Практическая работа по выявлению эффективности занятий плаванием
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Верещака Надежда Валентиновна

 В настоящее время проблема сохранения здоровья детей и подростков является актуальной.  Поскольку вода оказывает благотворное влияние на организм человека и занимает ведущее место в системе средств закаливания, соотвественно регулярные занятия плаванием  являются средством закаливания и укрепления организма. Практическая значимость данной работы заключается в выявлении укрепляющих и закаливающих организм аспектов, в методике начального обучения плаванию, обеспечивающей сохранение  и улучшение здоровья детей младшего школьного возраста в течение всей жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

За последние несколько десятков лет наблюдений, доказанным является факт постепенного снижения уровня здоровья детей, на протяжении обучения в школе. Одним из важнейших и действенных моментов противодействия указанному явлению, может стать разработка и внедрение новых методов и форм физического воспитания, особенно, учитывающих разный уровень физического здоровья у школьников, отнесенных к общей медицинской группе, начиная с младших классов.

Среди многих массовых видов спорта, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90%), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, и первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.

Опыт педиатров показывает, что занятие плаванием способствует гармоничному развитию  детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

В настоящее время  проблема  сохранения здоровья детей и подростков является актуальной. По официальным данным Минздрава РФ, число здоровых подростков едва достигает 10%. Лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.  

 Поскольку вода оказывает благотворное влияние на организм человека и занимает ведущее место в системе средств закаливания, соответственно регулярные занятия  плаванием являются средством закаливания и укрепления организма.

          Практическая значимость заключается в выявлении укрепляющих и закаливающих организм аспектов, в методике начального обучения плаванию, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья детей  младшего школьного возраста в течение всей жизни.

 

  Оценка эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма в младшем школьном возрасте

        1. Организация и  проведение практической работы по выявлению эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма в младшем школьном возрасте

Практическая работа по выявлению эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма в младшем школьном возрасте проводилась на базе  бассейна ДЮСШ г. Свирска. В связи с тем, что ДЮСШ г. Свирска не располагает условиями для занятий с детьми в бассейне с мелководной частью, набор детей в  спортивно-оздоровительные группы осуществляется с 8-9 лет, что соответствует младшему школьному возрасту.

В работе принимали участие учащиеся спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения. Группа  состоит из 15 человек, из которых 6 девочек и 9 мальчиков в возрасте 8 - 9 лет. Сроки проведения данной работы: с сентября 2013года по апрель 2014года.

Занятия проводились пять дней в неделю, шестой отводился на восстановительные и закаливающие процедуры, седьмой день - день отдыха. В начале года продолжительность занятий в воде составляла 30 минут, к концу года постепенно увеличивалась до 60 минут.

Годовой цикл был разделен на мезоциклы, в  каждом из которых постепенно увеличивался объем тренировочных нагрузок и закаливающих процедур для повышения тренированности, закаливания и укрепления здоровья занимающихся.

Система организации тренировочных занятий в микроцикле представлена в таблице 1.

Таблица 1

 Система организации тренировочных занятий

№ п/п

День недели

Мероприятие

Продолжительность

1

Понедельник

отдых

2

Вторник

Тренировка на воде

60 мин.

3

Среда

Тренировка на свежем воздухе

45 мин.

4

Четверг

Тренировка на воде

60 мин.

5

Пятница

Восстановительные мероприятия

6

Суббота

Тренировка на воде

60 мин.

7

Воскресенье

Тренировка в спортзале

45 мин.

Всего за неделю:6 часов

Для выявления эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма в младшем школьном возрасте нами были определены показатели, характеризующие закаливание и укрепление организма. Выбор показателей производился на основе анализа литературных источников и регламентировался условиями проведения практической работы. Оценка данных показателей осуществлялась по соответственным методикам, описанным в работе ниже, и проводилась в начале и в конце практической работы. Далее по каждому показателю проводился сравнительно-сопоставительный анализ.

Таким образом, нами были отобраны следующие показатели:

Показателем иммунной системы является уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.

Оценка иммунной системы учащихся ДЮСШ осуществлялась по двум показателям: анкетирование родителей учащихся ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения об уровне заболеваемости ОРЗ и ОРВИ и анализ  посещаемости тренировочных занятий учащимися ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения.

Анкетирование проводилось в апреле 2014 года, по истечении периода практической работы, в течение  которой  учащиеся  данного этапа обучения посещали секцию плавания, с целью  выявления влияния занятий плаванием на иммунную систему занимающихся.

Для анкетирования нами была  разработана анкета, включающая следующие  вопросы:

  1.  Читаете ли Вы литературу о закаливании?
  2. Используете ли Вы, полученные знания в Вашей семье?
  3. Часто ли болеет Ваш ребенок простудными заболеваниями?
  4. Изменилось  ли состояние здоровья Вашего ребенка за период посещения секции плавания?

- в лучшую сторону;

- в худшую сторону.

  1. Как часто болел Ваш ребенок простудными заболеваниями:

- в 2012-2013 учебном году;

- в 2013-2014 учебном году?

