Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий
статья по физкультуре на тему

Якупова Марина Петровна

 

Тезисы выступления

«Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы выступления

«Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий»

Якупова Марина Петровна,

учитель физкультуры ГБОУ СОШ №243
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Здоровье - ведущий фактор безопасности нации. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что “здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности” (1995). Отмечено, что физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью, что оно - эквивалент и выражение свободы деятельности человека. С другой стороны, здоровье представляет собой общественное богатство. Под понятием “национальная безопасность” обычно понимают защищенность жизненно важных интересов России от внутренних и внешних угроз. Защищенность от внешней агрессии, экономического спада, эколо-гигиенических катастроф и других угроз необходима для личности, общества и государства. Между тем все эти аспекты национальной безопасности не имеют смысла, если здоровье населения, среда его обитания резко ухудшаются, если процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля. В этом случае права и свободы гражданина сводятся в утрированной форме к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.

В общей концепции национальной безопасности самое пристальное внимание уделено проблемам здоровья народа - демографическому, медико-санитарному, эпидемиологическому и генетическому благополучию. Угрозы жизни и здоровью населения, а следовательно, и национальной безопасности могут исходить из различных источников.

 В обобщенном виде источники угроз здоровья могут быть представлены в следующем виде:

–        условия и образ жизни людей - 50-55%;

 –        состояние окружающей среды - 20-25%;

–        генетические факторы - 15-20%;

–        деятельность учреждений здравоохранения - 10-15%.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности  по здоровьесбережению я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др. Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4—5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

  Когда я пришла работать в общеобразовательное учреждение , как молодой специалист я сразу же столкнулась с  одной очень важной проблемой. Всего один обучающийся имел I (основную) группу здоровья , у всех же остальных была II группа здоровья , и несколько человек относились к IV(Б) группе. а это означало , что практически все учащиеся имели  незначительными  отклонениями в здоровье. И одной из важнейших целей для меня стало сохранить и приумножить здоровье детей. Изучая новую литературу о способах  оздоровления организма , мною была выделена релаксация. Релаксация- произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Эффективность релаксации как специального метода  изучена и доказана, возможности ее безграничны. Как средство снятия мышечных «зажимов», сопровождающихся болью, локальным утомлением и ограничением движений. Появление болезненных уплотнений в мышцах шеи и конечностей может быть связано как с психологическими причинами, то есть, хроническим стрессом, так и с причинами изначально телесными, нарушениями со стороны периферической нервной системы (остеохондрозы позвоночника, мышечно-фасциальные боли). Чаще же имеют место причины и того, и другого вида, которые накладываются друг на друга (синдром «взаимного отягощения»).Как способ восстановления энергетического баланса организма. Хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать всем мышцам и суставам полноценный отдых. Отличное физическое состояние тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с мозга и заканчивая конечностями, обогащаются кислородом, что стимулирует метаболические, дыхательные, пищеварительные и прочие функции организма, а, кроме того, у тела добавляется сил на преодоление стрессов. Как средство восстановления душевного равновесия и эмоционального отреагирования. Говоря о релаксации как психотехнике личностного роста, необходимо в первую очередь иметь в виду использование ее как тонкого инструмента создания трансформационных, измененных состояний сознания в сочетании с техникой сенсорного осознавания. Как способ оздоровления организма. Все вышеперечисленные функции релаксации в своей совокупности приводят к тому, что организм избавляется от хронического напряжения и получает доступ к новым ресурсам для выживания и самовосстановления. Кроме того, сам процесс глубокого мышечного и ментального расслабления благотворно влияет на вегетативную нервную систему, регулирующую  деятельность внутренних органов. С помощью специально-подобранных техник мною внедрялись элементы релаксации в урочную деятельность . Во время уроков , эти техники были мною применены в течении 1 года, за это время значительно повысился эмоциональный фон  учащихся, улучшился  сон, устранились «мышечные зажимы», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

 Тем самым можно делать выводы , что элементы релаксации в основной и заключительной части урока это неотъемлемая часть процесса физического воспитания. Таким образом, воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье учащихся.

Приложение

 Релаксация «Путешествие на ковре самолете»

Сядьте поудобнее и закройте глазки. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.  Я приглашаю вас попутешествовать на ковре самолете. Мы садимся на волшебный ковер-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки, озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется  на остров. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глазки медленно.

                     «Волшебный цветок добра»

 Ребята представьте, что мы с вами лежим на солнечной полянке, и видим, что на этой солнечной полянке  растёт очень красивый цветок. Это цветок добра. Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте , как он согревает вас: ваши руки , ваше тело , вашу душу .От него исходит удивительный запах и приятная музыка .И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте , как добро входит в вас , доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья ,счастья и радости. Вы чувствуете , как ваше тело наполняется удовольствием и радостью .как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе …… Вас обвивает тёплый , ласковый ветерок . У вас доброе ,согревающее душу настроение . Я хочу, чтобы вы запомнили , то что сейчас чувствуете , и взяли с собой уходя из этого зала. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по -прежнему с вами ……Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли .Всего вам доброго.

 Список использованной литературы:

1.        Антропов Н.В. Режим дня младшего школьника. - М.: Вентана-Граф, 2002.

2.        Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992.

3.        Бондаренко Ю.К. Умеем ли мы правильно питаться? Классные часы -Волгоград: Учитель, 2008.

4.        Жук Л.И. Со здоровьем мы дружны. – Минск: Красико-Принт, С54 2010.-128с.

5.        Журнал Открытый урок. Методики и сценарии примеры №6, июнь 2009 и №2 февраль 2010.

6.        Коросталев Н.Б. 50 уроков здоровья: рассказы- М.: Детская литература, 1991. – 111с.

7.        Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. – М.:Творческий центр, 2002.

8.        Феоктистова В.Ф. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. – Волгоград: Учитель, 2010.-154с.

 9. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».

В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным научно-исследов...

Методическая тема "Укрепление здоровья обучающихся на уроках физической культуры на основе применения здоровьесберегающих технологий"

В последние десятилетия состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастны...

Элементы гимнастики на уроке физической культуры.

Методическая разработка урока по физической культуре для детей 10-12 лет с легкой степенью умственной отсталости....

Методическая разработка «Подвижные игры с элементами баскетбола на уроках физической культуры»

laquo;Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. (П.Ф.Лесгафт)Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как с...

Элементы фитнеса на уроках физической культуры как новый взгляд на культуру здорового образа жизни среди подростков.

Как сделать свои уроки интересными и полезными - об этом задумывается каждый педагог. Часто на уроки физической культуры дети и подростки ходят без особого желания, а иногда и вовсе пропускают их без ...

Семинар "Элементы единоборств на уроках физической культуры"

Педагогическая технология обучения элементам единоборств на уроках физической культуры...