Специальная физическая подготовка юных боксеров в годичном тренировочном цикле
методическая разработка по физкультуре по теме

В теории и  методике детско-юношеского спорта все большее внимание уделяется поискам новых форм физического развития, с целью последующей, эффективной реализации возможностей подростка в избранном виде спорта.Ранняя специализация не позволяет им полностью раскрыть свой спортивный потенциал при переходе из одной возрастной группы в другую, тем более при переходе в спорт высших достижений.В этой связи проблемы научного обоснования рациональной структуры средств общей физической, специальной физической и специальной подготовки юных боксеров на этапе начального обучения представляет значительный интерес для специалистов детско-юношеского спорта и является актуальной задачей подготовки спортивного резерва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_rekomendatsii_boks.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Меркурьев

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Специальная физическая подготовка юных боксёров в годичном тренировочном цикле

Тольятти

2014

Специальная физическая подготовка юных боксёров в годичном тренировочном цикле

В теории и методике детско-юношеского спорта все больше внимания уделяется поискам новых форм физического развития, с целью последующей, эффективной реализации возможностей подростка в избранном виде спорта. Особенно эти аспекты проявляются в видах спортивных единоборств, где общий уровень здоровья, силовых и скоростно-силовых компонентов физического развития юных спортсменов зачастую сдерживают обучение базовой технике, выбранного вида спорта.

Ранняя спортивная специализация в подготовке юных спортсменов не позволяет им полностью раскрыть свой спортивный потенциал при переходе из одной возрастной группы в другую и тем более при переходе в спорт высших достижений. В этой связи проблемы научного обоснования рациональной структуры средств общей физической, специальной физической и специальной подготовки юных боксеров на этапе начального обучения представляет значительный интерес для специалистов детско-юношеского спорта и является актуальной задачей подготовки спортивного резерва.

Предполагалось, что применение средств специальной физической и технической подготовки юных боксеров способствует развитию уровня скоростно-силовой подготовленности и формированию специальных навыков техники и тактики бокса.  Процессу формирования организма детей свойственны определенные периоды ускорения и замедления темпов развития. Современные социальные и экологические изменениями в мире привели к значительному снижению физической активности детей в раннем возрасте, что находит свое отражение в большой вариативности возрастной динамики темпов физического развития. Гетерохронность индивидуальных темпов развития организма детей, физических и, в частности, скоростно-силовых качеств, несмотря на достаточное количество опубликованных работ, в процессе обучения в спортивных школах учитываются недостаточно.

В спортивных единоборствах эффективность освоения базовой техники определяется уровнем развития специальных физических качеств, которые в современных социальных условиях обусловлены не только календарным возрастом. Однако практика работы в детско-юношеских спортивных школах не стимулирует общее физическое развитие детей, так как главным мотивом в работе детского тренера является спортивный результат его ученика. Ранняя спортивная специализация в подготовке юных спортсменов не позволяет им полностью раскрыть свой спортивный потенциал при переходе из одной возрастной группы в другую и тем более при переходе в спорт высших достижений. В этой связи проблемы научного обоснования рациональной структуры средств общей физической, специальной физической и специальной подготовки юных боксеров на этапе начального обучения представляет значительный интерес для специалистов детско-юношеского спорта и является актуальной задачей подготовки спортивного резерва.

Многолетняя подготовка от новичка до чемпиона рассматривается как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям со свойственными ему особенностями и с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически необозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути. Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей, которые можно представить как:

1 .Тренировочные занятия с юными спортсменами в первые годы занятий не должны быть ориентированы на достижение высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

3.  В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

4.        Надёжной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.

6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

Таким образом, основные задачи в подготовке юных спортсменов это укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; обучение технике бокса; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий выбранным видом спорта.

Следует учитывать и факторы, ограничивающие физическую нагрузку в возрастном аспекте, которые связаны с недостаточной адаптацией к физическим нагрузкам, возрастными особенностями физического развития и недостаточным общим объемом двигательных умений.

Проявление физических способностей зависит от деятельности центральной нервной системы, физиологического поперечника мышц, их эластичности, биохимических процессов, происходящих в мышцах, уровня владения техникой физических упражнений и т.д. Значительную роль в проявлении мышечной силы играют волевые усилия.

Возрастная характеристика показателей становой и суммарной силы сгибателей туловища и разгибателей рук выглядит следующим образом. У мальчиков и юношей они неравномерно развиваются с 10 до 17 лет. С 9 до 11 лет наблюдается незначительное увеличение силы. Более интенсивно это качество начинает развиваться с 12-13 до 16 лет. Наибольшая скорость увеличения показателей силы отмечена с 15 до 16 лет.

