Волейбол.
учебно-методический материал по физкультуре
Материал для внеклассной работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь педагогу при обучении игре в волейбол | 242 КБ |
dnevnik_samokontrolya_forma.docx | 123.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа физкультурно-спортивной направленности.
В волейболе нет слова «я»,
Есть только понятие «Мы».
Леонтьев Л.О.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых игровых видов спорта, получивших заслуженное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание на положительном эмоциональном уровне. Чтобы хорошо играть в волейбол, необходимо быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональное напряжение, испытываемое во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Занятия волейболом позволяют постоянно улучшать периферическое зрение, «чтение игровых ситуаций» с целью лучшей организации эффективных ответных действий.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Настоящая программа включает в себя:
- целесообразное развитие волейбола в школе;
- организацию секционной работы;
- комплектование групп по возрастам (классам);
- проведение целенаправленной работы по обучению детей игре в волейбол и подготовке к участию в городских соревнованиях;
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что весь процесс подготовки волейболиста должен развертываться как управляемый процесс, как сознательное приспособление его к индивидуальным способностям занимающегося, к функциональным и атлетическим возможностям его организма, к особенностям коллективных командных действий. Таким образом, новизна программы обусловлена использованием как средств для достижения технической и тактической подготовки волейболистов, так средств и методов психологической подготовки, более индивидуальным подходом к занимающимся. Желательным является проведение тестов для определения индивидуально – типологических особенностей каждого спортсмена, для точного и обоснованного выбора его игрового амплуа, а также создания положительной и доброжелательной обстановки в коллективе.
Настоящая программа актуальна, поскольку методика её направлена на сохранение здоровья юного спортсмена, на формирование его стремления к здоровому образу жизни, овладение знаниями, умением, терминологией и техникой специальных спортивных упражнений.
Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса Она определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, обеспечивает преемственность задач, средств и методов подготовки, объема тренировочных нагрузок, рост физического и технического уровня спортсмена. Она учитывает индивидуальные особенности занимающегося, а также разнообразие тренировочных средств и варьирование нагрузок.
Программа рассчитана на 4 года постоянного обучения мальчиков и девочек возраста 11-16 лет, поэтому обязана учитывать возрастные особенности занимающихся. Именно в этом возрасте, который принято называть «переходным», происходит весьма сложный процесс перестройки структур и функций детского организма. В программе отводится особое место, учитывающее все периоды развития двигательных качеств, отличные мальчиков и девочек.
Девочки, как известно. Раньше вступают в пуберантный период, развиваются быстрее и интенсивнее, чем их мальчики – сверстники. Следует учитывать, что в возрасте 11-12 лет разница между скоростными и физическими качествами мальчиков и девочек наименьшая за весь школьный период.
Второй интенсивный период силы у девочек начинается именно с этого возраста, а мальчиков - только в 12 - 14 лет. Самое важное постоянно контролировать выполнение и дозировать нагрузку, чтобы не допустить возможный травматизм. У мальчиков (с 11 до 14 лет) и у девочек (с 8 до 12 лет) происходит интенсивный прирост тела в длину, но прирост в силе еще больше. В результате к 11 годам значительно увеличивается относительная сила.
С 10 - 11 лет до 14 лет у девочек масса тела больше, чем у мальчиков, и относительная сила у них с 8 до 13 лет имеет меньше прироста. Плюс, вследствие большего прироста жировой ткани у девочек, в отличие от мальчиков, девочкам - подросткам необходимо давать упражнения на развитие мышц живота, туловища в большем объеме, чем мальчикам. В период с 11 - 13 лет девочки опережают мальчиков и по длине тела, а также окружности грудной клетки. Однако сердце девочек меньше по весу и объему, грудная клетка менее развита, жизненная емкость легких составляет 65 - 70% по сравнению с мальчиками, дыхание более частое, сила дыхательных мышц меньше. Вместе с тем до 12 лет время двигательной реакции у девочек лучше, ем у мальчиков, они более координированы, поэтому в упражнениях связанных с проявлением максимальной быстроты реакции и координации движения, в упражнениях с мячом, в некоторых играх они имеют преимущество перед мальчиками. Всем занимающимся в этом возрасте полезны беговые и силовые упражнения. Длительный бег умеренной интенсивности, многоскоки, гимнастика служат главным средством профилактики против избыточной жировой ткани, отставания в развитии сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Систематические силовые упражнения также обязательны - они повышают физическую работоспособность, способствуют формированию хорошей осанки
Картина развития движений подростка противоречива. Перестройка организма бесследно не проходит: наблюдается обилие лишних движений, недостаточная их координированность. Но при этом, подростковый возраст именно тот возраст, когда наиболее успешным становится овладение техникой сложных движений. Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а не редко и завышенная самооценка. В связи с этим крайне важно, чтобы наиболее физически развитые занимающиеся не надсмехались над середнячками, а помогали им. С этой целью
преподаватель должен выбирать себе помощников для проведения занятий. Если младшие подростки нуждаются прежде всего в щадящем режиме (в том, чтобы были предотвращены различные перегрузки), и если нарушения дисциплины связаны с тем, что они быстро утомляются и легко впадают в раздражительность, то старшим подросткам в первую очередь нужны правильная организация их деятельности; дисциплину они чаще всего нарушают потому, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.
