Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре по теме
Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
возраст: 5-18 лет
срок реализации: 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_basketbol.doc | 582.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
детско-юношеская спортивная школа пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Согласовано на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МОУ ДОД ДЮСШ пгт Юрья протокол № от«___»________200__г. ______________В.Н. Кадесников
«_____»________________200 года.
Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
возраст: 5-18 лет
срок реализации: 5 лет
Авторы программы:
Ивачев Ю.Н.
2004 г.
Пояснительная записка.
Программа служит основным документом для эффективного построения подготовки квалифицированных баскетболистов в нашем районе и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста, основана на программе «Баскетбол» »/Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.
Данная программа предназначена для детей, пришедших без специального отбора, имеющих разрешение врача.
Методика подготовки баскетболистов усложняется в зависимости от года обучения, от спортивно-оздоровительного этапа к учебно-тренировочным группам. Программа существенно отличается от программы для общеобразовательных школ тем, что к юным спортсменам предъявляется высокие требования специальной подготовки.
Обучение игре в баскетбол рассчитано на 5 лет и осуществляется в период с 5 до 18 лет.
Комплектование учебных групп по возрастам и их количественный состав.
Год обучения | Минимальный возраст для зачисления в группу | Наполняемость групп (чел.) |
Спортивно-оздоровительный этап |
Допускается на весь период обучения | 5-6 | до 20 |
Группы начальной подготовки |
Первый | 9 | до 18 |
Второй | 10 | до18 |
Учебно-тренировочные группы |
Первый | 12 | до15 |
Второй | 13 | до15 |
Третий | 14 | до15 |
Основная цель: многолетняя и целенаправленная подготовка юных баскетболистов высокого уровня, готовых к социально значимым видам деятельности.
Задачи:
- Достижение высокого и стабильного уровня индивидуального мастерства и успешной реализации в условиях соревновательной деятельности. Достижение спортивных показателей.
- Содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся.
- Подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов.
Учебные группы комплектуются отдельно по половому признаку.
Многолетний (5лет) период подготовки юных спортсменов делится на этапы:
Подготовительный этап: спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий баскетболом. На протяжении всего периода учёбы дети могут обучаться не зависимо от возраста/по личному желанию, по состоянию здоровья/.
I этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщения их к баскетболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учётом специфики баскетбола. Возраст 9-12 лет. Сочетается этап с группами начальной подготовки (2 года).
II этап (начальной спортивной специализации) посвящён технико – тактической и физической подготовке, в этот период осуществляется освоение основ техники и тактики, воспитание соревновательных качеств применительно к баскетболу. Возраст 13 - 15 лет. Сочетается этот этап с 1-2 м годами обучения в учебно – тренировочных группах.
III этап («углублённой тренировки») направлен на специальную подготовку: технико – тактическую физическую, интегральную в том числе игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям (разыгрывающий, центровой, нападающий). Возраст 16-18 лет. Сочетается этап с 3-м годом обучения в учебно – тренировочных группах.
Программа составлена из расчёта, что ведущая тенденция многолетней подготовки «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса – подготовка высококвалифицированных баскетболистов, а не узко направленная ежегодная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; участие в соревнованиях; восстановительные мероприятия; инструкторская и судейская практика.
Продолжительность занятий не должна превышать 3 часов, академический час – 45 минут.
После 45 минут занятий устанавливается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещений.
Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением ДЮСШ должен быть перерыв для отдыха не менее одного часа.
Ожидаемый результат:
Юные спортсмены соответствующего уровня подготовки баскетболу.
- Нравственно и физически здоровые, имеющие научное представление о здоровом образе жизни, владеющие умениями и навыками физического совершенствования.
- Способные самоопределяться по отношению к окружающей его действительности, понимающий и принимающий человеческие ценности.
- Призёры различного уровня соревнований: товарищеские встречи, районные, областные.
- Члены сборной области по баскетболу.
В группах начальной подготовки и на спортивно-оздоровительном этапе контрольно-переводные испытания проводятся 1 раз в конце учебного года по ОФП.
