Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в системе работы Сагдеева С.Я.
методическая разработка по физкультуре на тему

Использование здоровьесберегающих технологий на  уроках физической культурыв системе работы Сагдеева

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области

Использование здоровьесберегающих технологий на  уроках физической культуры в системе работы Сагдеева С. Я.

                                                            Выполнил:                                                        

                                                                       учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №1города Похвистнево    

                                                                          Сагдеев  Саниахмед  Ядкарович

г. Похвистнево, 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение

1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии

1.1. Классификация образовательных технологий

1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики

1.3. Методы здоровьесберегающих технологий

1.4. Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики

2. Описание системы работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

2.1. Цели и задачи учебной деятельности

2.2. Технологии, средства и методы обучения

2.2.1. Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры (СОТ).

2.2.2. Комбинирование  методов, приемов физического воспитания

2.2.3. Осуществление межпредметных связей

2.2.4. Нетрадиционные уроки

2.2.5. Работа  с одарёнными детьми

2.2.6. Валеологическое  просвещение учащихся и их родителей

2.2.7. Внеклассные  формы физического воспитания

2.3. Проведение мониторинга  состояния физической подготовленности

учащихся

3. Результативность системы работы

Заключение

Список используемой литературы

 Приложение

 Введение

Актуальность работы

  Здоровье – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных  силах. Подобное состояние здоровья - результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

Интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются:

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому перед учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? При решении этих вопросов возникают противоречия.  С одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса  к урокам физической культуры.

Актуальность работы состоит в решении проблемы: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?  

       В связи с этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.  Сущность работы состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни учащихся путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  средств,  методов и форм  в процессе обучения физической культуре. Учитывая анализ существующей ситуации, мы убеждаемся в целесообразности использования здоровьесберегающих технологий как одного из способов сохранения и укрепления здоровья учащихся.

     Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для развития  мотивации школьников к занятиям физической культурой, укрепления и сохранения здоровья учащихся на основе здоровьесберегающих технологий обучения.

  Цель:выявить и показать  возможности применения  здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры как одного из оптимальных способов физического развития, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

     Задачи:

1.Изучить научно-методическую основу здоровьесберегающих технологий.

2.Изучить классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающей технологии.

3.Выявить оптимальные формы организации обучения.

4.Описать систему работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках  физической культуры.

5.Разработать  методические рекомендации для учителей физической культуры

  Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий на уроках физической культуры,   использовании валеологических приемов для мотивации учащихся  к здоровому образу  жизни.

     Практическая значимость: материалы данной работы  могут быть использованы при  подготовке и планировании материала к урокам физической культуры, занятиям внеурочной деятельности.

     Систему  работы по реализации комплексной программы можно представить в виде схемы:

   

   

1. Теоретический аспект

Здоровьесберегающие образовательные технологии

1.1. Классификация образовательных технологий

     Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

     Здоровьесберегающие технологии  объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической  направленности (осуществляемые при тесном контакте  педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1.Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2.Оздоровление –  совокупность лечебно-профилактических мер и форма развития психофизических возможностей детей.

3.Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики

     Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

     Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование     у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

   Принцип активности– предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

  Принцип наглядности– обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

     Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения.

   Принцип повторения– в  результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

      Принцип  постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

   Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные   особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

  Принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

        Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

     Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

 Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

 Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа,  игровые технологии и др.).

     Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

     Принцип связи теории с практикой– призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

1.3. Методы здоровьесберегающих технологий

        Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

     Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).  Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

        В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика; лечебная физкультура; массаж; самомассаж;  психогимнастика и тренинги, позволяющие  частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы  закаливания, физические нагрузки,  приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

1.4. Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики

        Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

     Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

     Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения  элементарных правил здоровьесбережения.

     Основные задачи:

1.Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3.Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4.Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

     Второй.  Этап углубленного изучения.

     Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

     Основные задачи:

1.Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.    

 Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и         дальнейшего их совершенствования.

     Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

     Основные задачи:

1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2.Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3.Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

2. Описание системы работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

2.1. Цели и задачи учебной деятельности

        Основная цель педагогической деятельности -  создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

Основной задачей учебной деятельности является:

1.Комплексная реализация базовых компонентов программы.