На вопросы в анкете нужно было дать ответ  "Да" или "Нет".  На пятый вопрос нужно было ответить – сколько раз ребенок болел ОРЗ и ОРВИ в течение учебного года.

При анализе  посещаемости тренировочных занятий учащимися ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения мы выявляли количество часов, пропущенных учащимися за период практической работы по причине заболевания ОРЗ и ОРВИ, и оценивали их динамику.

Показателем дыхательной системы является жизненная емкость легких (далее ЖЕЛ) - это показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания.

Измерение ЖЕЛ проводилось с помощью спирометра по следующей методике. Шкалу прибора поворачивали и устанавливали стрелку напротив «0». Мундштук обрабатывали спиртом, на нос накладывали зажим. Измеряли величину жизненной емкости легких в положение стоя. Для этого испытуемый совершал максимальный вдох, затем максимальный выдох, приложив губы к мундштуку. Для достоверности данных измерений выполняли три попытки, максимальный результат фиксировали с точностью в пределах 100 кубических сантиметров.

Первоначальное измерение проводили в сентябре 2013года, контрольное измерение в апреле 2014 года.

Влияние занятий плаванием на  дыхательную систему оценивали,  сравнивая показатели ЖЕЛ констатирующего и контрольного измерения.

Показателем сердечно - сосудистой системы является частота сердечных сокращений (далее ЧСС).

Методика измерения  - это определение ЧСС путем наложения двух пальцев (указательного и среднего) на область сонной артерии или на запястье. Подсчитывали количество ударов за 6 с  и умножали это число на 10 - получали количество ударов в одну минуту.

Оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы осуществлялась с помощью функциональной пробы, которая заключалась в измерениях ЧСС до и после физической нагрузки (проплывание дистанции 25 метров с максимальной скоростью вольным стилем). Измерения ЧСС проводились сразу после физической нагрузки и затем каждую минуту, до полного восстановления.

Функциональная проба проводилась два раза: в декабре 2013 года и апреле 2014 года.

Влияние занятий плаванием на  сердечно-сосудистую систему оценивали по степени изменения ЧСС сразу же после нагрузки; по времени возвращения этих показателей к исходным величинам.

Так, нормальной реакцией организма принято считать такую, при которой после функциональной пробы отмечается учащение ЧСС на 25–30% по отношению к исходной величине.

О благоприятной реакции на дозированную физическую нагрузку свидетельствует отсутствие одышки, вялости, утомления, головокружения.

Показателями состояния опорно-двигательного аппарата являются:

антропометрические данные: рост, вес, экскурсия грудной клетки (разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе), кистевая динамометрия (измерение сгибательной силы кисти); осанка и наличие плоскостопия.

Длину тела измеряли с помощью стандартного ростомера. Учащиеся   вставали на платформу, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами  и межлопаточной областью. Голову фиксировали так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускали до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления, и  находили значение длины.

Исходные данные брали за сентябрь 2013 года. Контрольное измерение роста проходило в апреле 2014 года.

Массу тела определяли взвешиванием на медицинских весах. Учащийся в  спортивной форме, без обуви спокойно становился на середине площадки электронных весов, на дисплее которых появлялись цифры, обозначающие массу тела. Взвешивание проводили в первой половине дня перед началом тренировки.

Для проведения этого исследования мы брали показатели за 2 периода:  сентябрь 2013 года и контрольное измерение проводили в апреле 2014года.

По массе и длине тела мы оценивали гармоничность физического развития, используя массо - ростовой индекс Кетле 2, который рассчитывали по формуле: . Далее полученные результаты переводились в баллы с помощью таблицы, представленной в Приложении 1. Гармоничность физического развития оценивалась по пятибалльной системе.

Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Измеряли с помощью сантиметровой ленты. Для этого учащийся  поднимал руки. Спереди лента проходила на уровне сосков и сзади  под нижними углами лопаток. Затем  ребенок опускал руки. Окружность груди измеряли в двух фазах: при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Первоначальные данные брали за сентябрь 2013 года. Контрольное измерение  проводили в апреле 2014 года.

Оценивалась динамика прироста показателя.

Динамометрия - для определения силы мышц кисти и предплечья мы использовали кистевой динамометр. Измерение проводили из положения «стоя». Обследуемый брал динамометр в кисть, отводил руку в сторону так, чтобы между рукой и туловищем получился прямой угол. Вторую руку он опускал свободно вдоль туловища и медленно сжимал динамометр с максимальной силой пять раз подряд, делая интервалы в 1-2 мин и каждый раз фиксируя положение стрелки. Наибольшее отклонение стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти. Через некоторое время подобную операцию проделывали с левой рукой. Сила кисти определяли в килограммах.  

Исходные данные брали за сентябрь 2013 года. Контрольное измерение  проводили в апреле 2014 года.

Оценивалась динамика показателя.

Показатели наличия сколиоза и плоскостопия.

Наличие сколиоза определяли следующим образом: учащийся вставал к нам спиной и расслаблялся (принимал привычную для него позу осанки). Прежде всего, мы обращали внимание на следующие основные признаки сколиоза:

• одно плечо чуть выше другого

• одна из лопаток пошла «вразлет» (выпирает угол лопатки)

• различное расстояние от прижатой к боку руки до талии

• при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника

Методика выявления наличия  сколиоза проводились два раза в течение 2013-2014 учебного года, в сентябре и апреле.

Оценивали по заключению специалиста.

Для выявления наличия плоскостопия мы смазывали подошву стопы ребенка растительным маслом и ставили  ее на чистый лист бумаги. В результате получали отпечаток стопы ребенка, по которому   определяли состояние свода стопы. В норме вырез на стопе занимает 2/3 его ширины. При плоскостопии его нет или вырез незначительный.

Учащиеся ДЮСШ, у которых были выявлены нарушения осанки и плоскостопие, были направлены к специалистам для подтверждения или отрицания выявленных нами отклонений. В апреле месяце учащиеся были повторно осмотрены специалистами.

Описанная методика выявления наличия плоскостопия проводились два раза в течение 2013-2014 учебного года, в сентябре и апреле.

Оценивали сравнением результатов диагностики и по заключению специалиста.

        2. Анализ и интерпретация результатов практической работы по выявлению эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма учащихся в младшем школьном возрасте

        Анализ результатов практической работы по выявлению эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма учащихся проводился по отдельным показателям.

Анализ и интерпретация результатов оценки показателей иммунной  системы. Результаты анкетирования родителей учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения секции плавания ДЮСШ г. Свирска представлены в таблице 2.

Результаты анкетирования  родителей позволили выявить: что немногим больше половины из них изучают литературу о закаливании (53,3%), что соответствует среднему уровню. На вопрос, применяют ли свои знания о закаливании на практике, лишь 20% родителей ответили «Да», что соответствует низкому уровню.

Таблица 2

Протокол анкетирования родителей учащихся ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения

п/п

И.Ф.

Вопросы

1

2

3

4

5

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

12-13

уч.год

13-14

уч.год

1

Максим Х.

  +

+

 +

+

4

1

2

Саша П.

 +

+

 +

 +

3

0

3

Вадим К.

+

+

 +

 +

4

1

4

Андрей Г.

 +

+

 +

+

1

0

5

Костя Ч.

 +

 +

+

+

3

2

6

Семен Н.

 +

 +

 +

+

1

0

7

Денис Д.

 +

 +

 +

+

1

0

8

Влад С.

 +

 +

+

+

5

3

9

Никита С.

 +

 +

 +

 +

3

0

10

Настя Л.

 +

+

 +

 +

3

2

11

Настя Д.

 +

+

+

+

3

0

12

Юля Б.

 +

+

+

+

4

0

13

Арина В.

 +

+

+

+

3

1

14

Лена Р.

 +

+

+

+

3

2

15

Олеся Р.

 +

+

+

+

4

2

ИТОГ:

7

8

12

3

3

12

 -

15

45

14

%

46,6

53,3

80

20

20

80

0

 100

100

31

        -

% уч-ся

100

Примечание:         - отрицательная динамика

По нашему мнению,  это является одной из причин высокого уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями. По ответам родителей на вопрос «Часто ли болеет Ваш ребенок простудными заболеваниями?», 80%  ответили, часто.

На вопрос «Изменилось ли состояние здоровья Вашего ребенка за период посещения секции плавания?», 100% родителей отмечают изменения состояния здоровья детей в лучшую сторону и снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ на 69%.

Анализ данных учета посещаемости учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения ДЮСШ г.  Свирска подтверждает результаты анкетирования родителей. Данные учета посещаемости учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения ДЮСШ г. Свирска представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количество часов, пропущенных учащимися за период практической работы по причине заболевания ОРЗ и ОРВИ

п/п

И.Ф.

Часы

Всего

часов

Сент

Окт

Нояб

Дек

Янв

Фев

Март

Апр

1

Максим Х.

-

-

6

-

-

-

-

-

6

2

Саша П.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Вадим К.

-

-

12

-

-

-

-

-

12

4

Андрей Г.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Костя Ч.

-

-

6

-

6

-

-

-

12

6

Семен Н.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7

Денис Д.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

Влад С.

-

12

-

12

-

6

-

-

30

9

Никита С.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

Настя Л.

-

-

-

10

-

-

6

-

16

11

Настя Д.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

Юля Б.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13

Арина В.

-

-

-

6

-

-

-

-

6

14

Лена Р.

-

-

6

-

6

-

-

-

12

15

Олеся Р.

-

-

6

-

-

6

6

-

18

% заболевших

-

6,7

33,3

20

13,3

13,3

13,3

-

112

        Диаграмма заболеваемости учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения ДЮСШ г. Свирска по месяцам за период практической работы представлено на рис.1

Рис.1  Заболеваемость учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения ДЮСШ г.  Свирска по месяцам за период практической работы.

