке все обучающиеся класса выполняют самостоятельные практические задания, а учитель имеет прекрасную возможность обратной связи.

Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная и др., даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора. В классе я провожу различные виды диктантов: словарные, предупредительные, объяснительные, графические, выборочные, свободные, творческие. Подбирая дидактический материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений.

Для прочного усвоения правила важно включить все виды памяти: слуховую, зрительную, рече-двигательную. Поэтому при закреплении учебного материала  я стараюсь учитывать дидактический принцип систематичности в обучении, сформулированный Я.Каменским: «Всё последующее должно опираться на предыдущее». Особенно важна опора на зрительную память, которая доминирует у большинства пишущих (около 70%). Учебный комплекс под редакцией В. Бабайцевой, по которому я работаю в течение многих лет, позволяет сначала познакомиться с упражнениями, в которых дано правильное написание, затем предусмотрены упражнения, где требуется графическое выделение самой орфограммы и условий её выбора, что очень важно в закреплении навыка правописания. В учебном пособии представлен большой материал для самостоятельной работы, решения орфографических задач. Я постоянно использую на уроках прием словесного комментирования, проблемно-поисковый метод. Очень важным приемом в обучении орфографии считаю обобщающее и систематизирующее повторение, причем стремлюсь проводить такие уроки в интересной, увлекательной форме. Это уроки-путешествия, урок-бал, урок- цирковое представление, урок-игра, урок-КВН, урок-диспут и др. На уроках  стали привычными для учеников зачеты, смотры знаний, соревнования и т.п. Такие уроки позволяют оптимально сочетать общеклассные, групповые и индивидуальные формы работы, развивают интерес к предмету, помогают творчески сотрудничать учителю с учениками.

Очень ценными для усвоения и контроля за знаниями обучающихся, для воспитания сознательного отношения к учебному труду  я считаю уроки-зачеты. Они проводятся по итогам усвоения большой темы или по трудным темам и разрабатываются так, чтобы был повторен важный теоретический материал, проверены практические навыки по теме, знание словарных слов. К таким урокам ученики относятся, как правило, ответственно, а заранее объявленные вопросы по теории, задания по словарной работе дают возможность получить хорошую оценку. Я имею ясную картину усвоения материала и поощряю желание обучающихся повысить свои оценки, разрешая пересдать теоретический материал или выполнить словарную работу. Кроме того, хорошо организованный контроль за знаниями учеников позволяет не только оценить умения и навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь, довести до их сведения корректирующие указания, в конечном счете добиваться прочного усвоения материала и готовить обучающихся к сдаче единого государственного экзамена.

Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и учеников на уроках, обеспечивают стабильно высокое качество знаний и отсутствие неуспевающих учащихся по итогам учебного года и полугодия (успеваемость 100%).

С 2008-2009 учебного года по 2010-2011 количество учащихся 7 класса, имеющих позитивную динамику учебной деятельности по итогам года составило 8 человек из 23 обучающихся, что составляет 34,7%.   Качество знаний учащихся (5,6,7 – русский язык)

Качество знаний учащихся (9,10,11 – литература)

    В 2007-2008 учебном году мной разработаны 2 элективных курса для 9  класса по литературе «За строкой поэтического текста» и 11 класса «Современная отечественная литература ХХ века. Русский постмодерн 1960-2000 г.». Оба элективных курса утверждены на муниципальном и региональном уровнях.

Программа элективного курса «За строкой поэтического текста» рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

формирование умений творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Задачи курса:

  1. формирование духовно богатой, высоконравственной и творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  3. формирование потребности в самостоятельном чтении поэтических текстов;
  4. развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе – обучению анализу художественного (поэтического) текста.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы разбросан на протяжении нескольких лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Оборудование, используемое в преподавании элективного курса: мультимедийная установка, интерактивная доска.

В текущем учебном году на основе данного элективного курса я разработала программу кружка по данной теме для учащихся 7-8 классов. Количество учащихся, посещающих данный кружок, составило 15 человек.

Элективный курс для 11 класса знакомит учащихся с русским прозаическим постмодернизмом конца XX века – начала XXI века, с новыми принципами мировосприятия в художественной литературе.

Цель: углубить знания по современной русской литературе, повысить интерес к гуманитарному образованию.

Задачи:

- анализ постмодернистских тенденций в современном искусстве на фоне и в сопоставлении с традиционными направлениями развития русской литературы;

- развитие навыков текстовой работы;

- совершенствование умений вести диалог, аргументировать собственную позицию в процессе дискуссии.

Новизна курса обусловлена новизной исследуемого материала. Поскольку проблема русского литературного постмодернизма конца XX – начала XXI века – одна из интереснейших и спорных проблем современного литературного процесса.

Организация учебной деятельности предполагает следующие особенности:

- проблемное изложение и изучение материала, выделение ключевых вопросов. Проблемный характер их рассмотрения; создание открытых познавательн6ых ситуаций;

- самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся в процессе подготовки индивидуальных сообщений, докладов, выступлений на семинарах, конференциях, круглых столах должна преобладать над лекционной формой сообщения новых знаний.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование творческих способностей учащихся и основных учебных и коммуникативных компетенций в предмете:

В области предметной компетенции учащиеся овладевают способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ литературного материала. Соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исследуемого материала, выявление причинно-следственных связей);

- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации, учатся в реальном взаимодействии воспринимать точку зрения, отличную от собственной, аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения.

Курс рассчитан на 34 часа.

ЕГЭ как новая форма государственной итоговой аттестации выпускников.