2.Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

        В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому воспитанию. Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:

 - учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и быть ориентирован на конечный результат;

-  в основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже время   каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности      на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных    способностей и состояния здоровья. Реализация здоровьесберегающего пространства на уроках выглядит примерно следующим образом:

2.2  Технологии, средства и методы обучения

     Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы средств:

    - гигиенические факторы;

    - оздоровительные силы природы;

    - средства двигательной направленности.

    Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

   

            Схема. Гигиенические средства  достижения здоровьесбережения

   Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

     Самым важным условием   является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

     Методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение),

-наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),

-практические (выполнение двигательного действия, самостоятельная и  индивидуальная работа).

     Приемы:

- работа в парах, тройках, командах;

-самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;

-объяснение;

-показ;

-контроль за состоянием здоровья учащихся;

     Способы организации учебной деятельности:

- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),

- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),

- индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),

- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).

        Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • современные образовательные технологии;
  • комбинирование  методов, приемов физического воспитания;
  • межпредметные связи;
  • нетрадиционные уроки;
  • работу с одаренными детьми;
  • валеологическое просвещение  учащихся и их родителей;
  • внеклассные формы физического воспитания.

        

2.2.1.Использование современных образовательных технологий на уроках   физической культуры (СОТ)

       Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества образования школьников является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий.  

     Среди здоровьесберегающих технологий  можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии  дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, адаптивной гимнастики,  разнообразные игровые технологии.

Игровые технологии

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.   Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть.  Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

            Особое внимание  уделяю подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» -  игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. На уроках лыжной подготовки использую и провожу подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.

         Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяется спортивным и подвижным играм. Обучающиеся посещают секции баскетбола, футбола, волейбола,  лыжных гонок.  В школе проводятся турниры по легкой атлетике, баскетболу, мини-футболу, волейболу,  «Веселые старты», Дни здоровья и др. Это все дает положительный результат.

 Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока.

 Технология адаптивной гимнастики

      Адаптивная гимнастика в системе физического воспитания необходима для специальных медицинских групп, а также с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Однако дети, входящие в основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально коррекционных занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки.                                                                                                                  

      В настоящее время в школу  приходит все больше детей с ослабленным  здоровьем.                                                                                                                

      Врачом,  классными руководителями, учителем  проводится комплексная диагностика. Результаты этой диагностики отражены в «Паспорте здоровья» учащегося. Динамика изменений  учитывается при индивидуальной работе с учениками. По результатам диагностики составляются рекомендации по коррекции здоровья учащегося, на основании которых ребенок направляется на индивидуальные и групповые занятия.  

     Коррекционная или адаптивная гимнастика -  метод лечебной физкультуры для детей с проявлениями ММД, заболеваниями легких, с нарушением осанки. Включает статические (70%) и динамические (30%) упражнения. В основу метода положены принципы лево-правополушарных взаимодействий мозга и физиологического стереотипа движений (круговых, перекрестных).

      Занятия адаптивной гимнастикой, как профилактический метод, полезны всем детям, но особенно младшим школьникам, так как при поступлении в школу увеличиваются физические и психические нагрузки, а это требует определенной адаптации со стороны ребенка. Особенно хорошо адаптивная гимнастика  зарекомендовала себя при работе с детьми 7 – 10 лет с проявлениями минимальной мозговой дисфункции, выраженными в нарушении чтения, письма различных невротических реакциях. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 15 минут. Упражнения, которые предлагаются данной гимнастикой, направлены:  

         - на улучшение и укрепление рессорной функции стопы, а значит и на исправление осанки;                                                                                                                                                                                    

         - на снятие у детей переутомления, возбуждения через выполнение статических и психофизических упражнений;

         - на укрепление позвоночника

Технология групповой деятельности

     Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

    Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры в нашей школе стало изменение отношения к предмету.  Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и  подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данных технологий на уроках стали высокие результаты в соревнованиях. На протяжении последних лет команды нашего учебного заведения  занимают призовые места в городских, окружных, зональных    и областных соревнованиях.

2.2.2. Комбинирование  методов, приемов физического воспитания

   Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую  игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

   С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убежден, что методы убеждения и поощрения оказывают на  детей особое воздействие.

     Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения  закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает   интерес к занятиям, к активности  и желание работать над собой самостоятельно. При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их. Много внимания уделяю домашним заданиям. Мною разработаны и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря им  учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования.