В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие силовых способностей. Следует стремиться обеспечить всестороннее развитие всех групп мышц, содействовать образованию достаточно прочного мышечного корсета, укреплять дыхательную мускулатуру. В течение большей части школьного периода силовые упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность. Развитие силы в этот период в целом должно быть подчинено развитию скоростно-силовых способностей, и только в старших классах создаются благоприятные возможности для развития собственно силовых способностей.

По мнению В.П. Филина, становая сила увеличивается с возрастом: в период с 13 по 18 лет – на 50%, достигая к 17-18 годам показателей, приближающихся к уровню взрослых спортсменов. Особенно интенсивен рост становой силы между 13 и 14 годами, 14 и 15 годами. Между 17 и 18 годами он заметно замедляется. Особенно интенсивный рост силы обнаружен в 15-17 лет (53,3%). Способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо, однако в дальнейшем с 12 до 16 лет, она развивается весьма интенсивно. То же самое относится к способности расслаблять мышцы. В период с 7 до 11 лет она изменяется незначительно, а к 15-16 годам существенно улучшается.

У младших школьников вначале развиваются крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки – мелкие мышцы. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног.

Сила мышц-разгибателей нижних конечностей с 8 до 9 лет увеличивается незначительно: под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Однако в период с 8 до 10 лет отмечается наибольший прирост силы сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья. Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания и после его окончания. Так, если у 8-летнего ребенка мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-летнего – около 29%, то у подростка 15 лет - около 33%, у юношей 18 лет – 44%.

Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп выявлен в период от 13 до 15 лет. Этому способствует не только заметный скачок в увеличении массы тела в данном возрастном периоде. Большое значение имеют повышение скорости сокращения мышц, возрастающая способность к длительным статическим напряжениям, улучшение координации движений.

В юношеском возрасте значительно увеличивается мышечная масса. Мышцы у юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию и отличаются высокой способностью к расслаблению. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы у них приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе. Поэтому в данном возрасте целесообразно увеличивать объем силовой работы и величину отягощении.

К основным средствам воспитания силы относятся упражнения с повышенным сопротивлением. В целом, силовые упражнения делятся на две группы.

1.        Упражнения с внешним сопротивлением.

В качестве внешнего сопротивления используют:

а)        вес предметов;

б)        противодействие партнера;

в)        сопротивление внешней среды;

г)        сопротивление упругих предметов.

2.        Упражнения, отягощенные весом собственного тела.

Развитие максимальной мышечной силы возможно в двух направлениях. Первое – это увеличение силы за счет совершенствования внутримышечной и межмышечной координации. Второе направление – прирост силы за счет увеличения мышечной массы.

При развитии максимальной силы предъявляются следующие требования к основным компонентам нагрузки.

  1. Основным является динамический режим работы мышц. Достаточно эффективны изокинетические упражнения, однако их объем не должен превышать 20-30% общего объема работы, направленной на развитие максимальной силы. Упражнения, выполняемые в статическом режиме, не должны превышать 10% общего объема силовой работы, в детском и подростковом возрасте – не более 5-6%.
  2. Величина сопротивления должна быть значительной – в пределах 70-90% максимально доступных в том или ином упражнениях. Совершенствованию мышечной координации способствуют отягощения, колеблющиеся в пределах 40-60% максимально доступных, а также отягощения близкие к соревновательным.

Применение максимальных отягощений нежелательно по двум причинам. Во-первых, эффективность выполнения упражнений, при которых в отдельном подходе не может быть выполнено более 1-2 движений, значительно ниже той, которая имеет место при количестве повторений до 8-12 раз в каждом подходе. Во-вторых, максимальные отягощения часто приводят к травмам. В-третьих, вряд ли необходима для боксеров силовая подготовка по примеру тяжелоатлетов. Для квалифицированных боксеров характерно умение реализовать свои силовые возможности при выполнении тактико-технических действий.

3. Темп выполнения упражнений. Оптимальным, при повышении силы за счет совершенствования внутримышечной и межмышечной координации, является средний темп движений, при котором на каждое движение отводится до 1,5-2,5 сек. При повышении уровня максимальной силы путем увеличения мышечной массы темп движений должен быть низким – до 4-6 сек. на выполнение каждого движения.

Высокий темп движений при воспитании максимальной силы малоэффективен и зачастую приводит к травмам.

4.        Продолжительность выполнения отдельных упражнений. Если целью упражнения является совершенствование внутримышечной координации, количество повторений обычно колеблется от 2 до 6. Если отягощения меньше (30-60% мах) и ставится задача улучшения межмышечной координации, количество повторений может возрасти до 15-20.

