Программа по футболу спортивно-оздоровительной направленности.
рабочая программа по физкультуре по теме
Программный материал объединен в целостную систему многолетней (3 года) спортивной подготовки для учащихся 8-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ozd_futbol.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В программе по футболу спортивно-оздоровительной направленности нашли отражение задачи работы с учащимися, содержание учебного материала по физической, технической, тактической и теоретической подготовке, контрольные испытания для каждого возраста учащихся, а также учебный план, в котором показывается распределение часов по видам подготовки. Программа является рабочей и составлена на основе программы и методических рекомендаций для учебно-тренировочной работы в спортивных школах по футболу, утверждённой Российским футбольным союзом (Москва 1996 г.).
Программный материал объединен в целостную систему многолетней (3 года) спортивной подготовки для учащихся 8-13 лет.
Рекомендуемый режим занятий с учащимися - 3 раза в неделю по 2 часа.
Цели программы:
- привлечение детей к систематическим занятиям спортом;
- улучшение физического, психического и интеллектуального развития ребёнка и обеспечение гармонического развития.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
обучающие:
- овладение двигательными и физическими навыками,
- развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств
- познакомиться с историей развития футбола,
- приобретение навыков игры в футбол;
- овладение основными правилами судейства игры.
воспитательные:
- формирование таких положительных навыков и черт характера как взаимопомощь, умение подчинить личные интересы задачам, стоящим перед коллективом, патриотизм,
- воспитание волевых качеств — дисциплинированности, целеустремлённости, стойкости,
- формирование положительных традиций (чествование победителей, совместное празднование праздников и т.п.)
развивающие:
- развитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- развитие навыков самостоятельной работы.
профилактические:
- предупреждение правонарушений среди детей и подростков;
- профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения).
При реализации программы применяются индивидуальная, групповая, командная форма работы. На учебно-тренировочных занятиях применяются личностно-ориентировочные методики в работе. Физические нагрузки подбираются с учётом физических данных ребёнка.
Для лучшего освоения программного материала используются следующие методы работы: рассказ, беседа, объяснение, наглядность, игра, практическое занятие (тренировочные игры).
Учебно-тематический материал построен по линейному принципу: нарастание трудностей происходит постепенно от простого к сложному в соответствии с возрастными особенностями детей, ростом физических качеств, овладением ими техникой и тактикой игры.
Важным разделом в программе является учебные и тренировочные игры, где происходит отслеживание и контроль результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами.
Тестирование по общей и специальной подготовки в начале и конце учебного года позволяют отследить эффективность в работе педагога.
Программа актуальна, так как направлена на развитие творческих инициатив и организацию свободного времени школьника, профилактика правонарушений в подростковой среде, приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ..
Возраст учащихся - 8-12 лет
Цель — привить интерес к систематическим занятиям спортом.
Задачи:
- Обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся,
- Изучить основы техники, тактики, правил игры в футбола,
- Освоить основы теоретических сведения о физической культуре.
Предполагаемый результат: учащиеся должны развить физические качества, усвоить процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», укрепить здоровье.
Учебный план.
Рассчитан на 46 недель.
№ п/п | Разделы подготовки | Года обучения | ||
1 | 2 | 3 | ||
Общая физическая подготовка | 110 | 100 | 90 | |
Специальная физическая подготовка | 70 | 60 | 40 | |
Техническая подготовка | 40 | 50 | 70 | |
Тактическая подготовка | 30 | 30 | 30 | |
Теоретическая подготовка | 4 | 4 | 6 | |
Контрольные испытания. | 4 | 4 | 4 | |
Учебные и тренировочные игры (соревнования). | 18 | 28 | 36 | |
ИТОГО: | 276 часов | 276 часов | 276 часов |
В каждом из последующих годов обучения в учебном плане уменьшается количество часов на ОФП и СФП и растет количество часов, отведенных на техническую и тактическую подготовку, учебные игры, также из года в год увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки.
Содержание.
Общая физическая подготовка.
- Строевые упражнения: команды для управления строем.
- Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением.
- Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с гантелями, штангой, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами.
- Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты.
- Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий.
- Лёгко-атлетические упражнения: бег на 30, 60, 100м. Кроссы до1000 м, 6-минутный бег; прыжки в длину и высоту с места и с разбега, многоскоки, метание мяча.
- Спортивные игры: волейбол, баскетбол (по упрощённым правилам).
Специальная физическая подготовка.
- Упражнения для развития скорости.
- упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры.
- упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанцию 50-100м (15-20 мин с макс. скоростью, 10-15 м медленно и т.д.)
- Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5 и т.п.,
- Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15м) на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
- Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами) с последующим быстрым выпрямлением. Прыжки на одной ноге. Спрыгивание (40-80 см) с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
- Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча(бросаемого одним или двумя партнерами с разных сторон), из упоре лёжа — хлопки ладонями, прыжки в сторону с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
- Упражнения для развития специальной выносливости.
- Переменный бег, кроссы с изменением скорости.
- Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
- Игровые упражнения с мячом большой интенсивностью, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
- Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнение ударов по воротам с минимальным интервалом 3-5 игроками.
4. Упражнения для развития ловкости.
- Прыжки с разбега толком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч головой, руками, ногой.
- Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
- Жонглирование мячом.
- Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями.
- Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко повешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо» с места, с разбега.
Техническая подготовка.
1.Техника передвижения.
- Бег обычный, спиной, скрестными, приставными шагами, бег по прямой, дугами с изменением скорости, направления.
- Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад и т.п. Толчком одной или двумя ногами с места или с разбега.
- Остановка во время бега выпадом и прыжком.
