примерная рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4 классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, основной образовательной программе МБОУ СОШ №156, примерной программы по учебному предмету авторами - составителями которой являются Б.Б. Егоров и Ю.Е. Пересадина.
Особенностью этой программы в начальной школе является двигательная деятельность учащихся с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура», изучается с 1-го по 4-й класс по три часа в неделю. Программный материал делится на две части. Общий объём учебного времени составляет 405 часа.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год учебный предмет «Физическая культура» реализуется следующим образом: 2 часа отведены на модуль «физическая культура», третий час - модуль «ритмика и танец».
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-4_kl._fgos.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 156
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
МБОУ СОШ № 156
г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29, E-mail: school@schoolnsk.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей физической культуры _____________ 2014 г. | ПРИНЯТО педагогическим советом школы №___ от __________ 2014 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________Е.А.Кислицына «____»____________ 2014 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Физическая культура»
для 1-4 х классов
Составитель: Хохлов О.В., учитель физической культуры высшей квалификационной категории
|
Новосибирск
2014
Оглавление
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4 классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, основной образовательной программе МБОУ СОШ №156, примерной программы по учебному предмету авторами - составителями которой являются Б.Б. Егоров и Ю.Е. Пересадина.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью рабочей программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Общая характеристика учебного предмета
Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.
При изучении учебного предмета предусматривается работа с учебниками «Физическая культура», которые позволяют учащимся работать самостоятельно и совместно с родителями. Кроме того, для решения этих задач учебники «Физическая культура» реализуют деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:
Принцип обучения деятельности. Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. При подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.
В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Для формирования представлений о здоровом образе жизни и целостной картины мира, а также реализации межпредметных связей учебники «Физическая культура» построены с учётом содержания учебников «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100»). В курс «Окружающий мир» интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, что позволяет не только сэкономить время, но и дать возможность ребёнку убедиться в необходимости быть здоровым.
Единое построение программ Образовательной системы «Школа 2100» помогает сформировать сравнительно полную картину мира и позволяет придать творческий, исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Бессмысленно пытаться рассказывать ученику незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свой двигательный опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно возникают вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего двигательного опыта. В этом случае учащийся может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура», изучается с 1-го по 4-й класс по три часа в неделю. Программный материал делится на две части. Общий объём учебного времени составляет 405 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год учебный предмет «Физическая культура» реализуется следующим образом: 2 часа отведены на модуль «физическая культура», третий час - модуль «ритмика и танец», который способствует повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья школьника, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формирует умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве.
Годы обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 2 | 33 | 66 |
2 класс | 2 | 34 | 68 |
3 класс | 2 | 34 | 68 |
4 класс | 2 | 34 | 68 |
Итого: 270 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
Распределение программного материала
Разделы программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Знания о физической культуре -12ч. | 3 | 3 | 3 | 3 |
Способы физкультурной деятельности -12ч. | 3 | 3 | 3 | 3 |
Физическое совершенствование - 246ч. | 60 | 62 | 62 | 62 |
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность - 8ч. | 2 | 2 | 2 | 2 |
2.Спортивно-оздоровительная деятельность - 238ч. | ||||
гимнастика с основами акробатики - 64ч. | 16 | 16 | 16 | 16 |
легкая атлетика - 62ч. | 14 | 16 | 16 | 16 |
лыжные гонки - 48ч. | 12 | 12 | 12 | 12 |
подвижные и спортивные игры - 64 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Итого- 270ч. | 66 | 68 | 68 | 68 |
Знания о физической культуре (12 часов)
Физическая культура (4 ч.). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры (4 ч.). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения (4 ч.). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности (12 часов)
Самостоятельные занятия (4 ч.). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (4 ч.). Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения (4 ч.). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование (246 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (8 ч.). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (238часов)
Гимнастика с основами акробатики (64 ч.). Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика (62 ч.). Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки (48 ч.). Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры (64 ч.). На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Знания о физической культуре -3ч. | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями. Пересказывать тексты по истории физической культуры. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий. |
