Интеграция педагогического опыта
статья по физкультуре на тему
Данная работа является результатом интеграции моего многолетнего педагогического опыта по преподаванию. Идея обобщить свой опыт постепенно сформировалась по мере прохождения, семинаров, курсов повышения квалификации...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_pedagogicheskogo_opyta.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция педагогического опыта
I. Введение.
Данная работа является результатом интеграции моего многолетнего педагогического опыта по преподаванию спортивных бальных танцев. Идея обобщить свой опыт постепенно сформировалась по мере прохождения, семинаров, курсов повышения квалификации...
Лекторы, читавшие эти курсы, достаточно систематично и последовательно излагали в том числе и знания различных психологических наук. Это приводило к тому, что имеющиеся у меня теоретические и практические знания в этой области упорядочивались и стабилизировались. Имеющиеся пробелы заполнялись новой информацией, исчезали некоторые неясности.
Хотя курсы назывались «Психологический мир ребенка», разговор в них велся не только о детях, наших учениках, но и о психологии самих педагогов. И это совершенно правильно. Один из законов Бытия гласит: «Внешнее есть отражение внутреннего». Каков педагог изнутри - такие ученики его окружают.
Окончательное решение о содержании данной работы у меня сложилось после занятий по сказкотерапии. Форма передачи информации через миф, сказку, легенду является для меня хорошо воспринимаемой. И я решила написать некую психологическую сказку о самой себе, о своем педагогическом пути.
II. Основная часть.
Каждый педагог в процессе своей профессиональной деятельности проходит определенные этапы, стадии своего становления и развития. Естественно, они соотносятся с этапами его жизни вообще, т.к. работа занимает важное место в жизни людей, а в моей случае - очень важное. Эти этапы отличаются друг от друга по внутренней мотивации, средствам и методам деятельности, эмоциональной насыщенности, целям и задачам и многим другим параметрам. У разных педагогов они могут совпадать, могут чем- то отличаться, как во временном аспекте, так и в содержательном.
В этой работе я хочу коротко изложить свой педагогический путь таким, каким я его вижу сейчас, в апреле 2011 года. В какие-то моменты прошлого я оценивала и видела этот путь иначе, в будущем он тоже вероятно в чем-то изменится. Общение с моими коллегами, педагогами, дало мне понимание, что многие мои профессиональные проблемы являются общими для всех, но в чем-то я очень специфична. По моим ощущениям я нахожусь сейчас где-то на третьем этапе своего педагогического развития. Но начнем сначала...
1
Но самым главным является то, что эти этапы характеризуются различной степенью осознания педагогом своего места в мире, своей «точки» на линии профессионального развития, своего предназначения как педагога, так и человека вообще. Поэтому, наверное, очень важно для любого педагога, является ли он начинающим или очень опытным, постоянно анализировать и пытаться осознавать процесс своей деятельности. Почему я работаю так, а не иначе? Что мною движет? Чего я хочу добиться? Почему у меня случаются неудачи? Зачем мне все это надо? Почему Вселенная подбрасывает эти «задачки», а не другие?
По профессиональной принадлежности я являюсь педагогом по спортивным бальным танцам. И, естественно, как все педагоги данной категории до этого являлась танцором. В свой первый педагогический период (около 7 лет, наверное) я этим танцором продолжала оставаться, т.е. я сочетала выступления на спортивных соревнованиях и преподавание в своей танцевальной студии. Свой основной педагогический принцип в это время я могла бы, скорее всего, сформулировать словами «делай как я». Я «хватала всех детей, приходивших заниматься в студию и искренне старалась сделать из них «чемпионов». Как ни странно, это почти получалось. Большинство из моих учеников «первой волны» достигли очень неплохих результатов в бальных, танцах. Я сама для себя поняла, что могу работать педагогом (образование - то у меня высшее инженерно-техническое).
Появился и отрицательный опыт: твои лучшие ученики все равно, в конце концов бросали занятия бальными танцам, а некоторые даже уходили по каким-либо причинам в другие танцевальные клубы. Но тогда я не очень сильно обращала на это внимание, считая это досадным недоразумением. Мой энтузиазм преодолевал встречавшиеся на пути трудности.
Второй этап моей педагогической деятельности отличался от первого гораздо большим включением в работу моего интеллекта. Почему это происходило?
По мере накопления опыта не очень хотелось работать по принципу «делай как я», а хотелось - «как надо», «по науке», с учетом уже накопившегося опыта большого объема знаний в области бальных танцев. Появились свои первые наработанные методики преподавания, свой собственный подход к организации тренировочного процесса.
