Предпрофильное и профильное образование по предмету "Физическая культура"
статья по физкультуре (11 класс) по теме
статья о профильном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_-_statya_na_konferentsiyu.docx | 138.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпрофильное и профильное образование по предмету
«Физическая культура»
Егорова Е.Ю.учитель МОУ СОШ №8
г.Комсомольск-на-Амуре
Вопросы физического воспитания детей и подростков в нашей школе всегда вызывали повышенный интерес и озабоченность среди педагогического коллектива и родителей. Понимая, что только средствами секционной работы невозможно решить проблему сохранения и развития здоровья школьников, администрация, педагоги, общешкольный родительский комитет приняли решение об открытии спортивного класса на базе учащихся 7 классов. При этом ситуация в образовании складывается таким образом, что, как правило, создаются спортивные классы с одним направлением деятельности , мы же видели путь развития в том, чтобы собрать в одном классе спортсменов разной направленности и работать над сохранением и развитием их физических возможностей. Таким образом, с 2002 года в МОУ СОШ №8 проводится целенаправленное углубленное изучение физической культуры, которое в итоге стало основой для организации профильного обучения на третьей ступени. Расширение образовательного пространства произведено за счет организации элективных курсов по баскетболу, плаванию, введен спецкурс «Армия государства российского и защита Отечества».
В 2005 году на базе МОУ СОШ №8 был создан профильный оборонно - спортивный класс, который был сформирован из учащихся разных школ города. Контингент профильного спортивного класса составили учащиеся класса с углубленным изучением физкультуры, а также дети, занимающиеся спортом на профессиональном и любительском уровне.
Спортивные разряды | 10 «С» | 11 «С» |
2 взрослый | 7 человек | 7 человек |
1 взрослый | 2 чел. | 5 чел. |
КМС | 5чел. | 5 чел. |
Мастер спорта | 0 | 1 чел.
|
Специфика данного класса состояла в том, что учащиеся, входящие в его состав, занимались разными видами спорта и в соответствии с этим имели развитые умения, навыки, характерные для определенного вида спорта: футбол, гребля, легкая атлетика, плавание, вольная борьба, стрельба, волейбол. В связи с этим учителю физической культуры необходимо было скорректировать программу, выбрать оптимальные формы и методы обучения, которые должны были способствовать не только реализации имеющихся ЗУН, но и их совершенствованию. Однако цель создания данного класса предполагала наряду с совершенствованием физических навыков, еще и развитие индивидуальных свойств личности учащихся, расширение их опыта в совместной деятельности, овладение навыками самоконтроля и самооценки. Все это повлекло за собой активное включение учащихся в воспитательный процесс школы (конкурсы, конференции, спартакиады, трудовые десанты). Необходимо отметить, что дети показывали достаточный уровень художественных, музыкальных способностей (призовые места в школьных конкурсах «Мисс Осень», «Мистер школы-2006», окружном конкурсе ко Дню святого Валентина, «Универсальный солдат» и т.д.). И, конечно же, обеспечение призовых мест во всех спортивных мероприятиях школы, округа и города.
Для более успешной организации учебно-воспитательного процесса в спортивном классе регулярно проводились мониторинги уровня обученности учащихся и психологические диагностики.
В классе отмечался высокий уровень тревожности по сравнению с другими классами в школе. Качество знаний в данном классе составляло всего 8%. К концу года оно составило 16,6% при 100% успеваемости, тогда как по профильным предметам качество знаний оно стабильно от 70% до 100%. За время обучения в данном классе учащимся удалось повысить уровень мотивации и познавательной активности до среднего, снизить уровень тревожности. Также необходимо отметить, что на протяжении всех лет обучения отсутствуют правонарушения, преступления, не отмечены случаи употребления алкоголя и наркотиков. В этом классе не было отсева среди учащихся: подростки не выбывали из школы, не оставались на повторный курс обучения.
