Программа дополнительного образования - общая физическая подготовка
рабочая программа по физкультуре на тему
ОФП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_-_obshchaya_fizicheskaya_podgotovka.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №254 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Утверждено
Директором школы №254
Большаковой И.В.
Приказ №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Общая физическая подготовка»
АВТОР:
Догонина В.А.
учитель физической культуры
Принято на педагогическом совете школы.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013 г.
Пояснительная записка
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Дополнительная образовательная программа «Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности. Программа составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов ребят.
Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на развитие сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение общей координации, умение активно управлять расслаблением мышц, восстановление функциональных систем организма после интенсивных нагрузок для снятия эмоционального утомления.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием четких нравственных ориентиров формируют неблагоприятную обстановку для здоровья подростков. Растет количество детей с различными хроническими заболеваниями. Систематические занятия физическими упражнениями повышают не только физическую, но и умственную работоспособность, раскрывают творческие возможности подростков. Для современных ребят регулярные занятия физической культурой и спортом очень актуальны, так как отрицательное влияние на растущий организм оказывает не только генная наследственность, малоподвижный образ жизни, но и окружающая среда.
Основной направленностью данной программы является создание благоприятных условий для всестороннего развития и укрепления психического и физического здоровья учащихся для занятий игровыми видами спорта.Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.
Цель программы – развитие физических способностей обучающихся и укрепление здоровья для занятий игровыми видами спорта.
Задачи
Обучающие:
- создание представлений об индивидуальных физических возможностях организма;
- формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений;
- формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений на организм человека;
- формирование умений оценивать самочувствие по внешним показателям и внутренним ощущениям.
Развивающие:
- совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение игровой и соревновательной деятельности;
- расширение двигательного опыта,
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скорости, координации.
Воспитательные:
- привитие интереса и потребности регулярным занятиям ОФП;
- воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения;
- привить культуру здорового образа жизни для осознания физического и нравственного здоровья.
Срок реализации программы 3 года.
Объединение общефизической подготовки формируется из обучающихся 8-11 лет. Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении трех лет занятий в системе дополнительного образования. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей.
Формы и режим занятий.
В группах 1-го года обучения занимается по 15 человек два раза в неделю по 1 часу, количество часов в год – 70. В группах 2-ого года обучения занимается по 15 человек два раза в неделю по 1,5 часа, количество в год 105.
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, ОРУ);
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, подвижных и игр и т.д.);
- заключительной (ходьба, медленный бег, на осанку).
Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы.Важнейшим требованием к занятию ОФП является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Уровень физического развития обучающихся определяют результаты контрольных тестов по физической подготовке, показанные ими на соревнованиях, а так же показания антропометрических измерений бедра, плеча и груди, проведенные в начале и конце учебного года.
Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др. В качестве критерия нравственного уровня ребенка используется метод педагогических наблюдений, при помощи которого можно определить насколько претерпели изменения личностные качества детей в процессе обучения.
Упражнения, обязательные для выполнения в конце учебного года и контрольные нормативы для проверки физической подготовленности детей:
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | Знания о физической культуре | 2 | 2 | |
3 | Общефизическая подготовка. | 49 | 49 | |
4 | Деятельность оздоровительной направленности | 15 | 15 | |
Прием контрольных нормативов и тестов | - | 2 | 2 | |
Итого | 3 | 67 | 70 |
2-й год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | Знания о физической культуре | 2 | 1 | 3 |
3. | Общефизическая подготовка. | 1 | 70 | 71 |
4. | Деятельность оздоровительной направленности | 1 | 26 | 27 |
6. | Прием контрольных нормативов и тестов | - | 2 | 2 |
Итого | 5 | 100 | 105 |
3-й год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | Знания о физической культуре | 2 | 1 | 3 |
3 | Общефизическая подготовка. | 1 | 70 | 71 |
4. | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. | 1 | 26 | 27 |
6. | Прием контрольных нормативов и тестов | - | 2 | 2 |
Итого | 46 | 5 | 105 |
Содержание программы
1 год обучения
- Техника безопасности и задачи на учебный год. Инструктаж по ТБ Задачи на учебный год
- Знания о физической культуре Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Причины нарушения осанки, понятие о правильной осанке. В чем различия между болезнью и здоровьем, беседа о правильном. Основные части тела, приемы массажа. Разновидности физических упражнений. Гигиенические навыки. Как укрепить свои мышцы. Правила проведения подвижных игр.
- Общефизическая подготовкаОрганизующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой, прыжковые упражнения (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Ходьба, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Бег на короткие дистанции (15-30 метров), бег изменением направления движения. Бег на средние и длинные дистанции, челночный бег. Бег изменением скорости передвижения.
- Деятельность оздоровительной направленности Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения). Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
- Прием контрольных нормативов и тестов. Сдача обучающимися контрольных нормативов.
2-ой год обучения
- Техника безопасности Инструктаж по технике безопасности, задачи на учебный год
- Теоретическая подготовка.Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представленияоб осанке, ее влиянии на здоровье человека, причины нарушения осанки, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Разновидности физических упражнений. Гигиенические навыки. Как укреплять свои мышцы.
- Общефизическая подготовка. Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти, игрового мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
- Деятельность оздоровительной направленности. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения). Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки, частоты сердечных сокращений.
- Прием контрольных нормативов и тестов Прием контрольных нормативов и тестов.
3-ий год обучения
- Техника безопасности и задачи на учебный год Инструктаж по технике безопасности. Задачи на учебный год.
- Теоретическая подготовка Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления). Правильное использование и хранение спортивного инвентаря.
- Общефизическая подготовка. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного и игрового мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.).Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность. Композиции ритмической гимнастики, общеразвивающих, беговых, прыжковых, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
- Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).
- Прием контрольных нормативов и тестов Прием контрольных нормативов и тестов.
Методическое обеспечение программы
Программный материал по ОФП. – это комплекс физических упражнений, представляющий целостную систему, направленную на разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья, овладения жизненно-необходимыми двигательными умениями и навыками, достижения высокой физической работоспособности и воспитания важнейших физических качеств. Помимо физического развития, дети получают основы знаний по личной гигиене, знакомятся с названием гимнастических снарядов и различного спортивного инвентаря. Знакомятся с правилами поведения в спортивном зале, мерами по обеспечению личной безопасности на занятиях, постигают основы строевых команд и упражнений, начинают осознавать значение физических упражнений для здоровья человека.
При организации и проведении учебно-тренировочных занятий применяются традиционная методика обучения движениям в сочетании с элементами программного обучения двигательным действием. Во время занятий учащиеся иногда делятся на пары. Пары комплектуются по принципу: «сильный» с «сильным», или «сильный» со «слабым».
Общеразвивающие упражнения и упражнения на растягивания проводятся на каждом занятии после беговой разминки, прыжков, упражнений на осанку. Общеразвивающие упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах, с предметами и без них, в виде различных эстафет и подвижных игр. Все упражнения, как правило, выполняются фронтальным поточным или групповым способом, что позволяет максимально повысить, как плотность урока и интенсивность учебного процесса, так и активность учащихся и интерес к занятиям. Для того чтобы заинтересовать учащихся, повысить их радостный, эмоциональный настрой на занятиях используется различный инвентарь (гимнастические обручи и палки, скакалки, малые и большие резиновые мячи) а также различные подвижные игры и эстафеты. Теоретические занятия проводятся в форме коротких бесед.
Воспитательная работа. Обязательным условием учебно-тренировочного процесса является единство обучения и воспитания. Обучения должно быть воспитывающим.
Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение заданий воспитывает у детей чувство дружбы и товарищества. Необходимо также воспитывать у занимающихся чувство справедливости в спортивной борьбе, уважение к сопернику.
Строгое соблюдение установленных правил на занятии, требовательность к внешнему виду учащихся, наличие спортивной формы, образцовый внешний вид педагога содействует воспитанию аккуратности, точности, опрятности.
Условия реализации программы
Успешной реализации программы необходимо, как минимум, наличие, материально-технического и учебно-методического обеспечения
Материально-техническое обеспечение
Спортивные базы:
- спортивный зал;
Спортивное оборудование:
- гимнастические маты
- гимнастические стенки;
- гимнастические скамейки.
Спортивный инвентарь
- малые и большие резиновые мячи
- скакалки;
- гимнастические палки,
- гимнастические обручи;
- набивные мячи.
Список используемой литературы
- Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986.
- Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов образовательной школы. Андреева Н А. и др. Советская система физического воспитаниям. - М., 1975.
- Голубев А. М. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. И.П.К. М.О. – М., 1994.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск, 1985.
- Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ.
- Былеева А.В. Подвижные игры. – М.: ФиС, 1982.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999г.
- Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / автор – А.Н.Каинов. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"
Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...
Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»
Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...
Рабочая программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» Петрова Константина Сергеевича
Программа «физическая подготовка», разработана на основе Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кад...
Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка"
Программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» имеет физкльтурно- спортивную направленность.Программа составлена на основе материала, который и...
Образовательная программа для учащихся специализированных (кадетских) классов в рамках дополнительного образования: «Общая физическая подготовка»
Образовательная программа предназначена для проведения учебно-тренировочного процесса с учащимися специализированных (кадетских) классов.Одна из целевых установок в системе учащейся молодёжи - п...
Рабочая программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» с. Саврасово
Программа дополнительной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной шк...