"Волейбол"
презентация к уроку по физкультуре по теме
В данной методической разработке рассказывается о волейболе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol_.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осенью 1895 года, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городеХолиоке(штат Массачусетс, США),в спортивном залеподвесилтеннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т.Хальстедаполучила новое название — «волейбол».
Сущностьигры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18и шириной9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки однойкоманды, передаваяруками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударомили передачей) направить его через сетку так, чтобы он упал на сторонесоперника иличтобы в ответных действиях соперник допустил ошибку. Очко впартии командаполучает только при своей подаче, когда кто-либо изсоперников допуститошибку. Если же команда при подаче допускает ошибку, онатеряет правона подачу. Правила игры
Площадка Площадкаокружена свободным пространством (так называемая свободная зона), имеющим сбоку не менее 3 метров, спереди - сзади не менее 5 метров и по высоте не менее 7 метров, на официальных соревнованиях [FIVB]. Игроки могут входить в свободную зону и играть в её пределах после подачи мяча. Все линии, обозначающие границы командных площадок и зоны атаки наносятся в пределах размеров площадки и, следовательно, являются её частью. Размер площадки в длину 18 метров и 9 метров в ширину. Площадка разделена на две части размером 9×9 метров с помощью сетки метровой ширины. Сетка расположена таким образом, что её высшая точка находится на высоте 2,43 метра от земли на мужских соревнованиях и 2,24 метра — на женских (высота может изменяться для соревнований ветеранов и юниоров). С двух сторон сетка ограничена двумя вертикальными антеннами, которые являются продолжением боковой линии площадки и определяют разрешённое правилами пространство игры мячом. Параллельно сетке на расстоянии трёх метров с каждой стороны от неё проводятся линии, называемые линиями атаки.
ТЕХНИКА ИГРЫ
Вволейболе применяются такие подачи: нижняя прямая ибоковая, верхняяпрямая и боковая, верхняя прямая в прыжке. Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоитлицом ксетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед,масса телапереносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутойв локтевомсуставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назаддля замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки.Удар выполняетсявстречным движением правой руки снизу-вперед примерно науровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После ударавыполняется сопровождающеедвижение руки в направлении подачи, ноги и туловищевыпрямляются. Подачи Идентично нижней прямой подаче выполняется нижняя боковая, с той лишь разницей, что игрок располагается боком к сетке и удар выполняет сбоку. Подача с высокой траекторией полета мяча отличается тем, что замах выполняется в плоскости, перпендикулярной опоре, ударная рука отводится вниз-назад, а удар по мячу наносится резким и быстрым движением снизу, по дальней от сетки половине мяча ребром ладони так, чтобы после удара он получилпередне-заднее вращение. Подача эта выполняется на открытых площадках или в спортивных залах с высоким потолком.
Верхняя прямая подача . В исходном положении игрок находится лицомили вполоборотак сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрокравномерно распределяетмассу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставеи подготовленак замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Удар по мячу выполняется быстро ирезко напряженнойкистью. В этом случае мяч будет планировать
В последнее времявсе чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностямиее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасываниемяча на1,5—2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределыплощадки Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силуудара.
Вигре применяются передачи мяча сверху двумя руками,находясь вопорном положений, в прыжке и с падениями. Передачасверху двумя руками. В исходном положений туловищеигрока расположеновертикально, ноги на ширине плеч или одна нога нескольковпереди. Степеньсгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча. Рукивыносятся передлицом, кисти рук оптимально напряжены. С приближением мяча игрокначинает встречноедвижение выпрямлением ног, туловища и рук. Передачи. В том случае, когда мяч летит высоко и направлен за игрока,выполняется передача сверху двумя руками или одной в прыжке. Во время прыжка руки выносятсянад головой несколько выше, чем при передаче в опоре. Отталкиваясь от опоры,игрок поворачиваетруки вверх и выполняет передачу в высшей точке прыжка.
Вигре в волейбол используются прямой,боковой нападающиеудары и удары с поворотом кисти и туловища. Нападающие удары. Ритм разбега существеннозависит от скорости и траектории передачи мяча длявыполнения нападающегоудара. Длина разбега составляет 2‑3 шага и скачок. Вскачке стопавынесенной вперед ноги ставится на пятку (стопорящий шаг), втораянога приставляетсяк первой, выпрямленные руки отводятся назад. Подготовка к выполнениюпрямого нападающегоудара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. При выполнении бокового нападающего удара движения почти аналогичныпрямому нападающемуудару. Различие в том, что при замахе и ударепроисходит движение, как в верхней боковой подаче
Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками. При этом кисти рук соединены вместе и вынесены вперед. При приближении мяча игрок разгибаетноги, туловищеподнимает несколько вверх и вперед. Удар по мячу выполняют предплечьями, затем руки смещают вперед‑вверх за счет выпрямления туловища и разгибанияног. Прием мяча снизу двумя руками
Определивнаправление и высоту передачи мячадля нападающегоудара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи смячом приставнымишагами, скачком или медленным бегом. При этом ногиего незначительносогнуты в коленных, а руки - в локтевых суставах, кистинаходятся науровне головы. Блокирование. Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклонпо отношениюк сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мячаи оптимальнонапряжены. При приближении мяча рукиперемещаются вперед‑вверхв сторону соперника. Одновременно кисти сгибаютсяв лучезапястныхсуставах и пальцамивыполняется движение вперед‑вниз. Послеблокирования игрок приземляется на согнутыеноги.
ТАКТИКА ИГРЫ
Самаяпростая схема атаки называется 4-2. Эта система – основа для других схем атаки. Роли в схеме 4-2: Двасвяующих: каждый из связующих пасует трижды во время своей расстановки в передней линии. Связующие находятся по диагонали друг к другу. Связующие должны быть быстры, психологически устойчивы, хорошо обращаться с мячом и иметь лидерские навыки. Четыре нападающих: занимают позиции в первой линии для атаки с правой стороны, из центра или левой стороны. В идеале нападающие должны быть высокими и высоко прыгать. Нападающие должны иметь хорошие атакующие навыки, владеть несколькими типами ударов и иметь сильные руки. Умение хорошо двигаться и скорость также важны для нападающих. Возможные расстановки в схеме 4-2. рисунок показывает как связующий должен выходить на мяч после приема подачи в каждой из расстановок. S1, S2 – связующие, A, B, C, D – нападающие, подчеркивание обозначает игроков передней линии. Х – точка перевода мяча после приема подачи, в которую должен стремиться связующий. Схема атаки 4-2
Всистеме 6-2 используются 6 нападающих и 2 связующих. Связующие также располагаются по диагонали (друг напротив друга). Связующий в передней линии становится нападающим. Такая схема дает команде три нападающих в передней линии, поскольку связующий всегда выходит с задней линии для паса. Схема атаки 6-2 Возможная начальная расстановка по схеме 6-2. По этой схеме, связующий передней линии становится пятым нападающим. Рисунок показывает, как связующий должен выходить на мяч после приема подачи в каждой из расстановок. S1, S2 – связующие, A, B, C, D – нападающие, подчеркивание обозначает игроков передней линии. Х – точка перевода мяча после приема подачи, в которую должен стремиться связующий.
Схема атаки 5-1 Эта схема – комбинация схем 4-2 и 6-2. Пять нападающих и один связующий создают схема нападения 5-1. Когда связующий на задней линии, на передней линии есть три нападающих. (6-2). Когда связующий в передней линии – два нападающих (4-2). Возможная начальная расстановка по схеме 5-1. Рисунок показывает, как связующий должен выходить на мяч после приема подачи в каждой из расстановок. S1, S2 – связующие, A, B, C, D – нападающие, подчеркивание обозначает игроков передней линии. Х – точка перевода мяча после приема подачи, в которую должен стремиться связующий.
Передачи(индивидуально, в парах) из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, в прыжке), во время и после перемещений и остановок. Передачи двух мячей, которые направляют партнеры передачей, ударом одной рукой (прием снизу одного мяча, передача другого; передача стоя и с последующим падением и т. п.). В тройке (в линию) — передача двух мячей, стоя спиной к направлению передачи. Один игрок стоит с мячом в зоне 4 у сетки, другой — в зоне 3 (связующий). Первый передачей посылает мяч в зону 6, куда выходит второй, и передачей на удар возвращает мяч в зону 4; первый игрок посылает мяч в зону 3, куда выходит второй (из зоны 6), и выполняет передачу на удар в зону 4, и т.д.; меняются высота передачи и расстояние. То же, но связующий в зоне 2, передача в зону 2, затем 4. То же, что в упражнении 3, только после передачи в зону 3 из зоны 4 игрок бежит в зону 2, а из зоны 3 игрок выполняет передачу в зону 2, стоя спиной, и тут же поворачивается кругом. То же выполняют в новом расположении, но уже передача следует назад — в зону 4. И т.д. То же, но исходное расположение в зонах 4 и 6. Передача из зоны 4 в зону 3, из зоны 3 в зону 4; затем из зоны 4 игрок выполняет передачу в зону 6, из зоны 6 — в зону 4, из зоны 4 — в зону 3, из зоны 3 — в зону 2, стоя спиной. Рекомендуемые упражнения.
Три игрока располагаются в зонах 4, 3 и 2, один в зоне 1 (6, 5) — связующий. Тренер из зоны 6 с противоположной площадки посылает мяч через сетку одному из нападающих,связующийвыходит к сетке и выполняет передачу (в определенную зону и заданной высоты). Соответствующий игрок передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренер отправляет мяч снова через сетку (передачей, ударом после передачи над собой); связующий, после выхода и передачи вернувшийся в свою зону, снова выходит и передает мяч игроку, не участвовавшему в этом, и т.д. Меняют высоту передач. Игроки последовательно проходят через все зоны. Первоначальное расположение такое же, как в упражнении 5. После трех передач связующий не возвращается в зону 1, а идет в зону 6, выполняет три передачи после выхода из этой зоны, уходит в зону 5, затем в зону 6 и т.д. То же, но зону выхода связующий меняет после каждой передачи на удар. Выполнение упражнений в связке связующий — нападающий, т.е. все передачи к сетке завершают нападающим ударом. Связующий оценивает техническое качество передачи по результативности нападающего удара. В этих упражнениях связующие и нападающие «притираются» друг к другу.
Связующие должны в совершенстве владеть блокированием. Этому также необходимо уделять внимание в процессе специализированной технической подготовки. Нападающие. Техническая подготовка нападающих игроков первого темпа предполагает прежде всего совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. Нападающие игроки второго темпа совершенствуют кроме нападающих ударов и блокирования навыки приема подачи и защитных действий. Специализированная подготовка нападающих складывается из индивидуальных упражнений, упражнений в парах (нападающий— нападающий, нападающий—связующий), групповых (2 — 4 нападающих и связующий, только нападающие).
Упражнениядля специализированной подготовки нападающих подбирают из упражнений в атакующих ударах, блокировании и вторых передачах, куда включают и атакующие удары. Кроме перечисленных ранее приведем еще некоторые упражнения. Индивидуально (у тренировочной стенки, у сетки). Выполнение ударов с собственного подбрасывания различными способами, отвлекающих действий, сочетание отвлекающих действий и нападающих ударов. В парах. Нападающие удары против одиночного блока. Блокирующий закрывает блоком определенные направления, а нападающий, зная это, выполняет удары в свободном направлении. С передач связующего атакующие удары различными способами, в различных направлениях и с различных передач (лицом, боком, спиной к нападающему — в опорном положении и в прыжке).
Групповые упражнения, в которых участвуют несколько нападающих и связующих. Таким образом связующий изучает технические особенности своих партнеров, нападающих (в различных зонах и т.п.), а они приспосабливаются к манере связующего выполнять передачу. Три нападающих находятся в зонах 4, 3 и 2, в зоне 1 — связующий. Тренер с противоположной стороны площадки бросает мяч кому-либо из нападающих, а тот направляет его выходящему к сетке. Выходящий выполняет передачу на удар тому, от кого получен мяч. После удара игроки быстро занимают свои места, мяч направляют другому нападающему и т.д. Упражнение делают непрерывно, пока все не выполнят заданное количество ударов. Нападение в зонах 4, 2, 3 при наличии группового блока: блокирующие находятся на подставке, создавая различные ситуации («разрыв» в блоке, руки одного блокирующего намного ниже, чем у другого, блок сдвинут далеко от линии или на самой линии и т.д.).
Совершенствованиетактического мастерства при выполнении индивидуальных и коллективных действий наряду с техническим мастерством и в единстве с ним является важнейшим условием результативности соревновательной деятельности волейболистов. Поскольку волейбол — командный вид спорта, важное значение имеет умение максимально использовать индивидуальные особенности волейболистов, что выражается в определении каждому члену команды его игровой функции (амплуа), облегчающей организацию атакующих и оборонительных действий в соревновательном противоборстве с командой соперника. В современном волейболе различают нападающих первого ивтороготемпа, связующих игроков и «либеро» (защитника) — по характеру проявления индивидуальных качественныхспособностей(длина тела, быстрота, прыгучесть, оперативное мышление) И роли в организации атакующих и защитных действий игроков. Совершенствование тактического мастерства волейболистов
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."
Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2
В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...
Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".
Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...