«Гармония и совершенствование телосложения»
элективный курс по физкультуре (10 класс) на тему
Программа элективного курса для учащихся 10, 11 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширяевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Программа элективного курса
«Гармония и совершенствование телосложения»
Для учащихся 10,11 классов
Разработчик программы
учитель физической культуры
Федченко Анастасия Юрьевна
2013-2014 уч.г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе опыта системы Джо Вейдера и учителя высшей категории г. Москвы К.Р. Мамедова.
Атлетическая гимнастика, основу которой составляют современные системы физических упражнений основу, имеет определённую ценность и актуальность, привлекательность для учащихся старшей школы. Сегодня в нашем обществе средствами массовой информации и телевидением сформирован образ успешного человека – физически выносливого, с гармоничным телосложением.
Предлагаемый элективный курс атлетической гимнастики направлен на выработку ценностей, связанных с формированием ЗОЖ, физическим совершенствованием тела, а так же на отказ от негативных явлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Элективный курс «Гармония и совершенство телосложения» рассчитана на учащихся 10 -11 классов.
Цель элективного курса является физическая подготовка по атлетической гимнастике, результаты которой пригодиться в последующем обучении, выборе профессии, производительном труде, службе в армии.
Дополнительной целью в курсе является организация самостоятельных занятий посредством составления комплексов атлетической гимнастики, направленных на укрепления здоровья.
Согласно цели выделяются следующие задачи элективного курса:
- Овладение знаниями о формах деятельности атлетической гимнастики и использование их в саморазвитии и самосовершенствовании физических и психических способностей организма.
- Формирование в потребности культуре движений, гармоничном красивом телосложении и формировании реальной самооценки личности.
Основой программы является личностно – ориентированное обучение. Это означает, что в атлетической гимнастике учитываются индивидуальные типы телосложения учащихся, их физическая подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. В данном курсе находит практическое применение фундаментальный опыт системы Дж-Вейдера.
Содержание программы представляет собой физическую систему с оздоровительной направленностью. Курс построен по принципу перехода от развития основных физических качеств (фундаментальных) к частным, тем самым обеспечивая перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения.
Практическое содержание курса составляет система физических упражнений, представлена в единстве с основами знаний об атлетической гимнастике и физических особенностях растущего человека.
Отчетность учащихся по результатам усвоению элективного курса складывается:
- Из анализа результатов после выполнения тестов по оценке физических качеств – сила, силовая выносливость, скоростная сила, скоростная и общая выносливость, согласно требованиям обязательного минимума развития физических способностей перед началом элективного курса;
- Из сравнения данных проверки тех же качеств после проведенного элективного курса и определения оценки уровня физических кондиций с учетом прироста результатов;
- Из подготовки и защиты теоретической работы по составлению комплекса упражнений атлетической гимнастики для выполнения целей и задач данного курса.
Структура занятий элективного курса отвечает принципу их построения. От занятия к занятию регулярно повышается вес отягощений, увеличивается количество повторов выполнения упражнений. Однако в зависимости от самочувствия и физического состояния в конкретные дни используется как увеличение веса и интенсивности выполнения упражнений, так и уменьшение. Первые два практических занятия посвящены технике движений и представлением об уровне исходной силы, т.е., как вес можно использовать при правильном числе повторений. Следующие три занятия необходимы для исследования, какой вес учащиеся в состоянии использовать в каждом упражнении в пределах максимума для юношей и для девушек. Затем регулярное увеличение веса будет отражать реальные возможности «строительства» телосложения.
Методы ведения учебных занятий различные и зависят, как от вида проведения урока, так и части урока. Фронтальный метод используется в теоретическом разделе, при успокоительных упражнений. Поточный метод применяется при круговой тренировке. Посменный метод необходим при страховании партнера, когда страхующий меняется местами с выполнившим упражнение. Индивидуальный метод необходим при учете физических особенностей того или иного учащегося. Чаще всего, в силу неоднородности большинства уроков, используется смешанный метод.
Непосредственным результатом проведения элективного курса станут:
- Совершенствование физических качеств старшеклассников, укрепление здоровья и формирования мотивации ЗОЖ;
- Оздоровительно – корригирующий эффект, выраженный в изменении объема и рельефа мышц, а так же в общем улучшении строения тела.
