Пояснительная записка Образовательная программа по баскетболу разработана на основе примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В. Г. Луничкин - заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А. Б. Мацак – канд. пед. наук; А. Б. Саблин - канд. пед. наук. Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с законом российской федерации «Об образовании», федеральным законом от 29.04.1999г. № 80-фз «О физической культуре и спорте в российской федерации» и типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление правительства РФ от 07.03.1995г. № 233), нормативными документами государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. А также в связи с государственной политикой, т.е. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2020 года. Основная цель программы – реализация учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач: Обучающие: -ознакомить с историей развития баскетбола; -освоить технику и тактику игры в баскетбол; -ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; -подготовить инструкторов и судей по баскетболу. Воспитывающие: -воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов. Развивающие: -способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств. Актуальность программы состоит в выполнении задач, поставленных перед секцией по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинопрограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства обучающихся. Отличительной особенностью программы является эффективная подготовка юных баскетболистов в учебно-тренировочном процессе в общеобразовательной школе по следующим направлениям: -повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки; -усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов; -повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите; -осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки; -повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности обучающихся школ и качества работы тренеров; основу этой оценки составляют, прежде всего, количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях. Обучающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу, для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста обучающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов. Программа составлена для каждого года обучения. учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки. Подготовка юных спортсменов предусматривает два направления: спортивно-оздоровительное, учебно-тренировочное, включающее три этапа: этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап (начальная спортивная подготовка), учебно-тренировочный этап (углубленная подготовка). Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 35 недель.
Количество занятий в неделю направления и этапы подготовки | год обучения | минимальный возраст для зачисления | максимальное кол-во учебных часов в группе | спортивно-оздоровительное | весь период | 10 | 2 | начальной подготовки | 1 2 3 | 10 10-11 11-12 | 4 4 4 | учебно-тренировочный | 1 2 3,4,5 | 12-13 13-14 14-15 | 6 6 6 |
Методическое обеспечение программы На протяжении всего периода обучения в школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая: - постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; - планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами; - переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста; - увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; - увеличение объема тренировочных нагрузок; - повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов. Задачи спортивно-оздоровительного этапа - укрепление здоровья;
- воспитание личностных качеств;
- освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;
- знакомство с основами спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних учебно-тренировочных занятий;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.
Задачи этапа начальной подготовки - отбор способных к занятиям баскетболом детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям;
- всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
- воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;
- обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;
- привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Общие задачи учебно-тренировочного этапа - повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей);
- совершенствование специальной физической подготовленности;
- овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков;
- овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
- индивидуализация подготовки;
- начальная специализация, определение игрового амплуа;
- овладение основами тактики командных действий;
- воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу;
весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач. Задачи начальной специализации - воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
- обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
- обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии.
- приобщение к соревновательной деятельности, участие в первенстве поселка, района, товарищеские встречи с командами другой школы.
Задачи углубленной специализации 1. воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости. - обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
- обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
- специализация по амплуа. совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
- воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).