При использовании упражнений, выполняемых в статическом режиме, у квалифицированных спортсменов диапазон выполнения находится в зоне 5-12 сек, у юных спортсменов – до 5-8 сек. При повышении силы за счет прироста мышечной массы оптимальными являются упражнения, выполняемые в течение 30-60 сек при 8-12 повторениях, т.е. на каждое упражнение отводится от 4 до б сек. Работа такой продолжительности позволяет выполнять упражнения с достаточно большими отягощениями (80-90% от максимального), что является одним из основных условий для прироста максимальной силы, а также обеспечивает вовлечение в работу значительного количества мышечных волокон.

5.        Продолжительность и характер отдыха между подходами. При установлении продолжительности отдыха целесообразно ориентироваться на данные частоты сердечных сокращений, возвращение которых к дорабочему уровню является сигналом к началу очередной работы. Паузы между отдельными подходами целесообразно заполнять упражнениями на расслабление, само массажем мышц, малоинтенсивными движениями (дыхательные упражнения, ходьба и т.д.).

Прирост максимальной силы за счет увеличения мышечной массы требует в основном относительно непродолжительных пауз между подходами: 15-30 сек между упражнениями локального характера, 20-45 сек – между упражнениями частичного характера, 40-60 сек – общего.

6. Количество повторений в занятии.

Объем упражнений, направленных на повышение максимальных силовых возможностей может колебаться в широком диапазоне. Если упражнения предполагают вовлечение в работу больших мышечных объемов, их количество невелико до 10-15 подходов в занятии. Время упражнений при развитии максимальной мышечной силы без прироста мышечной массы занимает до 40-50 мин, а при развитии силы за счет прироста массы – до 30 минут [23, 38].

Силовая выносливость во многом определяется функциональными возможностями систем кровообращения и дыхания, обеспечивающими потребление и транспорт кислорода к работающим мышцам, способностью к эффективной утилизации кислорода работающими мышцами.

Силовая выносливость наиболее успешно развивается с помощью специально-подготовительных упражнений, позволяющих предъявлять повышенные требования к мышцам, несущим основную нагрузку в соревнованиях по борьбе.

  1. Основной режим работы мышц – динамический. В малом объеме могут применяться статические упражнения (например, захваты, защитные действия и т.д.).
  2. Величина сопротивления. Основными величинами усилий, в которых выполняется большинство упражнений с различного рода отягощениями, являются 40-60% от максимального. При выполнении специально-подготовительного упражнения величина преодолеваемого сопротивления равна сопротивлению, встречающемуся в соревновательной деятельности.

Статические усилия колеблются в пределах 70-100% силы, доступной в данном упражнении.

  1. Темп выполнения упражнений на практике бывает средним или близким к соревновательному.
  2. Продолжительность выполнения отдельного упражнения

Динамические упражнения выполняются многократно, до существенного утомления. Количество повторений силовых упражнений может колебаться от 15 до 150. Продолжительность статических упражнений колеблется от 8-10 до 20-30 сек.

Продолжительность выполнения силовых упражнений зависит от подготовленности, возраста, индивидуальных особенностей и характера самих упражнений.

  1. Продолжительность и характер отдыха между подходами. Продолжительность пауз колеблется от 30 до 90 сек. и зависит от длительности упражнения и объема мышц, вовлеченных в работу. При кратковременных упражнениях (20-60 сек) следует добиваться накопления утомления за счет нескольких подходов. Очередной подход к снаряду целесообразно начинать при ЧСС 100-120 уд/мин. При длительных силовых упражнениях продолжительность пауз должна быть достаточной для восстановления работоспособности.
  2. Количество повторений в занятии. В занятиях, вся программа которых направлена на повышение силовой выносливости, количество повторений может быть очень велико и достигать 40-60.

На этапе первоначального обучения (в возрасте 8-10 лет) проводится общая силовая подготовка с целью осуществления разностороннего развития всех мышечных групп. Силовые упражнения должны содействовать образованию достаточно крепкого "мышечного корсета", укреплению дыхательной мускулатуры, воздействовать на группы мышц, которые без применения физических упражнений развиваются медленно. Основное средство отягощения – собственный вес тела и звеньев тела. Упражнения должны быть динамичными, без значительных статических напряжений.

Наиболее распространенные средства силовой подготовки – общеразвивающие упражнения без отягощения и с отягощениями в пределах 1-2 кг. В силовой подготовке детей 8-10 лет следует шире использовать упражнения в лазании и перелезании через различные препятствия; упражнения с мячами в положении сидя, лежа на спине и животе; ходьбу на четвереньках; висы, смешанные висы и упоры; подвижные игры и эстафеты с включением указанных выше упражнений.