Содержание элективного курса может быть интегрировано с основным программным содержанием по школьному курсу физической культуры.
Тематическое планирование элективного курса
«Гармония и совершенство телосложения»
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Техника безопасности по атлетической гимнастике | 1 | 1 | - |
2 | Определения уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, силовая выносливость | 2 | - | 2 |
3 | Цели и задачи атлетической гимнастики | 3 | 1 | 2 |
4 | Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (Комплекс № 1) | 2 | - | 2 |
5 | Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (Комплекс № 2) | 1 | - | 1 |
6 | Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (Комплекс № 3) | 1 | - | 1 |
7 | Режим питания занимающегося атлетизмом (Комплекс № 1) | 1 | 1 | 1 |
8 | Витамины и минеральные вещества (Комплекс упр.№ 2) | 1 | 1 | 1 |
9 | Средства восстановления (Комплекс упр.№ 3) | 1 | 1 | 1 |
10 | Круговая тренировка общефизической направленности | 1 | - | 1 |
11 | Средства физического восстановления | 1 | 1 | 1 |
12 | Круговая тренировка | 1 | - | 1 |
13 | Мотивация занятий атлетической гимнастикой (Комплекс № 1) | 1 | 1 | 1 |
14 | Формирование позитивного отношения к занятию (Комплекс № 2) | 1 | 1 | 1 |
15 | Режим питания при интенсивных занятиях | 1 | 1 | 1 |
16 | Тренировочные упражнения | 1 | - | 1 |
17 | Круговая тренировка повышенной интенсивности | 1 | - | 1 |
18 | Занятия активного отдыха | 1 | - | 1 |
19- 24 | Тренировочные упражнения | 6 | - | 6 |
25 | Круговая тренировка на развитие мощности | 1 | - | 1 |
26 | Занятие активного отдыха | 1 | - | 1 |
27-29 | Тренировочные упражнения | 3 | - | 3 |
30 | Круговая тренировка общефизической направленности | 1 | - | 1 |
31 | Определение прироста уровня физических качеств | 1 | - | 1 |
32 | Защита индивидуальных проектов | 1 | 1 | 1 |
Содержание занятий элективного курса.
Раздел I Основы знаний об атлетической гимнастике.
Тема 1: Техника безопасности по атлетической гимнастике
Раздел II Способы физкультурной деятельности в атлетической гимнастике
Тема 2: Определения уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, силовая выносливость.
Тема 3: Цели и задачи атлетической гимнастики. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения.
Тема 4: Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях
Комплекс упражнений № 1 Жим штанги, лежа на горизонтальной скамье;
разведение рук с гантелями в стороны, лежа на горизонтальной скамье;
подъем рук с гантелями через стороны, стоя;
жим штанги из – за головы, сидя;
приседание со штангой на спине на скамейку;
упражнение для мышц шеи во всех направлениях.
Тема 5: Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях
Комплекс упражнений № 2 подъем штанги на грудь;
Тяга гантели в наклоне одной рукой, опускание согнутых рук со штангой за голову лежа;
Подъем рук через стороны в наклоне;
Сгибание руки с опорой локтя в бедро;
Сгибание рук в запястьях хватом штанги снизу;
Подъем туловища из положения лежа;
Выпрямление руки в локте назад в наклоне;
Подъем носков из положения лежа с отягощением.
Тема 6: Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях
Комплекс упражнений № 3 Приседание со штангой на спине на скамейку;
Выпрямление ног сидя с отягощением;
Сгибание ног лежа с отягощением;
Подъем отягощения к животу в наклоне;
Жим штанги, лежа на наклонной скамье, жим штанги из-за головы сидя;
Подъем рук через стороны в наклоне;
Подъем ног, лежа на наклонной скамье.
Тема 7: Режим питания занимающегося атлетизмом. Комплекс упражнений № 1.
Тема 8: Витамины и минеральные вещества. Комплекс упражнений № 2.
Тема 9: Средства восстановления. Комплекс упражнений № 3.
