«Гармония и совершенствование телосложения»
элективный курс по физкультуре (10 класс) на тему

Программа элективного курса для учащихся 10, 11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Ширяевская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области

Программа элективного курса

«Гармония и совершенствование телосложения»

Для учащихся 10,11 классов

                                                                    Разработчик программы

                     учитель физической культуры

                                                                              Федченко Анастасия Юрьевна

        2013-2014 уч.г

Пояснительная записка

       Программа составлена на основе опыта системы Джо Вейдера и учителя высшей категории г. Москвы  К.Р. Мамедова.

      Атлетическая гимнастика, основу которой составляют современные системы физических упражнений основу, имеет определённую ценность и актуальность, привлекательность для учащихся старшей школы. Сегодня в нашем обществе средствами массовой информации и телевидением сформирован образ успешного человека – физически выносливого, с гармоничным телосложением.

     Предлагаемый элективный курс атлетической гимнастики направлен на выработку ценностей, связанных с формированием ЗОЖ, физическим совершенствованием тела, а так же на отказ от негативных явлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Элективный курс «Гармония и совершенство телосложения» рассчитана на учащихся 10 -11 классов.

      Цель элективного курса является физическая подготовка по атлетической гимнастике, результаты которой пригодиться в последующем обучении, выборе профессии, производительном труде, службе в армии.

       Дополнительной целью в курсе является организация самостоятельных занятий посредством составления комплексов атлетической гимнастики, направленных на укрепления здоровья.

      Согласно цели выделяются следующие задачи элективного курса:

  1. Овладение знаниями о формах деятельности атлетической гимнастики и использование их в саморазвитии и самосовершенствовании физических и психических способностей организма.
  2. Формирование в потребности культуре движений, гармоничном красивом телосложении и формировании реальной самооценки личности.

      Основой программы является личностно – ориентированное обучение. Это означает,  что в атлетической гимнастике учитываются индивидуальные типы телосложения учащихся, их физическая подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. В данном курсе находит практическое применение фундаментальный опыт системы Дж-Вейдера.

     Содержание программы представляет собой физическую систему с оздоровительной направленностью. Курс построен по принципу перехода от развития основных физических качеств (фундаментальных) к частным, тем самым обеспечивая перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения.

     Практическое содержание курса составляет система физических упражнений, представлена в единстве с основами знаний об атлетической гимнастике и физических особенностях растущего человека.

Отчетность учащихся по результатам усвоению элективного курса складывается:

- Из анализа результатов после выполнения тестов по оценке физических качеств – сила, силовая выносливость, скоростная сила, скоростная и общая выносливость, согласно требованиям обязательного минимума развития физических способностей перед началом элективного курса;

- Из сравнения данных проверки тех же качеств после проведенного элективного курса и определения оценки уровня физических кондиций  с учетом прироста результатов;

- Из подготовки и защиты теоретической работы по составлению комплекса упражнений атлетической гимнастики  для выполнения целей и задач данного курса.

       Структура занятий элективного курса  отвечает принципу их построения. От занятия к занятию регулярно повышается вес отягощений, увеличивается количество повторов выполнения упражнений. Однако в зависимости от самочувствия и физического состояния в конкретные дни используется как  увеличение  веса и  интенсивности  выполнения упражнений, так и уменьшение. Первые два практических занятия посвящены  технике движений  и представлением об уровне исходной силы, т.е., как вес можно использовать при правильном числе повторений.   Следующие три занятия необходимы для исследования, какой вес учащиеся в состоянии использовать в каждом упражнении в пределах максимума для юношей и для девушек. Затем регулярное увеличение веса будет отражать реальные возможности «строительства» телосложения.

        Методы ведения учебных занятий различные и зависят, как от вида проведения урока, так и части урока. Фронтальный метод используется в теоретическом разделе, при успокоительных упражнений. Поточный метод применяется при круговой тренировке. Посменный метод необходим при страховании партнера, когда страхующий меняется местами с выполнившим упражнение.  Индивидуальный метод необходим при учете физических особенностей того или иного учащегося. Чаще всего, в силу неоднородности большинства уроков, используется смешанный метод.