В возрасте 11-12 лет можно уже дополнительно использовать упражнения с набивными мячами, гантелями, предметами весом 2-3 кг [6].

Основной метод выполнения упражнений в возрасте 8-10лет, 11-12 лет -повторный, однако упражнения не выполняются до отказа. Не следует применять больших отягощений и тем более максимальных. При воспитании силовых способностей у детей младшего возраста следует избегать больших нагрузок на позвоночник; длительных односторонних напряжений мышц туловища; перенапряжений опорно-связочного аппарата при прыжковых, силовых упражнениях; длительных мышечных усилий, связанных с на-туживанием; волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к нервной системе. Необходимо исключить упражнения с резкими односторонними толчками (силовые приемы на скорости, встречном движении), ассиметричным подниманием тяжестей, длительные нагрузки на опорную поверхность стоп (упражнения с весом партнера). Силу в 8-10 и 11-12 лет следует воспитывать в основном за счет скоростно-силовых, динамических упражнений.

Отмечено, что в данном возрасте мышцы больше растут в длину, чем в поперечнике. Поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, оказывается недостаточно эффективным.

Наряду с воспитанием силы, необходимо развивать способность расслаблять мышцы после их очередного напряжения. Если освоены навыки произвольного расслабления мышц на начальном этапе обучения, то имеются хорошие предпосылки достижения высоких результатов в дальнейшем.

В возрасте 13-14 лет значение силовой подготовки постепенно возрастает. К общеразвивающим упражнениям добавляются специальные силовые упражнения данного вида спорта.

Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных отягощении (30-40% от максимального) с предельным числом повторений "до отказа". Этот метод является важным в подготовке юных боксеров и служит основой для использования других методов силовой подготовки. Нагрузка при использовании данного метода в большей степени соответствует возрастным особенностям подростков и юношей.

Большой объем повторной работы "до отказа" приводит к функциональной гипертрофии мышц, увеличению в них капиллярной сети, улучшению кровоснабжения и положительно сказывается на росте силы и силовой выносливости. Применение повторного метода позволяет избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы, снизить вероятность травматизма и контролировать технику выполнения упражнения.

Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнений при незначительном отягощении. Этот метод наиболее эффективен для воспитания быстрой силы. В 15-18 лет по мере увеличения мышечной массы и биологического созревания организма силовая подготовка становится все более специализированной. В этом возрасте, наряду с такими отягощениями, как вес собственного тела, вес партнера, гантели и эспандеры, начинают применять штангу, силовые тренажеры. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение упражнений с предельными и околопредельными внешними отягощениями. Применение данного метода требует хорошей предварительной подготовленности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата. Тренировочные занятия с использованием метода максимальных усилий планируются в начале основной части занятия, в микроцикле – в 1-й или 2-й день после дня отдыха.

Интервалы отдыха при выполнении упражнений с максимальными весами должны быть достаточными для восстановления (обычно 3-5 мин. между подходами). Паузы отдыха следует заполнять упражнениями на расслабление, а также на растягивание. Однако мышцы, которые непосредственно перед этим нагружались, не должны подвергаться резкому растягиванию. В подготовке спортсменов 15-18 лет метод максимальных усилий целесообразно использовать только в базовых мезоциклах подготовительного периода. Не рекомендуется включать работу с максимальными весами юным спортсменам после перерыва в занятиях, вызванного болезнями, травмами и другими причинами. Метод прогрессирующих отягощении позволяет бороться с адаптацией к весу отягощения и предусматривает увеличение веса с 50 до 75, а затем и до 100 % от максимального с интервалами отдыха 3-4 мин. между подходами.

Ударный метод тренировки в основном применяется при подготовке спортсменов высокой квалификации. Он основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего (движущегося) тела (снаряда) и обеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей (например, прыжок в глубину и быстрое выпрыгивание).

Ударный метод, как правило, целесообразно использовать на базовых этапах подготовки и не более 1-2 раза в неделю. За одну тренировку обычно выполняется 2-3 серии по 8-10 прыжков с интервалом отдыха между повторениями около 5 сек. и между сериями 3-4 мин.

Метод изометрических усилий используется как дополнительное средство в процессе подготовки юных борцов. Он предусматривает выполнение максимальных повторных напряжений длительностью 5-6 сек. в статических условиях. В процессе силовой подготовки вряд ли целесообразно специально выполнять статические упражнения, так как во время соревновательного поединка кратковременные изометрические усилия проявляются неоднократно.

