Быть здоровым с детства
проект по физкультуре на тему
Модель педагогического (творческого) проекта «Быть здоровым с детства!» предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Быть здоровым с детства | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки самарской области государственное автономное образовательное учреждение Самарской области институт повышение квалификации и переподготовки работников образования
Педагогический проект
«Быть здоровым с детства»
Работу выполнила: Поваляева Надежда Александровна
тренер-преподаватель ГБОУ СОШ № 3 г.о.Чапаевск
СП «ДЮСШ № 2»
г. Самара
2014г.
№ | Содержание | № страницы |
1. | Краткая аннотация проекта……………………………... | 3 |
2. | Обоснование проекта……………………………………. | 3-7 |
3. | Цель, задачи……………………………………………… | 7 |
4. | Содержание проекта…………………………………….. | 7-13 |
5. | Ресурсы…………………………………………………... | 13 |
6. | Партнеры…………………………………………………. | 13 |
7. | Целевая аудитория………………………………………. | 14 |
8. | План-график реализации проекта……………………… | 14-17 |
9. | Ожидаемые результаты…………………………………. | 17 |
10. | Результаты проекта……………………………………… | 17-22 |
11. | Перспективы……………………………………………. | 22 |
12. | Литература……………………………………………….. | 23 |
13. | Приложение……………………………………………… | 24-25 |
Аннотация.
Модель педагогического (творческого) проекта «Быть здоровым с детства!» предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Обоснование проекта.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Ситуация в Самарской области не исключение. Состояние здоровья детей данной области по итогам 2012 года отмечается высоким уровнем общей заболеваемости среди детей дошкольного возраста. По результатам медицинских осмотров в 2012 году зарегистрировано 2642 случая заболевания детей, посещающих ДОУ (1,8 случая на одного ребенка), в 2013 году – 3146 (2 случая на одного ребенка). Эти показатели превышают на 2,8% среднестатистические данные по округу (рис. 1).
В структуре общей заболеваемости по г. о Чапаевск:
- на 1 месте традиционно болезни органов дыхания (62,1%);
- на 2 месте – инфекционно-паразитарные заболевания (6,2%);
- на 3 месте – болезни глаза (6%), далее по убывающей следуют болезни кожи (3,2%), органов пищеварения (1,8%), костно-мышечной системы (1,1%).
Высокий уровень заболеваемости наблюдается и среди детей дошкольного образовательного учреждения «Сказка». По сравнению с данными по району увеличилось количество дней, пропущенных детьми по причине болезни (рис.2).
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Низкая компетентность родителей (по данным анкетирования) в вопросах здоровьесбережения не способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников (рис. 3).
А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей (рис. 4).
Согласно закона “Об образовании”, ст. 18, именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Быть здоровым с детства!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.
Цель – заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Задачи.
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
- Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Основное содержание проекта.
Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи (схема 1).
Традиционные
Схема 1. Информационно-наглядные:
- материалы на стендах;
- папки-передвижки;
- рекомендации
Коллективные:
- родительские собрания;
- тематические консультации
Индивидуальные:
- беседа;
- консультация;
- посещение семьи
Нетрадиционные
Формы совместной деятельности
Просветительско-профилактические
Совместная спортивная деятельность:
- физкультурные занятия;
- физкультурные досуги, интеллектуально-двигательные игры;
- туристические прогулки-походы
Информационно-аналитические:
- анкетирование, опросы;
- «телефон доверия»
Наглядно-познавательные:
- дни открытых дверей;
- семинары-практикумы;
- дни здоровья;
- консультирование специалистами;
- проспекты, стенды, буклеты
Совместное творчество детей и родителей:
- выпуск мини-газет, плакатов;
- выставки детского творчества;
- фотовыставки;
- мини-проекты по ЗОЖ
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.
Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).
Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.
Цель совместных физкультурных занятий - ориентация семьи на воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение компетенции родителей в области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных занятий.
- Содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области физического воспитания ребенка.
- Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.
- Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.
Содержательная база физкультурных занятий предполагает применение инновационной методики «Гимнастика вдвоем», которая описана М.Н. Поповой в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».
Гимнастика вдвоем - это различные физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на то, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности.