Развитие студии происходило экстенсивно (вширь): росло количество пар, увеличивался объем конкурсной и концертной деятельности; танцоры студии выступали уже не только в России, но и за рубежем. Студия и ее педагоги прочно утвердились в городе, в Федерации танцевального спорта. В конце концов, коллектив получил звание «Образцового».
Примерно в середине этого периода, продолжавшегося около 10 лет, я закончила выступать как действующий танцор и перешла полностью на тренировочно - педагогическую деятельность.
Все было бы хорошо, но также пропорционально рос и объем негативного опыта, который я получала в процессе свое работы. Ученики бросали танцы,
«предавали» тебя, уходя в другие клубы. Конкуренция между тренерами и клубами на конкурсах велась порой самыми нечистоплотными методами. Постоянно приходилось сталкиваться с амбициозными родителями, которые хотели, чтобы их ребенок занял хорошее место на конкурсе независимо от его реальных природных данных и способностей.
И где-то к концу этого периода эта масса отрицательных эмоций стала превосходить все то положительное и радостное, что я имела в своей работе. Я стала задаваться вопросом: «Неужели это мое любимое дело"?» По моим ощущениям работа для меня превратилась в некую «обязательную ежедневную каторгу». Постепенно, я стала понимать, что так жить дальше нельзя.
Скорее всего, со мной происходило то, что традиционная психология называет «кризисом сорокалетнего возраста». Долгие годы я отдавала свою энергию, свои знания на создание красивых, качественных танцевальных пар. Практически, вся моя жизнь была подстроена под мою работу, т.е. я была «трудоголиком». Но в какой-то момент времени стали появляться мысли другого рода: «Хорошо, это все - детям, ученикам, а что же я делаю для себя? Чего хочется лично мне?» И я начала все глубже заглядывать внутрь себя.
По эзотерической традиции, человек состоит из нескольких тел, которые входят одно в другое как в матрешке. Первые три - физическое, эмоциональное и ментальное - я более или менее ощущала, понимала, что это такое и, соответственно, использовала в жизни и в работе. Четвертое тело - казуальное или тело причин, долгое время было для меня некоторой абстракцией, книжкой, которая лежит на высокой полке, и я не могу до нее дотянуться. Но в этот период времени, который я описываю, мои внутренние поиски самой себя привели к тому, что я стала «видеть» некоторые новые явления, процессы, связи, которых раньше для меня как бы не существовало. Постепенно я осознала, что, то, что я «вижу» это и есть то самое казуальное тело. Чтобы яснее представить себе, о чем речь, один конкретный пример из моей практики.
Как-то пришел ко мне заниматься стройный мальчик 10 лет, с хорошими внешними данными. Танцевал он очень неплохо; на конкурсах, как правило, занимал призовые места. Но, когда я смотрел на его танец, у меня складывалось странное впечатление, что это не он сам, не по своему желанию двигается, а как - будто кто-то со стороны дергает за невидимые ниточки и руководит им как марионеткой. Хотя, если бы вы спросили его самого, он бы ответил, что занимается по собственному желанию и получает от этого большое удовлетворение. Я же интуитивно видела, что причина его танцевания находится не в нем самом. Полная картина прояснилась после общения с его мамой. Оказывается, в свое время, она начала заниматься танцами и ей это очень нравилось. Но какие-то жизненные обстоятельства не позволили ей, продолжить эти занятия и внутри ей очень хотелось, чтобы ее
сын красиво танцевал на паркете, как не получилось у нее самой. И этот очень сильный эмоционально-энергетический заряд она как бы вложила в него. Ее сын этого практически не осознавал, просто ему хочется и нравится танцевать. Где-то в 16 лет у этого молодого человека заряд иссяк, и он понял, что танцы ему совсем не нужны.
Это типичный пример для меня и для многих педагогов показывает, что причины наших действий часто находятся чуть глубже того уровня, который мы осознаем в данный момент времени.
Итак, я решила перестроить свою работу исходя из своих внутренних желаний, а не потому, что «так надо». С чего начать? Вопрос сложный, и наверное, важный. Интуитивно, я начала с того, что посмотрела на тех людей, которые были вокруг меня, т.е. на своих учеников. И к своему удивлению увидела, что большинство из них мне не симпатично, раздражает меня, и я работаю с ними, только исходя из каких-то абстрактных педагогических принципов или амбициозных устремлений. Естественно, об этом я никому ничего не говорила, но через пару месяцев большинство моих учеников разбежалось кто-куда по разным причинам. С одной стороны это было досадно, но с другой стороны показывало, насколько я была не в гармонии с самой собой.