- Повороты переступание, прыжком на одной ноге; в стороны и назад, на месте и в движении.
- Для вратарей — прыжки в сторону с падением «перекатом».
- Удары по мячу ногой.
- Удары внутренней и средней частью подъёма по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары внешней частью подъема. Удары на точность.
- Удары по мячу головой.
- Удары на точность, в определённую цель на поле, удары серединой лба без прыжка в прыжке, с места, с разбега по летящему навстречу мячу.
- Остановка мяча.
- Подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад.
- Остановка бедром, грудью.
- Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для следующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
- Ведение мяча.
- Ведение внешней частью подъема (внутренней).
- Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой, кругу, меняя направление движения между стоек, движущимися партнерами, не теряя контроль за мячом.
- Обманные движения (финты).
- «Уход» выпадом (умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).
- Финт «остановкой» мяча ногой (после остановки рывок с мячом).
- Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).
- Отбор мяча.
- При единоборстве с соперником находящемся на месте, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
- Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
- Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага.
- Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ходу партнеру.
- Техника игры вратаря.
- Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестными, приставным шагом и скачками.
- Ловля летящего навстречу мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке, с перекатом. Быстрый подъём с мячом после падения.
- Ловля катящегося мяча без падения и с падением.
- Ловля высоко летящего мяча в прыжке с места и с разбега.
- Отбивание мяча одной, двумя руками без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
- Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
- Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному), с рук (с воздуха) на точность.
Тактическая подготовка.
- Тактика нападения.
- Индивидуальные действия : правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника, оценивать целесообразности той или иной позиции, занятие выгодной позиции для получения мяча.
Использование изученных технических приёмов. В зависимости от игровой ситуации.
- Групповые действия: уметь выполнять комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, сбрасывание мяча, взаимодействие партнеров, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», комбинация «пропуск мяча». Умение начинать и развивать атаку из стандартных положений.
- Командные действия: выполнение основных обязанностей при атаке на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
- Тактика защиты.
- Индивидуальные действия: осуществлять «закрывания» и создание препятствий сопернику в получении мяча, выбор момента для перехвата мяча. Противодействие передаче и удары по воротам.
- Групповые действия: взаимодействие игроков в обороне при розыгрыше противником «стандартной» комбинации, осуществлять правильный выбор позиции и страховки партнера. Организации противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Комбинации с участием вратаря.
- Командные действия: выполнение основных обязательных действий в обороне на своем игровом месте. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.
3. Тактика вратаря: уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»; разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру; занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот.
Теоретическая подготовка
- Физическая культура и спорт в Московской области. Спорт в России.
- Развитие футбола в России и за рубежом.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
- Оказание первой медицинской помощи. Самоконтроль.
- Значение всесторонней физической подготовки. Утренняя зарядка. Разминка перед тренировкой и игрой. Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки.
- Понятие о спортивной технике. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.
- Моральные качества спортсмена: смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, взаимопомощи, коллективизма. Психологическая подготовка.
- Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Участие в соревнование как важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов.
Учебные и тренировочные игры.
Совершенствование индивидуальных, групповых и командно-тактических действий при игре по избранной тактической системе.
Контрольные испытания.
Нормативы по ОФП принимаются в начале и в конце учебного года. Показателем эффективности в работе является улучшение физических качеств учащихся.
Приложение №1 Нормативы по физической подготовки.
Воспитательная работа.
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
На протяжении многолетней подготовки у занимающихся формируются нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми ( настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие и патриотизм.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Основные воспитательные мероприятия:
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- проведение тематических праздников;
- встреча со знаменитыми спортсменами;
- экскурсии, культпоходы на выставки ;
- тематические диспуты и беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводится соревнованиям. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о формировании у них необходимых качеств.
Рекомендуемая литература:
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. - М.: ФиС, 1979.
Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 1980
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980
Филин В.П. Воспитание физических качесвт у юных спорсменов. - М., 1974
Алимов А.М. Игра футбольного вратаря. - М.: ФиС, 1978
Андреев С.Н. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978
Лаптев А.П. Режим футболистов. - М.: ФиС, 1981
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976
Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов - М.: ФиС, 1976
Правила игры в футбол. - М.: ФиС (последний выпуск).
Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. - М.: ФиС, 1981
Чанади А. Футбол. Техника. - М.: ФиС, 1978
Чанади А. Футбол. Стратегия. - М.: ФиС, 1981
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. (Под ред. М.Я. Набазниковой. - М.: ФиС, 1982
Теория и меодика физического воспитания. Учебник для институтов физкультуры (Под общей ред. Л.П. Матвеева, А. Новикова. 2-е изд.испр. и доп. (в 2-х т.). - М.: ФиС, 1986
Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: Медицина, 1980
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. Инст-тов. - М.: Просвещение, 1985
Шапошников В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М.: ФиС, 1984
Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Тренировка футболистов. 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Здоровье, 1984.
Андреев С.Н. Футбол в школе. - М.: , 1986
Футбол: поурочная программа для учебно-тренировчных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР (авторы: Сучилин А.А., Андреев С.Н. И др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» разработана на основе Федерального государственного образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мини-футбол» (спортивно – оздоровительное направление)
Срок реализации программы – 4 года.Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.Цели программы:• обеспечение прав и возможностей учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Спортивно-оздоровительного направления Спортивно-бальная студия «Хрустальная туфелька»
Данная программа ставит своей основной целью осуществление комплекса мероприятий, направленных на развитие хореографического движения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет в МБОУ «Г...
Рабочая программа дополнительного образования спортивно-оздоровительного направления «Кроссфит» для учащихся 5-11 классов. Спортивный клуб «Универсал»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Физическая культура» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...