Имея в виду незрелость и недостаточную устойчивость организма занимающихся к сильным воздействиями, нужно оберегать его от перенапряжения. Важно избегать неправильных поз, длительность напряжение мышц спины и брюшного пресса, перенапряжения суставно-связочного аппарата, завышенных нагрузок на сердечно - сосудистую систему, длительных мышечных напряжений с натуживанием, волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе. Таким образом, одно из основных условий правильной организации занятий волейболом - учет колебаний функционального состояния и работоспособности юного организма.
Исходя из этапа реализации программы и проходимого материала применяются групповые и индивидуальные
Формы проведения занятий на улице и в зале, контрольные игры, беседы и тренинги.
Режим занятий
- Первый год – три раза в неделю по 1 часу
- Второй год - три раза в неделю по 1.5 часа
- Третий год - три раза в неделю по 1.5 часа
- Четвертый год - три раза в неделю по 2 часа
Цель программы: создание условий для воспитания у молодых людей интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, овладение основными умениями и навыками игры в волейбол и формирование активной позиции к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Образовательные
- Познакомить со специальной терминологией
- Содействовать психологической подготовке занимающихся
- Сформировать умение передавать элементы собственного
спортивного опыта другим людям - Научить планировать и проводить тренировки
- Научить технике специальных спортивных упражнений (финты)
- Дать знания о тактической основе волейбола
2. Воспитательные
- Воспитать нравственное сознание и поведение:
дисциплинированность, трудолюбие - Содействовать в воспитании целеустремленности и
настойчивости в реализации конкретных задач (овладение
техники, выполнение заданной нагрузки и пр.), смелости и
решительности, выдержки и самообладания в стрессовых, в том
числе соревновательных, ситуациях, чувства коллективизма и
ответственности за всю команду за результат, ответственного
отношения к своему здоровью и физическому
совершенствованию - Сформировать потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом - Сформировать активную позицию к здоровому образу жизни
3. Развивающие
- Развивать интеллект на основе стимулирования познавательной и
творческой активности - Развивать физические качества: сила, гибкость, ловкость,
быстрота, выносливость, прыгучесть - Развивать способность ориентироваться в пространстве
спортивной площадки и игровом времени, в том числе в условиях
лимита того или другого элемента - Развивать умение рациональным способом выполнять
естественные виды движенийй (бег, прыжки, броски и др.),
содействуя формированию умений широко применяемых в
различных видах деятельности
Ожидаемые результаты освоения программы
- овладение техникой основных движений, приемов и
волейбола - развитие физических качеств
- освоение тактической основы баскетбола
- оптимизация социально-психологического климата и
благоприятного климата в коллективе - развитие творческой, активной, нравственно и психол
устойчивой личности занимающегося - формирование необходимости в занятиях спортом и
образе жизни
Способы проверки: сдача нормативов, контрольные игры, у соревнованиях, выявление лучших по итогам игр.
Формы оценки полученных знаний
- Тесты
- Контрольные игры
- Открытые тренировки
Тесты - Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
- Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
- Передвижение. Занимающийся находится за лицевой лиг
сигналу перемещается спиной в защитной стойке, после
ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную !
Фиксируется общее время. - Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
- Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
- Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
- Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
времени фиксируется количество пройденных дистанций. - Бег 20м., 300 м., 1000м.
Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.
Учебно - тематический план.
Первый год обучения.