Отличительная особенность совместных физкультурных занятий заключается в следующем:
- Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
- Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший эмоциональный настрой, что немало важно для психического здоровья.
- В конце занятия родителям выдаются памятки, даются рекомендации.
Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от рациональной организации детей и взрослых на занятии (таблица 1).
Таблица 1.
Форма проведения | Содержание |
Сюжетные занятия | В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. |
Интегрированные занятия | Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации. |
В игровой форме | В содержание игрового занятия включены эстафеты, подвижные игры. Для выполнения движений используются приемы имитации, подражания. |
Занятия-практикумы Примечание. При подготовке к занятиям-практикумам особое внимание необходимо обратить на аргументированность и доказательность тех положений, с которыми педагог знакомит родителей. Конструктивно использовать возникшие в ходе занятий проблемные ситуации и спорные мнения. | Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части:
|
| |
| |
|
При организации совместных физкультурных досугов создаются условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. Предоставляется уникальная возможность развиваться ребенку, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников и их родителей приемы здорового образа жизни. Досуги имеют постоянную тематику (таблица 2).
Таблица 2.
Месяц | Название досуга |
ноябрь | «Всей семьей, на старт!» «Папа, мама, Я – спортивная семья!» |
февраль | «Масленица» «Папины дочки, мамины сыночки» «Рыцарский турнир» |
март | День здоровья: интеллектуально-двигательная игра «Секреты здоровья» «КВН» |
май | Спартакиада «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» |
Туристические прогулки-походы (1 раз в квартал).
Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, заняли ведущее место в работе с семьями по формированию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни. Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, прежде всего, потому, что туризм, представляющий двигательную деятельность ребенка на открытом воздухе, позволяет позитивно влиять на физическое развитие растущего организма, а в целом, на его здоровье.
Под «дошкольным туризмом» понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности. И очень важно в таком непростом деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.
Этот вид деятельности опирается на методику использования средств туризма с дошкольниками 5-7 лет авторской программы «ТУРИСТЯТА» Завьяловой Татьяны Павловны, к.п.н. доцента кафедры теоретических основ физического воспитания ТюмГУ. Данная методикапредусматривает циклическое построение деятельности, предполагающей взаимосвязь трех сезонных циклов (осеннего-зимнего-весеннего).
Каждый поход представляет организованную двигательную деятельность детей и взрослых, ее проведение в ближайшем природном и социальном окружении в форме активного отдыха. Общая продолжительность похода 2,5-3 часа. Маршруты передвижения продумываются так, чтобы в каждом походе дети могли наблюдать одни и те же объекты в разные сезоны. Но прежде чем отправится в поход, необходима подготовка (таблица 3).
Таблица 3.
Подготовка к походу | ||
дети | родители | педагоги |
|
|
|
Ресурсы.
- Временные – сезонные.
- Информационные - просветительско-профилактическая информация.
- Интеллектуальные (экспертные) – образовательная программа, диагностический инструментарий по физическому развитию.
- Человеческие (кадровые) – сотрудники ДОУ «Сказка».
- Организационные – администрация ДОУ.
- Материально-технические – предметно-развивающая среда спортивного зала, спортивной площадки, средства ТСО.
- Финансовые – бюджет ДОУ.
Целевая аудитория проекта.
- Дошкольники 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).
- Родители детей 5-7 лет.
- Сотрудники ДОУ:
- инструктор по физкультуре;
- воспитатели групп;
- психолог;
- музыкальный руководитель;
- врач-педиатр;
- медсестра;
- помощники воспитателя.
План-график реализации проекта.
Этапы/сроки реализации | Мероприятия | Период выполнения | Ответственный |
I этап – информационно-аналитический 2012 год (II полугодие) |
| май | Инструктор ФИЗО, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ. |
| май | Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ. | |
| май-сентябрь | Инструктор ФИЗО, администрация ДОУ. | |
| май-сентябрь | Инструктор ФИЗО. | |
II этап – практический 2012-2014 учебные годы. |
| октябрь | Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ. |
| 2 раза в год (сентябрь/май) 1 раз в квартал | Инструктор ФИЗО, воспитатели, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ. Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ | |
| |||
| 1 раз в месяц | Инструктор ФИЗО | |
| по запросу родителей и педагогов | Инструктор ФИЗО | |
| 2 раза в год | Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, медсестра, администрация ДОУ. | |
| в течение года | Инструктор ФИЗО, воспитатели. | |
| в течение года | Инструктор ФИЗО, воспитатели. | |
| в конце года | Инструктор ФИЗО | |
август 2014 | |||
III этап – контрольно-аналитический 2012-2014 год (II полугодие) |
| Май | Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ. |
| Июнь-август | Инструктор ФИЗО | |
IV этап – презентационный 2014 год | Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу. | август | Инструктор ФИЗО |
Ожидаемые результаты.
- Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе.
- Снижение заболеваемости до 12 пропущенных дней одним ребенком в год.
- Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Результаты реализации проекта.
Продуктом педагогического (творческого) проекта «Быть здоровым с детства!» являются методические разработки (приложение 1).
- Совместная спортивная деятельность:
- физкультурных занятий,
- комплексы упражнений в детско-родительской паре,
- сценарии физкультурных досугов и туристических прогулок-походов.
- Оформление результатов совместного творчества детей и родителей:
- альбом «Сочиняем сказки про здоровье»;
- альбом кроссвордов;
- альбом «Рассказы о здоровом образе семьи».
Вследствие реализации творческого проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Воспитанники и их родители демонстрируют высокие показатели в личном зачете, занимая призовые места в соревнованиях на муниципальном уровне (приложение 2). Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей (рис. 5).
По результатам мониторинга за 2011-2012 годы отмечается увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем физической подготовленности (рис. 6). В 2012-2013 учебном году у 8 дошкольников старшего возраста высокий уровень физической подготовленности, что составляет 13%, в 2013-2014 году – у 17 человек, что составляет 35,7%.
По данным анкетирования можно утверждать, что родители осознанно подходят к воспитанию здорового ребенка, понимают важность всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей (рис. 7).
В 5,5 раза повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, детский сад имеет высокий рейтинг (рис. 8).
Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье. Степень эффективности результата физической подготовленности детей позволила оценить общероссийская система мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, разработанная Всероссийским НИИ физической культуры и спорта Центра ОМОФВ Департамента образования г. Москвы. С помощью компьютерной тест-программы «Физкультурный паспорт», предназначенной для экспресс-оценки физического развития дошкольников, были определены уровни физической подготовленности детей (высокий, средний, низкий), которые включают в себя виды испытаний, определяющие физические качества детей:
- подтягивание, вис на перекладине – определение силовой и статической выносливости, силы мышц верхнего плечевого пояса;
- прыжок в длину с места – определение динамической силы;
- подъем туловища – определение скоростно-силовой выносливости;
- наклон, вперед сидя – определение гибкости, измеряя подвижность в позвоночнике и тазобедренных суставах, состояние связочно-мышечного аппарата;
- челночный бег 3*10м – определение быстроты и ловкости;
- бег на 30м – определение общей выносливости.
Следовательно, эффективность педагогического опыта обосновывает необходимость целенаправленного обучения сохранению и укреплению здоровья на этапе дошкольного возраста.
Перспективы развития проекта.
Данный педагогический (творческий) проект «Быть здоровым с детства!» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы (муниципальной, областной и федеральной).
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников 4-5 лет и их родителей. Принимая во внимание интерес и пожелания родителей воспитанников старшего дошкольного возраста к совместным физкультурным занятиям, планируется увеличение количества занятий в год до 8. Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
- разработать методическую базу для детей 4-5 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);
- для спортивной площадки приобрести травяное покрытие;
- обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы).
Библиография.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
- Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: творческий центр СФЕРА, 2005.
- Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М.:АРКТИ, 2004.
- Дошкольное воспитание №9,1997, Кузнецова М.Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
- Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
- Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
- Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л.И. Работа с родителями в ДОУ.
- Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями.
- Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
- Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью.
- Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»
Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...
Общешкольное открытое мероприятие на тему: «Чистым быть – здоровым быть»
Цели данного мероприятия: закрепить навыки личной гигиены; развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; воспитывать аккуратность, опрятность; работать над формированием и ...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
Сценарий Дня Здоровья "Здоровым быть здорово!"
Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:· рефлексия собственного отношения к здоровью;· расширить п...
Быть здоровым – значит быть красивым!
Классный час для учащихся 5-6 классов...
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...