         Непосредственным результатом проведения элективного курса станут:

- Совершенствование физических качеств старшеклассников, укрепление здоровья и формирования мотивации ЗОЖ;

- Оздоровительно – корригирующий  эффект, выраженный в изменении объема и рельефа мышц, а так же в общем улучшении строения тела.

        Содержание элективного курса может быть интегрировано  с основным программным содержанием по школьному курсу физической культуры.

Тематическое планирование элективного курса

«Гармония и совершенство телосложения»

п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Техника безопасности по атлетической гимнастике

1

1

-

2

Определения уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость,  силовая выносливость

2

-

2

3

Цели и задачи атлетической гимнастики

3

1

2

4

Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (Комплекс № 1)

2

-

2

5

Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (Комплекс № 2)

1

-

1

6

Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (Комплекс № 3)

1

-

1

7

Режим питания занимающегося атлетизмом (Комплекс № 1)

1

1

1

8

Витамины и минеральные вещества (Комплекс  упр.№ 2)

1

1

1

9

Средства восстановления (Комплекс  упр.№ 3)

1

1

1

10

Круговая тренировка общефизической направленности

1

-

1

11

Средства физического восстановления

1

1

1

12

Круговая тренировка

1

-

1

13

Мотивация занятий атлетической гимнастикой (Комплекс № 1)

1

1

1

14

Формирование позитивного отношения к занятию (Комплекс № 2)

1

1

1

15

Режим питания при интенсивных занятиях

1

1

1

16

Тренировочные упражнения

1

-

1

17

Круговая тренировка повышенной интенсивности

1

-

1

18

Занятия активного отдыха

1

-

1

19- 24

Тренировочные упражнения

6

-

6

25

Круговая тренировка на развитие мощности

1

-

1

26

Занятие активного отдыха

1

-

1

27-29

Тренировочные упражнения

3

-

3

30

Круговая тренировка общефизической направленности

1

-

1

31

Определение прироста  уровня физических качеств

1

-

1

32

Защита индивидуальных проектов

1

1

1

Содержание занятий элективного курса.

Раздел I Основы знаний об атлетической гимнастике.

Тема 1: Техника безопасности по атлетической гимнастике

Раздел II Способы физкультурной деятельности в атлетической гимнастике

Тема 2: Определения уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость,  силовая выносливость.

Тема 3: Цели и задачи атлетической гимнастики.  Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения.

Тема 4: Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях

Комплекс  упражнений № 1 Жим штанги,  лежа на горизонтальной скамье;

 разведение рук с гантелями в стороны, лежа на горизонтальной скамье;

подъем рук с гантелями  через стороны, стоя;

жим штанги из – за головы, сидя;

приседание со штангой на спине на скамейку;

упражнение для мышц шеи во всех направлениях.

Тема 5: Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях

Комплекс  упражнений № 2 подъем штанги на грудь;

Тяга гантели в наклоне одной рукой, опускание согнутых рук со штангой за голову лежа;

Подъем рук через стороны в наклоне;

Сгибание руки с опорой локтя в бедро;

Сгибание рук в запястьях хватом штанги снизу;

Подъем туловища из положения лежа;

Выпрямление руки в локте назад в наклоне;

Подъем носков из положения лежа с отягощением.

Тема 6: Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях

Комплекс  упражнений № 3 Приседание со штангой на спине на скамейку;

Выпрямление ног сидя с отягощением;

Сгибание ног лежа с отягощением;

Подъем отягощения к животу в наклоне;

Жим  штанги, лежа на наклонной скамье, жим штанги из-за головы сидя;

Подъем рук через стороны в наклоне;

Подъем ног, лежа на наклонной скамье.

Тема 7: Режим питания занимающегося атлетизмом. Комплекс  упражнений № 1.

Тема 8: Витамины и минеральные вещества. Комплекс  упражнений № 2.

Тема 9: Средства восстановления. Комплекс  упражнений № 3.

Тема 10: Круговая тренировка общефизической направленности.