Учебный план учебно-тренировочных занятий секции по баскетболу (ч) № п/п | виды подготовки | этапы начальной подготовки | этап учебно-тренировочный | год обучения | год обучения | 1 | 2 | 3 | 1/4год | 2/5 год | 3/6год | 4/7год | 5/8год | 1. | Теоретическая | 2 | 3 | 3 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 2. | общая физическая | 10 | 8 | 8 | 20 | 26 | 26 | 26 | 26 | 3. | специальная физическая | 9 | 9 | 9 | 18 | 27 | 27 | 27 | 27 | 4. | Техническая | 15 | 15 | 15 | 28 | 39 | 39 | 39 | 39 | 5. | Тактическая | 6 | 6 | 6 | 12 | 29 | 29 | 29 | 29 | 6. | Игровая | 25 | 22 | 22 | 42 | 55 | 55 | 55 | 55 | 7. | Контрольные и календарные игры | - | 4 | 4 | 6 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8. | Инструкторская и судейская практика | - | - | - | 6 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9. | Контрольные испытания | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 6 | 6 | 6 | 10. | Медицинское обследование | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | общее количество часов | 70 | 70 | 70 | 140 | 210 | 210 | 210 | 210 |
Учебно – тематический план секции баскетбол (1 год обучения) Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | теоретические занятия | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
| общая физическая подготовка | 2 | 2 | 2 |
| 2 | 2 |
|
|
| специальная физическая подготовка |
| 1 |
| 2 |
|
| 2 | 2 | 2 | Техническая | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | Игровая | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | Тактическая |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| контрольно- календарные игры |
| - | - | - | - | - | - | - | -- | инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | - | - | - | - | - | контрольные испытания | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
| медицинский контроль | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | Всего за год 70 часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (2 год обучения) Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая |
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| общая физическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| специальная физическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Техническая | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | Тактическая |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Игровая | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | контрольные и календарные игры |
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
| контрольные испытания |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | Итого за год 70 часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (3 год обучения) Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая |
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| общая физическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| специальная физическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Техническая | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | Тактическая |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Игровая | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | контрольные и календарные игры |
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
| контрольные испытания |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | Итого за год 70 часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (4 год обучения) - 140 часов Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| общая физическая | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | специальная физическая | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Техническая | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Тактическая | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
| Игровая | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | контрольные и календарные игры |
|
| 2 | 1 | 1 | 2 |
| 2 |
| инструкторская и судейская практика |
|
| 2 | 1 | 1 | 2 |
| 2 |
| контрольные испытания | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (5 год обучения) - 210 часов Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| общая физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | специальная физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Техническая | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | Тактическая | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Игровая | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | контрольные и календарные игры |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
| 2 |
| инструкторская и судейская практика |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| контрольные испытания | 2 |
| 2 |
|
|
|
| 2 |
| медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (6 год обучения) - 210 часов Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| общая физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | специальная физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Техническая | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | Тактическая | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Игровая | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | контрольные и календарные игры |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
| 2 |
| инструкторская и судейская практика |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| контрольные испытания | 2 |
| 2 |
|
|
|
| 2 |
| медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (7 год обучения) - 210 часов Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| общая физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | специальная физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Техническая | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | Тактическая | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Игровая | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | контрольные и календарные игры |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
| 2 |
| инструкторская и судейская практика |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| контрольные испытания | 2 |
| 2 |
|
|
|
| 2 |
| медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
Учебно – тематический план секции баскетбол (8 год обучения) - 210 часов Месяцы виды подготовки | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Теоретическая | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| общая физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | специальная физическая | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Техническая | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | Тактическая | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Игровая | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | контрольные и календарные игры |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