Анализ диаграммы показывает, что в сентябре 2013 года заболевших учащихся не было, так как занятия только начались и составляли по времени нахождения в воде не более 30 минут. В октябре заболевает один учащийся, это связано с адаптацией к условиям и режиму занятий. В ноябре происходит пик заболеваемости, количество заболевших достигает пяти человек, это по-прежнему связано с адаптационными причинами и сезонным повышением заболеваемости. В декабре происходит спад пика заболеваемости, количество учащихся, пропустивших занятия по причине болезни ОРЗ и ОРВИ, составило три человека. В январе, феврале и марте мы наблюдаем картину стабилизации уровня заболеваемости. Численность заболевших в каждом из этих месяцев не превысило двух человек. В апреле месяце заболеваемость составила 0%, явка учащихся на занятия - 100%. Это говорит об эффективности влияния занятий на иммунную систему  учащихся спортивно-оздоровительного этапа первого года обучения ДЮСШ г. Свирска.

Обобщая результаты анкетирования родителей учащихся ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения и анализа учета посещаемости учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения ДЮСШ г. Свирска выявлено снижение заболеваемости у учащихся ДЮСШ, что свидетельствует об укреплении иммунной системы.

Полученные результаты дают нам основания полагать, что плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.

Анализ и интерпретация результатов оценки показателя дыхательной системы. Результаты измерения ЖЕЛ у  учащихся ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения представлены в таблице 4.

Таблица 4

ЖЕЛ учащихся ДЮСШ г. Свирска спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения

п/п

И.Ф.

Сентябрь 2013 г. (л)

Апрель 2014 г. (л)

Разница

1

2

3

4

5

1

Максим Х.

1,7

2,0

0,3

2

Саша П.

1,5

1,9

0,4

3

Вадим К.

1,9

2,2

0,3

4

Андрей Г.

1,7

2,0

0,3

5

Костя Ч.

1,8

2,1

0,3

6

Семен Н.

1,6

2,0

0,4

7

Денис Д.

1,5

1,9

0,4

8

Влад С.

1,6

1,9

0,3

9

Никита С.

1,8

2,2

0,4

10

Настя Л.

1,7

2,0

0,3

11

Настя Д.

1,8

2,1

0,3

12

Юля Б.

1,5

1,9

0,4

13

Арина В.

1,4

1,8

0,4

14

Лена Р.

1,5

1,8

0,3

15

Олеся Р.

1,6

2,0

0,4

Продолжение табл.4

1

2

3

4

1,64

1,99

0,35

Норма

60%

Выше нормы

40%

100%

                %- уч-ся

100

Примечание:формула Стьюдента,

Где – среднее арифметическое.

 Хi– значение отдельного измерения;

n – общее число измерений в группе.

                         - положительная динамика

Измерения ЖЕЛ показали, что у 100% учащихся, регулярно занимающихся плаванием, выявлена положительная динамика показателя. Подсчет среднего арифметического позволил нам оценить динамику группы по данному показателю. Так, за период нашей практической работы она составила в среднем 0,35л, в то время как у детей, не занимающихся плаванием, обычно увеличивается  всего на 0,1 - 0,12 л. Изначально мы имели показатель ЖЕЛ выше нормы у 40% учащихся, это связано с их ростовыми и половозрастными особенностями. После проведения нами практической работы у 100% учащихся спортивно-оздоровительной группы первого года обучения этот показатель достиг уровня выше нормы.

Полученные результаты подтверждают, что плавание является эффективным средством укрепления дыхательной системы.

Анализ и интерпретация результатов оценки показателя сердечно - сосудистой системы. У детей, систематически занимающихся плаванием, отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Результаты функциональных проб с дозированной физической нагрузкой представлены в таблице 5.

Таблица 5

Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой

п/п

И.Ф.

Декабрь 2013г.

Апрель 2014г.

Покой

уд/мин

После

нагрузки

уд/мин

Время восст.

(мин)

Покой

уд/мин

После

нагрузки

уд/мин

Время восст.

(мин)

1

Максим Х.

70

130

6

70

120

4

2

Саша П.

70

120

5

70

110

3

3

Вадим К.

70

120

5

70

110

3

4

Андрей Г.

80

130

6

70

120

4

5

Костя Ч.

77

130

6

70

120

4

6

Семен Н.

70

120

5

70

110

3

7

Денис Д.

70

120

5

70

110

3

8

Влад С.

70

120

5

70

110

3

9

Никита С.

80

130

6

70

120

4

10

Настя Л.

80

130

6

70

120

4

11

Настя Д.

70

120

5

70

110

3

12

Юля Б.

70

130

6

70

110

4

13

Арина В.

70

120

5

70

110

3

14

Лена Р.

80

130

6

70

120

4

15

Олеся Р.

80

130

6

70

110

4

73,8

125,3

5,5

70

114

3,5

           -% уч-ся

40

100

100

Примечание:         - отрицательная динамика

        - стабильный показатель

При анализе результатов функциональной пробы нами выявлено, что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течение 5–6 минут, что говорит о недостаточном уровне подготовленности занимающихся. Но в результате постепенного увеличения объема физической нагрузки в тренировочном процессе, к окончанию нашей практической работы, ЧСС стала снижаться до исходных данных уже на 3–4 минутах.

Подсчет среднего арифметического позволил нам оценить динамику группы по каждому показателю, которая представлена на рис. 2

Рис. 2 Средние показатели функциональной пробы на констатирующем и контрольном этапах практической работы.

При сравнении результатов функциональной пробы констатирующего и контрольного этапов по всем показателям выявлена отрицательная динамика:

- средний показатель ЧСС в состоянии покоя уменьшилась на 3,8 уд/мин;

- средний показатель ЧСС после физической нагрузки снизился на 11,3 уд/мин.;

- средний показатель восстановления после физической нагрузки на контрольном этапе уменьшился на 2 мин.

Полученные результаты свидетельствуют о положительных функциональных изменениях в сердечно - сосудистой системе. Таким образом, подтверждается эффективность плавания, как средства укрепления сердечно - сосудистой системы.

Анализ и интерпретация результатов оценки показателей состояния опорно-двигательного аппарата. В таблице 6 представлены результаты измерений и оценки гармоничности физического развития учащихся ДЮСШ по индексу Кетле 2.

Таблица 6

Протокол оценки гармоничности физического развития учащихся ДЮСШ г. Свирска спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения

№ п/п

И.Ф.

Сентябрь 2013г.

Апрель 2014г.

Рост

(м)

Масса

тела  

(кг)

Индекс Кетле 2

Рост

(м)

Масса

тела  

(кг)

Индекс Кетле 2

Знач.

Балл

Знач.

Балл

1

Максим Х.

132,6

30,0

17,2

3

136,5

31.1

16,8

5

2

Саша П.

128,5

28,9

17,6

3

133,1

29,0

16,4

5

3

Вадим К.

135,0

34,5

18,9

3

140,0

35,2

18,0

5

4

Андрей Г.

136,2

35,9

19,5

1

141,5

36,1

18,1

3

5

Костя Ч.

133,9

35,9

20,2

1

139,8

36,8

19,4

3

6

Семен Н.

123,1

26,0

17,3

3

128,9

26,4

16,5

5

7

Денис Д.

125,0

28,3

18,1

3

130,5

28,5

16,8

5

8

Влад С.

135,6

35,3

19,4

1

141,3

35,6

17,9

3

9

Никита С.

126,5

29,3

18,4

3

131,7

30,4

17,9

5

10

Настя Л.

134,4

30,0

16.6

5

139,4

30,9

16,3

5

11

Настя Д.

128,0

26,1

15,9

5

133,7

28,6

16,2

5

12

Юля Б.

134,1

31,8

17,6

3

139,3

32,2

16,9

5

13

Арина В.

136,1

31,5

17,0

5

142,0

32,0

16,0

5

14

Лена Р.

132,3

29,6

17,0

5

136,6

30,1

16,3

5

15

Олеся Р.

129,9

28,4

17,1

3

134,0

29,2

16.2

5

131,4

3,1

136,5

4,6

      % уч-ся

73,3

Примечание:         - положительная динамика

                                             - стабильный показатель

При анализе показателей состояния опорно-двигательного аппарата нами был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов полученных в сентябре 2013 года и в апреле 2014 года по следующим показателям: массо-ростовой индекс Кетле 2, экскурсия грудной клетки (разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе), кистевая динамометрия (измерение сгибательной силы кисти); осанка и наличие плоскостопия.

При оценке массо - ростового индекса (индекс Кетле 2) в сентябре 2013 года было выявлено:

- низкую оценку и ниже средней получили 3 учащихся, что составило 20%;

- среднюю оценку –8 учащихся - 53%;

- высокую оценку – 4 учащихся - 27% .

Средний показатель по группе составил 3,1 балла, что соответствует среднему уровню.

На контрольном измерении в апреле 2014 года были выявлена следующая картина:

- среднюю оценку получили –3 учащихся -20%;

- высокую оценку – 12 учащихся-80%.

- у 11 учащихся выявлена положительная динамика массо-ростового показателя;

- у 4 учащихся  массо-ростовой показатель остался стабильным с максимальным количеством  баллов (5).

- в среднем положительная динамика по группе составила 73,3%;

- средний балл по группе на контрольном этапе – 4,6 балла, что соответствует высокому уровню.

При сравнении динамики среднего ростового показателя по группе учащихся ДЮСШ за период практической работы, нами выявлен прирост данного показателя на 5,1 см, в то время, когда принято считать нормальным прирост длины тела в год на 3-4 см, для детей данного школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют о том, что плавание способствует не только укреплению здоровья, но и оказывает благоприятное воздействие на гармоничное физическое развитие организма.

        Результаты антропометрических измерений учащихся ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения представлены в таблице 7.        

Таблица 7

Антропометрические данные учащихся ДЮСШ спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения

п/п

И.Ф.

Индекс Кетле 2

(балл)

Экскурсия грудной клетки

 (см)

Динамометрия

(кг)

правая

левая

Сен.

Апр.

Сен.

Апр.

Разн

сен

апр

разн

сен

апр

разн

1

Максим Х.

3

5

6

8

2

12

16

4

12

14

2

2

Саша П.

3

5

7

9

2

12

14

2

9

13

4

3

Вадим К.

3

5

5

7

2

16

18

2

14

16

2

4

Андрей Г.

1

3

5

6

1

9

12

3

12

14

2

5

Костя Ч.

1

3

4

7

3

13

16

3

15

18

3

6

Семен Н.

3

5

7

10

3

11

15

4

11

16

5

7

Денис Д.

3

5

5

7

2

11

14

3

9

13

4

8

Влад С.

1

3

6

8

2

14

18

4

14

17

3

9

Никита С.

3

5

6

9

3

12

15

3

9

13

4

10

Настя Л.

5

5

4

6

2

11

13

2

11

13

2

11

Настя Д.

5

5

5

7

2

13

14

1

9

11

2

12

Юля Б.

3

5

6

8

2

14

16

2

12

14

2

13

Арина В.

5

5

7

10

3

11

14

3

12

14

2

14

Лена Р.

5

5

5

7

2

10

12

2

9

11

2

15

Олеся Р.

3

5

7

8

1

13

14

1

11

12

1

Выше нормы

27%

80%

-

13%

53%

87%

47%

93%

Норма

53%

20%

87%

87%

40%

13%

33%

7%

Ниже нормы

20%

-

13%

-

7%

-

20%

-

3,1

4,6

5,6

7,8

2,2

12,1

14,7

2,6

11,3

13,9

2,7

Положительная динамика, %

100

100

100

        Примечание:                  - высокий показатель,                - средний показатель,

                                                    -  низкий показатель

По нормативам экскурсия грудной клетки от 4 см и меньше является низким показателем, 5-9 см – средним, 10 см и больше – высоким. Показатель «норма» в сентябре 2013 года имели 13 учащихся, что составило 87%. Ниже нормы было у 2 учащихся - 13%. На контрольном измерении мы наблюдали ярко выраженную положительную динамику по данному показателю: «норма» по-прежнему у 13 учащихся -87%,  ниже нормы  0%, выше нормы у 2 учащихся -  13%.

По группе средний показатель экскурсии грудной клетки в сентябре 2013 года - 5,6 см, что соответствует уровню ниже среднего, в апреле 2014 года - 7,8 см – выше среднего. Это связано с  усиленной деятельностью дыхательных мышц, которые укрепляются и развиваются, улучшая при этом, подвижность грудной клетки.

Данные результаты подтверждают эффективность плавания, как средства укрепления организма.

В норме кистевая динамометрия для детей 7-8 лет у мальчиков: 9,3-12 – средний показатель, ниже 9,3 – низкий показатель, выше 12 – высокий показатель; у девочек: 8,6-10 – средний, ниже 8,6 – низкий, выше10 – высокий. Анализируя результаты, полученные в процессе измерения, мы видим, что показатели силы мышц кисти в сентябре 2013 года составили: выше нормы правой руки у 8 учащихся - 53%, левой – у 7 учащихся, что составляет 47%; норма: правой руки – у 6 учащихся (40%), левой руки – у 5 учащихся (33%); ниже нормы: правой руки у 1 учащегося (7%), левой руки - у 3 учащихся (20%). В апреле 2014 года этот показатель повысился и составил: выше нормы – у 13 учащихся (87%) и у 14 учащихся (93%), норма – у 2 учащихся (13%) и у 1 учащегося (7%), ниже нормы – 0% и 0%,  в правой и левой руках соответственно. Полученные результаты значительно превышают средние показатели динамометрии, характерные для детей данного возраста. Динамика увеличения силы мышц кисти составила 100%. Это еще раз доказывает положительное влияние занятий плаванием на укрепление организма учащихся.

        По внешнему осмотру всей группы детей на наличие нарушений осанки и деформации позвоночника были выявлены изменения у двух человек. Что впоследствии было подтверждено справками от медицинской комиссии. После обследования учащихся на контрольном этапе практической работы было выявлено, отсутствие прогрессирования искривлений и наметилась положительная динамика в состоянии данных учащихся. К этим учащимся в течение всего периода занятий применялся дифференцированный подход при выборе средств, основной акцент был направлен на освоение симметричных движений (плавание брассом).

Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что систематические занятия плаванием и правильный выбор средств оказали благотворное влияние на состояние позвоночника учащихся, имеющих нарушения осанки и деформацию позвоночного столба.

При обследовании группы учащихся наличие плоскостопия было выявлено у одного человека. По заключению специалиста, плоскостопие является врожденной патологией у данного ребенка. В конце практической работы прогрессирование плоскостопия у данного учащегося не выявлено, что является хорошим показателем. Поскольку период нашей практической работы, по мнению специалистов, является недостаточным для исправления плоскостопия.

При анализе изменения показателей здоровья учащихся ДЮСШ г. Свирска в процентном соотношении от численности группы, нами были выявлены улучшения здоровья учащихся по всем показателям, наблюдаемым  в процессе практической работы. На рис. 3 представлены результаты данного анализа.

Обобщая полученные результаты, нами были выявлены:

- Положительная динамика кистевой динамометрии правой и левой рук, экскурсии грудной клетки,  ЖЕЛ и уровня заболеваемости у 100% уч-ся;

- Положительная динамика индекса Кетле 2 – 73,3 % уч-ся;

- Сокращение времени восстановления и ЧСС после нагрузки у  100% уч-ся;

- ЧСС в покое снизилась у 40% уч-ся.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в процессе занятий плаванием у учащихся  ДЮСШ г. Свирска снизился уровень заболеваемости и улучшились показатели здоровья. Таким образом,  выявлена эффективность плавания как средства закаливания и укрепления организма учащихся спортивно-оздоровительной группы  ДЮСШ г. Свирска. Цель нашего исследования достигнута.