Другими словами, я начала с того, с чего начинают, наверное, все лидеры по всему миру - я начала собирать «свою команду». Я хотела иметь учеников, работая с которыми, я бы получала удовольствие, и чтобы им также было комфортно и интересно со мной. Но по каким критериям отделить «своего» от «чужого»? Интуиция - это хорошо, но я понимала, что ее одной недостаточно. Интуицию мы иногда путаем с воображением, а это разные вещи. Нужны были какие-то рациональные занятия для левого полушария мозга, подкрепляющие то, что чувствует образное правое полушарие.
Как только этот вопрос встал передо мной, так тут же я начала понимать, как я могу на него ответить. Много - много лет назад я открыла для себя оккультные, эзотерические науки, такие как астрология, магия, нумерология и т.п. Это были те знания из прошлого человечества, что наотрез отрицала материалистическая наука 19-20 веков, но которые стали основой моего миропонимания. Конечно, я их использовала и раньше в своей профессиональной деятельности, но как-то неумело. Порою получалось «саксофоном колоть орехи». Но теперь эти знания несколько упорядочились в моей голове, и я стала различать, где надо применять магию, а где можно обойтись физикой.
Итак, по какому критерию отбирать себе «своих» учеников? Естественно, по имени. Это единственное, что в нашей культуре характеризует индивидуальность человека. Фамилия - от отца, отчество - от отца, т.е. у нас патриархальная культура...
В течение многих лет я, заполняя журналы, вписывала туда имена и отчества мам своих учеников. Отцов я обычно не записывала, т.к. они редко
4
интересовались занятиями своих детей по бальным танцам. И я замечала, что некоторые имена и отчества у меня повторяются из года в год, а некоторые, если и появляются, то исчезают через достаточно короткий промежуток времени, я могу, наверное, с точностью до 80% определить по имени - отчеству матери ребенка определить останется он у меня на долгий срок или нет.
То же самое можно сказать и об именах детей. Но, все-таки, это статистика. А как конкретно определить насколько совместимо твое имя и какое-нибудь другое? Достаточно просто: по согласным буквам в имени. Если у двух человек в именах есть по одной одинаковой согласной букве, то они неплохо чувствуют и понимают друг друга. Если одинаковых согласных две - взаимопонимание еще лучше и т.д. Если у вас нет одинаковых согласных букв в именах, значит вы друг для друга чуть-чуть «инопланетяне».
Что еще может сказать имя о человеке. Если оно начинается с гласного звука. То человек как бы эмоционально открыт окружающему миру. Если с согласного - наоборот. Если имя и начинается и заканчивается согласными буквами — это что - то вроде «твердого орешка». Человек, имя которого заканчивается на гласный звук, при общении оставляет какой-то легкий эмоциональный «шлейф». Все это очень трудно передать словами, все мои описания достаточно приближенны.
Имя и человек, который его носит, есть некое неразрывное целое. У многих племен индейцев Северной Америки у каждого человека существовало два имени. Одно - настоящее, и его почти никто не знал, оно тщательно оберегалось. Другое - знали все, оно предназначалось для общения, и было не именем, а как бы прозвищем. Почему так делалось? Настоящее имя скрывалось, чтобы его не могли использовать для магических обрядов, заклинаний, направленных на нанесения вреда данному человеку. Общеизвестно, что при всевозможных религиозных и мистических посвящениях человеку часто присваивается новое имя. Тем самым, устанавливается, что его внутренняя индивидуальность меняется.
Еще можно добавить, что у нас получается хороший контакт с людьми, имеющими такие же имена, как у наших собственных бабушек и дедушек. С именами родителей посложнее, т.к. часто у нас в отношении с ними присутствуют неразрешенные внутренние эмоциональные конфликты. Соответственно, и с людьми, имеющими имена такие же, как у ваших родителей, «налет» этих конфликтов остается.
На тему имен можно говорить очень много, но вернемся к педагогике. После того как мой коллектив почти распался, я года полтора находилась в какой-то «педагогической спячке». Другими словами, я стояла на распутье дорог и думала, куда пойти, в какую сторону? Наконец, мое внутреннее зрение увидело некий «третий путь», и я начала собирать «свою команду», о чем писала выше.
5
Почему этот путь, по которому я пошла - «третий». Не только потому, что он третий по счету; он третий по качеству. О чем идет речь?
В нашем мире действует некий закон, который можно назвать Законом Триад. Любой познавательный процесс, который вы осуществляете, проходит три фазы:
- - уход в познание, расширение и увеличение количества форм;
- - сам процесс познания, получение информации и накопление опыта;
- - синтез опыта, выделение наиболее ценного.
Первая фаза носит активный, волевой, мужской характер (в христианской традиции - это Бог - отец). Вторая фаза - скорее ученическая (Бог - Сын). Третья фаза - интеграция, она имеет некий женский характер (Святой Дух).
Эта третья фаза по сравнению с первой носит интровертивный характер, т.е. энергия направляется внутрь. Так, если на первом этапе своей педагогической деятельности я очень сильно хотела удивить мир. И своим собственным танцем, и своими парами. Сейчас я этим уже не болею. У меня появилась определенная самодостаточность: я представляю, что я делаю очень хорошо, и чем мне заниматься не очень хочется.
Закону Триад подчиняется эволюция любого Существа, в том числе и человека. В триаде представлены три силы - положительная, или утверждающая, отрицательная, или отрицающая, и нейтральная, или нейтрализующая. Эта силы постоянно переходят друг в друга и взаимодействуют.
Первая сила - это утвердительная позиция. Эту сильную позицию вы занимаете, когда, например, говорите себе: «Я хочу найти новую работу». Вторая сила проверяет отрицанием первую позицию. Если вы хотите сделать карьеру в какой-то новой для вас сфере и считаете, что вам не хватает опыта, вы либо сдаетесь, либо продолжите накапливать опыт и бороться. Вторая сила поможет вам определить, насколько сильно вы хотите сменить работу.
Третью силу заметить труднее всего. Как это ни парадоксально, в большинстве ситуаций людям даже не приходит в голову, что можно занять нейтральную позицию. В нейтральной позиции нет никакой драмы, никакой интенсивности, тем не менее именно она способна вызывать великие перемены. Нейтральность включает в себя непротивление и недеяние.
Ход нашей жизни также подчиняется закону Триад. Это можно представить с помощью трех позиций.
1-ая позиция. То, с чего вы начинаете. Принятие чего-то для себя. Ребенок начинает учиться и старается узнать как можно больше. Юноша поступает в университет, и учится, например, на психолога. Духовный ученик
6
занимается самопознанием. Любой процесс обучения предполагает принятие знаний, навыков и т.д.
2-ая позиция. На этой позиции вы передаете другим то, что получили ранее, обучая других людей и служа им. Ребенок вырастает и делает свой вклад в общество и мир, используя полученные воспитание и образование. Студент оканчивает университет и работает психологом, передавая людям то, чему научился. Духовный ученик достигает такого уровня знаний и принятия себя, на котором становится самодостаточным существом и образцом для тех, кто еще работает над собой. Он продолжает развиваться, но уже с помощью различения на основе имеющихся знаний. Обучая других, он продолжает учиться сам.
3-я позиция. Это понимание «всей картины жизни в целом». Это осознание того, что «есть ты, есть я, и есть контекст, который определяет наше отношение ко всему остальному». Взрослый человек создал семью, вырастил детей и достиг вершины своей карьеры и стабильности в семье. Он испытал на себе возможные проблемы и несчастья, все радости и огорчения семейной жизни, работы и т.д. Теперь он воспринимает все объективно и с пониманием. Психолог скорее всего уже достиг среднего возраста. Он ясно видит достоинства и недостатки своей профессии; он научился хорошо понимать своих пациентов и доверяет своей интуиции, не полагается при анализе симптомов на первое впечатление. Он уже утратил пыл, свойственный молодости, стал более спокойным и мудрым. У него появилось глобальное видение жизни, он расслаблен, терпелив, нейтрален и компетентен, причем компетентен не просто технически, а на самом глубоком уровне. Человек, который избрал духовный путь, следовал все аспекты своей духовности. Он общался со множеством людей и видел почти все, что только может увидеть человек. Он накопил огромный духовный опыт. Он способен учить других, но может и не делать этого. Он обрел глобальное видение духовности и сохраняет его на глубоком инстинктивном уровне. У него появилось чувство цельности и завершенности.
III. Заключение.
Целью данной работы является обобщение, переосмысление и выход на какие-то новые «точки» осмысления собственного педагогического опыта. Я вспомнила с чего я начала, как я развивалась, пыталась понять к чему пришла. Но то, что я называю словом «интеграция» - это не просто воспоминания. Это сложный многогранный процесс, который включает в себя интеллектуальный анализ, осознание, принятие того, что вы ощущаете, с целью глубокого переживания. Проделав все это, я поняла, что двигаюсь в своей педагогической деятельности в соответствии с Законом Триад, законом, который я, в принципе, давно знала.
Написание данной работы как и прохождение курсов «Психологический мир ребенка» было для меня, как я ощущаю и понимаю, очень полезным. Если кто-то, прочитав эту работу, извлечет что-то ценное для себя, я буду рада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Интеграция педагогических технологий: из опыта работы
Задача методической разработки - обобщить опыт по использованию возможностей интеграции современных педагогических технологий в рамках урока, отследить результативность этого использования главным обр...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"
Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"...