Карта результативности опыта работы
опыты и эксперименты по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Формальные параметры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1.Наименование педагогического опыта | «Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2.Автор | Галимов Флюр Фаизович, учитель физкультуры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.Тип и вид образовательного представляемого учреждения. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 21» города Нижневартовска | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта. | 2009-2010 учебный год - изучение теоретического материала, сбор информации, прохождение курсов; 2010-2011 учебный год – разработка и апробирование образовательного модуля по работе с учащимися подготовительной медицинской группы здоровья; 2011-2012 учебный год - реализация педагогического проекта; апробирование программы дополнительного образования; 2012-2013 учебный год – реализация педагогического проекта; 2013-2014 учебный год - анализ результатов, обобщение педагогического опыта, защита педагогического проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5.Адрес педагогического опыта. | 628602, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 13б. Телефон: 8(3466)46-53-85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Содержательные параметры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Актуальность педагогического опыта. | «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни. Направленность государственных образовательных стандартов второго поколения на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование культуры здоровья, несомненно, требует внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы. Давно сложившийся традиционный метод организации школьного образования не учитывает необходимости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует ее усугублению. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса МБОУ «СОШ№21» Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками и коллегами планирую и выстраиваю свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в нашей школе активно реализуется в виде подпрограммы "Школа Здоровья”. Работа образовательного учреждения по программе направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха. Данный педагогический проект разработан и реализуется в рамках программы «Школа Здоровья». Актуальность работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Актуальность педагогического проекта в том, что основные положения направлены на организацию работы со школьниками медицинской группы здоровья. В нем обобщена методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы в рамках реализации данного проекта. В подготовительных медицинских группах дети должны сознательно относится к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания, для восстановления утраченного здоровья. Занятия физической культурой дают возможность больному ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся ПМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем - к дальнейшей жизни. Оценивание и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123. Считаю, что проблема должна решаться не только в рамках уроков физической культуры. В дальнейшем планирую расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с учащимися, а именно: привлечь к работе родителей учащихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школы, педагогами дополнительного образования; организовать с учащимися старших классов научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни. Актуальность проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта | Данный педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность. Предметный результат проекта ориентирован на интересы и особые потребности учащихся, а также адресован учителям физкультуры, внедряющим в общеобразовательный процесс различные формы обучения со школьниками медицинской группы здоровья. Результат четко обозначен и сформулирован в самой цели проекта, вытекающей из актуальности заявленной темы. Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся медицинской группы здоровья на уроке и во внеурочное время. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных). Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска. Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия:
Выделяют следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебной программой, объектом и структурой физической нагрузки, а также требованием к уровню освоения учебного материала. Объект исследования: образовательный процесс - урок физической культуры. Предмет исследования: педагогические условия формирования у учащихся медицинской группы здоровья потребности в здоровом образе жизни. Гипотеза. Процесс преподавания у школьников подготовительной медицинской группы будет протекать более эффективно, если:
Подготовительная группа по физкультуре должна включать учащихся, физическое развитие которых является недостаточным или слабым, а также тех детей, которые имеют различные противопоказания к занятиям. Подготовительная группа по физкультуре предполагает недопущение учащихся, которые находятся в ее составе, к интенсивным физическим нагрузкам, а также упражнениям состязательного характера. Кроме того, дети, находящиеся в данной категории, не допускаются к соревнованиям. Впрочем, несмотря на наличие таких ограничений, если у ребенка нет существенных противопоказаний к физическим нагрузкам, он наравне с остальными детьми сдает нужные для аттестации нормативы и экзамены. Формы организации преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы составляют определенную систему, которая охватывает:
Продукт педагогического проекта: образовательный модуль «Методика и практика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта | Выдвижение проблем здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность ее теоретической и практической разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Одним из основных факторов, влияющих на здоровье детей, является физическое воспитание, которое в настоящее время требует своего совершенствования. Наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность и определяет качество обучения. Инновационность педагогического проекта заключается в том, что он направлен на поиски оптимальных и эффективных форм и методов организации занятий с учащимися подготовительной группы здоровья. Новизна проекта в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль «Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы». Практическая значимость данного проекта в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы спортивных школ дополнительного образования, колледжей и лицеев. В работе со школьниками по физическому воспитанию стремлюсь максимально учесть факторы, обусловливающие успешность их деятельности при обучении. Риски: критерии оценки профессиональных качеств преподавателя и успешности обучающегося должны учитывать новые требования качества образования:
соответствие личностным запросам школьника и его родителей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Методологическая база педагогического опыта. | Методологическая основа проекта базируется на следующих подходах: 1. Деятельностный подход к воспитанию выделяется в силу того, что деятельность как преобразование людьми окружающей действительности служит основой, средством и решающим условием развития личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.). Поэтому для того, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, необходимо в меру возможности вовлекать их в разнообразные виды социально и нравственно значимой деятельности. 2.Личностный подход к воспитанию основан на положениях, которые сформировались в отечественной педагогике благодаря работам русских педагогов и психологов. Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др. В их исследованиях личность рассматривается как активный субъект собственного становления и развития. 3. Целостный подход к воспитанию выделяется в силу того, что личность, согласно выражению А. С. Макаренко, «не формируется по частям». Для достижения этого необходимо, чтобы в ходе воспитательного процесса сама личность понималась как целостность, как сложная психическая система, имеющая свои структуру, функции и внутреннее строение. Целостный подход требует при организации воспитательного процесса ориентироваться на целостные характеристики, которые принято называть базовыми основаниями личности. Эти базовые основания складываются в процессе постепенного обобщения личностью опыта жизнедеятельности и представляют собой единство трех главных сфер бытия человека: деятельности, сознания и собственно личностных отношений. Все базовые основания личности тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. При обучении и воспитании детей с ослабленным здоровьем наиболее важным является игровой метод занятий. Особую роль игра выполняет как средство терапии. Именно игра дала второе дыхание принципу мобилизации, открытому великим русским ученым И.П. Павловым. Психологи и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Лечение игрой – серьезная перспектива лечебной и обычной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различного рода трудностей, возникающих у ребенка в общении с окружающими, в учении и повседневном поведении. Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействовавшие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа как бы специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы в игре он развивал свои важные для жизни органы и функции. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационную: снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему. Ключевые понятия и термины: Атлетическая гимнастика — система физических упражнений с использованием специальных отягощений. Диагностирование – деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету. Нагрузка — это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода. Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. Спортивная нагрузка — это интегративное единство физической нагрузки и нагрузки функциональной, имеющей место при выполнении различных двигательных действий спортсмена, связанных с выполнением конкретных физических упражнений. Физические упражнения — это методически обоснованы двигательные действия, которые направлены на решение определенных задач, таких как физическое развитие, физическое воспитание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. | Цель проекта:
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебных пособий по атлетической гимнастике. Опытное преподавание, наблюдение за физическим и эмоциональным состоянием воспитанников во время проведения занятий, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей, педагогический эксперимент. Метод математической статистики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. | Поиск оптимального уровня двигательной активности обучающихся должен базироваться не только на возрастно-половой норме, но и с учётом морфологических, анатомо-физиологических и психических особенностей. Положительное воздействие физических упражнений на организм детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья может быть полностью реализовано лишь в том случае, если во время занятий учитываются и выполняются гигиенические требования. Одним из наиболее важных гигиенических требований следует считать рациональное построение режима дня, от которого в большой мере зависит нормальное развитие школьника, его здоровье, работоспособность, успеваемость. Под режимом дня обычно понимают правильное чередование на протяжении суток различных видов работы с большой и относительно малой общей и нервно-психической нагрузкой, часы приема пищи, активного отдыха и сна. Основу режима составляют занятия, строго регламентированные по времени в зависимости от возраста. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.7.Социальная направленность педагогического опыта. | Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются школьники среднего и старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет) подготовительной медицинской группы здоровья. Проект направлен на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, познание реальной действительности на основе знаний, полученных в рамках уроков физической культуры. Подготовка учащихся к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения, воспитание настойчивости в достижении поставленных целей, трудолюбия и умения творчески подходить к решению проблем, связанных со здоровьем. А также проект направлен на вовлечение учащихся в спортивную, практическую деятельность как фактор личностного развития учащихся. Вся система моей воспитательной работы направлена на формирование интеллектуально развитой личности, физически и нравственно здоровой, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству и обладающей ответственностью за судьбу страны. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.8. Воспроизводи- мость педагогического опыта | Достоверность и обоснованность научных результатов педагогического опыта обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных; использованием современных концепций; выбором и применением методов, видов и средств, адекватных задачам исследования; соотносимостью и выверяемостью полученных данных; обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сформулировать обобщенные выводы; личным опытом преподавания в спортивной школе. Для воспроизведения педагогического проекта необходимо:
На портале «Социальная сеть работников образования» мною разработан сайт учителя физкультуры Галимова Ф.Ф., где опубликовано электронный портфолио. Мною созданы методические разработки уроков для школьников подготовительной группы здоровья. Данные методические разработки могут быть использованы в работе тренеров-преподавателей, учителей физкультуры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Результативные параметры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. | Результаты мониторинга свидетельствуют о стабильно положительной динамике развития физической подготовленности учащихся:
Сохранность контингента обучающихся за три года составляет 80%. 78% учащихся выполняют нормативные требования на «отлично». Мои ученики подтверждают свои знания на городском этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре: 2012, 2013 года – Галимов М.Ф. – призер. С 2009 по 2014 год подготовил призеров городских, окружных, всероссийских соревнований:
Медведев Виталий является победителем (1 место) в командном зачете среди юношей в соревнованиях по лыжным гонкам среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций. Завьялова Яника является победителем (1 место), Макарова Вера является призером (3 место) среди девушек общеобразовательных учреждений в легкоатлетическом кроссе «Золотая осень» в рамках городского праздника «Здоровье» и Всероссийского дня бега «Кросс нации – 2013». Галимов М.Ф. является призером IX-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по физкультуре и спорту. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Распространение педагогического опыта. | Опыт распространяется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. В 2012 году принял участие во Всероссийской научно- практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО- Югры, НГГУ» с докладом «Методика организации уроков физкультуры для школьников подготовительной группы здоровья», 26 марта 2012 года, г. Нижневартовск. В 2010 году принял участие в творческом конкурсе Общероссийского Профсоюза образования «Учитель – славлю имя твое!». Принимал участие в семинаре по подготовке участников олимпиады на окружной этап Всероссийской олимпиады по физкультуре. Являюсь членом судейской коллегии по обслуживанию окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Главный судья чемпионата города среди учащихся по мини – футболу. В 2014 году принял участие во Всероссийской видеоконференции по теме: «Образовательный потенциал мегаполиса – возможности и перспективы» г. Санкт- Петербург, февраль 2014 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. | Реализуемый мною опыт позволяет добиваться высоких результатов обучения: качество знаний – 87,8%, успеваемость-100%, высоких результатов в исследовательской деятельности школьников (за 3 последних года – 2 победителя окружной конференции, 2 призера городского этапа Всероссийской олимпиады). Учащиеся показывают стабильно высокий результат в изменениях внутренней и внешней мотивации к физической культуре и в целом к учебе.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. | В осуществлении педагогического опыта участвовали 100% обучающихся подготовительной группы здоровья в возрасте от 14 до 18 лет. Практическая значимость проекта в том, что он может использоваться учителями физкультуры города. Инновационный опыт успешно внедряется учителями физкультуры образовательных учреждений города и спортивных школ дополнительного образования: 1. Благодарев Вячеслав Олегович, МБОУ «СОШ№5» 2. Шустерман Яков Семенович, МБОУ «СОШ№8» 3. Сидоров Николай Дмитриевич, МБОУДОД «Детская спортивная школа «Феникс» С данными учителями проводятся совместные занятия, обмен опытом, мастер-классы, соревнования. С данными учителями проводятся совместные занятия, обмен опытом, мастер-классы, соревнования. Награжден Почетной грамотой Департамента образования администрации города Нижневартовска. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5. Публикация педагогического опыта в печати |
|
Директор МБОУ «СОШ№21» Е.В. Афанасьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"
"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...
«Интересные результативные предметные методики: из опыта работы учителя иностранного языка».
Данная статья посвящена теме Школа цифрового века и личному опыту В 2001 году появился новый термин, введенный Марком Пренски-"уроженцы и иммигранты цифрового мира" , который сравнива...
Информационная карта инновационного опыта работы педагога
Использование технологии проектного обучения как способа развития информационной культуры школьников в учебной деятельности...
«Описание картинки» (из опыта работы) Бородачёвой Е.А.учителя английского языка МБОУ «Гимназия №38»
Обучение описанию картинки в начальной и средней школе...
Анализ работы, карты результативности педагога
Анализ работы, карты результативностиКучерук Марины Владимировны(технология, дополнительное образование)...
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...
Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы
Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы. В материале содержится краткое представление системы работы по организации работы обучающихся ста...