| 2 |
| инструкторская и судейская практика |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| контрольные испытания | 2 |
| 2 |
|
|
|
| 2 |
| медицинское обследование | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА учебный план по теоретической подготовке тема | нп | Ут | | 1-й | 2-3 | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | физическая культура и спорт в России | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 |
|
|
| состояние и развитие баскетбола в России |
|
|
| 0,5 |
|
|
| воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
|
|
| влияние физических упражнений на организм спортсмена |
| 0,5 | 0,5 | 0,5 |
|
| 0,5 | гигиенические требования к занимающимся спортом | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 |
|
|
| профилактика травматизма в спорте | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | общая характеристика спортивной подготовки | - | - | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 | 1 | планирование и контроль подготовки | - | - |
| 0,5 |
|
| 1 | основы техники игры и техническая подготовка | - | - | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 |
| основы тактики игры и тактическая подготовка | - | - | - | 0,5 | 2 | 1 |
| физические качества и физическая подготовка | - | 0,5 | - | 0,5 | 1 | 1 | 1 | спортивные соревнования | - |
| - |
| 0,2 | 1 | 1 | правила по мини-баскетболу | - | - | 0,5 | - | - | - | - | правила по баскетболу | - | - | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 |
| официальные правила фиба | - | - | - | - | 0,3 |
| 1 | установка на игру и разбор результатов игры | - | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | всего часов | 2 | 3 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 |
ТЕМЫ физическая культура и спорт в России Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу. Состояние и развитие баскетбола в России История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Гигиенические требования к занимающимся спортом Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. значение дыхания для жизнедеятельности организма, жизненная емкость легких, потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов, питательные смеси, значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи, уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена, значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков, профилактика вредных привычек. Влияние физических упражнений на организм спортсмена Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление, перенапряжение, восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж, спортивный массаж, баня. Основные приемы и виды спортивного массажа. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте Простудные заболевания у спортсменов, причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена, виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом, пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма, временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Общая характеристика спортивной подготовки Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений. Планирование и контроль спортивной подготовки Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки, результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест, уровень физического развития баскетболистов, артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом, дневник самоконтроля, его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития, пульсовая кривая. Физические способности и физическая подготовка Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц, изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. виды и показатели выносливости. методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки. Основы техники игры и техническая подготовка Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр видеозаписей игр. Спортивные соревнования Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, района, посёлка, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист, их роль в организации и проведении соревнований.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП) ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. сомкнутый и разомкнутый строй. виды размыкания. построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. переход на ходьбу и бег, на шаг. остановка. изменение скорости движения строя. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений. Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. переноска и перекладывание груза. лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. упражнения на гимнастической стенке. упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. упражнения с набивными мячами. упражнения на тренажере типа «геркулес». борьба. гребля. Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. бег по наклонной плоскости вниз. бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). бег с гандикапом с задачей догнать партнера. выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. перевороты вперед, в стороны, назад. стойки на голове, руках и лопатках. прыжки опорные через козла, коня. прыжки с подкидного мостика. прыжки на батуте. упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. метание после кувырков, поворотов. Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. игры с отягощениями. эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. групповые упражнения с гимнастической скамейкой. Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). плавание с учетом и без учета времени. ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). марш-бросок. туристические походы. Специально-подготовительные упражнения Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели). Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. метание камней с отскоком от поверхности воды. метание палок (игра в «городки»). удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота. Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м. Упражнения для развития специальной выносливости. многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). 1. Прыжок в длину с места из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. 2. Прыжок с доставанием используется для определения скоростно-силовых качеств. игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. в зачет идет лучший результат из трех попыток. показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. 3. бег 40 с из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. по окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций. 4. бег 300 м, 600 м,
Техническая подготовка приемы игры | этапы начальной подготовки | этап учебно-тренировочный | год обучения | 1-й | 2-3й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | прыжок толчком двух ног | + | + | | | | | | прыжок толчком одной ноги | + | + | | | | | | остановка прыжком | | + | + | | | | | остановка двумя шагами | | + | + | | | | | повороты вперед | + | + | | | | | | повороты назад | + | + | | | | | | ловля мяча двумя руками на месте | + | + | | | | | | ловля мяча двумя руками в движении | | + | + | | | | | ловля мяча двумя руками в прыжке | | + | + | | | | | ловля мяча двумя руками при встречном движении | | + | + | | | | | ловля мяча двумя руками при поступательном движении | | + | + | + | | | | ловля мяча двумя руками при движении сбоку | | + | + | + | | | | ловля мяча одной рукой на месте | | + | | | | | | ловля мяча одной рукой в движении | | + | + | + | | | | ловля мяча одной рукой в прыжке | |
| + | + | + | | | ловля мяча одной рукой при встречном движении | |
| + | + | + | | | ловля мяча одной рукой при поступательном движении | |
| + | + | + | | | ловля мяча одной рукой при движении сбоку | |
| + | + | + | + | | передача мяча двумя руками сверху | + | + | | | | | | передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком) | + | + | | | | | | передача мяча двумя руками от груди (с отскоком) | + | + | | | | | | передача мяча двумя руками снизу (с отскоком) | + | + | | | | | | передача мяча двумя руками с места | + | + | | | | | | передача мяча двумя руками в движении | | + | + | + | | | | передача мяча двумя руками в прыжке | | + | + | | | | | передача мяча двумя руками (встречные) | | + | + | + | | | | передача мяча двумя руками (поступательные) | |
| + | + | + | | | передача мяча двумя руками на одном уровне | |
| + | + | + | + | | передача мяча двумя руками (сопровождающие) | |
| + | + | + | + | | передача мяча одной рукой сверху | | + | + | | | | | передача мяча одной рукой от головы | | + | + | | | | | передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком) | | + | + | + | | | | передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком) | | + | + | + | + | | | передача мяча одной рукой снизу (с отскоком) | | + | + | + | | | | передача мяча одной рукой с места | + | + | | | | | | передача мяча одной рукой в движении | | + | + | + | | | | передача мяча одной рукой в прыжке | |
| + | + | + | + | | передача мяча одной рукой (встречные) | |
| + | + | + | + | + | передача мяча одной рукой (поступательные) | |
| + | + | + | + | + | передача мяча одной рукой на одном уровне | |
| + | + | + | + | + | передача мяча одной рукой (сопровождающие) | |
| + | + | + | + | + | ведение мяча с высоким отскоком | + | + | | | | | | ведение мяча с низким отскоком | + | + | | | | | | ведение мяча со зрительным контролем | + | + | | | | | | ведение мяча без зрительного контроля | | + | + | + | + | + | + | ведение мяча на месте | + | + | | | | | | ведение мяча по прямой | + | + | + | | | | | ведение мяча по дугам | + | + | | | | | | ведение мяча по кругам | + | + | + | | | | | ведение мяча зигзагом | | + | + | + | + | + | + | обводка соперника с изменением высоты отскока | |
| + | + | + | + | + | обводка соперника с изменением направления | |
| + | + | + | + | + | обводка соперника с изменением скорости | |
| + | + | + | + | + | обводка соперника с поворотом и переводом мяча | |
| + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой сверху | | + | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой от плеча | + | + | + | | | | | броски в корзину одной рукой снизу | | + | + | + | + | | | броски в корзину одной рукой сверху вниз | | | | | | | | броски в корзину одной рукой (добивание) | | | | | | + | + | броски в корзину одной рукой с отскоком от щита | + | + | + | + | | | | броски в корзину одной рукой с места | + | + | + | + | + | | | броски в корзину одной рукой в движении | + | + | + | + | + | + | | броски в корзину одной рукой в прыжке | | + | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой (дальние) | | | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой (средние) | | | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой (ближние) | | | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой прямо перед щитом | + | + | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой под углом к щиту | + | + | + | + | + | + | + | броски в корзину одной рукой параллельно щиту | | + | + | + | + | + | + |
нормативные требования по технической подготовке группы | передвижения в защитной стойке (с) | скоростное ведение (с, попадания) | передача мяча (с, попадания) | дистанцион-ные броски (%) | штрафные броски (%) | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | нп | 1-й год | 10,1 | 10,3 | 15,0 | 15,3 | 14,2 | 14,5 | 28 | 28 | - | - | 2-3й год | 10,0 | 10,2 | 14,9 | 15,1 | 14,0 | 14,4 | 30 | 30 | - | - | утг | 1-й год | 9,0 | 9,5 | 14,2 | 14,8 | 13,8 | 14,1 | 40 | 40 | 48 | 48 | 2-й год | 8,7 | 9,0 | 14,0 | 14,6 | 13,6 | 13,9 | 45 | 45 | 50 | 50 | 3-й год | 8,5 | 8,8 | 13,9 | 14,5 | 13,5 | 13,8 | 58 | 48 | 60 | 60 | | 4-5й год | 8,4 | 8,7 | 13,8 | 14,4 | 13,4 | 13,7 | 60 | 50 | 65 | 65 |
1. передвижение Игрок находится за лицевой линией. по сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. от центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. фиксируется общее время (с). для всех групп одинаковое задание. инвентарь: 3 стойки старт финиш 2. скоростное ведение Игрок находится за лицевой линией. по сигналу арбитра дриблер начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т. д. каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). после броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой. инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч общеметодические указания: 1) для нп - перевод выполняется с руки на руку - задание выполняется 2 дистанции (4 броска) 2) для утг - перевод выполняется с руки на руку под ногой - задание выполняется 3 дистанции (6 бросков) финиш 3. передачи мяча игрок стоит лицом к центральному кольцу. выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой и т. д. после передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой. ому: 1) для нп - передачи выполняются одной рукой от плеча - задание выполняется 2 дистанции (4 броска) 2) для утг - передачи выполняются об пол - задание выполняется 3 дистанции (6 бросков) инвентарь: 1 баскетбольный мяч 4. броски с дистанции для нп игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза – туда и обратно. фиксируется количество попаданий. для утг игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. с каждой точки: первый - в трехочковой зоне, второй - в двухочковой. на выполнение задания дается 2 мин. фиксируется количество бросков и очков.