№ | тема | Всего часов | теория | практика |
1 | Тактическая подготовка | 5 | 2 | 3 |
2 | ОФП | 27 | 4 | 23 |
3 | Техническая подготовка | 22 | 3 | 19 |
4 | Специальная физическая | 25 | 2 | 23 |
5 | Психологическая подготовка | 3 | 2 | 1 |
6 | Контрольные тесты | 13 | 3 | 10 |
7 | Медицинское обследование | 2 | 1 | 1 |
8 | Контрольные игры | 5 | 1 | 4 |
9 | Теоретическая подготовка | 8 | 6 | 2 |
Итого часов | 108 | 23 | 85 |
Содержание программы первого года обучения. 1.Тактическая подготовка.
Теория. Знакомство с занимающимися. Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Под тактической подготовкой подразумевается овладение большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Практика. На первом году обучения тактика нападения включает: передачу связующим игроком мяча в определенную зону, стоя к ней лицом, с последующим выполнением нападающего действия. Тактика защиты включает: прием мяча с последующей доводкой на связующего игрока.
2.Общая физическая подготовка.
Теория. Общая физическая подготовка-фундамент для тактической и технической подготовки, обеспечивает всестороннее развитие занимающегося и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств.
Правила выполнения упражнений, порядок выполнения, страховка и самостраховка, терминология, понятие «личная гигиена».
Практика.
Строевые упражнения. Шеренга-, колонна, фланг, дистанция.
Перестроения: в одну, 2 шеренги, в колонну по одному и по два. Расчет
по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг.
Остановка.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных
положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение во время
ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом
направлениях), выпады, подскоки, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.
Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине,
упражнения для развития брюшного пресса.
Упражнения для всех групп мышц. Упражнения со скакалками,
набивными мячами.
Упражнения для развития силы. Подтягивания из виса, отжимание в
упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера, лазание по канату. Упражнения на
гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от
30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.
Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой
движения. Упражнения с помощью партнера. Упражнения на
гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения со
скакалкой сложенной вчетверо.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и
ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,
назад. Упражнения в равновесии. Метания.
Упражнения типа «полоса препятствий».
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание
предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые
упражнения с гимнастической скамейкой. Прыжки в длину с места,
многоскоки.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до
1км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.
З.Техническая подготовка.
Теория. Объяснение проходимого материала. Предупреждение
травматизма. Терминология.
Практика. Перемещения: Стойки – основная, низкая; перемещения приставными шагами; остановка шагом; сочетание перемещения и остановки.
Передачи – сверху двумя руками: в стену на месте и в движении приставными шагами вправо, влево; над собой на месте, в парах на месте и в движении; отбивание мяча кулаком в прыжке у сетки.
Подачи – нижняя прямая в пределы площадки, в правую и в левую половину.
Нападающий удар – прямой удар с разбега по мячу на резиновых амортизаторах.
Прием мяча – сверху двумя руками: брошенного через сетку, от нижней прямой подачи; снизу двумя руками в стену многократно, от нижней подачи.
Блокирование – одиночное.
4.Специально-подготовительные упражнения.
Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Правило: «пол наш друг". Правильное положение рук и ног при передаче, движение кисти и пальцев при передаче. Стойки в волейболе. Ориентирование в ограниченном пространстве и времени.
Практика.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей сыграть его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля
мяча в ходьбе и беге, после поворота. Передачи мяча в стену. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков,
приема мяча сверху и снизу. Бег с различной частотой шагов,
аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на
разметки, ставя ступню точно у линии).
Эстафеты с прыжками, передачей мяча.
Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя
расстояние между ними 2-3 метра.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные
повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических
упражнений с различной интенсивностью и различной
продолжительностью работы и отдыха.
5.Психологическая подготовка.
Теория. Беседа: роль здорового образа жизни в современном обществе и
отношение занимающихся к данной проблеме, влияние постоянных
занятий физической культурой и спортом на формирование гармоничного
телосложения и укрепление здоровья. Создать представление о
предстоящей работе, разъяснить, что для достижения результата
необходимо трудолюбие, не бояться совершать ошибки и работать над
ними, постоянно совершенствовать полученные навыки. Подготовка к
соревнованиям, командным и индивидуальным действиям.
Практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и
требованиями. Выполнение по принципу - сделай медленно, но
правильно.
6.Контрольные тесты.
Теория. Объяснение требований, критериев оценки, периодичности
проверки.
Практика. Нападение: занимающийся выполняет 12 ударов с трех точек. Фиксируется количество попаданий.