Открытие спортивного класса позволило систематизировать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников. С учащимися класса проводились занятия на базе воинской части 45010, приглашались специалисты МЧС, проводились регулярные экскурсии в пожарную часть. В результате такой подготовки учащиеся занимали призовые места в военизированных играх. Так же в школе была создана система работы с родителями по организации процесса обучения в классе, организации режима дня для детей с учетом тренировочных процессов, индивидуальных консультаций по ликвидации отставания в связи с выездами на соревнования.
Имея опыт создания оборонно-спортивных классов, с целью целенаправленного формирования у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни, укрепления их здоровья в МОУ СОШ № 8 в 2009 году был открыт 7С класс спортивной специализации.
Возрастной период 12-14 лет является наиболее благоприятным для развития двигательной функции и активности. В силу того, что данный возраст является переходным (периодом полового созревания), он характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы, что приводит к резкой смене во взаимодействии подкорковых структур и коры больших полушарий. В данном возрасте повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка, что приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего являются отклонения в состоянии здоровья и социально-психологическая дезадаптация. Этим и был обусловлен выбор семиклассников для организации данной работы. Занятия в данном классе помогут учащимся избежать заявленных выше социальных проблем в состоянии здоровья, осознать необходимость мобилизации физического развития, двигательной активности и физических качеств для использования своих потенциальных функциональных возможностей. Помимо общеобразовательных предметов в учебный план данного класса за счет часов школьного компонента, дополнительного образования включены предметы, позволяющие в полной мере развить физические, психологические особенности учащихся.
Данный класс создан как экспериментальный и работа в нем рассчитана на 5лет (7-9-предпрофильное образование и 10-11 – профильный уровень). В данный момент учащиеся обучаются в 11С классе. Уже сейчас большинство ребят определились с дальнейшим местом обучения в вузах края:
3 человека - высшие учебные заведения Министерства ВС РФ;
5 человек- ФГОУ ВПО «АмГГПУ»;
5 человек- высшие учебные заведения Министерства ВД РФ;
Особую роль в организации работы в данном классе играет совместная педагогическая деятельность школы и вуза (ФГОУ ВПО «АмГПГУ») с целью обеспечения преемственности и непрерывности педагогического образования, ориентации учащихся на педагогическую профессию и качественной подготовки выпускников уже профильных классов ( в перспективе) в вуз.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7С класса,
составленный совместно с кафедрой теории и методики физической культуры и спорта АмГПГУ
Класс, год обучения | Наименование учебного курса | Кол-во часов |
7 класс 2009-2010 | Валеология | 34 |
Возрастные особенности функционального состояния организма ребенка | 12 | |
Я и мое здоровье | 12 | |
Стрит-бол | 12 | |
Пляжный волейбол | 12 | |
Спортивное плавание | 29 | |
8 класс 2010-2011 | Валеология | 34 |
Познай себя | 16 | |
Самооборона в современном мире | 24 | |
Спортивное плавание | 29 | |
Стрит-бол | 17 | |
Пляжный волейбол | 17 | |
Плавание | 34 | |
9 класс 2011-2012 | Развитие физических качеств посредством акробатики | 34 |
Анатомические и психологические особенности подросткового возраста | 17 | |
Спортивное плавание | 29 | |
Стрит-бол | 17 | |
Пляжный волейбол | 17 | |
Плавание | 34 | |
10С 2012-2013 | Валеология | 17 |
Плавание | 17 | |
Спортивные игры | 17 | |
11С 2013-2014 | Валеология | 17 |
Спортивные игры | 17 |
Совместная деятельность школы и АмГПГУ развивается в следующих направлениях. Школа проводит профессиональную ориентацию учащихся на педагогическую профессию, обеспечивает качественное обучение базовым и профильным общеобразовательным предметам , на элективных курсах , повышение уровня подготовки обучающихся и адаптацию их к вузовской системе обучения, разрабатывает совместно с вузом учебные планы , программы и учебно-методические пособия для предпрофильного профильного класса; внедряет в учебно-воспитательный процесс новые технологии обучения; создает методическую базу для прохождения студентами вуза педагогической практики; обеспечивает приобщение учителей школы к научной деятельности и повышение их квалификации; привлекает на договорных условиях профессорско - преподавательский состав вуза для работы в предпрофильном и профильном классах.