Тактическая подготовка тактика нападения приемы игры | этапы начальной подготовки | этап учебно-тренировочный | год обучения | 1-й | 2-3й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | выход для получения мяча | + | + | | | | | | выход для отвлечения мяча | + | + | | | | | | розыгрыш мяча | | + | | + | | | | атака корзины | + | + | + | + | + | + | + | «передай мяч и выходи» | + | + | + | | | | | заслон | | | + | + | + | + | + | наведение | | + | + | + | + | + | + | пересечение | | + | + | + | + | + | + | треугольник | | | + | + | + | + | + | тройка | | | + | + | + | + | + | малая восьмерка | | | | + | + | + | + | скрестный выход | | | + | + | + | + | + | сдвоенный заслон | | | | + | + | + | + | наведение на двух игроков | | | | + | + | + | + | система быстрого прорыва | | | + | + | + | + | + | система эшелонированного прорыва | | | | + | + | + | + | система нападения через центрового | | | | + | + | + | + | система нападения без центрового | | | | + | + | + | + | игра в численном большинстве | | | | | + | + | + | игра в меньшинстве | | | | | + | + | + |
Тактика защиты приемы игры | этапы начальной подготовки | этап учебно-тренировочный | год обучения | 1-й | 2-3й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | противодействие получению мяча | + | + | | | | | | противодействие выходу на свободное место | + | + | | | | | | противодействие розыгрышу мяча | + | + | + | | | | | противодействие атаке корзины | + | + | + | + | + | + | + | Подстраховка | | + | + | + | + | + | + | Переключение | | | + | + | + | + | + | Проскальзывание | | | | + | + | + | + | групповой отбор мяча | | | + | + | + | + | + | против тройки | | | | + | + | + | + | против малой восьмерки | | | | + | + | + | + | против скрестного выхода | | | | + | + | + | + | против сдвоенного заслона | | | | + | + | + | + | против наведения на двух | | | | + | + | + | + | система личной защиты | | + | + | + | + | + | + | система зонной защиты | | | | | + | + | + | система смешанной защиты | | | | | | + | + | система личного прессинга | | | | | + | | + | система зонного прессинга | | | | | | + | + | игра в большинстве | | | | + | + | + | + | игра в меньшинстве | | | | + | + | + | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восстановительные мероприятия Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание. Из дополнительных средств восстановления применение водные процедуры гигиенического и закаливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных изменений релаксационные и дыхательные упражнения. Спортивный массаж. Применяются психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психогигиенические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна, внушенного сна-отдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.). Инструкторская и судейская практика В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения: - построить группу и подать основные команды на месте и в
движении.
- составить конспект и провести разминку в группе.
- определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
- провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
- составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
- провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
- руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения: - составить положение о проведении первенства школы по баскетболу.
- вести протокол игры.
- участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
- провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
- участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
- судить игры в качестве судьи в поле.
Медицинский контроль 1. контроль за состоянием здоровья спортсмена. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят один раза в год - в конце подготовительного (осень) периода врачами вологодского областного врачебно-физкультурного диспансера. углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога). в случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. для реализации образовательной программы используются: - спортивный зал МБОУ Игримской СОШ № 1 спортивный инвентарь: мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные форма баскетбольная стенка гимнастическая скамейка гимнастическая стойки Литература 1.Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (дюсш Ю.М.Портнов и др. м. советский спорт, 2004. 100 с. 2.Баскетбол. учебник для вузов физической культуры / под редакцией ю.м. портнова. - м., 1997. 3.Костикова л.в. баскетбол: азбука спорта. - м: фис, 2001. 4.Спортивные игры. учебник для вузов. том 1 / под редакцией ю.д. железняка, ю.м. портнова. - м.: изд. центр академия, 2002. 5.Спортивные игры. учебник для вузов. том 2 / под редакцией ю.д. железняка, ю.м. портнова. - м.: изд. центр академия, 2004. 6.Программа дисциплины «теория и методика баскетбола». для вузов физической культуры / под редакцией ю.м. портнова. - м., 2004. 7.Баскетбол. поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под редакцией ю.д. железняка. - м., 1984. Литература для обучающихся: 1.Твой олимпийский учебник: учебн. пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-м, фис 2005.144 с. 2.Ограничусь баскетболом. Т.С.Пинчук.-м. физкультура и спорт, 1991.-224 с. 3.Гомельский А.Я. центровые. м.: физкультура и спорт. 1988.207 с. |