ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ МОШИ «ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ МОШИ «ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
Лицей в качестве приоритетной ставит задачу - усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым условиям жизни, самоопределение в отношении будущей профессии, где основной акцент сделан на укрепление и сохранение и пропаганду здорового и активного образа жизни.
Здоровье школьников является одним из показателей качества образования, а школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, коллектив лицея постоянно работает над обеспечением оптимальных условий, которые позволяют достичь положительных результатов, согласно комплексно-целевых программ «Здоровье» (8-11 классы) и «Школа здоровья» (1-7классы).
Занятия ведутся по специальным образовательным программам, обсуждаемые на методическом совете лицея и утвержденным директором, основанные на программах, утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Учитывая результаты ежегодного медицинского осмотра, была составлена диаграмма состояния здоровья лицеистов за 3 года
Показатели состояния здоровья обучающихся за 3 года относительно стабильны. Повысились показатели (возможно из-за увеличения количества детей) практически по всем заболеваниям. Количество обучающихся, имеющих хронические заболевания, составляет 69%, в основном, это - заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов зрения и дыхания. Замечена хроническая утомляемость детей из-за компьютерной зависимости.
В основной группе занимаются 476 обучающихся, в подготовительной - 150 чел., в специальной – 17 чел., временно освобождены - 3 человека.
Распределение по группам здоровья обучающихся за 2 года относительно стабильно, но тревожит снижение детей первой группы здоровья.
По результатам обследования обучающихся была разработана система профилактических мер:
- соблюдение максимального объема предельно допустимой учебной
нагрузки;
- использование форм занятий, способствующих здоровьесбережению;
- чередование видов деятельности на уроках;
- организация физической активности учащихся;
- дни здоровья;
- предупреждение нарушений, связанных с образовательным процессом (сколиоз, близорукость): физзарядка перед началом учебного дня, физкультурные минутки, зарядка для глаз;
- использование в образовательном процессе здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий;
- профилактика вредных привычек и зависимостей обучающихся (курение, наркомания, игромания и др.);
- создание позитивного эмоционального поля в урочной и внеурочной
деятельности;
- расширение кругозора школьников в области физической культуры,
спорта, краеведения, туризма;
- привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях школы и
социума;
- работа с родителями обучающихся с целью формирования ценностного
отношения к здоровью собственных детей.
Ежегодно проводится тестирование уровня физического развития обучающихся лицея.
Цель проведения: определение уровня физического развития учащихся по окончании учебного года (по Вавилову), контроль над повышением уровня физического развития за учебный год, анализ проведенных мероприятий в течение учебного года и корректировка перспективного планирования на следующий учебный год.
2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | |
Протестировано | 461 | 416 | 505 | 473 |
Средний балл по лицею | 0,01(хорошо) | 0,162 (хорошо), | 0,1095 (хорошо) | 0,1266 (хорошо) |
«отлично» | 116 (25% ) | 163 (39%) | 181 (35%) | 184(38%) |
«хорошо» | 261 (57%) | 190 (46%) | 244 (48%) | 205 (43%) |
«удовлетворительно» | 109 (24%) | 57 (14%) | 69 (13%) | 78 (16%) |
«неудовлетворительно» | 5 (1%) | 6 (1,4%) | 11 (2,1) | 6 (1,2%) |
Начальные классы
класс | 2А | 2Б | 2В | 3А | 3Б | 3В | 4А | 4Б |
Средний балл класса | 0.1695 | 0.2866 | 0.3513 | 0.3316 | 0.1723 | 0.464 | 0.3756 | 0.08 |
Оценка уровня подготовленности | хор | отл | отл | отл | хор | хор | отл | хор |
Количество учащихся принявших участие в тестировании | 17 | 15 | 21 | 21 | 23 | 20 | 25 | 23 |
5 4 3 2 | 12 2 3 - | 7 7 1 - | 10 10 1 - | 12 8 1 - | 7 12 3 1 | 16 1 2 1 | 15 7 3 - | 9 10 3 1 |
Среднее звено
класс | 5А | 5Б | 6А | 6Б | 7А | 7Б | 7В | 8А | 8Б | 8В | 9А | 9Б | 9В |
Средний балл класса | 0.168 | 0.215 | 0.138 | 0.1819 | 0.2503 | -0.0055 | 0.06 | 0.185 | 0.035 | -0.08 | -0.074 | -0.1713 | -0.212 |
Оценка уровня подготовленности | хор | отл | хор | хор | отл | хор | хор | хор | хор | хор | хор | уд. | уд |
Количество учащихся принявших участие в тестировании | 23 | 22 | 18 | 22 | 13 | 9 | 22 | 17 | 22 | 17 | 23 | 19 | 21 |
5 4 3 2 | 8 12 3 - | 6 10 6 - | 5 11 2 | 9 12 1 - | 10 2 1 - | 3 1 5 - | 9 7 6 - | 5 11 1 - | 6 11 5 - | 6 7 4 - | 3 13 6 1 | 2 7 9 1 | 4 14 3 - |
Старшие классы
класс | 10А | 10Б | 11А | 11Б | Всего |
Средний балл класса | 0.002 | 0.041 | 0.174 | 0.028 | 0.1266 |
Оценка уровня подготовленности | хор | хор | хор | хор | хор |
Количество учащихся принявших участие в тестировании | 15 | 14 | 12 | 19 | 473 |
5 4 3 2 | 4 8 2 1 | 7 6 1 - | 4 6 2 - | 5 10 4- | 184 205 78 6 |
На основании вышесказанного, целью нашей профессиональной деятельности считаем поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать ребёнка как личность, развитую всесторонне и гармонично. Основные направлениям выбрали следующие:
- привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
-повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
-популяризация и агитация здорового образа жизни;
Для того, чтобы урок физической культуры сам по себе являлся здоровьесберегающим используем следующие принципы здоровьесберегающих технологий, без соблюдения которых урок не будет нести в себе положительное содержание. Поэтому, методику нашей работы выстраиваем по следующим принципам :
-учет возрастных индивидуальных особенностей;
-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на 3 части;
-использование здоровьесберегающих технологий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здесь мы видим выполнение педагогических технологий. Но российское образование не стоит на месте. Благодаря новым образовательным стандартам ФГОСа активно стали применятся новые современные технологии:
-технологии проблемного, проектного и исследовательского обучения;
-развивающие технологии;
-коллективные способы обучения;
-технологии развития критического мышления;
-технология эвристического обучения;
-педагогические мастерские;
-ТРИЗ;
-игровые технологии
-кейс - метод (метод анализа ситуаций);
-тренинговые технологии;
-социальное проектирование.
Для того, чтобы каждая современная технология имела право на жизнь, она должна быть неоднократно опробована заинтересованным, творческим педагогом.
Мы живем в мире новейших информационных технологий, которые прочно вошли и в нашу жизнь. Основываясь на литературные источники, у нас сформировалась уверенность, что для интеллектуальной активности учащихся играет большую роль применение технологии проблемного, проектного и исследовательского обучения.
Многолетняя практика показывает, что проектная деятельность подходит для обучающихся всех звеньев лицея, интересующихся научно-исследовательской деятельностью. Эта технология подходит, как для одаренных так и для учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе. Данная технология на уроке физической культуры строится на личном интересе ученика. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что занятия физической культурой развивают не только физически, но и интеллектуально.
При помощи проектной деятельности мы создаём проблемные ситуации, тем самым активизируем познавательную деятельность учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез в формировании ЗОЖ. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время
Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, о создании прочного представления здорового образа жизни, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Проекты охватывают содержание других учебных предметов. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.
Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
Учащиеся нашего лицея со своими проектами достойно выступают на лицейском и муниципальном конкурсах проектов «Я - исследователь».( презентация)
Здоровьесберегающие технологии на современном этапе стало занимать первое место в потребностях и ценностях человека в нашем обществе. Мы учим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.Мы надеемся, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целе...
татья по физкультуре по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использоват...
Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
В данной работе я описываю свой небольшой опыт по применению элементов сдоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....
Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В статье описывается опыт испо...
"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры"
Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни....