Комплексная программа по туризму
рабочая программа по физкультуре (9 класс) по теме

Кряклина Ирина Валерьевна

Приобретение теоретических сведений, совершенствование технико - тактического туристического мастерства,приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                Утверждаю

Председателем городского                                                                                            Директор

Экспертного совета                                                                                     МОУ «Средняя обще

                  Юрасова Т.А                                                                  образовательная школа №3»

«____» _________ 2006г.                                                       ______________ Сафронова Н.И.

Комплексная программа

по туризму.

(дополнительное образование

для детей 12-17 лет).


Пояснительная записка.

Туристское многоборье способствует разностороннему развитию личности ребенка.

Программой предусматривается приобретение теоретических сведений, совершенствование технико-тактического туристского мастерства, приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы: повышение технического и тактического мастерства учащихся.

Задачи:

  1. Отработка и совершенствование технических и тактических приемов при преодолении реальных препятствий.
  2. Моделирование экстремальных ситуаций.
  3. Пропаганда физической культуры, спорта и туризма среди учащихся.
  4. Познание окружающего мира в доступных географических районах области.

Комплексность программы основывается на цикличности спортивно-туристической, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали.

Для реализации программы учитываются следующие принципы организации туристско-спортивного объединения туристского многоборья:

  • обеспечение общественно-полезного, нравственно-ценного и личностно-значимого для занимающихся содержания спортивно-туристской, туристско-краеведческой и экспедиционной деятельности.
  • последовательное переключение с воспроизводящих видов и форм на активные творческие, поисковые виды и формы деятельности.
  • дифференциация  и индивидуализация учебно-тренировочного, соревновательного и экспедициооно-походного процесса.
  • гедонистическая направленность – источник положительных эмоций, мотивов деятельности, доставляющая удовлетворение и радость.
  • бескорыстие и отсутствие утилитарности в процессе деятельности.
  • принцип соревновательности, стимулирующей активность, творчество, саморазвитие, самосовершенствование и самовоспитание учащихся.

Формы:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Коллективные

Методы:

  • Познавательные
  • Практические
  • Коммуникативные

Программой предусматривается участие в школьных и городских соревнованиях по ориентированию на местности и туристском слете.

Программа рассчитана на организацию учебного процесса с учащимися в возрасте 12-17 лет и предусматривает 1 год обучения (34 часа).


Учебно-тематический план.

№/№

Наименование тем и разделов.

Количество часов

всего

теория

проект

1. Основа туристской подготовки.

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма.

0,5

0,5

 -------

1.2

Личное и групповое туристическое снаряжение.

0,5

0,5

 -------

1.3

Организация туристского быта.

Привалы и ночлеги.

3

1

2

1.4

Подготовка к походу, питание в походе.

2

1

1

1.5

Техника безопасности в туристских походах и на занятиях.

2

1

1

1.6

Туристские должности в группе.

1

1

 -------

1.7

Туристские слеты и соревнования.

6

1

5

15

6

9

2. Топография и ориентирование.

2.1

Понятия о топографической и спортивной карте.

2

1

1

2.2

Условные знаки.

2

1

1

2.3

Компас. Работа с компасом.

3

1

2

2.4

Измерение расстояний. Способы ориентирования.

3

1

2

10

4

6

3. Краеведение.

3.1

Родной край, его природные особенности, история.

2

2

 -------

3.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов.

3

1

2

5

3

2

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

1

1

 -------

4.2

Походная медицинская аптечка.

1

0,5

0,5

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

2

1

1

4

2,5

1,5

Всего по программе

34

15,5

18,5


Содержание программы.

Тема 1. Основы туристской подготовки.

Тема 2. Туристские путешествия, история развития туризма.

Тема 3. Воспитательная роль туризма.

Тема 4. Личное и групповое туристское снаряжение.

Тема 5. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Тема 6. Подготовка к походу, путешествию.

Тема 7. Питание в туристическом походе.

Тема 8. Туристские должности в группе.

Тема 9. Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.

Тема 10. Техника безопасности в туристских походах и на занятиях.