Рис.3 Изменения показателей здоровья учащихся ДЮСШ г. Свирска в процентном соотношении от численности группы

Заключение

Целью нашей практической работы являлось обоснование и  проверка эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма  в младшем школьном возрасте.  

 Анализ  научно-методической литературы позволил выявить основные и вспомогательные средства закаливания, его формы, виды и принципы. Определить, что именно плавание является наиболее эффективным средством закаливания и укрепления организма, так как физические упражнения, выполняемые в воде, благотворно влияют на все системы организма в целом: иммунную, сердечно - сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему.

В ходе анализа были определены основные  показатели, характеризующие иммунитет и состояние организма и изучены методики, позволяющие измерять и оценивать эти показатели.

Эффективность плавания как средства закаливания и укрепления организма учащихся младшего школьного возраста выявлялась посредством сравнения показателей здоровья на констатирующем и контрольном этапах практической работы.

Сравнительно-сопоставительный анализ изменения показателей здоровья учащихся ДЮСШ г. Свирска в процентном соотношении от численности группы, позволил нам выявить улучшения здоровья учащихся по всем показателям, наблюдаемым  в процессе практической работы.

Таким образом, было обосновано и практически проверено, что  регулярные занятия плаванием способствуют гармоничному развитию учащихся и положительно влияют на развитие всех систем организма: улучшается работа сердечно - сосудистой, дыхательной, центральной нервной системы, укрепляется опорно-двигательный аппарат и иммунная система.    

Цель нашей практической работы, состоящая в  обосновании и   проверке эффективности плавания как средства закаливания и укрепления организма учащихся  группы начальной подготовки ДЮСШ г. Свирска – достигнута.  

Литература

  1. Академик. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_medicine/, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Булгакова, Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов и др.; под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
  3. Ваш ребенок [Текст]:  И.И. Гребешева, Н.А. Ананьева, С.Г. Грибакин и др./ под ред. И.И. Гребешевой. – М.: Медицина, 1990. -  384 с.
  4. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении[Текст]: метод. пособие / И. М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 28 с.
  5. Информационный медицинский портал [Электронный ресурс] :Режим доступа: www.medichelp.ru/posts/view/6341, свободный. - Загл. с экрана.
  6. Инясевский, К.А.  Тренировка пловца[Текст]:  Пособие для тренеров. /К.А. Инясевский, Б.Н. Никитский. - С.- П, 2000. – 200 с.
  7. Карпман, В.Л. Спортивная медицина[Текст]: учеб. пособие для институтов Ф.К. / В.Л. Карпман. -  М.: Физкультура и спорт, 1980. – 295 с.
  8. Кофман, Л.Б. Функциональные методы исследования органов дыхания. [Текст]/ Л. Б. Кофман. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. - 127 с.
  9. Куценко, Г. И  Режим дня школьника[Текст]/Г. И. Куценко, И.Ф. Кононов И.Ф./ 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Медицина, 1987. – 112 с.
  10.  Липатов, П.ИОсновы антропологии с элементами генетики человека. Учебно-методический комплекс[Электронный ресурс]: -  Режим доступа: http://bio.1september.ru/2003/42/6.htm, свободный. - Загл. с экрана.
  11.  Литвинов, Е. И. Регулирование физической нагрузкина уроках физкультуры и при самостоятельных занятиях физическими упражнениями [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://spo.1september.ru/article.php?ID=200800910, свободный. - Загл. с экрана.
  12.  Макаренко, Л.Т. Плавание [Текст]/ Л.Т. Макаренко. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 189 с.
  13.  Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилатика болезней [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Марков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
  14.  Маханева, М.Д. Здоровый ребенок[Текст]: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. пособие/ М. Д. Маханева. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 125 с.
  15.  Маханева, М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! [Текст]: Методическое пособие/М.Д. Маханева. – М.: «Сфера», 2009. – 240 с.
  16.  Медицина [Электронный ресурс]/ Функциональные методы исследовании органов дыхания / Дыхательная недостаточность.Режим доступа:http//www.4medic.ru/page-id-597.htm, свободный. Загл. с экрана.
  17.  Мир детства: Младший школьник. [Текст]/ Под ред. А.Г.Хрипковой; - М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
  18.  Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие / [С. Д. Поляков, С. В. Хрущев, И. Т. Корнеева и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
  19.  Основы методики тренировки [Электронный ресурс]: Методы тренировки / Контрольный метод. Режим доступа:http// http://fizsport.ru/osnovy-metodiki-trenirovki/metody-trenirovki, свободный.  Загл. с экрана.
  20.  Осокина, Т.И. Как научить детей плавать[Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Т.И.Осокина – М.:Просвещение, 1985. – 80 с.
  21.  Популярная медицинская энциклопедия [Текст]: - М.: «Советская энциклопедия», 1987 – с. 208-209
  22.  Правосудов, В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре [Текст]/ В.П.Правосудов. – М.: Физкультура и спорт, 1980.– 348 c.
  23.  Раевский, Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Д. А. Раевский. -  Малаховка, 2011. -  23 с.
  24.  Селиванова, И.Б. Плавание – одно из важнейших средств физического воспитания школьников [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Преподавание в начальной школе / Спорт в школе и здоровье детей.  Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313779/, свободный. Загл. с экрана.
  25.  Спок, Б. Ребенок и уход за ним[Текст]/Б. Спок. – М.: Знание, 1990. – 268 с.
  26.  Спорт «Blog Archive» [Электронный ресурс]: Оздоровительное значение плавания. Режим доступа: http://sport.zn.uz/288, свободный. Загл. с экрана.
  27.  Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я.Степаненкова.  – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
  28.  Степанов,  В. М. Здоровьесохранная педагогика: организация, пути развития [Текст]:  Методическое пособие /В. М Степанов, А. Д. Шипачева.– Иркутск: Восточно-Сибирская издательство, 2001. – 75 с.
  29. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей[Текст]/М.Я. Студеникин. – М.: Медицина, 1986. -  240 с.
  30. Тимофеева, Е.А. Обучение плаванию в д/с [Текст]/Е.А. Тимофеева,   Т.И. Осокина. -  М.: Просвещение, 2001. - 158 с.
  31.  Туманян,  Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. С.Туманян.  – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
  32.  Физкультура и Спорт. Самоконтроль физкультурника. [Электронный ресурс]: Режимдоступа:http://www.sportcontrol.ru/index.php?go=Content&id=15, свободный. - Загл. с экрана.
  33.  Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
  34.  Чусов, Ю.Н. Азбука закаливания[Текст]/ Ю. Н. Чусов. – М.: Знание, 1984. – 64 с.
  35.  Чусов, Ю.Н. Закаливание школьников [Текст]: Пособие для учителя /  Ю. Н. Чусов – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
  36.  Шебек,  В.Н.  Физическое воспитание дошкольника [Текст]/ В. Н. Шебек, Н. Н. Ермак,  В. А. Шишкина. - М.: Просвещение,  2000. – 235 с.
  37.  Эзотерический центр АКВИЛОН [Электронный ресурс]: Режим доступа: baby.akviloncenter.ru /children / metod / htm, свободный. - Загл. с экрана.
  38.  Энциклопедия матери и ребенка [Электронный ресурс]: Антропометрические индексы Режим доступа: http://mamababy.uaua.info/antropometricheskie-indeksy, свободный. Загл. с экрана.
  39.  Юркович, Л. Л., Функциональные методы исследования систем организма [Текст] / Л. Л. Юркович, Д. Н. Китанова. - М.: Логос, 2003. 136 с.
  40.  Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе.  Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. [Текст] / Ю. А. Янсон. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.

Приложение 1

Формализованные оценки показателей физического здоровья школьников 6-18 лет

Массо-ростовой индекс Кетле 2 (кг/м2)

Возраст (лет)

Оценка, баллы

Мальчики

Девочки

2

4

5

3

1

2

4

5

3

1

дефицит массы

гармоничное (-)

гармоничное

гармоничное (+)

тучное

дефицит массы

гармоничное (-)

гармоничное

гармоничное (+)

тучное

6

<13

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

>19

<13

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

>19

7

<13

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

>19

<13

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

>19

8

<13

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

>19

<13

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

>19

9

<14

14, 1-15,9

16,0-18,0

18, 1-19,9

>20

<14

14, 1-15,9

16,0-18,0

18,1-19,9

>20

10

<14

14, 1-15,9

16,0-18,0

18, 1-19,9

>20

<14

14, 1-15,9

16,0-18,0

18,1-19,9

>20

11

<15

15,1-16,9

17,0-19,0

19,1-20,9

>21

15

15,1-16,9

17,0-19,0

19,1-20,9

>21

12

<16

16,1-17,9

18,0-20,0

20,1-21,9

>22

<16

16,1-17,9

18,0-20,0

20,1-21,9

>22

13

<17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

>23

<17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

>23

14

<17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

>23

<17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

>23

15

<17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

>23

<18

18,1-19,9

20,0-22,0

22,1-23,9

>24

16

<18

18,1-19,9

20,0-22,0

22,1-23,9

>24

<19

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

>25

17

<19

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

>25

<20

20,1-21,9

22,0-24,0

24,1-25,9

>26

18

<19

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

>25

<20

20,1-21,9

22,0-24,0

24,1-25,9

>26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 10 классе «Онтогенез. Практическая работа №1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»

Учащимся, интересующихся предметом было предложено опережающее задание по выявлению мутагенов в окружающей среде, результатом которых было создание презентаций. Для выполнения практической работ...

Практическая работа: "Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Юга"

Небольшая презентация, составленная с учетом материала, пройденнго на предыдущем уроке, позволяет справится с задачами урока....

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"

Организация аудитрной самостоятельной  деятельности   студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету

Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету »Предмет, класс,УМК :  Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской,...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...