Передвижение. Игрок находится за лицевой линией. По сигналу
перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира
изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом
вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее
время. Скоростное ведение. Игрок находится за лицевой линией. По
сигналу начинает ведение левой рукой в направлении первой кегли,
выполняет перевод мяча и меняет ведущую руку. Преодолев последнее
препятствие, выполняется бросок в движении. После броска - движение в
обратном направлении, но ведет мяч правой рукой. Фиксируется общее
время и общее количество заброшенных мячей. Прыжок в длину с места.
Бег 40 секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
времени фиксируется количество пройденных дистанций. Бег 20м., 300
м., 1000м.
7.Медицинский осмотр.
Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Дать знания о
важности формирования правильной осанки, о сутулости, о
необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.
Практика. Проведение медицинского осмотра.
8.Контрольные игры.
Теория. Рассказать о предстоящей игре.
Практика. Контрольные игры.
9.Теоретическая подготовка.
Теория. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие
волейбола в России. Воспитание нравственных и волевых качеств
спортсмена. Влияние физических упражнений на организм. Правила по
волейболу. Спортивные соревнования.
Основы техники, тактическая подготовка.
Практика. Дать ряд тем для самостоятельной подготовки и выступлению
перед товарищами в форме рефератов: Известные волейболисты России,
Известные волейболисты мира, правила волейбола, и т.д.
Ожидаемые результаты.
Привлечение как можно большего количества детей к систематическим занятиям. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом и стремления к здоровому образу жизни. Овладение основными навыками игры в волейбол, терминологией.
Учебно - тематический план. Второй год обучения. | ||||
№ | тема | Всего часов | теория | практика |
1 | Тактическая подготовка | 11 | 4 | 7 |
2 | ОФП | 20 | 1 | 19 |
3 | Техническая подготовка | 23 | 2 | 21 |
4 | Специальная физическая | 24 | 1 | 23 |
5 | Психологическая подготовка | 3 | 1 | 2 |
6 | Контрольные тесты | 13 | 1 | 12 |
7 | Медицинское обследование | 2 | 1 | 1 |
8 | Контрольные игры. | 9 | 1 | 8 |
9 | Теоретическая подготовка | 3 | 1 | 2 |
Итого часов | 108 | 9 | 99 |
Содержание программы второго года обучения.
1.Тактическая подготовка.
Теория. Дать знания о технике, изучаемой на втором году обучения. Разобрать каждое изучаемое упражнение. Рассказать об игровых амплуа, действиях в рамках игрового амплуа.
Практика. Совершенствовать пройденный материал. Тактика нападения: подача, нападающий удар. Тактика защиты: прием, подстраховка, переключение, блок
Разделение по игровым амплуа в соответствии с возможностями и результатом тестов по определению ИТО.
2.ОФП
Теория. Правила выполнения упражнений, порядок выполнения, страховка и самостраховка, терминология.
Практика. Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Построение, выравнивание строя, расчет по строю. Остановка.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных
положений (в основной стойке ,на коленях, сидя, лежа) - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение во время
ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом
правлениях), выпады, подскоки, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине,
упражнения для развития брюшного пресса.
Упражнения для всех групп мышц. Упражнения со скакалками,
набивными мячами.
Упражнения для развития силы. Подтягивания из виса, отжимание в
юре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
противления партнера, лазание по канату. Упражнения на
гимнастической стенке.
Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от
30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.
Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой
движения. Упражнения с помощью партнера. Упражнения на
гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения со
скакалкой сложенной вчетверо.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и
ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,
назад. Упражнения в равновесии. Метания.
Упражнения типа «полоса препятствий».
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание
предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые
упражнения с гимнастической скамейкой. Прыжки в длину с места,
ногоскоки.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
временный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до
км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.
Техническая подготовка.
Теория. Объяснение проходимого материала. Предупреждение
травматизма. Терминология.
Практика.
Перемещение – сочетание способов перемещений и остановок; перекаты, падение на месте и после перемещения.
Передача – сверху двумя руками: встречная передача, расстояние 4 – 5 метров, через сетку в заданную зону, стоя спиной по направлению в тройках, в прыжке вперед – вверх; отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки.
Подача – нижняя – прямая в заданную зону; верхняя – прямая в пределы площадки.
Нападающий удар – прямой удар по ходу из зон 4 и 2 с передачей из зоны 3.
Прием мяча – сверху двумя руками: мяча, брошенного через сетку с расстояния 8 – 10 метров, нижней подачи с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину; снизу двумя руками с задней линии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2; подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3 и 2.
Блокирование – одиночное прямого удара по ходу из зон 4 и 2.