 

2.2.3.Осуществление межпредметных связей

     Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов.

     Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

             Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

      Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.

     С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ. Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.

2.2.4.Нетрадиционные уроки.

   Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья с применением адаптивной гимнастики. На уроках здоровья дети делятся на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки.  Использую  физические упражнения,  которые направлены не только на физическое развитие детей,  но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. (например, ходьба по лестнице для стоп,  шишкам,  канату  укрепляет и развивает мышцы стопы  и предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

   2.2.5. Работа  с одарёнными детьми

          Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как  врожденными, так и  приобретенными в процессе деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность  или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

        При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так например у начальной школы (дети 7-10 лет) - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. В данной возрастной группе стараюсь выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и города. Здесь  и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей.

        Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность– совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, спартакиады. В этой возрастной группе включаю одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому  привлекаю таких детей:

- демонстрации упражнений,

- инструкторской деятельности в работе с отстающими,

- судейству соревнований,

- помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

        Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности,  которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

В этом возрасте  стараюсь привлекать ребят к:

- участию в соревнованиях  и конкурсах,

- участию в предметных олимпиадах  различного уровня,

- выступлениям с пропагандой ЗОЖ,

- занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.

        Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- летние оздоровительные площадки для детей;

-сотрудничество с другими школами;

-соревнования.

          В своей работе стараюсь делать все, для выявления одаренных и способных детей, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

2.2.6. Валеологическое  просвещение учащихся и их родителей

        На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.

             На уроках  практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении  различных упражнений  объясняю детям значение каждого из них. Также прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма.

        По  формированию   ценности  здоровья ведется просветительская   работа  с  родителями.

        Родительские собрания затрагивают следующую тематику:

        - пропаганда индивидуальной, семейной ответственности за состояние здоровья ребенка;

        - формирование здорового образа жизни в семье, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

        С участием родителей проводятся спортивные мероприятия:

        - «Веселые старты»;

        - «День здоровья»;

        - «Папа, мама и я – спортивная семья»;

      - совместные походы на природу учащихся и родителей.

  1. Внеклассные  формы физического воспитания

          Большую роль  играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

        С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в такой последовательности, которая  направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными внеклассными формами физического воспитания являются:

 

 В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, Слеты старшеклассников, организуется подготовка команд к   школьным, городским, окружным, зональным    и областным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Участие в соревнованиях школьного,  городского и окружного уровней во многом способствует привлечению школьников к кружковым занятиям.

         Пятый  год  я веду группы спортивного оздоровления. Работа  в этом направлении оказывает действенное влияние на  физическое развитие, сохранение и укрепление  здоровья школьников. Мои воспитанники, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют  все нормативы сдачи тестирования и зачетов.

      Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании работы школьного оздоровительного лагеря. Одной из форм организации отдыха в школьном лагере являются занятия на свежем воздухе,  спортивные игры. Это способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это повышает выносливость,  работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.

2.3  Проведение мониторинга  состояния здоровья и физической подготовленности учащихся

                     Задачи мониторинга:

1.Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.

2.Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности  учащихся.

3.Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

        Систематически осуществляется мониторинг оценивания оздоровительного потенциала и здоровьесберегающей деятельности школы.

        На протяжении 10 лет функционирует мониторинг состояния здоровья учащихся и анализ динамики. В течение трех лет показатели здоровья детей по отдельным видам заболеваний улучшаются, нет травматизма.

        Мониторинг состояния здоровья учащихся и физической подготовленности выглядит следующим образом:

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ.

Динамика здоровья

Тип заболевания

Количество учащихся с данным типом заболевания

2008-2009

учебный год

(всего учащихся - 688)

2009-2010

учебный год

(всего учащихся - 662)

2010-2011*

учебный год

(всего учащихся - 659)

2011-2012

учебный год

(всего учащихся - 651)

Нарушения зрения

109/15,8%

121/18,3%

128/19,4%

128/19,7%

Нарушения опорно-двигательного аппарата

52/7,5%

45/6,7%

65/9,7%

54/8,3%

Нарушения осанки

158/23%

185/27,9%

189/27,5

179/27,5%

Всего учащихся, имеющих хронические заболевания

398/57,8%

379/57,3%

390/56,7

354/54,4%

Всего учащихся, имеющих инвалидность

9/1,3%

9/1,4

9/1,3

7/1,1%

* В 2010 году в первые классы пришли обучаться всего 9,5% учащихся с первой группой здоровья.