Изокинетический метод силовой тренировки предусматривает выполнение упражнений, в которых величина прилагаемого усилия по всей амплитуде движения остается неизменной. Для тренировки изокинетическим методом используют специальные тренажерные устройства, в основу работы которых положен принцип функционального механизма. Следует отметить, что силовая тренировка с помощью изокинетического метода позволяет значительно снизить количество травм опорно-двигательного аппарата.

Круговая форма организации тренировки занимает большое место в силовой подготовке юных единоборцев. Важную роль играют силовые упражнения, близкие по структуре к технике выполнения основных упражнений.

Для эффективного развития силы юных спортсменов необходимо использовать комплекс упражнений, включающих динамические и статические усилия. Это позволяет улучшать физическую подготовленность и совершенствовать техническое мастерство (принцип сопряженного воздействия). Особенно удобны для развития силы упражнения с партнером. Они не требуют специального оборудования, их могут выполнять одновременно много занимающихся.

Движения для развития силы выполняются преимущественно в медленном темпе и в соответствии с силовыми возможностями занимающихся. Упражнения общеразвивающего характера могут выполняться с различными спортивными снарядами.

  1. Упражнения с набивными мячами;
  2. Упражнения с отягощением;
  3. Упражнения с гантелями.

(Мальчики 12-13 лет занимаются с 2-килограммовыми гантелями, юноши 14-15 лет с 3-4-килограммовыми, юноши 16-18 лет 6-8-килограммовыми)

4.        упражнения с гирями (юноши 16-18 лет).

В спортивных единоборствах и особенно в боксе большое значение придается латентному периоду двигательной реакции (быстроте организации движения). Простая реакция – это ответ заранее известным движением на известный, но внезапно появляющийся сигнал. Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение. Для простых реакций характерен большой перенос быстроты: как правило, спортсмены, быстро реагирующие в одних случаях, также быстро реагируют и в других. Однако значительное улучшение быстроты двигательной реакции крайне затруднено. Так, время простой реакции у лиц, не занимающихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,20-0,25 сек., у квалифицированных спортсменов – в пределах 0,10-0,18 сек. Следовательно, в процессе тренировки время реакции в среднем может быть увеличено не более чем на 0,07-0,10 сек. В спортивных единоборствах важную роль играют способности спортсменов к реализации сложных двигательных реакций, которые состоят из двух видов: реакция на движущийся объект и реакция выбора. Реакция на движущийся объект составляет от 0,25 до 1 с, причем основное время занимает фиксация предмета взглядом.

Многие из выделенных физических качеств поддаются тренировке, в том числе и различные формы принятия решения и реагирования, но динамика и темпы их прироста во многом определяются генетическими способностями. В этой связи эффективность формирования спортивного мастерства в выбранном виде спорта во многом определяется системой отбора в юношеском возрасте.

Из разработанных в спортивных единоборствах тестов для оценки скоростно-силовых качеств предпочтение отдается следующим двигательным тестам:

  • прыжок в длину с места, прыжок вверх с места;
  • метание набивного мяча из-за головы,
  • сгибание рук в упоре лежа за 15 с,
  • сгибание туловища за 20 с,
  • подтягивание на перекладине за 10 с,
  • лазание по канату длиной 5 м на время,
  • тройной прыжок с места,
  • сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине за 10 с,
  • из упора присев прыжком упор лежа за 10 с,

Для оценки силовых качеств юных единоборцев наиболее часто используются следующие тесты:

  • подтягивание на перекладине,
  • лазание по канату,
  • отжимание в упоре лежа,
  • приседание с партнером на плечах,
  • жим штанги лежа (как правило, 60-70 % от собственного веса),
  • кистевая динамометрия,
  • количество приседаний со штангой максимального веса,
  • из положения на перекладине подъем прямых ног до угла 90.

Учитывая разнообразие поз и движений в поединке единоборцев, можно полагать, что координационные способности имеют большое значение во всех своих проявлениях. Это подтверждается как методическими, так и экспериментальными исследованиями. Для оценки координационных способностей в качестве тестов используются следующие упражнения:

  • 10 переворотов на "мосту" на время,
  • вставание на "мост" из стойки (педагогическая оценка),
  • подъем разгибом из положения лежа на спине,
  • 5 забеганий на "мосту" вокруг головы на время,
  • сальто вперед согнувшись на батуте (педагогическая оценка),
  • подъем разгибом с борцовского "моста" (педагогическая оценка).

Следует отметить, что результаты в тестах с учетом времени во многом определяются, помимо координационных способностей, состоянием скоростно-силовых качеств, т.е. физическими возможностями юных спортсменов, что значительно затрудняет проведение сравнительного анализа.

На протяжении работы с боксерами нами были разработаны комплексы специальной физической подготовки, занимающихся в группах начальной подготовки. Всего было разработано и экспериментально обосновано четыре комплекса упражнений, составивших программу средств специальной физической подготовки, которые вошли в программу интегральной подготовки годичного учебно-тренировочного цикла.

I        комплекс:

  1. Бег 600 метров;
  2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – 10 раз;
  3. Прыжки вперед из положения полуприседа – 10 прыжков;
  4. Разгибание туловища из положения лежа на животе – 10 раз;
  5. Бег-30 метров;
  6. Сгибание и разгибание рук из положения в упоре лежа – 10 раз;
  7. Прыжки вперед из положения полуприседа – 10 прыжков;
  8. Разгибание туловища из положения лежа на животе – 10 раз.

II        комплекс:

  1. Спрыгивания и напрыгивания на скамейку высотой 40 см – 30 с;
  2. Удары "кувалдой" (5 кг) по баллону – 1 мин;
  3. Бой с тенью с набивным мячом (2,5 кг) – 1 мин;
  4. Прямые удары с максимальной скоростью 10с х 6;
  5. Скакалка с ускорениями 10 с х 5.

III        комплекс:

  1. Толчок грифа штанги от груди вперед (5 кг) – 30 с;
  2. Броски теннисного мяча на дальность – 1 мин;
  3. Броски набивного мяча (2,5 кг) – 1 мин;
  4. Бой с тенью (прямые удары) – 45 с.

IV        комплекс:

  1. Бой с тенью с гантелями (200 г.) с ускорениями – 4 раунда х 1 мин;
  2. Выпрыгивания вверх с касанием туловища коленями – 3 раза х 4;
  3. Сгибание и разгибание рук из положения упора сзади – 10 раз х 4;
  4. Выпрыгивания вверх из положения глубокого седа – 8 раз х 4.

С целью рационального применения данных комплексов и количества их повторений в каждом занятии в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей юных боксеров все комплексы прошли физиологическую оценку по мощности их воздействия. Анализируя результаты с позиций характеристики интенсивности и физиологической направленности каждого комплекса, следует отметить следующее:

•        I и II комплексы проходят в гликолитической развивающей зоне;

•        III комплекс проходит в развивающей аэробной зоне;

•        IV комплекс в аэробно-гликолитической зоне.

В связи с этим была принята определенная последовательность применения комплексов в тренировочных занятиях. В каждом занятии комплексы 2, 3 и 4 выполняются в 2 круга для юных боксеров 10-12 лет и в 3 круга для – 13-14 лет. Первый комплекс для всех возрастных групп выполняется в один круг. Следует отметить, что независимо от возраста юных боксеров, все упражнения комплексов выполняются в максимально возможном темпе, т.е. основная задача выполнения комплекса – совершенствование скоростно-силовых качеств.

Организация тренировочных занятий с применением круговой тренировки по СФП, сопряженной с обучением технике бокса проводились в двух формах. Первая – последовательная: после применения средств воздействия на физическую сферу (круговая тренировка по СФП), применяются средства обучения технике бокса, оказывающие косвенное влияние и на физическую подготовку. Вторая – параллельная: применяются упражнения, избирательно воздействующие на одни и те же компоненты физической и технической сферы спортсмена. Достигается это тем, что в комплексы СФП включены упражнения из арсенала техники бокса (бой с тенью, бой с тенью с набивными мячами, прямые удары с максимальной скоростью и т.д.).

Причем для юных боксеров 10-11 лет состав средств с последовательным сопряженным воздействием составил 50% от объема средств специальной физической подготовки. Для спортсменов 12-14 лет 75% объема средств специальной физической подготовки проводилось в форме параллельного сопряженного воздействия. Это объясняется тем, что старшие дети быстрее усваивают биомеханику школы бокса, чем младшие.

Такое "уплотнение" занятий средствами СФП потребовало определенной организации недельного микроцикла подготовки в педагогическом эксперименте с позиций организации активного отдыха в дни, когда плановых тренировок не проводилось. Такими средствами активного отдыха являлись кроссовый бег, игра в баскетбол или футбол, парная баня. При проведении кроссовой тренировки во 2-й или 4-й день недели направленность занятия была аэробной стимулирующей восстановительные процессы, т.е. интенсивность беговой тренировки по ЧСС не превышала 130 уд/мин.

В результате можно рекомендовать в практику работы с юными боксерами следующее:

 Для оценки уровня физического развития начинающих боксеров целесообразно применять следующие методы тестирования:

  • 1 – бег на 100 м (время);
  • 2 – бег на 800 м (время);
  • 3 – время выполнения 10 перехватов в висе на перекладине;
  • 4 – время выполнения 10 сгибаний и разгибаний рук из положения в упоре лежа;
  • 5 – время выполнения 10 сгибаний и разгибаний рук из положения в висе на перекладине;
  • 6 – время выполнения 10 сгибаний и разгибаний туловища из положения лежа на спине;
  • 7 – время выполнения 10 разгибаний туловища из положения лежа на животе;
  • 8 – время выполнения 10 прыжков вперед из положения полуприседа;
  • 9 – время выполнения 10 подъемов таза из положения упора сзади (полумост);
  • 10 – время выполнения 10 подъемов на носки из положения стоя на возвышении.

Недельный микроцикл тренировки боксеров 10-14 лет

Понедельник 15:00-16:30 час. Разминка- 18 мин

Спорт. Ходьба, бег, ОРУ в движении и на месте;

Разминка в парах: борьба в стойке, "пуш-пуш", "пятнашки" поочередное нанесение прямых, боковых, снизу и защита от них.

Комплекс СФП.

Школа бокса – повторение ударов в движении – шаг вперед и шаг назад, на челноке, двойки ударов в атаке и на отходе, трех-ударные серии в атаке и на отходе, ближний бой, серии ударов и защита от них.

Бой с тенью 4x2 мин.

1.        Основная часть 60 мин.

1р)   Произвольно левой рукой

2-Зр) Вход в ближний бой с уклоном влево, вправо, нанесение трехударной серии и выход из ближнего боя с выбросом левой руки в сторону головы соперника;

4-5р) вход в ближний бой нырком вправо-влево, нанесение 4-ударной серии и выход из ближнего боя нырком.

6-7р) вход в ближний бой ударом левой прямой в голову с уклоном вправо, далее правый снизу в голову, левый боковой в голову, уход нырком вправо на дальнее расстояние;

8-9р) вход в ближний бой ударом правый прямой в туловище под левый прямой, далее левый в туловище, правы в туловище снизу и левый боковой в голову и шаг назад выбросив левый прямой в сторону головы противника;

10-11р) отработка ударов снизу-сбоку в голову и туловище и защита от них;

12-13р) отработка серии ударов "раз-два" под счет "раз" и защита от них.

14-15р) тактика ведения боя с боксером "левшой";

16-17р) вольный бой 18р) ближний бой.

2.        Заключительная часть – 10-12 мин.
Гимнастика, скакалка.

Вторник 15:00-16:30 час. 1. Разминка- 18 мин

Спорт. Ходьба, бег, ОРУ в движении и на месте, в парах. Школа бокса – отработка одиночных ударов прямых, боковых, снизу, с шагом вперед-назад, вправо-влево на челноке. 2-ударные, трехударные и 4-ударные серии на дальней и ближней дистанции. Бой с тенью 5x2 мин.

  1. Основная часть – 45 мин Комплекс II.

Основная часть – 45 мин. ТТП

1р) Отработка сильного встречного короткого правого в голову с дальнейшем развитием атаки из 3-х, 4-х ударов в туловище и голову и выходом на дальнюю дистанцию с выбросом левой прямой руки в сторону головы противника;

2р) Отработка левой удара снизу в область печени и защита от него;

Зр) Отработка акцентированного удара правой снизу в голову, после уклона вправо;

4р) Отработка акцентированного левого бокового в голову после уклона влево

5р) Отработка серии из 3-х ударов: левый-правый в туловище, левый-боковой в голову

3. Заключительная часть- 10-12 мин. Гимнастика

Среда 15:00-16:30 час.

1. Разминка- 18 мин

Спорт, ходьба, бег, бег с ускорением, ОРУ в движении и на месте, в парах.

Основная задача – СФП комплекс III.

Основная часть ТТП. Отработка сильного встречного короткого правого в голову с дальнейшем развитием атаки из 3-х, 4-х ударов в туловище и голову и выходом на дальнюю дистанцию с выбросом левой прямой руки в сторону головы противника;

Школа бокса – отработка одиночных ударов прямых, боковых, снизу, с шагом вперед-назад, вправо-влево на челноке под счет, упражнения для вестибулярного аппарата.

Встречного акцентированные одиночные удары левой и правой с дальнейшем развитием атаки из 3-х, 4-х ударов. Бой с тенью 3x2 мин.

2.        Основная часть – 40 мин

1 -2р) Встречный короткий правый прямой в голову под левую руку с переходом в контратаку, в ближнем бою: левый снизу в туловище, правый боковой в голову, левый боковой в голову и выходом из ближнего боя нырком вправо с выбросом левой прямой руки в сторону головы противника;

3-4р) Правый встречный под правую руку соперника с дальнейшим продолжением атаки;

5-6р) повторение 1-ого задания;

7-8р) повторение 2-ого задания;

9-10р) Отработка ударов и защиты в ближнем бою;

11-12р) Работа в правосторонней стойки;

13-14р) Вольный бой;

15) Произвольно в ближнем бою

3.        Заключительная часть. Гимнастика, брюшной пресс, скакалка

Четверг 15:00-16:30 час.

 Основная задача – восстановительный день

1 Разминка – 12 мин – самостоятельно футбол, волейбол. Сауна

Пятница 15:00-17:30 час. Основная задача – Обучение боксеров ведению боя против боксера левши.

1.        Разминка- 15 мин.

Спорт. Ходьба, бег, ОРУ в движении, удары в движении по залу. Школа бокса 10 мин – отработка прямых, боковых, ударов снизу, в правосторонней стойке. "Челночные движения в правосторонней стойке с нанесением прямых ударов в атаке.

  1. Основная часть – СФП комплекс IV.

Основная часть – ТТП

1-2) Боксер А (левша) наносит правый прямой в голову, боксер Б (правша) с шагом вперед влево наносит левый прямой в голову, правый в голову или туловище;

3-4) Боксер А наносит правый прямой, левый боковой в голову, боксер Б защищается подставкой правой ладони и нырком вправо и отвечает правым боковым в голову;

5-6) Боксер А атакует правым прямым в голову боксер Б наносит встречный прямой правый в голову с шагом влево и продолжает атаку левым, правым снизу в туловище и левым боковым в голову, после чего делает нырок вправо и с левым прямым выходит на дальнюю дистанцию 7-8) Работа в ближнем бою произвольно 9-10) Вольный бой

3. Заключительная часть Гимнастика, брюшной пресс, скакалка.

Суббота 15:00-16:30 час.

1. Разминка – 12 мин – самостоятельно

2.Боевая практика 3x1,5 мин.

3. Индивидуальная работа, снаряды, лапы, спортигры.

Библиографический список

1. Вовк С. И. Диалектика спортивной тренировки: монография / С. И. Вовк. - М. : Физическая культура, 2007. – 203.

2. Гордон С. М. Спортивная тренировка: науч.-метод. пособие / С. М. Гордон. - М. : Физическая культура, 2008. - 249

3. Дорохов Р. Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для вузов / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 230 с.

4. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учеб. пособие для вузов / В. П. Губа [и др.]. - М. : СпортАкадемПресс, 2002.

5. Коренберг В. Б. Спортивная метрология : учебник для вузов / В. Б. Коренберг. - Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2008.

6. Красников А. А. Основы теории спортивных соревнований : учеб. пособие для вузов / А. А. Красников. - Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2005. - 166 с.

7. Санников В. А. Теоретические и методические основы подготовки боксера: учеб. пособие / В. А. Санников, В. В. Воропаев. - Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2006. - 252 с. : ил. - Библиогр.: с. 245-249.

Содержание

Специальная физическая подготовка юных боксёров в годичном тренировочном цикле…………………………………………………….

2

Недельный микроцикл тренировки боксеров 10-14 лет ……………………….

20

Библиографический список ………………………………………………………

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь технической и специальной-физической подготовки юных боксеров.

В материале представлена работа описывающая о тесной связи физической подготовленности юных спортсменов с их технической подготовкой....

Материал специальной физической подготовки учебно-тренировочных групп и групп начальной подготовки секции гимнастики

Материал специальной физической подготовки разработан для групп первого и второго годов обучения (групп начальной подготовки - НП), а также для гр...

Психологическая подготовка юного боксера

Организация психологической «самоподготовки» предусматривает разъяснение боксерам значения самовоспитания, выработку твердого характера, умения управлять поведением и психическим состояние...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Методическая разработка на тему: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Под техникой бокса понимается совокупность приемов атакии защиты, применение которых диктуется обстоятельствами, условиями и возможностями ведения боя.Техника бокса и тактика ведения боя на ринге нахо...

Методическая разработка: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Под техникой бокса понимается совокупность приемов атакии защиты, применение которых диктуется обстоятельствами, условиями и возможностями ведения боя.Техника бокса и тактика ведения боя на ринге нахо...

Методическая разработка на тему: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Под техникой бокса понимается совокупность приемов атакии защиты, применение которых диктуется обстоятельствами, условиями и возможностями ведения боя.Техника бокса и тактика ведения боя на ринг...