4. Специально-подготовительные упражнения. Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Нагрузка, ЧСС. Приемы самоконтроля.
Практика.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).
Упражнения для развития игровой ловкости. Верхняя и нижняя передача мяча в ходьбе и беге, после поворота. Передача мяча сверху двумя руками в стену. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, различных приемов игры. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступню точно у линии).
Эстафеты с прыжками. Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно.
Психологическая подготовка.
теория. Создать представление о предстоящей работе, разъяснить, что я достижения результата необходимо трудолюбие, не бояться совершать ошибки и работать над ними, постоянно совершенствовать полученные навыки. Беседа - лидерство в спорте и команде. Подготовка к соревнованиям, командным и индивидуальным действиям. практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и требованиями. Выполнение по принципу - сделай медленно, но правильно. Провести тестирование для определение ИТО для помощи в дальнейшем выборе игрового амплуа. Выбор капитана с помощью голосования.
Контрольные тесты.
Теория. Объяснение требований, критериев оценки, периодичности проверки.
Практика.
- Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
- Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
- Передвижение. Занимающийся находится за лицевой лиг
сигналу перемещается спиной в защитной стойке, после
ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную !
Фиксируется общее время. - Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
- Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
- Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
- Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
времени фиксируется количество пройденных дистанций. - Бег 20м., 300 м., 1000м.
Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.
7.Медицинский осмотр. -
Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Дать знания о
важности формирования правильной осанки, о сутулости, о
необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.
Практика. Проведение медицинского осмотра.
8.Контрольные игры.
Теория. Рассказать о предстоящей игре.
Практика. Контрольные игры.
9.Теоретическая подготовка.
Теория. Профилактика травматизма. Спортивные соревнования.
Практика. Установка на игру и разбор результатов игры.
Ожидаемые результаты: Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья. Утверждение здорового образа жизни. Занимающиеся выполняют различные функции во взаимодействии, а также согласно игрового амплуа. Овладение предложенным арсеналом технических и тактических форм и способов ведения игры. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Овладение приемами игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным; индивидуальными и групповыми действиями, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях.
Учебно - тематический план. . Третий год обучения. | |||||
№ | тема | Всего часов | теория | практика | |
1 | Тактическая подготовка | 32 | .8 | 24 | |
2 | ОФП | 37 | 3 | 34 | |
3 | Техническая подготовка | 32 | 8 | 24 | |
4 | Специальная физическая | 35 | 4 | 31 | |
5 | Психологическая подготовка | 6 | 3 | 3 | |
6 | Контрольные тесты | 20 | 2 | 18 | |
7 | Медицинское обследование | 5 | 1 | 4 | |
8 | Контрольные игры. | 35 | 3 | 32 | |
9 | Теоретическая подготовка | 14 | 4 | 10 | |
Итого часов | 216 | 36 | 180 |
Содержание программы третьего года обучения.
1.Тактическая подготовка.
Теория. Сформировать представление о проходимых маневрах, дать теоретические знания по проходимому материалу, разобрать с помощью схем.
Практика. Совершенствовать ранее изученные маневры. Тактика нападения: атака в свободную зону, подача в игрока с нестабильным приемом. Тактика защиты: рациональная расстановка игроков, блок и страховка блокирующего, стабилизировать прием подачи
2.ОФП.
Теория. Правила выполнения упражнений, порядок выполнения. Усложненный вариант выполнения упражнений. Самостоятельное составление комплекса упражнений. Страховка и самостраховка, терминология.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных
положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение во время
ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом
направлениях), выпады, подскоки, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.
Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине,
упражнения для развития брюшного пресса.
Упражнения для всех групп мышц. Упражнения со скакалками,
набивными мячами.
Упражнения для развития силы. Подтягивания из виса, отжимание в
упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера, лазание по канату. Упражнения на
гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от
30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.
Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой
движения. Упражнения с помощью партнера. Упражнения на
гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения со
скакалкой сложенной вчетверо.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и
ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,
назад. Упражнения в равновесии. Метания.
Упражнения типа «полоса препятствий».
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание
предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые
упражнения с гимнастической скамейкой. Прыжки в длину с места,
многоскоки.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до
1км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.
З. Техническая подготовка.
Теория. Объяснение проходимого материала. Предупреждение
травматизма. Терминология. Технико - тактическая подготовка.
Практика. Совершенствование имеющихся навыков и умений.
4. Специально-подготовительные упражнения.
Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Нагрузка, ЧСС. Приемы самоконтроля. Самостоятельное составление занимающимися комплекса упражнений и опробование.
Практика.
Перемещения – прыжки, падения – на месте и после перемещения; сочетания перемещений, остановок, падений и прыжков.
Передача – сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, во время перемещений, сочетания этих действий; стоя спиной у сетки; в прыжке через сетку; с последующим падением назад и перекатом на спину; из зоны падения через сетку на заднюю линию.
Подача – нижняя в заданную зону; верхняя прямая в правую и левую, дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки; верхняя боковая подача мяча в держателе.
Нападающие удары – прямой удар по ходу из зон 4, 3, 2 с высоких и средних по высоте, коротких и средних по расстоянию передач, из зон 4 и 2 с передач из глубины площадки, слабейшей рукой из зон 2 и 4 с переводом в право с поворотом туловища в право из зоны 2.
Прием мяча – сверху двумя руками: передача с расстояния 8 – 10 метров через сетку, нижней подачи, с последующим падением и перекатом – от передачи, удара одной рукой стоя, передачи в прыжке через сетку; снизу двумя руками: верхней прямой подачи, нападающего удара, передачи в прыжке через сетку, от сетки; снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, мяч набрасывает партнер.
Блокирование – одиночное ударов из зон 4 и 2, в зоны 5 и 1 соответственно с высоких и низких передач из зоны 3 в зону 5.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступню точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным
временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и
обратно.
5.Психологическая подготовка.
Теория. Подготовка к командным и индивидуальным действиям. Акцент на формирование волевых черт характера, предсоревновательный и соревновательный настрой. Сформировать умение самостоятельно готовиться к соревнованиям.
Практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и требованиями. Выбор капитана с помощью голосования. Психологическое восстановление. Подготовка к соревнованиям. 6.Контрольные тесты.
Теория. Объяснение требований, критериев оценки, периодичности проверки.
Практика.
- Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
- Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
- Передвижение. Занимающийся находится за лицевой лиг
сигналу перемещается спиной в защитной стойке, после
ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную !
Фиксируется общее время. - Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
- Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
- Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
- Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
времени фиксируется количество пройденных дистанций. - Бег 20м., 300 м., 1000м.
Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.
7.Медицинский осмотр.
Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Напомнить о
необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.
Практика. Проведение медицинского осмотра в начале года и
медицинское осведетельствование перед играми.
8.Контрольные игры.
Теория. Рассказать о предстоящей игре.
Практика. Игровая подготовка.
9.Теоретическая подготовка.
Теория. Профилактика травматизма. Инструкторская и судейская
практика.
Практика. Установка на игру и разбор результатов игры.
Ожидаемые результаты. Воспитание физических качеств: силы, быстроты,
выносливости. Овладение приемами игры, совершенствование их и ранее
изученных в условиях, близких к соревновательным; индивидуальными и
групповыми действиями, совершенствование их и ранее изученных в
различных комбинациях.
Учебно - тематический план. Четвертый год обучения. | |||||
№ | тема | Всего часов | теория | практика | |
1 | Тактическая подготовка | 20 | 4 | 16 | |
2 | ОФП | 37 | 1 | 31 | |
3 | Техническая подготовка | 20 | 3 | 17 | |
4 | Специальная физическая | 35 | 1 | 31 | |
5 | Психологическая подготовка | 10 | 3 | 7 | |
6 | Контрольные тесты | 17 | 2 | 15 | |
7 | Медицинское обследование | 7 | 1 | 6 | |
8 | Контрольные игры. | 50 | 10 | 40 | |
9 | Теоретическая подготовка | 20 | 3 | 17 | |
Итого часов | 216 | 37 | 179 |
Содержание программы четвертого года обучения. 1.Тактическая подготовка.
Теория. Сформировать представление о проходимых маневрах, дать теоретические знания по проходимому материалу, разобрать с помощью схем.
Практика. Совершенствовать ранее изученные маневры. Тактика нападения: подача по линии, нападающие удары чередовать с обманами и скидками; тактика защиты: система зонной защиты.
2.ОФП.
Теория. Правила выполнения упражнений, порядок выполнения. Усложненный вариант выполнения упражнений. Самостоятельное составление комплекса упражнений. Страховка и самостраховка, терминология.
Практика.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Построение, выравнивание строя, расчет по строю. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных
положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение во время
ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом
направлениях), выпады, подскоки, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.
Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине,
упражнения для развития брюшного пресса.