2 | Способы физкультурной деятельности -3ч. | Составлять индивидуальный режим дня. Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность - 2ч. | Составлять комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, комплексы упражнений на развитие физических качеств и гимнастики для глаз. |
4 | Гимнастика с основами акробатики -16 ч. | Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой! ». Осваивать технику акробатических упражнений. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. |
5 | Легкая атлетика -14 ч. | Осваивать технику бега различными способами, технику прыжковых упражнений, технику метания малого мяча. |
6 | Лыжные гонки -12 ч. | Осваивать передвижение на лыжах разными способами, технику поворотов, спусков и подъёмов. Развивать координацию при выполнении поворотов, спусков и подъёмов. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время занятий лыжной подготовкой. |
7 | Подвижные и спортивные игры -16ч. | Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр |
2 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Знания о физической культуре -3ч. | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными играми. Пересказывать тексты по истории физической культуры. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). |
2 | Способы физкультурной деятельности -3ч. | Составлять индивидуальный режим дня. Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность - 2ч. | Составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток, комплексы упражнений на развитие физических качеств, комплексы дыхательных упражнений и гимнастики для глаз. |
4 | Гимнастика с основами акробатики -16 ч. | Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. |
5 | Легкая атлетика -14 ч. | Осваивать технику бега различными способами. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать технику метания малого мяча. |
6 | Лыжные гонки -12 ч. | Осваивать передвижение на лыжах разными способами, технику поворотов, спусков и подъёмов. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъёмов. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время занятий лыжной подготовкой. |
7 | Подвижные и спортивные игры -16ч. | Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. |
3 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Знания о физической культуре -3ч. | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Выявлять различие в основных способах передвижения человека. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила,быстрота, выносливость). Характеризовать показатели физического развития. Характеризовать показатели физической подготовки. |
2 | Способы физкультурной деятельности -3ч. | Отбирать комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток. Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Измерять показатели развития физических качеств. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность - 2ч. | Составлять комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки, комплексы упражнений на развитие физических качеств, комплексы дыхательных упражнений и гимнастика для глаз. |
4 | Гимнастика с основами акробатики -16 ч. | Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. |
5 | Легкая атлетика -14 ч. | Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений. Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений. Осваивать технику бросков большого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча. Описывать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. |
6 | Лыжные гонки -12 ч. | Осваивать передвижение на лыжах разными способами, технику поворотов, спусков и подъёмов. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъёмов. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время занятий лыжной подготовкой. |
7 | Подвижные и спортивные игры -16ч. | Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Осваивать технические действия из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения. |
4 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Знания о физической культуре -3ч. | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека. Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений. Характеризовать показатели физической подготовки. |
2 | Способы физкультурной деятельности -3ч. | Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости. Измерять показатели развития физических качеств. Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность - 2ч. | Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток. Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. |
4 | Гимнастика с основами акробатики -16 ч. | Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости Выявлять характерные признаки гимнастических упражнений прикладной направленности |
5 | Легкая атлетика -14 ч. | Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений.Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча . |
6 | Лыжные гонки -12 ч. | Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъёмов. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время занятий лыжной подготовкой. |
7 | Подвижные и спортивные игры -16ч. | Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Осваивать технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Развивать физические качества. Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»
Оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
Физкультурное оборудование соответствует педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям.
Подбор оборудования выполнен в соответствии с программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям младших школьников; его количество определено из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения важнейшего требования обеспечена прочная установка снарядов, выполнена правильная обработка деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они хорошо отполированы. Металлические снаряды сделаны с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Наличие дополнительных помещений для уроков по физической культуре позволит расширить возможность реализации вариативной части программы.
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по физической культуре издательства «Баласс».
- Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебники, книга 1 для 1–2-го кл., книга 2 для 3–4-го кл.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Федеральный образовательный стандарт начального общего образования | д | 1 |
2 | Примерная программа по физической культуре для 1-4 класса | д | 1 |
3 | Рабочая программа по физической культуре для 1-4 класса | д | 1 |
4 | Учебник по физической культуре | к | По количеству учащихся |
5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | д | В составе библиотечного фонда |
6 | Методические издания по физической культуре для учителя | д | Методические пособия, и рекомендации, журнал "Физическая культура в школе" |
2.Демонстрационные печатные пособия | |||
1 | Плакаты методические | д | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и коррегирущим упражнениям |
2 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | д | |
3.Экранно-звуковые пособия | |||
1 | Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета "Физическая культура" | д | |
2 | Аудиозаписи | д | Для проведения гимнастических комплексов, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
4.Технические средства обучения | |||
1 | Телевизор | д | Не менее 72 см по диагонали |
2 | Аудиоцентр | д | С возможностью использования записей разных форматов |
3 | Мегафон | д | |
4 | Мультимедийный компьютер | д | Может входить в материально-техническое оснащение школы |
5 | Сканер | д | |
6 | Принтер лазерный | д | |
7 | Копировальный аппарат | д | |
8 | Цифровая видеокамера | д | |
9 | Мультимедиапроектор | д | |
10 | Экран | д | |
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Гимнастика | |||
1 | Стенка гимнастическая | г | |
2 | Скамейка гимнастическая жесткая | г | |
3 | Конь гимнастический | д | |
4 | Палка гимнастическая | к | |
5 | Скакалка гимнастическая | к | |
6 | Маты гимнастические | г | |
7 | Мяч малый (теннисный) | к | |
8 | Обруч гимнастический | к | |
9 | Козел гимнастический | д | |
Легкая атлетика | |||
1 | Планка для прыжков в высоту | д | |
2 | Стойки для прыжков в высоту | д | |
3 | Лента финишная | д | |
4 | Дорожка раметочная для прыжков в длину с места | д | |
5 | Рулетка измерительная | д | |
6 | Номера нагрудные | г | |
Подвижные и спортивные игры | |||
1 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | д | |
2 | Мячи баскетбольные | г | |
3 | Стойки волейбольные универсальные | д | |
4 | Сетка волейбольная | д | |
5 | Мячи волейбольные | г | |
6 | Табло перекидное | д | |
7 | Ворота для мини-футбола | д | |
8 | Мячи футбольные | г | |
Измерительные приборы | |||
1 | Пульсометр | г | |
2 | Весы медицинские с ростомером | Может входить в материально-техническое оснащение школы | |
Средства доврачебной помощи | |||
1 | Аптечка медицинская | д | |
Дополнительный инвентарь | |||
Доска аудиторная с магнитной поверхностью | д | Доска должна быть передвижная | |
6.Спортивные залы | |||
1 | Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек | |
2 | Спортивный зал гимнастический | С раздевалками для мальчиков и девочек | |
3 | Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные, шкаф для одежды | |
4 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи, контейнеры | |
7.Пришкольный стадион | |||
1 | Легкоатлетическая дорожка | д | |
2 | Сектор для прыжков в длину | д | |
3 | Игровое поле для мини-футбола | д | |
4 | Площадка игровая баскетбольная | д | |
5 | Площадка игровая волейбольная | д | |
6 | Гимнастический городок | д | |
7 | Лыжная трасса | д | |
8 | Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе | д | |
Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г – Комплект. необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ
Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...
примерная рабочая программа по физической культуре 5 класс по ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия №4» Елабужского муниципального район...
Примерная рабочая программа по физической культуре для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа ОУП.07 «Физическая культура» предназначена для освоения образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования....
Примерная рабочая программа по физической культуре
Примерная рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего обр...
Примерная рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС 2021
Физическфя культура 1-4 класс ФГОС 2021...
Примерная рабочая программа по физической культуре 5-9 класс ФГОС 2021
Физическая культура 5-9 класс ФГОС 2021...