ФГОУ ВПО АмГПГУ в свою очередь организует на базе школы педагогическую практику студентов; оказывает содействие школе в обеспечении предпрофильного и профильного обучения квалифицированными педагогическими кадрами; оказывает методическую помощь учителям в организации учебно-воспитательного и учебно- тренировочного процесса.
С данным классом работают преподавателями кафедры теории и методики физической культуры и спорта университета и студенты специальности «Физическая культура» со специализацией «Физическая реабилитация», преподаватели СДЮШОР-2, 4,тренера - преподаватели СК «Смена».
Таким образом, работа по развитию данных классов доказала возможности рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья подростка, но и как эффективную возможность сохранить его нормальную психическую ориентацию и помочь безболезненно адаптироваться в жизни. Такой подход значительно меняет взгляд и на проблему преемственности общего и профессионального образования, открывает новые аспекты и направления ее решения. В частности, во многом сближаются цели общего и профессионального образования в области физической культуры.
Список литературы:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Физическое воспитание школьников оборонно-спортивного класса . Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума “Здоровье нации – основа процветания России» ».// М.,2009-С.133-134 Фонарев Д.В.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.
4. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
5. Теоретико-методическое обоснование физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного класса. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Ставрополь,2008.-375с. С.47-52
Приложение
Результаты диагностики учащихся и родителей 7 «С» класса
В сентябре 2010 года в момент открытия спортивного класса был проведён опрос родителей учащихся, поступивших в спортивный класс. Среди предложенных вопросов были и такие, которые отражали отношение родителей к образовательному учреждению:
- Почему Вы выбрали спортивный класс МОУ СОШ №8?
- Имеете ли Вы информацию о материально - технической базе учебного учреждения?
- Как вы относитесь к предложенной программе обучения в данном классе? (бассейн, дополнительные уроки физической культуры и секции)
- «Чем обусловлено желание поступить именно в класс данной направленности ?» ( «пригодится в жизни» - 28%, «образование связано с дальнейшим поступлением « - 58% , « есть спортивные разряды и достижения « - 14%);
В декабре 2010 года этим же родителям предложена была анкета по удовлетворённости результатами обучения:
- «Устроило ли Вас, как родителей , отношение педагогов к детям?»
- «да» - 100%;
- «Устраивает ли Вас психологический климат в учебном коллективе Вашего ребёнка?» - «да» (87%) , «скорее да, чем нет» - (13%);
- «Дала ли школа Вашему ребёнку хорошую подготовку в спортивном классе?»
- «да» (78%), « скорее да , чем нет» ( 22%) , «нет» ( 0%);
- «Как Вы думаете , стоит ли в будущем открывать подобные классы?»
- «да» ( 100%).
Опрос учеников данного класса «Удовлетворённость обучением».
Опрос проводился по параметрам ( 3 –мах балла)
№ п\п | Основные параметры | 7 «С» класс На начало года | 7 «С» класс На конец года |
1 | Удовлетворённость педагогами | 2,3 | 2,8 |
2 | Удовлетворённость коллективом | 2,8 | 2,9 |
3 | Удовлетворённость обучением | 2,4 | 2,8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста....
Профильное образование
Профильное обучение. Анализ и перспективы. Педагогический совет. Рассматриваются основные понятия:профилизация, предпрофильная подготовка, основные задачи профильного обучения...
Профильное педагогическое образование и национальная культура татар
Национальная культура татар - культура, педагогическая по своей сути: она придавала и придает огромное значение семье, образованности и культуре. Это видно по афоризмам, которые можно часто услышать в...
Роль интеграции в реализации программы предпрофильного и профильного образования (из опыта работы)
В последнее время в СМИ часто обсуждается вопрос профильного образования. Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире. Развивающему...
Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.
Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах. Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...
Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...