Упражнения для всех групп мышц. Упражнения со скакалками,
набивными мячами.
Упражнения для развития силы. Подтягивания из виса, отжимание в
упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера, лазание по канату. Упражнения на
гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от
30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.
Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой
движения. Упражнения с помощью партнера. Упражнения на
гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения со
скакалкой сложенной вчетверо.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и
ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,
назад. Упражнения в равновесии. Метания.
Упражнения типа «полоса препятствий».
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание
предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые
упражнения с гимнастической скамейкой. Прыжки в длину с места,
многоскоки.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до
1км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.
З. Техническая подготовка.
Теория. Объяснение проходимого материала. Предупреждение травматизма. Терминология. Технико - тактическая подготовка.
Практика. Совершенствование имеющихся навыков и умений.
Перемещение – сочетания перемещений, прыжков, падений с техническими приемами в нападении и защите.
Передача – сверху двумя руками: различные по высоте и расстоянию на месте после перемещений и остановки, с последующим падением, спиной после перемещения у сетки и из глубины площадки, в прыжке после имитации нападающего удара в зонах 2 – 3, 3 – 2.
Подача – верхняя прямая подача на силу, точность; верхняя боковая подача в правую и левую половину площадки.
Нападающие удары – прямой по ходу из зон 4, 3, 2 с различных по высоте и расстоянию передач, стоя лицом и спиной к нападающему: у сетки и из глубины площадки; с расстояния 2 – 3 метра от сетки; слабейшей рукой с поворотом туловища влево из зоны 4 с переводом вправо без поворота туловища из зон 4, 3, 2; боковой из зон 4 и 3 с высокой и средней передачи; имитация нападающего удара в замахе и передача через сетку в прыжке.
Прием мяча – сверху и снизу двумя руками в опорном положении и с последующим падением вправо и влево: от подачи, нападающего удара, обманной передачи; снизу одной рукой (правой, левой) в опорном положении и с падением влево и вправо: от обманной передачи, от сетки, от блока при ударе противника и партнера; снизу одной рукой с последующим падение вперед и перекатом на бедра и живот, падение вперед на руки и перекатом на грудь.
Блокирование – одиночное прямых ударов и с переводом, выполняемых в двух направлениях из зон 4, 3, 2, из двух соседних зон в известном направлении из каждой зоны, с удаленных от сетки передач, бокового удара; групповое блокирование ударов из зон 4, 3, 2 в различных направлениях.
Специально-подготовительные упражнения. Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Нагрузка, ЧСС. Приемы самоконтроля. Самостоятельное составление занимающимися комплекса упражнений и опробование. Практика.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота. Передачи мяча в стену из различных исходных положений. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, остановки, передачи . Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступню точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических
упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно.
Психологическая подготовка.
Теория. Подготовка к командным и индивидуальным действиям. Акцент на формирование волевых черт характера, предсоревновательный и соревновательный настрой. Сформировать умение самостоятельно готовиться к соревнованиям.
Практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и требованиями. Выбор капитана с помощью голосования, психологическое восстановление. Подготовка к соревнованиям. Контрольные тесты.
Теория. Объяснение требований, критериев оценки, периодичности проверки.
Практика.
- Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
- Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
- Передвижение. Занимающийся находится за лицевой лиг
сигналу перемещается спиной в защитной стойке, после
ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную !
Фиксируется общее время. - Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
- Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
- Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
- Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
времени фиксируется количество пройденных дистанций. - Бег 20м., 300 м., 1000м.
Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.
7.Медицинский осмотр.
Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Напомнить о
необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.
Практика. Проведение медицинского осмотра в начале года и
медицинское осведетельствование перед играми.
8.Контрольные игры.
Теория. Рассказать о предстоящей игре.
Практика. Игровая подготовка.
9.Теоретическая подготовка.
Теория. Профилактика травматизма. Спортивные соревнования.
Инструкторская и судейская практика.
Практика. Установка на игру и разбор результатов игры. Планирование и
контроль спортивной тренировки.
Ожидаемые результаты. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Овладение приемами игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным; индивидуальными и групповыми действиями, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях.
Методическое обеспечение программы.
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. Сущность метода заключается в логическом, последовательном устном или письменном изложении материала.
Беседа - диалогический метод обучение, при котором преподаватель путем постановки системы вопросов подводит занимающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы, групповые, фронтальные.
Объяснение - истолкование закономерностей, отдельных понятий, явлений изучаемого предмета. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми.
Реферирование - обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы. Применяется для самостоятельной подготовки занимающихся по заданной теме.
Наглядные методы. К наглядным методам относятся такие, при которых усвоение материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной взаимосвязи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности занимающихся. Их главное назначение - формирование практических умений и навыков.
Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.
Метод усложнения заключается в том, что сокращаются число пространственных характеристик условий выполнения действия и реализации двигательной задачи, усложняются исходные и заключительные положения и фазы технических действий, изменяются темп и ритм отдельных фаз в общей структуре технического приема,
скорость выполнения, как отдельных фаз, так и приемов в целом.
Метод переключений основывается на смене тактических комбинаций и приемов по заранее обусловленным сигналам.
Метод моделирования основывается на принципах и приемах моделирования игровой деятельности конкретной команды или конкретного игрока.
Круговая тренировка представляет собой комплекс упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены «станций».
Метод десенсибилизации - адаптация спортсмена к психически травмирующим факторам. Предварительно изучаются субъективно значимые для занимающегося соревновательные факторы, его опасения.
К методам психической тренировки относятся приемы, основанные на мышечной релаксации и мышечной активации.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а занимающиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Основной формой реализации программы является спортивная тренировка. Она включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками технической и тактической подготовки, приемами самоконтроля, основами психологической подготовки, повышение общей физической подготовки.
Групповая форма работы предусматривает работу и освоение программы группой учащихся.
Индивидуальная форма работы заключается в отработке элементов в индивидуальном порядке.
Соревнование - форма проведения занятий в условиях повышения эмоционального состояния занимающихся, с постановкой конкретных задач и их обязательным выполнением, с последующим разбором и исправлением ошибок.
Игра - применяется для повышения нагрузки, создания условий близких к соревновательным, отработки изученного материала.
Материально - техническое обеспечение программы.
- Спортивный зал.
- Площадка.
- Сетка с антеннами.
- Скакалки.
- Турники.
- Маты.
- Канат.
- Гимнастические скамейки.
- Набивные мячи.
- Гимнастические коврики.
- Секундомер.
- Баскетбольные мячи.
- Волейбольные мячи.
- Кегли.
- Кистевой тренажер
Материалы, которые необходимо иметь учащимся.
Спортивная форма
- кроссовки с нескользящей подошвой или кеды
- шорты или спортивные брюки
- футболки для занятий в зале и на спортивной площадке
- наколенники
Форма подведения итогов.
Результаты занимающихся проверяются на контрольных занятиях; соревнованиях; создание реферативной работы.
Список литературы для педагогов.
- Спортивные игры. Учебник для вузов./ Под редакцией
Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2004. - Психология в современном спорте. - Брайент Дж. Кретти. - М.: ФиС, 1978.
- Психология. Учебник для техникумов физической культуры. / Под
редакцией А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1984. - Физиология человека. А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - М., Олимпия, Ргеss, 2001.
- Педагогика. М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко - М., Юрайт,
2005. - Психология физического воспитания. Е.П. Ильин - СПб, издательство РГПУ им. Герцена, 2000.
- Спортивный отбор. В.М. Волков, В.П. Филин - М.: ФиС, 1999.
- Психология детей и подростков. Л.М. Фридман – Издательство Института Психотерапии. М., 2003.
- Как сохранить психологическое здоровье подростков. О.В. Хухлаева
М., Сентябрь, 2003. - Возрастная психология. Н.В. Абрамова - Екатеринбург, Деловая
книга, 2000.
Список литературы, использованной для написания программы.
- Спортивные игры. Учебник для вузов./ Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2004.
- Психология в современном спорте. Брайент Дж. Кретти - М.: ФиС, 1978.
- Юный волейболист. Ю.Д. Железняк. М. ФиС, 1988.
- Волейбол. Ю.Н. Клещев. М., 2005.
- Штурмующий вершины. Васильева В.В. Туркин В.Ф. М., 1976.
- Юный волейболист. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. М., 1979.
- 300 соревновательно - игровых заданий. И.А. Гуревич, М., 1994.
- Волейбол. Путь к победе. Я. Мацудайра, Н. Икеда, М. Сайто. М., 1983.
- Волейбол. У истоков мастерства. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. М., 1998.
- Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. А.В. Ивойлов. М., 1981.
- Подготовка юных волейболистов. Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов. М., 1967.
- Биомеханика. В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. М., Владос-пресс, 2003.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."
Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2
В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...
Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".
Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...