Внеурочная деятельность "подвижные игры"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
Подвижные игры.
для учащихся 1-4 класса
2013 – 2014 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). На основе Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. N 19707 внесены изменения в ФГОС НОО (Приказ МОиНРФ от 06.10.2009 г. № 373). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» для учащихся 1-4 класса разработана на основе:
- Программа «Физическая культура», 1-4 классы, авторы Петрова Т.А., Копылов Ю.В., Петров С.С. «Начальная школа ХХI века» М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2008г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.
Задачи направлены на:
- формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Общая характеристика программы
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры, ритмические и фитнес занятия оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Место программы в учебном плане
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 класса. Рассчитана на 34 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45׳) в системе целого учебного дня 1 раза в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 12-15 человек.
Формы занятий – в форме урока, беседы.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание курса отвечает генеральным целям физкультурного образования — ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
- программа разработана непосредственно для учащихся 1-4 класса;
- основу программы составляют ритмические упражнения и подвижные игры, представленные согласно их классификации;
- реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;
- программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень физической подготовленности;
- проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку и чередовать ее в оздоровительных целях;
- содержит блок теоретических знаний;
-программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;
- занятия проводятся под музыку, которая используется как фон для снятия монотонности; как лидер, задающий ритм и темп выполняемых движений; как фактор обучения, так как движения легче запоминаются
. Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Результаты освоения программы
к концу учебного года учащиеся должны
понимать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
- названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
- правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
- правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
- терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
- выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
- выражать в движении характер музыки и ее настроение;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
Личностными результатами являются следующие умения:
- – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- – умение выражать свои эмоции;
- – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- – проговаривать последовательность действий во время занятия;
- – учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- –умение оформлять свои мысли в устной форме
- – слушать и понимать речь других;
- – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя)
Содержание программы по внеурочным занятиям
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Подвижные игры | 34 | |||
1.1 | Сюжетные игры | 10 | 10 | |
1.2 | Бессюжетные игры | 10 | 10 | |
1.3 | Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр | 12 | 12 | |
1.4 | «Что мы знаем об играх» | 1 | 1 | |
1.5 | Фестиваль подвижных игр | 1 | 1 | |
Всего | 34 |
Содержание программы
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
«Подвижные игры» (34ч.) представлен 5 темами: «Сюжетные игры», «Бессюжетные игры», «Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр», «Фестиваль подвижных игр», теоретико-практическое занятие (марафон игр) «Что мы знаем об играх».
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Порядок работы с играми: - Название игры - Знакомство с содержанием игры - Объяснение правил игры - Разучивание игры - Проведение игры.
1.1 Сюжетные игры (10ч.) «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Веселые ребята», «Космонавты», «Море волнуется», «Волк во рву», «Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот», «Белые медведи», «Вороны и воробьи», «Ловишки-перебежки», «Салки», «Хвостики», «Коршун и наседка», «Колдунчики», «Кот идет», «Не ошибись» (с рисунками зверей и птиц), «Кошки-мышки», «Птицы без гнезда», «Шишки, желуди, орехи». Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).
1.2 Бессюжетные игры(10ч.) В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения. «Класс смирно!», «Запрещенное движение, «К своим флажкам», «Пустое место», «Карлики и великаны», «Найди себе пару», «Чья команда быстрее построится», «Придумай фигуру», «На одной ноге», «Землемеры», «Увернись от мяча», «Быстро по местам», «У ребят порядок строгий», «Удочка», «Невод», «Третий лишний».
1.3 Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр(12ч.) Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метании); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики ( простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).
1.4 Теоретическое занятие (просмотр учебного фильма) «Что мы знаем об играх» (1ч.).
1.5 Теоретико-практическое занятие «Фестиваль подвижных игр» (1ч.).
.
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочных занятий | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
сюжетные игры | 1 урок | постановка задач урока, объяснение, показ | ознакомление, разучивание в облегченных условиях | запомнить название и правила игр |
сюжетные игры | 2 урок | постановка задач урока, объяснение, наблюдение за ходом игры, подведение итогов | закрепление правил игры | быстрое переключение с одной игры на другую |
сюжетные игры | 3 урок | постановка задач урока, объяснение новых игр, подведение итогов | ознакомление, разучивание нового материала, повторение ранее изученных игр | умение взаимодействовать в играх |
сюжетные игры | 4 урок | постановка задач урока, наблюдение за ходом игры, поддержание дисциплины и порядка, подведение итогов | закрепление правил игры, повторение ранее изученных игр | быстрое переключения с одной игры на другую, умение взаимодействовать в играх, соблюдать правила |
сюжетные игры | 5 урок | постановка задач урока, наблюдение за ходом игры, подведение итогов | ознакомление, разучивание новых игр, повторение ранее изученных | быстрое переключения с одной игры на другую, умение взаимодействовать в играх, играть по правилам |
сюжетные игры | 6 урок | постановка задач урока, совершенствование игр в усложненных условиях, подведение итогов | закрепление правил игры, повторение ранее изученных игр, помощь водящим, | быстрое переключения с одной игры на другую, умение взаимодействовать в играх, играть по правилам |
сюжетные игры | 7 урок | постановка задач урока ,наблюдение за ходом игры, подведение итогов | закрепление правил игры, повторение ранее изученных игр | быстрое переключение с одной игры на другую |
сюжетные игры | 8 урок | постановка задач урока, объяснение, показ | закрепление правил игры | умение взаимодействовать в играх |
сюжетные игры | 9 урок динамическая игра | постановка задач урока, создание условий, побуждающих учащихся к мыслительной деятельности (рассуждение, удивление, проблемные ситуации и т.д.), подведение итогов | рассказ, объяснение, сравнение игр, обсуждение, выявление победителей | формирование интеллектуальных и двигательных умений |
сюжетные игры | 10 урок | постановка задач урока, помощь в выборе игр, контроль за ходом игр, подведение итогов | выбор игр по желанию детей | формирование двигательных умений: в ходьбе, беге, прыжках |
бессюжетные игры | 11 урок | постановка задач урока, объяснение, показ | ознакомление, разучивание в облегченных условиях | запомнить название и правила игр |
бессюжетные игры | 12урок | постановка задач урока, объяснение, наблюдение за ходом игры, подведение итогов | закрепление правил игры | быстрое переключения с одной игры на другую |
бессюжетные игры | 13 урок | постановка задач урока, объяснение новых игр, подведение итогов | ознакомление, разучивание нового материала, повторение ранее изученных игр | умение взаимодействовать в играх |
бессюжетные игры | 14 урок | постановка задач урока, наблюдение за ходом игры, поддержание дисциплины и порядка, подведение итогов | закрепление правил игры, повторение ранее изученных игр | быстрое переключения с одной игры на другую умение, взаимодействовать в играх, соблюдать праивила |
бессюжетные игры | 15 урок | постановка задач урока, наблюдение за ходом игры, подведение итогов | ознакомление, разучивание новых игр, повторение ранее изученных | быстрое переключения с одной игры на другую, умение взаимодействовать в играх, играть по правилам |
бессюжетные игры | 16 урок | постановка задач урока, совершенствование игр в усложненных условиях подведение итогов | закрепление правил игры, повторение ранее изученных игр, помощь водящим, | быстрое переключения с одной игры на другую, умение взаимодействовать в играх, играть по правилам |
бессюжетные игры | 17 урок | постановка задач урока, совершенствование игр в усложненных условиях | закрепление правил игры, повторение ранее изученных | быстрое переключения с одной игры на другую, умение взаимодействовать в играх, играть по правилам |
бессюжетные игры | 18 урок | постановка задач урока, совершенствование игр в усложненных условиях | закрепление правил игры, повторение ранее изученных | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием |
бессюжетные игры | 19 урок | постановка задач урока, наблюдение за ходом игры, подведение итогов | закрепление правил игры , повторение ранее изученных игр | быстрое переключение с одной игры на другую, играть по правилам |
бессюжетные игры | 20 урок | постановка задач урока, поддержание дисциплины и порядка, подведение итогов | повторение ранее изученных игр | Умение взаимодействовать в играх |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 21 урок | постановка задач урока, разучивание игр | ознакомление, разучивание игры в облегченных условиях | играть в игры с бегом |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 22 урок | постановка задач урока, разучивание игр | ознакомление, разучивание игры в облегченных условиях | играть в игры с прыжками |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 23 урок | постановка задач урока, разучивание игр | ознакомление, разучивание игры в облегченных условиях | играть в игры с метанием |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 24 урок | постановка задач урока, разучивание игры | ознакомление, разучивание игры, знакомство с инвентарем | играть в игру с использованием нестандартного инвентаря |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 25 урок | помощь в формировании команд, проведение эстафет, видеть уровень готовности учеников, подведение итогов | самостоятельно выполнять задания, соблюдать правила, | осуществлять соревновательную деятельность |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 26 урок | помощь в выборе игр, наблюдение за выполнением правил | выбор игр по желанию | играть в подвижные игры, знать правила игры |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 27 урок | ознакомление и разучивание новых игр | выполнять красиво, точно и правильно гимнастические упражнения | Играть в игры, принимая основные положения рук, ног, туловища, |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 28 урок | закрепление изученных игр | выполнять красиво, точно и правильно гимнастические упражнения | понятие «равновесие», умение ходить прямо, не теряя равновесие |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 29 урок | помощь и контроль за выполнением упражнений, закрепление изученных игр, разучивание новых игр | освоение нового материала, повторение ранее изученных игр | уметь ползти по-пластунски, сохранять баланс |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 30 урок | помощь в формировании команд, проведение эстафет, видеть уровень готовности учеников, подведение итогов | самостоятельно выполнять задания, соблюдать правила | выполнять прикладные упражнения |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 31 урок | постановка задач урока, помощь в выборе игр, контроль за ходом игр, подведение итогов | выбор игр по желанию детей | формирование двигательных умений: в выполнении гимнастических упражнений |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 32 урок | постановка задач урока, объяснение, показ игры | ознакомление, разучивание игры | запомнить название и правила игры |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 33 просмотр учебного фильма | обсуждение фильма по вопросам | просмотр фильма, ответы на вопросы | знать виды игр, их назначение |
Игры с элементами л/а, гимнастики, спорт игр | 34 фестиваль подвижных игр | организация рациональной взаимопомощи | самостоятельно играть, выполнять правила | играть в игры, знать назначение инвентаря, проявлять волевые качества |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
- малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, диски СD с фонограммами, музыкальный центр.
.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Гришина Г.Н «Любимые детские игры» серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;
- Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X
- Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8;
- Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
- Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы». Ростов н/д.: Феникс, 2005.-157.: ил.- (Школа развития)
- Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост.Е. С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы по физической культуре. 1-11 классы (по программам В.И. Ляха) 2007.-126с-(Образовательный стандарт).
- Степанова О.А «Игра и оздоровительная работа в школе», серия «Игровые технологии», Москва ООО «ТЦ Сфера» 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;
- Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми» Москва «Просвещение», 1983 г.
- ФГОС 2 поколения
- Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
.
Для учащихся:
- Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
- Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
- Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.
- Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности "Играй, двигайся, развивайся"
Занятие имеет целью продолжать формировать знания и представления о правилах подвижных игр, о необходимости соблюдения правил безопасности при занятиях физическими упражнениями; Содействов...
Внеурочная деятельность - игра "Что? Где? Когда?" по творчеству Ю. Энтина
Материалы для внеклассного мероприятия - игра "Что? Где? Когда?" по творчеству Ю. Энтина для учащихся 5 - 7 классов...
Внеурочное мероприятие. Игра "Подарок Деда Мороза", 4-5 класс
Командная игра для 4-5 класса «Подарок Деда Мороза»Тема: «Алгоритмы»Можно использовать для популяризации достаточно серьезной темы и повторения материала. Время проведения: последние дни учебы перед Н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игра - восьмое чудо света".
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
Внеурочное мероприятие. Игра по английскому языку "Один против всех" (7-9 классы).
Внеурочное мероприятие. Игра по английскому языку "Один против всех" (7-9 классы).Становедческая игра....
Внеурочное занятие Игры с мячом «СИЛЬНЫЕ И ЛОВКИЕ»
формирование знаний о безопасном поведении во время занияй подвижными играми...