"Национальный тувинский танец "Декей-оо"
план-конспект занятия по физкультуре (5 класс) по теме
Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие », внеурочная деятельность «Ритмика и танец». Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 74.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кызыл-Тайгинская средняя общеобразовательная школа
Сут-Хольский кожуун Республика Тыва
«Утверждаю»
Директор школы: Ондар Е.В.
___ _____________2014г
Методическая разработка
программы раздела
"Художественно-эстетического развития".
«Ритмика и танцы»
Педагог дополнительного образования
Ооржак Галина Сергеевна galina.oorzhak.75@mail.ru
МБОУ Кызыл-Тайгинской СОШ tyva_school_143@mail.ru
Директор школы: Ондар Елена Викторовна
Почтовый адрес: 668150 Сут-Хольский кожуун
Республика Тыва
Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие », внеурочная деятельность «Ритмика и танец». Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств школьников, используя различные стили и жанры национального танцевального искусства.
Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой национальных танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, тувинского танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.
Срок реализации образовательной программы - 3 года. Преподавание предмета начинается с первого класса и продолжается до четвертого класса. Возраст обучающихся 7-11 лет.
Учебный план с 1 по 4 классы по танцу предусматривает 138 часов на весь период обучения, по 34 часа за учебный год при нагрузке один час в неделю.
Обучение предусматривает групповую и мелкогрупповую формы аудиторных занятий.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:
- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям хореографического наследия;
- выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки
к поступлению в образовательные учреждения, реализующ0ие основные
профессиональные образовательные программы в области искусств.
Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
На занятиях проводятся беседы по истории возникновения того или иного стиля и жанра в национальных танцах. Изучение процесса трансформации танцевального искусства тувинцев представляет определенный интерес, так как он является частью исторического прошлого и настоящего тувинского народа. Танцевальная культура тувинцев неразрывно связана с жизнью народа, изменениями условий труда и быта, развитием национальных традиций. Содержание танцев, тувинский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характеры людей. Тувинцы отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце.
В старой, дореволюционной Туве не было танца. Были очень широко распространены песенные мелодии, по четкости ритмики они вполне могли быть танцевальными, но, видимо, сами условия жизни в юртах, чумах, в вечной тесноте - к танцам не располагали. Некоторые элементы хореографического искусства были в различных обрядах - камлании шаманов или монастырском богослужении «Сам», который, как и шаманские пляски, вел свое начало от древних обрядовых танцев. Когда на тувинской земле буддийские ламы стали основывать свои монастыри, они стали одновременно устраивать массовые религиозные празднества под названием «Сам». Люди в устрашающих масках импровизировали действо, похожее на танец.
Танцы «Дук салыр» (сбивание шерсти), «Дук ээрер» (прядение шерсти) носили массовый характер и сопровождался веселым пением девушек и парней. Сюжеты танцев связаны с трудовыми процессами.
Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер; спортивные игры, например «Ча адыкчылары» (лучники), «Хуреш» (борьба), «Тевек» (почекушки), «Аът мунукчузу» (наездник), «Аът чарыжы» (скачки). «Танец орла» с древности стал традиционным в борьбе «Хуреш»; это танец полной силы, восторга и радости, исполняемый победителем.
Практическая значимость занятий:
Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в школьных концертах.
Знания и умения детей:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;
- сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;
- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
Календарно-тематическое планирование
кружка
1 класс (34 ч)
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Характеристика деятельности | Формирование УУД | |||
Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | |||||
1 | Вводное занятия | 1 | Организационные моменты, техника безопасности, беседа об искусстве танца. | Уметь правильно выполнять основные движения. Знать правила ТБ на уроках хореографии. | Воспитание культуры и формирование восприятия мира | Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | Выбор оснований и критериев для сравнения объектов. . | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик. |
2 | Ритмика | 5 | Знакомства с понятиями: шеренга, колонна, интервал, дистанция. Построение и передвижение в танцевальном зале. Положение корпуса и головы; поклон; шаг с носка. Позиция ног(1,2,3,4).Определение различных музыкальных темпов. Виды шага. Виды бега Упражнения на расслабление мышц Подготовительные упражнения для выполнение движения: колесо. | Анализировать движения тела, планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя. Оценивать правильность упражнений. | Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. | Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик. |
3 | Партерная гимнастика | 3 | Упражнения для улучшения выворотности ног Упражнение: стойка на лопатках. Большие броски в перед в положении лежа на боку. Упражнения на развитие гибкости .Гимнастическое упражнение: мостик. | Анализировать правильность упражнения. планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя. Оценивать правильность упражнений. | Формирование учебных мотивов. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа. Знаково-символическое моделирование. | Планирование –составление плана и последовательности действий. |
4 | Музыкальные игры. | 5 | Игры на определение музыкального ритма и длительности нот, на развитие образного мышления, скорость реакции и т.д. | Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева. Различать темпы музыки, ритм, настроение. | Формирование социальных мотивов. Стремление быть полезным обществу. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Наблюдение. | Планирование –составление плана и последовательности действий. |
5 | Элементы национального танца.
| 11 | Теория: история и развитие национальных танцев. Терминология национальных танцев. Практика: подготовительные и основные движения танцев в медленном и быстром темпе | Уметь: основные шаги и движения национального танца, Уметь вести музыкальный счёт. | Осознание необходимости учения. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) материалов. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
6 | Постановочная работа. | 5 | Теория: объяснение правильности исполнения движений, истории и сюжета танца. Практика Разучивание танцев | Понимать историю танца и сюжет. Выполнять комплекс движений под такт музыке. | Развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовности к и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характераю | Планирование –составление плана и последовательности действий. |
7 | Репетиционная работа. | 2 | Просмотр, наблюдение. Отработка танца. | Понимать истории и сюжета танца и обыграть. Синхронно двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения. | Формирование восприятия картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Ориентация в разнообразии способов решения задач. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
8 | Концертная деятельность. | 2 | Участие в школьных мероприятиях, творческих отчетах. | Выполнять симметрично, синхронно, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца. | Воспитание культуры и формирование восприятия картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование –составление плана и последовательности действий. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
Список использованной литературы и источников:
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День тувинских национальных игр
В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости....
«Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности »
Информация о традиционной пище тувинцев написано немало, здесь же я хочу представить один из основополагающих компонентов походной пищи воинов и охотников – о чае, которым являлся культовы...
Методическая разработка "Национальные тувинские игры"
В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (...
Сценарий национального тувинского праздника
Сценарий национального тувинского праздника "Шагаа-2012", встреча года Дракона...
Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"
Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"...
мастер-класс: СТАТУС-КВО народных игр в национальном тувинском и русском праздниках Шагаа и Масленица
Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленни...
Проект "Национальная тувинская борьба Хуреш"
Хуреш - национальная борьба у тувинцев!...