Социальная роль физической культуры и социологическое мышление учителя
статья по физкультуре по теме

Баширова Анна Владимировна

Социальная роль физической культуры и социологическое мышление педагога

 

 

Каждому педагогу, работающему в области физической культуры и спорта необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы составления урока или спортивного занятия, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, классы, общности, общества, мировое сообщество. Педагог физической культуры должен стремиться изучить жизнь вооружившись опытом и знаниями всех предшествующих поколений, должен формировать в себе социологической мышление, позволяющее познать и оценить мир и взаимоотношения в коллективе школьников и, непосредственно их взаимодействие на уроках физической культуры. Я полагаю, что понимание педагогом основ социологии значительно упрощает процесс преподавания предмета, создает мотивацию к ведению здорового образа жизни и активным занятиям на уроках физической культуры. Умение педагога оперировать социологическим мышлением в процессе обучения создает предпосылки для следующих факторов:

·        Превращение физической культуры в важное социально-значимое явление

·        Повышение уровня самооценки учащихся

·        Возможность использования  спорта для совершенствования социальной жизни

·        Совершенствование коммуникативных навыков взаимодействия школьников друг с другом, в процессе занятий.

·        Повышение мотивации к занятиям спортом

·        Формирование здорового образа жизни у молодежи.

Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни, она рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой Физической Культурой. Важными социальными функциями физической культуры являются:

·        Общекультурная

·        Образовательная

·        Воспитательная

·        Познавательная

·        Ценностно-ориентационная

·        Коммуникативная

·        Экономическая

В целом, спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку это общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Огромную роль в реализации и практическом осуществлении всех этих функций физической культуры играет учитель данного предмета. Именно у педагога по физической культуре  должны быть в наибольшей степени развиты социологическое мышление и социологическое видение мира. Задача учителя, вооружившись социологическим мышлением донести  до учащихся в процессе преподавания предмета определяющие социально-значимые ценности физической культуры и следующие знания:

·        Личностный уровень освоения ценностями физической культуры определяется знаниями человека в этой области, двигательными умениями и навыками, социально-психическими установками, ориентацией на физкультурно-спортивную деятельность

·        Физическая культура – один из наиболее существенных способов социализации человека, а спорт в целом –  средство и форма социальной интеграции.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии студентов техникума

Физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и ур...

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

План-конспект урока по физической культуре в 6 классе Учитель физической культуры: Монгуш Алдын Бурун-оолович

Цель: Способствовать совершенствованию уровня владения баскетбольным мячом и повышению способностей ведения мяча при сопровождении и с пассивным сопротивлением.Задачи:Образовательная: обучать пер...

Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.

   В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях.     Использование метод...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...