Тема 11. Подведение итогов похода.

Тема 12. Туристские слеты и соревнования.

Тема 13. Топография и ориентирование.

Тема 14. Понятие о топографической и спортивной карте.

Тема 15. Условные знаки.

Тема 16. Ориентирование по сторонам горизонта, азимут.

Тема 17. Компас. Работа с компасом.

Тема 18. Измерение расстояний.

Тема 19. Способы ориентирования.

Тема 20. Действия в случае потери ориентировки. 

Тема 21. Краеведение.

Тема 22. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

Тема 23. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.

Тема 24. Изучение района путешествия.

Тема 25. Общественно-полезная работа в путешествии. Охрана природы и памятников культуры в походе.

Тема 26. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Тема 27. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Тема 28. Походная медицинская аптечка.

Тема 29. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Тема 30. Приемы транспортировки пострадавшего.

Тема 31. Общая и специальная физическая подготовка.

Тема 32. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

Тема 33. Зачетные соревнования по туристическому многоборью.

Тема 34. Зачетный поход.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

  1. Правила техники безопасности на занятиях и в походе.
  2. Правила личной гигиены в походах.
  3. Топографические знаки и узлы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять различные обязанности в походе.
  2. Развести костер.
  3. Оказать первую медицинскую помощь.
  4. Устанавливать палатку.
  5. Составлять меню и рассчитать продукты.
  6. Работать по компасу.

Учащиеся должны владеть:

  1. Техникой преодоления естественных препятствий.
  2. Навыками страховки и самостраховки.
  3. Навыками организации быта в полевых условиях.


Учебно-методическое обеспечение.

1. Кабинет оснащенный необходимым оборудованием для теоретических занятий с группой (мебель, доска и т. д.).

2. Туристическое снаряжение.

2.1 бивуачное снаряжение (палатка, спальники, пила, топоры, котлы и т.д.).

2.2 специальное снаряжение для лыжного туризма (лыжи, палки, зимний шатер, печка).

2.3 специальное снаряжение для горного туризма (веревки, страховочные системы, карабины).

3. Секундомеры, компасы

4. Видеокамера, фотоаппарат

5. Канцелярские товары

6. Методическая литература, наглядные и раздаточные материалы, картографические материалы.


Список использованной литературы при составлении курса:

  1. Закон Свердловской области «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» 1999г.
  2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. Москва, 2004г.
  3. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. Москва, 1997г.
  4. Куликов В., Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. Москва, 1997г.
  5. Словарь юного туриста. Москва, 2003г.
  6. Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей: Спортивный туризм: Советский спорт, 2003-128с.
  7. Спортивный туризм: туристское многоборье. Москва 2003г.
  8. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. Москва, 2004г.


Сведения об авторе.

ФИО составителя: Кряклина Ирина Валерьевна.

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                       школа №3».

Должность: учитель физической культуры.

Образование: Киевский Государственный Университет

                          Физической культуры и спорта, 1995год

                          тренер, преподаватель по л/спорту.

Педагогический стаж:  15 лет.

Квалификационная категория:  высшая, 14 разряд.

Домашний адрес:  Свердловская область

                                  Город Качканар

                                  9 микрорайон

                                  17 дом

                                  52 квартира

Телефоны:  рабочий – 2-19-52


Аннотация на комплексную программу по туризму.

(для детей 12-17 лет).

Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Программа направлена на повышение технического и тактического мастерства учащихся. Особенностью данной программы является комплексный подход в обучении. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учителей, ведущих дополнительное образование.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»

Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена  на главный ориентир современной школы -  воспитание полноценной личности: акт...

Программа по туризму 1-4 классы "Юные туристы"

Программа рассчитана на 33 часа в первый год обучения и 34 часа во второй, третий и четвертый год обучения. Делится на разделы и темы.Программа охватывает основные вопросы теории и методики туристичес...

Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения

"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...

Программа кружка "Туризм"

Программа предназначена для работы с детьми 13 - 14 лет, знакомство с родными краями...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...