Программа по футболу спортивно-оздоровительной направленности.
рабочая программа по физкультуре по теме

Сорочинская Анна Валерьевна

Программный материал объединен в целостную систему многолетней (3 года) спортивной подготовки для учащихся 8-13 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ozd_futbol.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       В программе по футболу спортивно-оздоровительной направленности  нашли отражение задачи работы с учащимися, содержание учебного материала по физической, технической, тактической и теоретической подготовке, контрольные испытания для каждого возраста учащихся, а также учебный план, в котором показывается распределение часов по видам подготовки. Программа является рабочей и составлена на основе программы и методических рекомендаций для учебно-тренировочной работы в спортивных школах по футболу, утверждённой Российским футбольным союзом (Москва 1996 г.).

       Программный материал объединен в целостную систему многолетней (3 года) спортивной подготовки для учащихся 8-13 лет.

    Рекомендуемый режим занятий с учащимися - 3 раза в неделю по 2 часа.  

       Цели программы:

  • привлечение детей к систематическим занятиям спортом;
  • улучшение физического, психического и интеллектуального развития ребёнка и обеспечение гармонического развития.

      В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

обучающие:

  • овладение двигательными и физическими навыками,
  • развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств
  • познакомиться с историей развития футбола,
  • приобретение навыков игры в футбол;
  • овладение основными правилами судейства игры.

воспитательные:

  • формирование таких положительных навыков и черт характера как  взаимопомощь, умение подчинить личные интересы задачам, стоящим перед коллективом, патриотизм,
  • воспитание волевых качеств — дисциплинированности, целеустремлённости, стойкости,
  • формирование положительных традиций (чествование победителей, совместное празднование праздников и т.п.)

развивающие:

  • развитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

профилактические:

  • предупреждение правонарушений среди детей и подростков;
  • профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения).

           При реализации программы применяются  индивидуальная, групповая, командная форма работы. На учебно-тренировочных занятиях применяются личностно-ориентировочные методики в работе. Физические нагрузки подбираются с учётом физических данных ребёнка.

       Для лучшего освоения программного материала используются следующие методы работы: рассказ, беседа, объяснение, наглядность, игра, практическое занятие (тренировочные игры).

       Учебно-тематический материал построен по линейному принципу: нарастание трудностей происходит постепенно от простого к сложному в соответствии с возрастными особенностями детей, ростом физических  качеств, овладением ими техникой и тактикой игры.

      Важным разделом в программе является учебные и тренировочные игры, где происходит отслеживание и контроль  результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами.

      Тестирование по общей и специальной подготовки в начале и конце учебного года позволяют отследить эффективность в работе педагога.

           Программа актуальна, так как направлена на развитие творческих инициатив и организацию свободного времени школьника, профилактика правонарушений в подростковой среде, приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ..

Возраст учащихся - 8-12 лет

Цель — привить интерес к систематическим занятиям спортом.

Задачи:

  1. Обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся,
  2. Изучить основы техники, тактики, правил игры в  футбола,
  3. Освоить основы теоретических сведения о физической культуре.

Предполагаемый результат: учащиеся должны развить физические качества, усвоить процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», укрепить здоровье.

Учебный план.

Рассчитан на 46 недель.

№ п/п

Разделы подготовки

Года обучения

1

2

3

Общая физическая подготовка

110

100

90

Специальная физическая подготовка

70

60

40

Техническая подготовка

40

50

70

Тактическая подготовка

30

30

30

Теоретическая подготовка

4

4

6

Контрольные испытания.

4

4

4

Учебные и тренировочные игры (соревнования).

18

28

36

ИТОГО:

276 часов

276 часов

276 часов

В каждом из последующих годов обучения в учебном плане уменьшается количество часов на ОФП и СФП и растет количество часов, отведенных на техническую и тактическую подготовку, учебные игры, также из года в год увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки.

Содержание.

Общая физическая подготовка.

  1. Строевые упражнения: команды для управления строем.
  2. Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением.
  3. Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с гантелями, штангой, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами.
  4. Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты.
  5. Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий.
  6. Лёгко-атлетические упражнения: бег на 30, 60, 100м. Кроссы до1000 м, 6-минутный бег; прыжки в длину и высоту с места и с разбега, многоскоки, метание  мяча.
  7. Спортивные игры: волейбол, баскетбол (по упрощённым правилам).

Специальная физическая подготовка.

  1. Упражнения для развития скорости.
  • упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры.
  • упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанцию 50-100м (15-20 мин с макс. скоростью, 10-15 м медленно и т.д.)
  • Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5 и т.п.,
  • Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15м) на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
  1. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
  • Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами) с последующим быстрым выпрямлением. Прыжки на одной ноге. Спрыгивание (40-80 см) с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
  • Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча(бросаемого одним или двумя партнерами с разных сторон), из упоре лёжа — хлопки ладонями, прыжки в сторону с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
  1. Упражнения для развития специальной выносливости.
  • Переменный бег, кроссы с изменением скорости.
  • Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
  • Игровые упражнения с мячом большой интенсивностью, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
  • Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнение ударов по воротам с минимальным  интервалом 3-5 игроками.

    4.  Упражнения для развития ловкости.

  • Прыжки с разбега толком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч головой, руками, ногой.
  • Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
  • Жонглирование мячом.
  •  Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями.
  • Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко повешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо» с места, с разбега.

Техническая подготовка.

1.Техника передвижения.

  • Бег обычный, спиной, скрестными, приставными шагами, бег по прямой, дугами с изменением скорости, направления.
  • Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад и т.п. Толчком одной или двумя ногами с места или с разбега.
  • Остановка во время бега выпадом и прыжком.
  • Повороты переступание, прыжком на одной ноге; в стороны и назад, на месте и в движении.
  • Для вратарей — прыжки в сторону с падением «перекатом».
  1. Удары по мячу ногой.
  • Удары внутренней и средней частью подъёма по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары внешней частью подъема. Удары на точность.
  1. Удары по мячу головой.
  • Удары на точность, в определённую цель на поле, удары серединой лба без прыжка в прыжке, с места, с разбега по летящему навстречу мячу.
  1. Остановка мяча. 
  • Подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад.
  •  Остановка бедром, грудью.
  • Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для следующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
  1. Ведение мяча.
  • Ведение внешней частью подъема (внутренней).
  • Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой, кругу, меняя направление движения между стоек, движущимися партнерами, не теряя контроль за мячом.
  1. Обманные движения (финты).
  • «Уход» выпадом (умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).
  • Финт «остановкой» мяча ногой (после остановки рывок с мячом).
  • Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар,  уход от соперника вправо или влево).
  1. Отбор мяча.
  • При единоборстве с соперником находящемся на месте, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
  1. Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
  • Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага.
  • Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ходу партнеру.
  1. Техника игры вратаря.
  • Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестными, приставным шагом и скачками.
  • Ловля летящего навстречу мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке, с перекатом. Быстрый подъём с мячом после падения.
  • Ловля катящегося мяча без падения и с падением.
  • Ловля высоко летящего мяча в прыжке с места и с разбега.
  • Отбивание мяча одной, двумя руками без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
  • Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
  • Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному), с рук (с воздуха) на точность.

Тактическая подготовка.

  1. Тактика нападения.
  • Индивидуальные действия : правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника, оценивать целесообразности той или иной позиции, занятие выгодной позиции для получения мяча.

Использование изученных технических приёмов. В зависимости от игровой ситуации.

  • Групповые действия: уметь выполнять комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, сбрасывание мяча, взаимодействие партнеров, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», комбинация «пропуск мяча». Умение начинать и развивать атаку из стандартных положений.
  • Командные действия: выполнение основных обязанностей при атаке на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
  1. Тактика защиты.
  • Индивидуальные действия: осуществлять «закрывания» и создание препятствий сопернику в получении мяча,  выбор момента для перехвата мяча. Противодействие передаче и удары по воротам.
  • Групповые действия: взаимодействие игроков в обороне при розыгрыше противником «стандартной» комбинации, осуществлять правильный выбор позиции и страховки партнера. Организации противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Комбинации с участием вратаря.
  • Командные действия: выполнение основных обязательных действий в обороне на своем игровом месте. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.

3. Тактика вратаря: уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»; разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру; занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот.

Теоретическая подготовка

  1. Физическая культура и спорт в Московской области. Спорт в России.
  2. Развитие футбола в России и за рубежом.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека.
  4. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
  5.  Оказание первой медицинской помощи. Самоконтроль.
  6. Значение всесторонней физической подготовки. Утренняя зарядка. Разминка перед тренировкой  и игрой. Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки.
  7. Понятие о спортивной технике. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.
  8. Моральные качества спортсмена: смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, взаимопомощи, коллективизма. Психологическая подготовка.
  9. Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Участие в соревнование как важнейшее условие непрерывного  роста и совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов.

 

Учебные и тренировочные игры.

Совершенствование индивидуальных, групповых и командно-тактических действий при игре по избранной тактической системе.

Контрольные испытания.

Нормативы по ОФП принимаются в начале и в конце учебного года. Показателем эффективности в работе является улучшение физических качеств учащихся.

Приложение №1 Нормативы по физической подготовки.

Воспитательная работа.

Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

   На протяжении многолетней подготовки у занимающихся формируются нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми ( настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие и патриотизм.

  Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;
  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;
  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
  • дружный коллектив;
  • система морального стимулирования.

Основные воспитательные мероприятия:

  • просмотр соревнований и их обсуждение;
  • проведение тематических праздников;
  • встреча со знаменитыми спортсменами;
  • экскурсии, культпоходы на выставки ;
  • тематические диспуты и беседы;
  • трудовые сборы и субботники;
  • оформление стендов и газет.

Важное место в воспитательной работе должно отводится соревнованиям. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о формировании у них необходимых качеств.

Рекомендуемая литература:

Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980.

Гагаева Г.М. Психология футбола. - М.: ФиС, 1979.

Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 1980

Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980

Филин В.П. Воспитание физических качесвт у юных спорсменов. - М., 1974

Алимов А.М. Игра футбольного вратаря. - М.: ФиС, 1978

Андреев С.Н. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978

Лаптев А.П. Режим футболистов. - М.: ФиС, 1981

Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976

Гриндлер К. и   др. Физическая подготовка футболистов - М.: ФиС, 1976

Правила игры в футбол. - М.: ФиС (последний выпуск).

Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. - М.: ФиС, 1981

Чанади А. Футбол. Техника. - М.: ФиС, 1978

Чанади А. Футбол. Стратегия. - М.: ФиС, 1981

Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. (Под ред. М.Я. Набазниковой. - М.: ФиС, 1982

Теория и меодика физического воспитания. Учебник для институтов физкультуры (Под общей ред. Л.П. Матвеева, А. Новикова. 2-е изд.испр. и доп. (в 2-х т.). - М.: ФиС, 1986

Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. 2-е изд., перераб. и доп.

 - М.: Медицина, 1980

Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. Инст-тов. - М.: Просвещение, 1985

Шапошников В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М.: ФиС, 1984

Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Тренировка футболистов. 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Здоровье, 1984.

Андреев С.Н. Футбол в школе. - М.: , 1986

Футбол: поурочная программа для учебно-тренировчных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР (авторы: Сучилин А.А., Андреев С.Н. И др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мини-футбол» (спортивно – оздоровительное направление)

Срок реализации программы – 4 года.Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.Цели программы:•      обеспечение   прав   и   возможностей   учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Спортивно-оздоровительного направления Спортивно-бальная студия «Хрустальная туфелька»

Данная программа ставит своей основной целью осуществление комплекса мероприятий, направленных на развитие хореографического движения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет в МБОУ «Г...

Рабочая программа дополнительного образования спортивно-оздоровительного направления «Кроссфит» для учащихся 5-11 классов. Спортивный клуб «Универсал»

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Физическая культура» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...