                                                

Особо следует остановиться на подготовке обучающихся 11 класса  к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 2007-08 учебном году. Это потребовало и от меня, и от учащихся серьезной подготовки, ведь каждый понимал, что успех – это результат кропотливой, упорной работы.

В МОУ «Русская классическая гимназия» были проведены следующие мероприятия по подготовке к ЕГЭ:

1) сформирована первоначальная база данных выпускников;

2) проведены подробный инструктаж по процедуре проведения ЕГЭ для учащихся и их родителей, заседание круглого стола с ректором ПАГС им.П.А.Столыпина Наумовым С.Ю. ;

3)учащиеся подробно ознакомились с демоверсиями ФИПИ по русскому языку;

4) выпускники приняли участие в пробных экзаменах в форме ЕГЭ;

5) были организованы еженедельные дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ, причем  эти занятия были бесплатными для обучающихся.

Но основная работа по подготовке к ЕГЭ осуществлялась, конечно, на уроках. Вместе с учащимися  я должна была не только отработать правильное заполнение бланков, но и повторить, систематизировать знания в различных компетенциях: в языковой, т.е. овладение учащимися орфографическими, морфологическими, синтаксическими, пунктуационными и другими нормами литературного языка; в коммуникативной, то есть использование речеведческих знаний и умений интерпретировать и анализировать текст; в лингвистической, т.е. овладение знаниями о самой науке «Русский язык».

Вот в процессе такой работы и предстала вся система нашей совместной с учениками деятельности с 5 по 11 классы, четко обозначились основные проблемы и недоработки.

Прежде всего вместе с учениками были не раз выполнены задания частей А и В. Несмотря на то, что в целом они оказались посильны для абсолютного большинства учащихся 11 классов, некоторые вопросы требовали того, чтобы этот материал был повторен более детально, скрупулезно. Это задания по умению составлять текст, давать характеристику указанному предложению (основные сведения по синтаксису словосочетаний, простого и сложного предложений), орфографические навыки в написании безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, не с разными частями речи, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, повторение норм орфоэпии, различение паронимов, повторение основных сведений по культуре речи (грамматические нормы), а также задания части В, касающиеся определения стиля и типа речи, определения средств выразительности. Кроме коллективной работы по повторению в классе, обучающиеся получали индивидуальные задания, выполнение которых проверялось мною, а затем шел анализ ошибок каждого учащегося (в классе не раз проводились в ходе дополнительных занятий своеобразные «экзамены», в ходе проведения которых можно было выявить пробелы в знаниях каждого конкретного ученика).

Но большую трудность и для меня, и для учащихся представляло задание С, поэтому наши усилия были направлены на развитие навыка написания текста-рассуждения.

1 этап работы:        повторение сведений о стилях речи, типах текста,

умение формулировать тему и основную мысль текста, его идею, выявление микротем;

2 этап работы:        при работе с текстом анализировалась его композиция, особое внимание уделялось тексту-рассуждению, которое состоит из тезиса, аргументов (здесь важно умение сочетать свои примеры, доводы и использовать доказательства автора) и вывода

3 этап работы:        анализ средств выразительности, умение не только определять то или иное изобразительно-выразительное средство, но и объяснять его роль в тексте, что было, пожалуй, сложным этапом работы с учащимися, что потребовало от каждого из нас большой самостоятельной работы.

4 этап работы:        формирование навыка самостоятельного составления текста (выполнение части С). В начале учащимся предлагались образцы, затем мы учились видеть ошибки в построении текста, в анализе авторского текста, его интерпретации, в умении объяснять роль средств языковой выразительности, в выражении личностной позиции.

Каждая работа учащегося была проверена, а затем ученик получал письменную рецензию (указывались ошибки, недоработки, давались рекомендации). Подготовка к ЕГЭ по русскому языку убедила в следующем:  хороших результатов можно добиться при постоянной, систематической работе  учителя по развитию орфографической, пунктуационной и речеведческой компетенции.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2008 году.

В ходе проведения ЕГЭ по русскому языку в 2008 году обучающиеся 11 класса показали качество знаний 65 %, из них отметку « 5» получили 3 ученика (15 %),    « 4 « – 10 учеников (50%), « 3 « – 7 учеников (35 %) при 100 % успеваемости.  Средний балл 54 , что  выше областных показателей. 70% учащихся подтвердили свои годовые оценки.

В 2008 году 5 учащихся 11 класса стали серебряными медалистами (Прошина Кристина, Гудованая Любава, Халтурина Светлана, Коблова Диана, Умнова Екатерина). Все учащиеся 11 класса в 2008 году поступили в ВУЗы города Саратова.

        В ходе организации обучения на основе использования методики развития у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы, используя современные образовательные технологии в процессе обучения (за период с 2007 по 2011 годы) получены следующие результаты:

            положительная динамика качества знаний учащихся по годам обучения;

  1. высокие результаты ЕГЭ по русскому языку;
  2. победы школьников в предметных олимпиадах и конференциях различного уровня;
  3. поступление учащихся в ВУЗы на гуманитарные факультеты;
  4. высокие результаты участия в творческих конкурсах и смотрах различного уровня;
  5. активное участие школьников в деятельности исследовательского общества «Открытым сердцем говоря»;
  6. создание статей для школьной газеты «Гонг»;
  7. доброжелательный психологический микроклимат на уроках.

Учитель русского языка и литературы:                                    И.Г.Кутявина                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья

Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроках химии   ...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно-методическая статья.Компас

Научно-методическая статья.Компас...

Научно-методическая разработка. Статья "Триединая задача проектной деятельности". Апрелев В.Е.

      По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнен...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)

В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...