Регулярное участие в соревнованиях и проведение контрольных игр.
Один раза в год в учебно – тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке.
Учебно – тематический план.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных баскетболистов. С увеличением общего годового объёма часов увеличивается удельный вес нагрузок на технико – тактическую, специальную физическую и интегральную подготовку.
Распределение часов в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. В каждой категории учебных групп поставленные задачи с возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки баскетболистов высокого класса.
Схема учебного плана по годам обучения.
№ п/п | Содержание занятий | Спортивно-оздоровительный этап | Начальная подготовка 1-й год | Начальная подготовка 2-й год | УТГ-1 год | УТГ-2 год | УТГ-3 год |
1. | Теоретическая подготовка | 6 | 6 | 11 | 11 | 16 | 18 |
2. | Общая физическая подготовка | 58 | 43 | 65 | 63 | 80 | 113 |
3. | Специальная физическая подготовка | 43 | 58 | 67 | 64 | 79 | 115 |
4. | Техническая подготовка | 46 | 46 | 73 | 73 | 88 | 112 |
5. | Тактическая подготовка | 15 | 15 | 34 | 34 | 44 | 85 |
6. | Интегральная подготовка, в т.ч. контрольные игры | 12 | 12 | 25 | 25 | 39 | 75 |
7. | Инструкторская и судейская практика | --- | --- | 2 | 5 | 15 | 16 |
8. | Экзамены, контрольные испытания | 7 | 7 | 7 | 7 | 12 | 20 |
9. | Восстановительные мероприятия | 5 | 5 | 6 | 6 | 11 | 22 |
10. | Итого часов: | 192 | 192 | 288 | 288 | 384 | 576 |
Весь программный материал распределён по неделям (32) с учётом последовательности, сложности и методики обучения.
Спортивно-оздоровительный этап.
Основной принцип: обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающим и специальным упражнениям своего вида).
Задачи:
- Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
- Утверждение здорового образа жизни.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, заливание организма.
- Овладение основами игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол).
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам
спортивно-оздоровительный этап.
№ недели | Подготовка | Восстановит. испытания | Контрольные испытания | Итого за неделю, час |
Теоретиче-ская часть | Общая физическая | Техническая | тактическая | Интеграль- ная |
Всего | Нападе- ние | Защита | Всего | Нападе- ние | Защита |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
+ | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
Итого за год | 192 |
Группы начальной подготовки.
Основной принцип учебно–тренировочной работы универсальность подготовки учащихся.
Задачи:
- Начальное обучение тактическим действиям, в нападении и защите, основам техники перемещений и стоек, приёма и передачи.
2. Развитие быстроты, гибкости, ловкости, укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию.
3. Привитие стойкого интереса к спорту и приобщение к баскетболу.
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам.
Группа начальной подготовки 1-го года обучения.
№ недели | Подготовка | Восстановит. испытания | Контрольные испытания | Итого за неделю, час |
Теоретиче-ская часть | Общая физическая | Техническая | тактическая | Интеграль- ная |
Всего | Нападе- ние | Защита | Всего | Нападе- ние | Защита |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
+ | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
+ | + | + | + | + | 6 |
+ | + | + | 6 |
Итого за год | 192 |
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам.
Группа начальной подготовки 2-го года обучения.
№ недели | Подготовка | Восстановит. испытания | Контрольные испытания | Итого за неделю, час |
Теоретиче-ская часть | Общая физическая | Специальная физическая | Техническая | тактическая | Интеграль- ная |
Всего | Нападе- ние | Защита | Всего | Нападе- ние | Защита |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
+ | + | + | 9 |
+ | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | 9 |
+ | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | 9 |
Итого за год | 288 |
Учебно-тренировочные группы.
Учебно-тренировочная группа 1-го года обучения.
Основной принцип учебно – тренировочной работы – универсальность подготовки с элементами игровой специализации.
Задачи:
- Овладеть основами техники и тактики баскетбола.
- Содействие правильному физическому развитию, укреплению здоровья, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка.
- Привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, воли к победе.
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам.
№ недели | Подготовка | Инструкторская практика | Количество соревнований | Экзамены | Восстановительные мероприятия | Итого за неделю, час |
Теоретическая | Общая физическая | Специальная физическая | Техническая | Тактическая | Интегральная |
Всего | Нападение | Защита | Всего | Нападение | Защита |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
+ | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | 9 |
+ | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | 9 |
9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | 9 |
+ | + | + | + | + | + | + | 9 |
Итого за год | 288 |
Учебно – тренировочная группа 2-го года обучения.
Основой УТГ 2 – го года обучения является дальнейшая технико – тактическая подготовка юных баскетболистов, а также совершенствование игровой специализации по функциям игроков.
Задачи:
- Прочное овладение основами техники и тактики баскетбола.
- Дальнейшее развитие специальных физических способностей.
- Формирование потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам.
№ недели | Подготовка | Инструкторская практика | Количество соревнований | Экзамены | Восстановительные мероприятия | Итого за неделю, час |
Теоретическая | Общая физическая | Специальная физическая | Техническая | Тактическая | Интегральная |
Всего | Нападение | Защита | Всего | Нападение | Защита |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 18 |
1 | + | + | + | + | + | + | 14 |
2 | + | + | + | + | + | + | 14 |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
6 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
7 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
8 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
9 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
10 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
11 | + | + | + | 14 |
12 | + | + | + | + | + | + | 14 |
13 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
14 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
16 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
17 | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
18 | + | + | + | + | 14 |
19 | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
20 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
21 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
22 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
23 | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
24 | + | + | + | + | + | 14 |
25 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
26 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
27 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
28 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
29 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
30 | + | + | + | + | 14 |
31 | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
32 | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
Итого за год | 448 |
Учебно – тренировочные группы 3- го года обучения.
Основной принцип учебно–тренировочной работы – специализированная подготовка, в основе которой лежит учёт игровой функции и индивидуальных особенностей занимающихся.
Задачи:
- Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности, высокого мастерства выполнения игровой функции в команде.
- Дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовленности.
- Воспитание настойчивости и упорства в достижении поставленной цели.
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам.
№ недели | Подготовка | Инструкторская практика | Количество соревнований | Экзамены | Восстановительные мероприятия | Итого за неделю, час |
Теоретическая | Общая физическая | Специальная физическая | Техническая | Тактическая | Интегральная |
Всего | Нападение | Защита | Всего | Нападение | Защита |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | + | + | + | + | + | + | 18 |
2 | + | + | + | + | + | + | 18 |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
6 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
7 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
8 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
9 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
10 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
11 | + | + | + | 18 |
12 | + | + | + | + | + | + | 18 |
13 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
14 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
16 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
17 | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
18 | + | + | + | + | 18 |
19 | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
20 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
21 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
22 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
23 | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
24 | + | + | + | + | + | 18 |
25 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
26 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
27 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
28 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
29 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
30 | + | + | + | + | 18 |
31 | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
32 | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
Итого за год | 576 |
Содержание дополнительной
образовательной программы.
- Теоретическая подготовка на весь период обучения.
- Роль физической культуры и спорта в обществе и формирование личности.
- Социальное значение спорта.
- Сведения о строении и функциях организма.
- Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
- Правила игры в баскетбол, мини-футбол, волейбол.
- Оборудование и инвентарь.
- Состояние и развитие баскетбола.
- Основы техники и тактики игры.
- Основы методики обучения баскетболу.
- Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведённых игр.
- Организация и проведение соревнований.
- Общая физическая подготовка на весь период обучения.
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Гимнастические упражнения |
|
2 | Акробатические упражнения |
|
3 | Легкоатлетические упражнения |
|
4 | Спортивные игры |
|
5 | Подвижные игры и эстафеты |
|
- Специальная физическая подготовка.
Начальная подготовка – 1-й, 2-й год обучения.
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Упражнения для развития быстроты скоростных качеств |
|
2 | Упражнения для быстроты |
|
3 | Упражнения для развития силы
|
|
4 | Упражнения для развития выносливости с использованием подвижных игр
|
|
5 | Упражнения для развития ловкости |
|
6 | Упражнения для развития гибкости |
|
7 | Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча |
|
8 | Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении ведения мяча |
|
- Специальная физическая подготовка
Учебно – тренировочные группы 1-й, 2-й, 3-й год обучения.
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Упражнения для воспитания скоросно-силовых качеств | - прыжки одиночные и серийные толчком одной и двумя ногами с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов -выпрыгивание, стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см без отягощения и с отягощением -упражнения с отягощением - упражнения с набивными мячами - передвижения в полуприседе прыжками вперёд, назад, в стороны с набивным мячом в руках подвижные игры «Перетягивание в парах», «Борьба всадников», «Скачки» - упражнения с мешками (вес до 10 кг): приседания (серия 2*10), выпрыгивание из полуприседа (серия 2*10), подскоки и прыжки на двух ногах (1-2 мин) - упражнения с грифом штанги на плечах: подскоки (20-30 раз); выпрыгивание из полуприседа (10-15 раз); из положения гриф на груди, выпрямление рук вперёд, вперёд – вверх, вверх (серия по 10 раз с паузами в 1,5-2 мин.) |
3 | Упражнения для развития специальной выносливости. | - беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности - игровые упражнения 2*2, 3*3 - многократно повторяемые упражнения в технике и тактике игры (прессинг, стремительное нападение) - двухсторонняя тренировочная игра |
4 | Упражнения для развития специфической координации | - ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, перепрыгивания, прыжков - ловля мяча у стены после поворота, смены места с партнёром, преодоления препятствия - ловля мячей, летящих из различных направлений с последующим броском в движущуюся цель - упражнения с выполнением кувырков – ловля и передача - ловля и передача, передача после перевода за спиной или под ногой, с выполнением разворота с последующей ловлей - передача мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания - комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, напрыгиванием, спрыгиванием, с сочетанием с приёмами, используя баскетбольный мяч и мячи – разновесы - эстафеты с прыжками, изменениями направления бега, рывками |
5 | Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча | - сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе - круговые движения кистями - отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя одновременно и попеременно правой и левой рукой - в упоре лёжа передвижения на руках по кругу, носки ног вместе - ходьба на руках, ноги поддерживает партнёр - упражнения с гантелями, с кистевым эспандером - сжимание теннисного (резинового) мяча - передача набивного мяча в положение лёжа на животе, на спине, сидя - многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперёд, вперёд – вверх, прямо – вверх, с правой руки на левую, под правым (левым) плечом (особое внимание обращать на заключительное движение кистями и пальцами) - передача и бросок набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, дальность (соревнование) - многократные броски резиновых мячей различного диаметра и веса в кольцо – на быстроту и точность |
6 | Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ведения мяча | - ведение правой рукой - ведение в низкой, средней, высокой стойке - ведение двух мячей поочерёдно, переменно - ведение с изменением направления - ведение мяча по прямой - ведение мяча с изменением высоты отскока - ведение мяча в движении, с изменением направления, с переводом мяча из одной руки в другую за спиной |
V Техническая подготовка
Начальная подготовка 1-й и 2-й год обучения
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Перемещение | - стойка баскетболиста - бег - прыжки - остановки - повороты |
2 | Ловля и передача | - ловля и передача мяча двумя руками - передача мяча от груди двумя руками - ловля и передача мяча одной рукой - передача мяча одной рукой от плеча - ловля мяча с полуотскока - ловля и передача мяча в движении - передача мяча после ведения |
3 | Ведение мяча | - ведение мяча - ведение мяча с низким отскоком - ведение мяча с изменением высоты отскока - ведение мяча по прямой - ведение мяча после ловли передачи в движении - изменение направления движение в начале ведения - вышагивание - поворот назад - поворот вперёд |
4 | Бросок мяча в кольцо | - бросок в кольцо с места - бросок двумя руками от груди с места - бросок мяча одной рукой с места, сверху с места - бросок одной рукой сверху в движении после ведения или получения передачи - добивание мяча в кольцо |
5 | Финты | - финты без мяча - перемена направления движения - финты на проход |
VI. Техническая подготовка
Учебно – тренировочные группы 1-й, 2-й, 3-й года обучения
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Ловля и передача мяча | - ловля высоколетящего мяча двумя руками - передача мяча двумя руками сверху - передача мяча одной рукой сверху - передача мяча одной рукой за спиной после ведения - ловля и передача мяча в движении |
2 | Ведение мяча | - ведение в движении с изменением направления с переводом мяча из одной руки в другую - ведение мяча в движение, с изменением движения, с переводом мяча - ведение мяча с переводом из одной руки в другую между ногами - ведение мяча с переводом из одной руки в другую поворотом |
3 | Броски мяча в кольцо | - броско мяча одной рукой сверху в прыжке, толчком двух ног с места - бросок одной рукой снизу в движение после ведения - бросок одной рукой сверху в прыжке, толчком двумя ногами после ведения - добивание мячей в кольцо |
4 | Финты | - перемена направления поворотом кругом - финты с мячом на передачу - финты на броске |
5 | Игровые упражнения | - с конкретными установками игрокам - взаимодействие двух нападающих - взаимодействие двух, трёх игроков с постановкой заслона |
VII. Интегральная подготовка (на весь период обучения)
- Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приёмов.
- Переключение в выполнении технических приёмов нападения и защиты.
- Упражнения на переключения при выполнении тактических действий в нападении и защите повышенной интенсивности и объёма с целью одновременного совершенствования навыков тактических действий, тактических приёмов и развития специальных качеств.
- Совершенствование при выполнении тактических действий: индивидуальных в рамках групповых, групповых в рамках командных – отдельно в нападении и защите, переключений индивидуальных, групповых, командных действий в нападении и защите.
- Учебные игры. Смена заданий в игре, отражающая программный материал. Задания по тактике, технике в целом для команды, для группы игроков, по игровым функциям для отдельных игроков.
- Контрольные игры – применяются в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с определёнными заданиями, для подготовки к соревнованиям.
- Командные игры. Повышение надёжности, эффективности игровых навыков.
VIII. Тактическая подготовка (на весь период обучения)
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Тактические игры в нападении: а) нападение против зонной защиты б) нападение против личной защиты в) быстрый прорыв | - индивидуальные действия без мяча - перегрузки - уход с поворотом - командные действия -двойной заслон -- скрытый выход - взаимодействие двух, трёх игроков - серия заслонов - двойной заслон - атака пересечения - быстрый прорыв длинной передачей - быстрый прорыв по трём коридорам |
2 | Тактика защиты: а) личная защита б) зонная защита в) сменная защита | - концентрированная защита в области штрафного броска - защита на половине площадки - защита на всей площадке - 2 -1- 2 - 2-3 - 3-2 - 1-3-1 - 1-2-2 - 2-2-1 1)один лично, четыре в зоне. Расположение в зоне - 2-2 - 1-2-1 - 1-3 2) два лично, три в зоне. Передняя линия игроков лично, задняя – зонно |
IX Инструкторская и судейская подготовка.
Учебно – тренировочные группы
1-й год обучения
- Освоение терминологии.
- Овладение командным языком. Умение отдать рапорт.
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и оборудования.
2-й год обучения
- Умение находить ошибки у учащихся, выполняющих прием.
- Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке, по обучению перемещениям, приему и передаче мяча, ведение мяча, бросков по кольцу.
- Судейство на учебных играх (по упрощенным правилам).
3-й год обучения
- Умение находить ошибки у учащихся, выполняющих технические приемы в двухсторонней игре и на соревнованиях.
- Составление комплексов упражнений по физической и тактической подготовке и проведение его с группой.
- Судейство на учебных играх. Выполнение обязанностей первого, второго судей и ведения технического отчета
X Соревнования и контрольные испытания
(весь период обучения)
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке/девочки/.
№ п/п | Виды испытаний | Баллы | 5-6 лет | 7-10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16-18 лет |
Бег 30 м. (сек.) | 5 4 3 | 8,0 8,4 8,9 | 6,4 6,9 7,4 | 6,2 6,7 7,2 | 5,9 6,4 6,9 | 5,6 6,1 6,6 | 5,4 5,9 6,4 | 5,1 5,6 6,1 | 5,0 5,3 5,9 |
Прыжок вверх с места (см.) | 5 4 3 | 19 17 15 | 27 23 22 | 31 26 25 | 35 30 29 | 39 34 33 | 43 39 38 | 46 42 41 | 49 45 43 |
Прыжок в длину с места (см.) | 5 4 3 | 110 90 85 | 151 141 140 | 161 151 150 | 171 161 160 | 186 176 175 | 201 191 190 | 211 201 200 | 221 211 210 |
Челночный бег 3 х 10 (сек.) | 5 4 3 | 10,2 10,8 11,2 | 8,7 9,3 9,9 | 8,3 8,6 9,3 | 8,1 8,4 9,1 | 7,8 8,4 9,0 | 7,6 8,2 8,8 | 7,3 7,8 8,3 | 7,1 7,4 7,8 |
Подтягивание на низкой перекладине (кол-во раз) | 5 4 3 | 3 3 2 | 9 7 5 | 11 9 7 | 13 11 9 | 15 13 11 | 17 15 13 | 19 17 15 | 21 19 17 |
Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз) | 5 4 3 | 20 16 12 | 28 26 24 | 30 28 26 | 32 30 28 | 34 32 30 | 36 34 32 | 38 36 34 | 40 38 36 |
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке/мальчики/.
№ п/п | Виды испытаний | Баллы | 5-6 лет | 7-10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 - 18 лет |
Бег 30 м. (сек.) | 5 4 3 | 8,0 8,4 8,9 | 6,2 6,7 7,2 | 5,9 6,4 6,9 | 5,6 6,1 6,6 | 5,3 5,8 6,3 | 5,0 5,5 6,0 | 4,8 5,3 5,8 | 4,7 5,0 5,6 |
Прыжок вверх с места (см.) | 5 4 3 | 20 19 17 | 32 25 24 | 37 31 30 | 41 34 33 | 46 39 38 | 50 43 42 | 53 45 43 | 55 47 44 |
Прыжок в длину с места (см.) | 5 4 3 | 110 100 95 | 156 141 140 | 166 151 150 | 181 166 163 | 197 181 180 | 206 191 190 | 221 206 205 | 226 213 210 |
Челночный бег 3х10 (сек.) | 5 4 3 | 10,0 10,4 10,8 | 8,4 9,0 9,6 | 8,1 8,7 9,3 | 7,9 8,4 8,9 | 7,6 8,1 8,6 | 7,4 7,9 8,4 | 7,2 7,7 8,2 | 7,0 7,4 8,0 |
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) | 5 4 3 | 3 3 2 | 4 3 2 | 5 4 3 | 6 5 4 | 7 6 5 | 8 7 6 | 9 8 7 | 10 9 8 |
Сгибание и разгибание рук из положения лёжа (кол-во раз) | 5 4 3 | 10 8 5 | 14 12 10 | 16 14 12 | 19 17 15 | 22 20 18 | 26 24 21 | 30 28 24 | 33 31 28 |
Контрольно-переводные нормативы по специальной физической подготовке
/мальчики/
№ п/п | Виды испытаний | Баллы | УТГ 1год обучения | УТГ 2год обучения | УТГ 3год обучения |
1 | Штрафной бросок (10 раз) | 5 4 3 | 7 5 4 | 8 6 4 | 9 7 5 |
2 | Броски мяча с 4 точек (10 раз) | 5 4 3 | 19 17 15 | 25 21 19 | 30 25 21 |
3 | Броски мяча в прыжке с 3 точек(10 раз) | 5 4 3 | 14 12 10 | 16 14 12 | 20 18 16 |
Контрольно-переводные нормативы по специальной физической подготовке
/девочки/
№ п/п | Виды испытаний | Баллы | УТГ 1год обучения | УТГ 2год обучения | УТГ 3год обучения |
1 | Штрафной бросок (10 раз) | 5 4 3 | 5 3 2 | 6 4 3 | 7 5 4 |
2 | Броски мяча с 4 точек (10 раз) | 5 4 3 | 17 14 12 | 22 18 15 | 26 22 17 |
3 | Броски мяча в прыжке с 3 точек(10 раз) | 5 4 3 | 12 10 8 | 13 12 10 | 17 14 12 |
XI Восстановительные мероприятия
(Учебно – тренировочные группы – 1-й, 2-й, 3-й года обучения)
Теоретическое содержание | Практическое содержание |
1 | Мобилизация готовности к нагрузке, повышение эффективности разминки, предупреждение перенапряжений и травм |
|
2 | Снижение общего утомления |
|
3 | Постепенное восстановление функции крово – и лимфорекуляции тканевого обмена |
|
4 | Восстановление работоспособности |
|
5 | Обеспечение биоритмических, энергетических, пластических, восстановительных процессов |
|
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Для полноценного осуществления данной программы требуются специалисты высокой квалификации. Содержание работы с юными баскетболистами на всём многолетнем обучении определяется тремя факторами: спецификой игры в баскетбол, модельными требованиями квалифицированных баскетболистов, возрастными особенностями.
Методы учебно – воспитательного процесса.
Перед прохождением программы учащиеся должны ознакомлены и в дальнейшем в совершенстве знать требования к технике безопасности.
Методы усвоения учебного материала.
- Словесные:
- рассказ
- описание
- объяснение
- беседа
- разбор
- задание
- команда
- подсчёт
- Наглядные:
- образцовый показ
- демонстрация наглядных пособий
- Практические:
- метод расчленённого обучения
- метод избирательного обучения
- метод целостного обучения
- метод строго регламентированного упражнения
- метод стандартно – повторного выполнения
- метод переменного выполнения
- игровой метод
- соревновательный метод
Методы организации учебной деятельности
- Фронтальный метод
- одновременный
- поточный
- Метод круговой тренировки
- Индивидуальный метод
- Теоретическая подготовка.
Формы теоретических занятий: беседы, лекции, семинары, посещение соревнований высокого ранга, просмотр видеофильмов.
Организация: специальные занятия, беседы и рассказы в процессе практических занятий и соревнований.
- Общая физическая подготовка.
- Гимнастические упражнения
- Акробатические упражнения
- Легкоатлетические упражнения
- Спортивные игры
- Подвижные игры и комбинированные эстафеты
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для воспитания скоростно – силовых качеств
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения для развития гибкости
- Техническая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств, необходимых для выполнения ловли и передачи мяча
- Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении ведения мяча
- Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении броска мяча в кольцо
- Упражнения для выполнения обманных движений
- Упражнения для овладения передачи сверху двумя руками
- Упражнения для овладения броска с отскоком от щита
- Упражнения для овладения броска одной с места
- Упражнения для овладения броска одной в прыжке
- Тактическая подготовка
- Упражнения для овладения игры в защите и в нападении
- Упражнения для обучения личной защиты
- Упражнения для обучения зонной защиты
- Упражнения для обучения смешанной защиты
- Интегральная подготовка
- Подводящие упражнения
- Игры в различных направлениях
- Инструкторская и судейская практика
Форма проведения: беседа, семинар, практические занятия, самостоятельная работа занимающихся.
- Контрольные игры и соревнования.
- соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола
- соревнования по мини – баскетболу
- организация проведения соревнований
Контрольные испытания
УТГ – 2 раза в год НП – 1 раз в год Оздоровительный этап- 1 раз в год |
|
- Восстановительные мероприятия
Средства:
- Психолого – педагогические
- частая смена тренировочных средств
- занятия в игровой форме
- музыкальное сопровождение
- упражнения на расслабление
- упражнения дыхательные
- упражнения на растяжение
- психорегуляция
- Медико – биологические
- специализированное питание
- физические средства: массаж, душ, кислородные ингаляции, растирания
- точечный массаж
Воспитательная работа
Название группы | Теоретическая деятельность (беседы, рассказ, объяснение) | Практическая деятельность (коллективно-творческие дела) | Работа с родителями (родительские собрания) | Индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями |
Нравственные основы человека | Семейные отношения | Этикет воспитанников | Здоровый образ жизни |
Начальная подготовка 1-й год обучения | Доброта и сочувствие. | Взаимоотношения с родителями. | Правила обучающихся. | Кушайте на здоровье | Посвящение в юные спортсмены Поход | Физкультура и спорт в жизни школьника Спортивная этика |
Начальная подготовка 2-й год обучения | Что такое взаимопомощь. | Семейные традиции. | Традиции нашей группы. | «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» | Вечера поздравлений Поход | Ответственность и безответственность Вредные привычки. Как противостоять им. |
Учебно – тренировочная группа 1-й год обучения | Старшие друзья. | Об увлечении старших. | Внимательность и предупредительность. | Путешествия и безопасность. | День Защитника Отечества Поход | Дисциплина и её значения в жизни ребёнка. Что побуждает ребёнка заниматься спортом |
Учебно – тренировочная группа 2-й год обучения | Выдержка, упорство и настойчивость в учёбе и спорте. | В чём заключается красота человека. | В здоровом теле – здоровый дух | Вечер- поздравление «Наши спортивные успехи» Трудовой десант | Компания в жизни подростка Как научиться доверять своему сыну (дочери) и пользоваться его доверием |
Учебно – тренировочная группа 3-й год обучения | Доброе слово лучше богатства» | «Отец – высокая должность» | Культура поведения | Алкоголь, табак, наркотики | Вечер- поздравление «Присваивание разрядов» Поход | Дороги, которые мы выбираем. Взаимопонимание в семье |
Список литературы.
- Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.Баскетбол
- А. П. Матвеев, С. Б. Меньшиков «Методика физического воспитания с основами теории». Учебн. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. М. Просвещение. 1991.
- Министерство Просвещения СССР «Программа для внешкольных учреждений, как типовые. Спортивные кружки и секции». Издание третье, переработ. и дополненное. Москва. «Просвещение». 1986. Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
- Педагогика. Учебник для техникумов физич. Культуры./ Под редакцией В. В. Белоусовой. М. Физкультура и спорт. 1983.
- Программа «Физическое воспитание учащихся 1 – 11 классов». Е. Н. Литвинова. Москва «Просвещение» 1996.
- В. Н. Чистополов, С. В. Чистополов, В. С. Богатырёв «Энциклопедия баскетболиста». 1998, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Юные дарования"
Разработка тематического плана кружка хорового пения....
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Баскетбол» (юноши)
Данная программа разработана для занятий во второй половине дня на секции "Баскетбол"...
Программа дополнительного образования по спортивной направленности "Баскетбол"
Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является адаптированной учебной программой по баскетболу для общеобразовательных школ. Необходимость в составлении программы обу...
Инновации в реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности «Арт-кадет@
Фундаментальным положением новой философии образования является установка на саморазвитие личности, формирование компетенций, целостное и ценностное восприятие мира, становление умений познавательной ...
Опыт проектирования и реализации сетевой дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности
Опыт работы по сетевой программе учреждения дополнительного образования и школы...
Результаты освоения дополнительных образовательных программ технической направленности 2020-2021 и 2021-2022 уч.год
Сведения о результативности и качестве реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности:«Стендовое моделирование. Макеты»(2020-2021 учебный год),«3D &nda...