Комплекс упражнений: подъем ног; до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз;

Из упора присев прыжки вверх, с хлопками руками над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз;

Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13 – 15 раз, на высокой перекладине 6 – 10 раз; переноска партнёра на спине 15 метров 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений средний, отдых между станциями 30- 40 секунд, а между  кругами 3 – 5 минут.

Тема 11: Средства физического восстановления. Аутогенная  тренировка.

Тема 12: Круговая тренировка (из темы 10)

Тема 13: Мотивация занятий атлетической гимнастикой. Комплекс  упражнений № 1

Тема 14: Формирование позитивного отношения к занятию. Комплекс  упражнений № 2

Тема 15: Режим питания при интенсивных занятиях. Комплекс  упражнений № 2

Тема 16: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 3

Тема 17: Круговая тренировка повышенной интенсивности

Комплекс упражнений: подъем ног; до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз;

Из упора присев прыжки вверх, с хлопками руками над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз;

Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13 – 15 раз, на высокой перекладине 6 – 10 раз; переноска партнёра на спине 15 метров 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений  выше среднего, отдых между станциями 30- 45 секунд, а между  кругами 3 – 5 минут.

Тема 18: Занятия активного отдыха. Выполнение упражнений и заданий в свободной форме: бег трусцой, упражнение с набивным мячом 1-2 кг., ловля и передача, толкание, метание, игровые задания.

Тема 19: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 1

Тема 20: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 2

Тема 21: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 3

Тема 22: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 1

Тема 23: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 2

Тема 24: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 3

Тема 25: Круговая тренировка на развитие мощности.

Комплекс упражнений: подъем ног; до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз;

Из упора присев прыжки вверх, с хлопками руками над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз;

Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13 – 15 раз, на высокой перекладине 6 – 10 раз; переноска партнёра на спине 15 метров 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений  высокий, отдых между станциями 30 секунд, а между  кругами 3 минут. Количество выполнений 4 круга (1 час).

Тема 26: Занятие активного отдыха.

Комплекс упражнений: бег в легком различном темпе, общеразвивающие упражнения без предметов, и гимнастической стенке;  зона интенсивности в пределах 1-2 зоны (1 час).

Тема 27: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 1

Тема 28: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 2

Тема 29: Тренировочные упражнения. Комплекс  упражнений № 3

Тема 30: Круговая тренировка общефизической направленности.

Тема 31: Определение прироста  уровня физических качеств по итогам элективного курса: сила, скоростная сила, выносливость, силовая выносливость.

Тема 32: Защита индивидуальных проектов; комплекс упражнений атлетической гимнастики для дальнейшего совершенствования, с учетом индивидуальных способностей и особенностей занимающихся.

Дополнительная литература:

  1. Шенкман С.Н. «Что такое стретчинг?» физкультура в школе№ 10 1987г
  2. Кабачков В.А. .Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: высшая школа, 1982г
  3. Шубов В.М. Красота силы:  Советский спорт 1990г.
  4. Решетников Г.С. Ваши мышцы . физкультура и спорт.1971г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая подготовка и особенности телосложения

Индивидуальный подход в обучении является неотъемлемой частью работы каждого учителя физической культуры. В данной статье рассматриваются основные положения применения индивидуально-типологическрго по...

Метооды коррекции осанки и телосложения

Методы проведения коррегулирующей гимнастики для устранения проблем с осанкой...

Элективный курс по физической культуре "Гармония и совершенствование телосложения

Атлетическая гимнастика, основу которой составляют современные системы физических упражнений, обладает высокой мотивационной ценностью и имеет определенную привлекательность для учащихся старшей школы...

Фигура человека пропорционального телосложения

Схему удобно использовать на уроке по теме "Пропорции человеческой фигуры", а также для составления технических рисунков....

Тема занятия "Типы телосложения, осанка, силуэт. Снятие мерок"

Ознакомить учащихся с типами телосложения, осанкой; формировать у девочек эстетическую культуру, понимание того, что выглядеть красиво — результат работы над собой; научить учащихся правильно снимать ...

Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения....

«Комплекс упражнений по совершенствованию телосложения»

Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия ...