Физическая подготовка и особенности телосложения
статья по физкультуре по теме
Индивидуальный подход в обучении является неотъемлемой частью работы каждого учителя физической культуры. В данной статье рассматриваются основные положения применения индивидуально-типологическрго подхода в зависимости от особенностей телосложения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая подготовка и особенности телосложения
Одним из направлений реформы считается ориентация на свойства ребенка, его формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Индивидуальный подход предполагает конкретизацию задач учебно-воспитательной работы, выбор ее форм и методов. Важность индивидуального подхода к учащимся особенно проявляется при проведении уроков физической культуры: недооценка или недостаточный учет индивидуальных особенностей школьников может оказать негативное влияние на их здоровье, замедлить темпы физического развития, привести к потере интереса к занятиям физическими упражнениями.
Учителя ф/к хорошо знакомы с методами индивидуального подхода в физическом воспитании школьников и, по их мнению, обязательно надо учитывать уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся, необходимы нормативы, учитывающие пол и возраст школьников.
Результаты исследований последних лет свидетельствуют о том, что наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании оказываются особенности телосложения. Педагогические наблюдения показали, что школьники разных типов телосложения по-разному относятся к выполнению двигательных заданий. Так, учащиеся со слаборазвитой мускулатурой {астено-торакальный тип телосложения) любят медленный, но продолжительный бег, учащиеся мышечного типа с удовольствием включаются в скоростно-силовую работу, школьники с повышенным жировым отложением (диге-стивный тип) беговые легкоатлетические упражнения выполняют с неохотой, зато им нравятся метания и работа с отягощениями. И это вполне закономерно, поскольку подавляющее большинство людей стремится выполнять те действия, которые у них лучше получаются. Так, тестирование показало, что у школьников астено-торакального типа телосложения наиболее развитое качество — выносливость, а у учащихся мышечного и дигестивного типов телосложения — скоростно-силовые качества.
В дальнейшем были выявлены наиболее эффективные двигательные режимы для школьников определенного типа телосложения. Наиболее продуктивными для повышения физических возможностей школьников были комплексы упражнений, направленные на совершенствование наиболее развитых двигательных качеств, причем объем упражнений, направленных на развитие ведущих двигательных качеств, составлял в среднем 60% от общей физической нагрузки. Свидетельством эффективности такого подхода служат позитивные изменения за период исследования — один учебный год.
В ходе исследования была разработана и технология развития физических качеств школьников — последовательность действий учителя и учащихся. Выделились три последовательных этапа: 1) распределение школьников по типам телосложения; 2) воздействие физических нагрузок, учитывающих особенности телосложения; 3) оценка физической подготовленности школьников.
Если телосложение ребенка сочетает в себе черты двух смежных типов, то его относят к тому типу конституции, черты которого преобладают. В соответствии с особенностями телосложения формируют группы для уроков физической культуры. Типы телосложения определяют по морфо-функциональным характеристикам классической схемы В.Г.Шефко, А.Д.Островского. Определить тип телосложения можно также при помощи весоростового индекса. Для этого показатель веса тела в килограммах делят на показатель роста, возведенный в третью степень.
В таблице приведены весоростовые коэффициенты, характерные для представителей разных типов телосложения в возрасте от 14 до 16 лет.
Типы телосложения | Возраст, лет | ||
14 | 15 | 16 | |
Астеничный | 9,1 | 9,7 | 9,7 |
Торакальный | 10,8 | 11,0 | 11,4 |
Мышечный | 11,8 | 11,8 | 11,9 |
Дигестивный | 12,8 | 12,7 | 12,7 |
Астенический тип: грудная клетка уплощена, часто сужена книзу, спина сутулая с выступающими лопатками, живот впалый, конечности удлиненные, костяк тонкий, подкожно-жировой слой незначителен, мускулатура развита слабо.
Торакальньй тип: грудная клетка цилиндрическая, реже слегка уплощена, спина прямая, иногда с выступающими лопатками, мускулатура и подкожно-жировой слой развиты умеренно.
Мышечный тип: массивный скелет, спина прямая с нормально выраженными изгибами, жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.
Дигестивньй тип: обильное жироотложение, скелет крупный, массивный, мускулатура развита, подкожно-жировой слой образует складки на1 животе, спине, боках.
Мы рекомендуем применять индивидуально-групповой способ организации занятий. Каждая группа — школьники одинакового типа телосложения. Под общим руководством учителя работой отделения руководит один из наиболее подготовленных учащихся. Учитель проверяет их работу. Используется также индивидуальный способ организации урока. И в том, и в другом случаях широко применяется метод круговой тренировки.
Оценка физической подготовленности учащихся в большинстве случаев выставляется за выполненное задание; учитель ориентируется на «нормативный» результат, что вынуждает его уделять повышенное внимание «отстающим» двигательным качествам ребенка. Неполучающиеся упражнения для ребенка особенно трудны, так как ни его мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке. Ребенок, не обладающий биологическими предпосылками для достижения требуемого результата, попадает в стрессовую ситуацию. В конце концов уровень его подготовленности может даже повыситься, но на всю жизнь у него может сохраниться отвращение к физической культуре. Естественным выходом из этой ситуации стала разработка стандартов физической подготовленности учащихся разных типов телосложения
Проводя уроки физической культуры во время эксперимента, учителя решали наряду с оздоровительными задачами (развитие физических качеств) и задачи образовательные — формирование знаний о закономерностях двигательной активности, воспитательные задачи — формирование адекватной самооценки личности, формирование коллективизма, уверенности, выдержки, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Используя технологию, учитывающую индивидуальные особенности телосложения старшеклассников, необходимо 60% времени занятия уделять развитию ведущего двигательного качества: для учащихся астено-торакального типа телосложения — выносливости; для мышечного и дигестивного соматотипов — скоростно-сило-вых качеств. Для школьников астено-торакального типа 20% объема занятий следует отводить развитию скоростно-силовых способностей, для учащихся мышечного и дигестивного соматотипов 20% — развитию выносливости. Оставшиеся 20% от общего объема занятий рекомендуется уделять развитию остальных физических качеств.
Для всесторонней оценки физической подготовленности школьников целесообразно использовать комплекс контрольных тестов, включающих следующие упражнения: бег 30 м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклон вперед из положения сидя, челночный бег 3 х 10 м, 6-минутный бег. При медицинском осмотре целесообразно дополнительно проводить измерение кистевой и становой силы, а также желательно — физической работоспособности.
Физическую подготовленность оценивать, пользуясь нормативами, учитывающими особенности телосложения школьников.
Для совершенствования управления физической подготовкой школьников рекомендуется индивидуальная карта регистрации результатов, в которую заносят данные ежемесячно.
Индивидуально-типологический подход может быть использован как в урочных, так и в секционных и самостоятельных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психофизиологических показателей юношей при проведении курса дополнительной физической подготовки
Современное образование требует от учащихся высокой мобильности, способности оперативно осваивать современные научные знания, быстро адаптироваться к постоянно увеличивающемуся потоку информации, что ...
Особенности психофизиологических показателей юношей при проведении курса дополнительной физической подготовки
Актуальность исследования•Современное образование требует от учащихся высокой мобильности, способности оперативно осваивать современные научные знания, быстро адаптироваться к постоянно увеличивающему...
Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы
Рекомендации тренеру- преподавателю вольной борьбы...
РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Адаптивная физическая культура (далее - АФК) является областью общей физической культуры. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивы...
Особенности построения педагогических условий совершенствования физической подготовки старшеклассников (на примере секции «Тхэквондо»)
Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций вы...
«Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»
laquo;Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
Данное методическое пособие поможет, на наш взгляд, тренерам правильно планировать и осуществлять учебно-тренировочный процесс по физической подготовке, глубоко понять механизм, лежащий в основе возра...