Тема 10: Круговая тренировка общефизической направленности.
Комплекс упражнений: подъем ног; до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз;
Из упора присев прыжки вверх, с хлопками руками над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз;
Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13 – 15 раз, на высокой перекладине 6 – 10 раз; переноска партнёра на спине 15 метров 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений средний, отдых между станциями 30- 40 секунд, а между кругами 3 – 5 минут.
Тема 11: Средства физического восстановления. Аутогенная тренировка.
Тема 12: Круговая тренировка (из темы 10)
Тема 13: Мотивация занятий атлетической гимнастикой. Комплекс упражнений № 1
Тема 14: Формирование позитивного отношения к занятию. Комплекс упражнений № 2
Тема 15: Режим питания при интенсивных занятиях. Комплекс упражнений № 2
Тема 16: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 3
Тема 17: Круговая тренировка повышенной интенсивности
Комплекс упражнений: подъем ног; до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз;
Из упора присев прыжки вверх, с хлопками руками над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз;
Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13 – 15 раз, на высокой перекладине 6 – 10 раз; переноска партнёра на спине 15 метров 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений выше среднего, отдых между станциями 30- 45 секунд, а между кругами 3 – 5 минут.
Тема 18: Занятия активного отдыха. Выполнение упражнений и заданий в свободной форме: бег трусцой, упражнение с набивным мячом 1-2 кг., ловля и передача, толкание, метание, игровые задания.
Тема 19: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 1
Тема 20: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 2
Тема 21: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 3
Тема 22: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 1
Тема 23: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 2
Тема 24: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 3
Тема 25: Круговая тренировка на развитие мощности.
Комплекс упражнений: подъем ног; до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз;
Из упора присев прыжки вверх, с хлопками руками над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз;
Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13 – 15 раз, на высокой перекладине 6 – 10 раз; переноска партнёра на спине 15 метров 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений высокий, отдых между станциями 30 секунд, а между кругами 3 минут. Количество выполнений 4 круга (1 час).
Тема 26: Занятие активного отдыха.
Комплекс упражнений: бег в легком различном темпе, общеразвивающие упражнения без предметов, и гимнастической стенке; зона интенсивности в пределах 1-2 зоны (1 час).
Тема 27: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 1
Тема 28: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 2
Тема 29: Тренировочные упражнения. Комплекс упражнений № 3
Тема 30: Круговая тренировка общефизической направленности.
Тема 31: Определение прироста уровня физических качеств по итогам элективного курса: сила, скоростная сила, выносливость, силовая выносливость.
Тема 32: Защита индивидуальных проектов; комплекс упражнений атлетической гимнастики для дальнейшего совершенствования, с учетом индивидуальных способностей и особенностей занимающихся.
Дополнительная литература:
- Шенкман С.Н. «Что такое стретчинг?» физкультура в школе№ 10 1987г
- Кабачков В.А. .Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: высшая школа, 1982г
- Шубов В.М. Красота силы: Советский спорт 1990г.
- Решетников Г.С. Ваши мышцы . физкультура и спорт.1971г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая подготовка и особенности телосложения
Индивидуальный подход в обучении является неотъемлемой частью работы каждого учителя физической культуры. В данной статье рассматриваются основные положения применения индивидуально-типологическрго по...
Метооды коррекции осанки и телосложения
Методы проведения коррегулирующей гимнастики для устранения проблем с осанкой...
Элективный курс по физической культуре "Гармония и совершенствование телосложения
Атлетическая гимнастика, основу которой составляют современные системы физических упражнений, обладает высокой мотивационной ценностью и имеет определенную привлекательность для учащихся старшей школы...
Фигура человека пропорционального телосложения
Схему удобно использовать на уроке по теме "Пропорции человеческой фигуры", а также для составления технических рисунков....
Тема занятия "Типы телосложения, осанка, силуэт. Снятие мерок"
Ознакомить учащихся с типами телосложения, осанкой; формировать у девочек эстетическую культуру, понимание того, что выглядеть красиво — результат работы над собой; научить учащихся правильно снимать ...
Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.
Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения....
«Комплекс упражнений по совершенствованию телосложения»
Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия ...