Физическое воспитание как средство здоровьесберегающего обучения.
статья по физкультуре по теме
Спорт в школе и здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fiz.docx | 18.6 КБ |
statya_fiz.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание как средство здоровьесберегающего обучения.
Физическая культура как общественное явление занимало важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования .
Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию.
У детей двигательный дефицит приводит к тому, что отмечается заметное снижение внимания, координации, точности и быстроты движений, ухудшение зрения.
Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.
Есть еще фактор, подчеркивающий необходимость физической разрядки в процессе умственного труда – это значительное количество информации, получаемой в школе. Увеличенная умственная нагрузка ускоряет утомляемость, требуя соответствующего роста физической активности. Данную роль выполняет учитель физкультуры, основной целью которого является воспитание здоровых, социально и психологически активных учеников.
Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью ,а также путем оптимизации индивидуального использования природных условий внешней среды.
Физическое воспитание направленно на формирование двигательных навыков и физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.
Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, построенной на представлениях о ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, создании здорового образа жизни, сохранении здоровья. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников. Разрабатываются многообразные концепции в создании новой системы физического воспитания и образования.
При разработке концепций воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на физическое развитие школьников, важно учесть принципы:
- системности – наличие в структуре обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов;
- индивидуально-типологического подхода к ученику как осознание уникальности его личности и биологической организации;
- непрерывности системы физического воспитания и образования;
- личностно-ориентированного подхода – признание ученика субъектом процесса обучения;
- разносторонности развития (физической подготовленности и одновременное содействие духовному и эстетическому обогащению, воспитанию волевых и моральных качеств);
- оздоровительной направленности ;
- учет половозрастных и индивидуальных особенностей.
Главной задачей физического воспитания в школе является воспитание гармонично развитой личности со здоровым телом, высоко развитыми интеллектом, нравственностью, эстетическим вкусом.
Школьный возраст рассматривается как жизненный период , во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества, являющейся основой для формирования здоровой полноценной личности, причем физическое воспитание выделяется в качестве одного из доминирующих факторов, способствующих сохранению здоровья школьников, их социально-педагогической, психофизиологической адаптации, успешному обучению и развитию.
Итак, физическое воспитание – одно из важнейших направлений в целостном процессе воспитания личности. Физическое воспитание можно рассматривать как условие полноценного воспитания духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфере личности. Важную роль в этом вопросе играет школа. Организация в ней воспитательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников их успешному обучению и развитию.
В системе здоровье сберегающего обучения выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.
Оздоровительно-рекреативное здоровье сберегающее обучение – это отдых, восстановление сил с помощью средств здоровье сберегающего обучения (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат Recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере здоровье сберегающего обучения, часто говорят “физическая рекреация”.
Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и другие.
Оздоровительно-реабилитационное здоровье сберегающее обучение – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организмов, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных двигательных форм и движений с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения.
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов.
Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:
- Группы ЛФК при диспансерах, больницах;
- Группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах;
Самостоятельные занятия.
Большую роль в системе подготовке спортсмена играет спортивно-реабилитационное здоровье сберегающее обучение. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после двигательных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.
Гигиеническое здоровье сберегающее обучение – это различные формы здоровье с берегающего обучения, включенные в рамки повседневного быта. Ее основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.
Таким образом, физическая культура является одним из важнейших компонентов здоровье сберегающего обучения школьников. Физическая культура способствует совершенствованию двигательной активности, повышению уровня работоспособности, профилактике простудных заболеваний и заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Занятия физической культурой способствуют привлечению к здоровому образу жизни.
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание как средство здоровьесберегающего обучения.
Физическая культура как общественное явление занимало важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования .
Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию.
У детей двигательный дефицит приводит к тому, что отмечается заметное снижение внимания, координации, точности и быстроты движений, ухудшение зрения.
Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.
Есть еще фактор, подчеркивающий необходимость физической разрядки в процессе умственного труда – это значительное количество информации, получаемой в школе. Увеличенная умственная нагрузка ускоряет утомляемость, требуя соответствующего роста физической активности. Данную роль выполняет учитель физкультуры, основной целью которого является воспитание здоровых, социально и психологически активных учеников.
Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью ,а также путем оптимизации индивидуального использования природных условий внешней среды.
Физическое воспитание направленно на формирование двигательных навыков и физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.
Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, построенной на представлениях о ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, создании здорового образа жизни, сохранении здоровья. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников. Разрабатываются многообразные концепции в создании новой системы физического воспитания и образования.
При разработке концепций воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на физическое развитие школьников, важно учесть принципы:
- системности – наличие в структуре обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов;
- индивидуально-типологического подхода к ученику как осознание уникальности его личности и биологической организации;
- непрерывности системы физического воспитания и образования;
- личностно-ориентированного подхода – признание ученика субъектом процесса обучения;
- разносторонности развития (физической подготовленности и одновременное содействие духовному и эстетическому обогащению, воспитанию волевых и моральных качеств);
- оздоровительной направленности ;
- учет половозрастных и индивидуальных особенностей.
Главной задачей физического воспитания в школе является воспитание гармонично развитой личности со здоровым телом, высоко развитыми интеллектом, нравственностью, эстетическим вкусом.
Школьный возраст рассматривается как жизненный период , во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества, являющейся основой для формирования здоровой полноценной личности, причем физическое воспитание выделяется в качестве одного из доминирующих факторов, способствующих сохранению здоровья школьников, их социально-педагогической, психофизиологической адаптации, успешному обучению и развитию.
Итак, физическое воспитание – одно из важнейших направлений в целостном процессе воспитания личности. Физическое воспитание можно рассматривать как условие полноценного воспитания духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфере личности. Важную роль в этом вопросе играет школа. Организация в ней воспитательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников их успешному обучению и развитию.
В системе здоровье сберегающего обучения выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.
Оздоровительно-рекреативное здоровье сберегающее обучение – это отдых, восстановление сил с помощью средств здоровье сберегающего обучения (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат Recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере здоровье сберегающего обучения, часто говорят “физическая рекреация”.
Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и другие.
Оздоровительно-реабилитационное здоровье сберегающее обучение – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организмов, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных двигательных форм и движений с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения.
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов.
Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:
- Группы ЛФК при диспансерах, больницах;
- Группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах;
Самостоятельные занятия.
Большую роль в системе подготовке спортсмена играет спортивно-реабилитационное здоровье сберегающее обучение. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после двигательных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.
Гигиеническое здоровье сберегающее обучение – это различные формы здоровье с берегающего обучения, включенные в рамки повседневного быта. Ее основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.
Таким образом, физическая культура является одним из важнейших компонентов здоровье сберегающего обучения школьников. Физическая культура способствует совершенствованию двигательной активности, повышению уровня работоспособности, профилактике простудных заболеваний и заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Занятия физической культурой способствуют привлечению к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.
В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...
Статьи "Нетрадиционные виды физической активности детей" и "Индивидуальный подход в физическом воспитании с использованием средств ритмопластики (девушек 14-17 лет)"
На сегодняшний день более 60% детей дошкольного и школьного возраста имени различные виды нарушений осанки, тогда как 30 лет назад, в 1963 году при обследова нии 2 тыс. детей г. Ленинграда Научно-иссл...
«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»
На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...
"Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности в рамках внедрения ФГОС".
Роль подвижных игр в физическом воспитание....
Доклад на тему: Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы
Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы...
«Формирование общих компетенций в физическом воспитании студентов, а так же внедрение и использования инновационных здоровьесберегающих технологий в обучении»
Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физиче...
Физическое воспитание как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются вопросы физического воспитания как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными ограниченные возможности здоровья (интеллектуальное нарушение)....