КОЛИЧЕСТВО СЛУЧАЕВ ТРАВМАТИЗМА

УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО СЛУЧАЕВ

2006-2007

0

2007-2008

0

2008-2009

0

2009-2010

0

2010-2011

0

2011-2012

0

ДОЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОХВАЧЕННЫХ СПОРТИВНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ (СЕКЦИИ, ГРУППЫ), ОРГАНИЗОВАННЫМИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО И ДОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2007-2008

32%

2008-2009

34%

2009-2010

49%

2010-2011

50%

2011-2012

54,00%

        3. Результативность  работы

        Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий позволило повысить:

 -успеваемость по предмету;

 -динамику роста физической подготовленности учащихся;

 - интерес учащихся к занятиям физической культурой и  мотивацию к   соблюдению здорового образа жизни.

Успеваемость по предмету

Год

Средний бал

Обученность

2007 - 2008

4.5

100 %

2008 - 2009

4.5

100 %

2009 - 2010

4.6

100 %

2010 - 2011

4.6

100 %

2011 - 2012

4.7

100 %

Результаты проведения спартакиады школьников г.о.  Похвистнево

Год  проведения

Классы

Место

2007 - 2008

4-9

4

10-11

4

2008 - 2009

4-9

4

10-11

3

2009 - 2010

4-9

4

10-11

3

2010 - 2011

4-9

3

10-11

3

2011 - 2012

4-9

3

10-11

3

Результаты проведения предметных олимпиад по физической культуре

Предмет

Фамилия, имя

Класс

Окружной

тур место

Областной

тур место

2007 - 2008

Пономарева  О.

Панова А.

9 «б»

9 «б»

1 место

2 место

-

2008 - 2009

Зуев П.

Блинов М.

Фролов М.

Панова А.

Блинов М.

9 «А»

11 «А»

8 «А»

10 «А»

11 «А»

1 место

2 место

3 место

3 место

2 место

-

Физическая  культура

2009 - 2010

Калинин В.

Пономарева О.

Панова А.

Каримова В.

Фролов М.

9 «Б»

11 «А»

11 «А»

10 «А»

9 «А»

1 место

2 место

3 место

2 место

2 место

3 место

участие

Физическая  культура

2010 - 2011

Рустамов Д.

Агафонова Е.

Первухин В.

Бассыров Т.

Тиханов А.

Фролов М.

Каримова В. Молодцова Т.

9 «В»

8 «Б»

9 «А»

9 «А»

10 «А»

10 «А»

11 «А»

11 «А»

1 место

1 место

2 место

3 место

2 место

3 место

2 место

3 место

участие

Физическая  культура

2011 - 2012

Дуняшина Е.

Первухин В.

Тиханов А.

11 «Б»

10 «А»

11 «А»

3 место

2 место

3 место

-

Достижения учителя

Год

Вид

Тема

Организация

2008

Грамота

Лауреат школьного конкурса «Учитель года 2008»

МОУ СОШ №1

2009

Почетная

грамота

Благодарственное письмо

Благодарность

За хорошую организацию спортивно – массовой работы

За активное участие в Городской Спартакиаде и пропаганду ЗОЖ

За отличную подготовку учащихся

по итогам «Слёта старшеклассников

МОУ СОШ №1

СВУ МОиН СО          

МОУ СОШ №1

2010

Почетная

грамота

главы г.о. Похвистнево

За успехи в организации и совершенствовании учебно – воспитательного процесса, большой личный вклад в развитие образования г.о. Похвистнево

Глава г.о. Похвистнево

2011

Грамота

Благодарность

Благодарность

Благодарность

Благодарность

Благодарность

За качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации

За участие в проведении второго открытого турнира по пулевой стрельбе «Ворошиловский стрелок»

За помощь в проведении военно – спортивной игры «Честь имею»

За ответственное отношение к проведению открытого урока по внедрению новых образовательных технологий, создание высокой активности учащихся в ходе обучения

За подготовку учащихся занявших IV общекомандное  место на VII Олимпийских играх учащихся Самарской области по легкоатлетическому кроссу

За подготовку учащихся окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников  

МОУ СОШ №1

УСР администрации г.Похвистнево

УСР администрации г.Похвистнево

МОУ СОШ №1

СВУ МОиН СО          

             

 

СВУ МОиН СО          

2012

Благодарность

Грамота

За помощь в проведении III открытого турнира по пулевой стрельбе «Ворошиловский стрелок»

За достигнутые результаты в обучении граждан, начальной военной подготовке

УСР администрации г.Похвистнево

21 Военный комиссариат Самарской обл.

 Заключение 

           Итак,  цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Однако здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.   В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, так как он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

 

 

Список используемой литературы:

 1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

     «ВАКО», 2004.

2.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,  

     2004.

 3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

     ООО «Дрофа», 2003.

4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель  

    Москва    2003.

5. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания

   учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2007.

6. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, 2002 г.

 Приложение

Характеристики здоровьесберегающего урока

  1.Выполнение рекомендаций СанПиНа: - требования к освещенности кабинета, - проветривание кабинета, - уровень шума, - место и длительность применения ТСО

 2.Динамическая организация урока: - физкультминутка, - поза учащихся во время урока.

3.Психологический подход при проведении урока: - учёт индивидуальных особенностей учащихся, - учёт темперамента учащихся, - умение работать с различными группами, - дифференцированный подход в обучении.

4.Психологический климат урока: - мажорность урока, - проявление доверительного подхода к ученикам, - наличие на уроке эмоциональной разрядки, - создание ситуации успеха.

 5.Некоторые педагогические знания и умения: - чередование различных видов деятельности, - чередование методов, их количество, - плотность урока, - темп окончания урока, - определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности, - умения учителя оценить уровень работоспособности учащихся.

6.Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке: - включение в учебные программы моделей уроков по вопросам здоровья, - постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

Схема анализа урока с позиций здоровьесбережения

  1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т.д.
  2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (4-7 видов за урок).
  3. Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7-10минут).
  4. Число используемых учителем видов преподавания (не менее 3-х за урок; не позже, чем через 10-15 минут).
  5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора, активные методы, направленные на самопознание и развитие).
  6. Длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.
  7. Физкультминутки и физкультпаузы (на 15-20 минуте урока по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями).
  8. Включение (по возможности) в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.
  10. Благоприятный климат на уроке. Отсутствие микроконфликтов.
  11. Преобладающее выражение лица учителя. Наличие эмоционально-смысловых разрядок.

В конце урока обратить внимание на показатели:

  • Итоговая плотность урока (60% - 80%).
  • Момент наступления утомления у учащихся (за 5 – 10 минут до конца урока).
  • Темп и особенности окончания урока. К негативным относятся:
  1. Неоправданно быстрый темп заключительной части;
  2. Отсутствие времени на вопросы учащихся;
  3. Необходимость торопливой, без комментариев, записи домашнего задания.
  1. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
  2. Состояние и вид учеников, выходящих с урока:
  1. Спокойно-деловое, удовлетворённое, умеренно-возбуждённое.
  2. Утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».
  3. Обратить внимание на самого учителя.

Схема самоанализа урока

  1. В каком классе проводился урок
  2. Характеристика групп здоровья учащихся данного класса
  3. Форма проведения урока
  4. Тема, цели, задачи урока
  5. Как решались поставленные задачи, какие упражнения помогли решению оздоровительных задач
  6. Использовался ли теоретический материал?
  7. Характеристика каждого этапа урока.
  1. С какой целью проводился каждый этап урока?
  2. Какие использовались упражнения в подготовительном этапе?
  3. В какой форме проводился основной этап?
  4. Соблюдалась ли техника безопасности на уроке?
  5. Как была организована страховка и самостраховка?
  1. Какие формы и методы работы использовались на уроке?
  2. Достигнуты  ли основные задачи, поставленные на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Статья_Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения

Статья обобщающая опыт использования здоровьесберегающих технологий на урока физической культуры в условиях СПО....

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...

" Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников".

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников призваны цели и задачи образовательной области "Физическая культура". Увеличение двиг...

Использование здоровьесберегающих технологий по физической культуре во внеурочное время в условиях реализации программы ФГОС

Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой   совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и п...