«Ритмическая гимнастика на уроках физкультуры»
материал по физкультуре на тему

Анфимова Вера Викторовна

Ритмическая гимнастика - это комплексы несложных физических упражнений, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Ритмика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью разнообразить урок в зависимости от подготовленности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_gimnastika_na_urokakh_fizkultury.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема:

«Ритмическая гимнастика на уроках физкультуры»

                                                      Выполнила:   Анфимова Вера Викторовна        

учитель физической культуры, МБУ школа №40

2014г.

Оглавление.

1. Введение.

2. Оздоровительная гимнастика.

3. Ритмическая гимнастика.

4. Методические рекомендации для ритмической гимнастики.

5. Содержание упражнений ритмической гимнастики.

6. Комплекс по ритмической гимнастике.

7.Заключение.

8. Источники информации.

1.Введение.

В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни. Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно-оздоровительных технологиях. Современная система гимнастики представляет собой совокупность  различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

2.Оздоровительная гимнастика.

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения. Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика. Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок - Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями. Она необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

3. Ритмическая гимнастика.

 Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика. Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение. К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.
Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемой современной музыкой. Главную притягательность ритмической гимнастики оставляет эта ее основная особенность — музыка, подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой. 
Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его нервное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.

      Главный результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природной склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.

        Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста. В младшем школьном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка, и в связи с этим коллективная форма занятий ценна.
Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию. Длительное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Именно отсюда происходит ее второе название – аэробика.

Упражнения ритмической гимнастики - это сбалансированная и исключительно эффективная программа тренировок. Эти упражнения тренируют силу, выносливость, гибкость, быстроту реакции и координацию движений. Упражнения гимнастики укрепляют определенные участки тела, например, поднимание туловища в сед из положения лежа укрепляет мышцы брюшного пресса, а отжимания укрепляют грудные мышцы. Всего несколько несложных упражнений помогают укрепить целую группу мышц.

4. Методические рекомендации для ритмической гимнастики.

Ритмической гимнастикой следует заниматься методично и регулярно. Между упражнения рекомендуется делать 3-минутный перерыв. В начале тренировок повторяйте каждое упражнение не менее пяти раз, постепенно увеличивая количество повторений по мере того, как вы привыкаете к программе занятий. Занятия всегда следует начинать с основных упражнений. Даже когда вы постепенно добавляете новые и более сложные упражнения, начинать нужно непременно с основных упражнений, и только потом переходить к упражнениям повышенной сложности. Занятия ритмической гимнастикой ускоряют обмен веществ, поэтому во время тренировки следует постепенно переходить от одного упражнения к другому. Занятия ритмической гимнастикой ни в коем случае нельзя резко прерывать или прекращать, не закончив упражнения. В начале занятий каждое упражнение рекомендуется повторять пять раз, однако по мере привыкания и улучшения физической подготовки упражнения можно повторять по 25-30 раз. Также рекомендуется начинать занятия ритмической гимнастикой после небольшой зарядки (предварительной подготовки). Музыкальное сопровождение занятий помогает увеличить их эффективность.


5.Содержание упражнений ритмической гимнастики.

В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений:

1.   Строевые упражнения.

2.   Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

3.  Ходьба, бег, прыжки.

4.   Общеразвивающие упражнения.

5.  Упражнения художественной гимнастики.

6.  Танцевальные упражнения.

7.  Акробатические упражнения.

1. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

       Строевые упражнения являются средством организации занимающихся. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, поднимают

эмоциональное состояние детей, могут служить средством снижения физической нагрузки.

2.  СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ

        Каждое музыкальное произведение имеет свой характер. Он может быть различным как в целом, так и по частям. Характер произведения выражается всеми средствами музыкальной выразительности, в этой связи овладение ими дает возможность детям наиболее полно отразить характер музыки в движениях. Для закрепления навыка связи движений с музыкой можно применять танцевальные комбинации, пляски, музыкальные игры и ритмические танцы.

3. ХОДЬБА, БЕГ, ПРЫЖКИ

       Ходьба служит средством для решения ряда оздоровительно-гигиенических, образовательных и воспитательных задач. При ходьбе динамическая работа мышц исходит ритмично и без напряжений, что создает хорошие условия для улучшения кровообращения, дыхания и обмена веществ.

       На занятиях ритмической гимнастикой применяются следующие виды ходьбы: походный или строевой шаг, ходьба на носках, пятках, внутренних и наружных сводах стопы, в полуприседе и приседе, с высоким подниманием бедра, приставным и переменными шагами и различными видами сочетаний.

Бег - более динамичное упражнение по сравнению с ходьбой. В беге нагрузка на нервно-мышечную и, особенно, на сердечно-сосудистую и дыхательную систему человека значительно больше, чем при ходьбе. Нагрузка регулируется изменением темпа продолжительности и различными видами бега.

      На занятиях можно использовать различные виды бега на месте и в движении. Это может быть бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад, скрестным шагом в различных направлениях, с поворотами и другие виды бега.

      Прыжки являются самым нагрузочным видом упражнений в ритмической гимнастике. Они выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений и характеризуются фазой полета после толчка ногами. Прыжки можно выполнять одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или обе ноги вперед, назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижениями в различном направлении.

      Все упражнения в ходьбе, беге, прыжках могут выполняться с дополнительными движениями головой, руками, туловищем, носить стилизованный и танцевальный характер, исполняется с различной амплитудой и темпом движений.

4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

       Это движения отдельными звеньями тела или из сочетания. Они просты по своей структуре и не требуют продолжительного разучивания. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать воздействие на отдельные группы    мышц,    регулировать    физическую    нагрузку.  Упражнения    могут

выполняться без предметов и с предметами (палки, гантели, набивные мячи, скакалки, обручи, мячи и др. предметы).

          В зависимости от педагогической направленности все упражнения подразделяются на упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений, способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц на формирование правильной осанки и дыхательные. В свою очередь упражнения определенной направленности можно применять по воздействию на отдельные группы мышц.

           Это упражнения:

   Для мышц рук и плечевого пояса,

   Для мышц шеи и туловища,

   Для мышц ног,

   Для мышц всего тела.

       Большинство упражнений в ритмической гимнастике носят танцевальный характер за счет дополнительных движений головой, руками, ногами и туловищем, что создает некоторую стилизацию движений. Это придает особый колорит данным упражнениям, делает их более эмоциональными.

        5. Большое место в ритмической гимнастике занимают

            УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

        Они характеризуются целостностью и динамичностью. Многие из них носят танцевальный характер. Это пружинные, плавные и волнообразные движения, взмах, «волны», ходьба, бег, прыжки, равновесия, повороты, упражнения с предметами и без них.

          6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В ритмической гимнастике имеют большое разнообразие. Они способствуют развитию координации и выразительности движений, чувства ритма и музыкального слуха детей, являются прекрасным средством формирования правильной осанки, физического развития и физической подготовленности детей любого возраста.

          Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам, отдельным движениям и только после этого применяют в комбинациях, танцах, плясках.

6. Комплекс по ритмической гимнастике.

Разминка : на середине зала под музыку

маршировка на месте;

упражнения для улучшения гибкости шеи;

упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых

суставов;

упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц

плеча и предплечья;

упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития

эластичности мышц кисти и предплечья;

упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени .

7.Заключение.

В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма.

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, которая неподвластна капризам моды. Как видим, аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна, для любого возраста. Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием.

Занятие аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно - сосудистую и другие системы организма, нормализуют вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервное напряжение. Её задача сделать людей не просто здоровыми, но социально значимыми, т.е. трудоспособными.

Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается современный человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

8. Источники информации.

1. Бочкарев В.Ф., Балашова В.Ф. «Оздоровительные виды гимнастики».

2.  Крючек  Е.С."Аэробика, содержание и методика проведения  оздоровительных занятий".

3. Сосина В.Ю., Фабиан Э.М. «Ритмическая гимнастика» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ...

Использование упражнений ритмической гимнастики на уроках физического воспитания в 4 классе.

В данной публикации я рассматриваю вопросы использования музыки на уроках физической культуры....

Гимнастика на уроках физкультуры

В данной презентации рассказывается о гимнастических упражнениях таких как: "Лазание по канату", "Подтягивание", "Выход силой", "Подъем с переворотом", "Опорный прыжок "Конь в длину"" и технике их вып...

Методика преподавания ритмической гимнастики на уроках физического воспитания (8-11 классы)

Статья в журнале "Образование в современной школе" (Выпуск №5, май 2007г.)...

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...

Статья :Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнасти...