Предпрофильное и профильное образование по предмету "Физическая культура"
статья по физкультуре (11 класс) по теме

Егорова Елена Юрьевна

статья о профильном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_-_statya_na_konferentsiyu.docx138.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Предпрофильное и профильное образование по предмету

 «Физическая культура»

                                                              Егорова Е.Ю.учитель МОУ СОШ №8

                                          г.Комсомольск-на-Амуре

   

Вопросы физического  воспитания  детей и подростков в нашей школе всегда вызывали повышенный интерес и озабоченность среди педагогического коллектива и родителей.  Понимая, что только средствами секционной работы невозможно решить проблему сохранения и развития здоровья школьников, администрация, педагоги, общешкольный родительский комитет приняли решение об открытии  спортивного класса на базе учащихся 7 классов. При этом ситуация в образовании  складывается таким образом, что, как правило, создаются спортивные классы с одним направлением деятельности , мы же видели путь развития в том, чтобы собрать в одном классе спортсменов разной направленности и работать над  сохранением и развитием их физических возможностей. Таким образом, с 2002 года в МОУ СОШ №8 проводится целенаправленное углубленное изучение физической культуры, которое в итоге стало основой для  организации профильного обучения на  третьей ступени. Расширение образовательного пространства произведено за счет организации элективных курсов по баскетболу, плаванию, введен спецкурс «Армия государства российского и защита Отечества».

В 2005 году   на базе МОУ СОШ №8 был создан   профильный   оборонно - спортивный   класс, который был сформирован из учащихся  разных школ города.  Контингент профильного спортивного класса составили учащиеся класса с углубленным изучением физкультуры, а также дети, занимающиеся спортом на профессиональном и любительском уровне.  

Спортивные разряды

10 «С»

11 «С»

2 взрослый

7 человек

7 человек

1 взрослый

2 чел.

5 чел.

КМС

5чел.

5 чел.

Мастер спорта

0

1 чел.

 

Специфика данного класса состояла  в том, что учащиеся, входящие в его состав, занимались разными видами спорта и в соответствии с этим имели развитые умения, навыки, характерные для определенного вида спорта: футбол, гребля, легкая атлетика, плавание, вольная борьба, стрельба, волейбол.  В связи с этим учителю физической культуры  необходимо было  скорректировать программу, выбрать оптимальные формы и методы обучения, которые должны были способствовать не только реализации имеющихся ЗУН, но и их  совершенствованию.  Однако цель создания данного класса предполагала  наряду с  совершенствованием физических навыков, еще и развитие индивидуальных свойств личности учащихся, расширение их опыта в совместной деятельности, овладение навыками самоконтроля и самооценки. Все это повлекло за собой активное включение учащихся в воспитательный процесс школы (конкурсы, конференции, спартакиады, трудовые десанты). Необходимо отметить, что дети показывали достаточный уровень художественных, музыкальных способностей (призовые места в школьных конкурсах «Мисс Осень», «Мистер школы-2006», окружном конкурсе ко Дню святого Валентина, «Универсальный солдат»  и т.д.).  И, конечно же, обеспечение призовых мест во всех спортивных мероприятиях школы, округа и города.        

Для более успешной организации учебно-воспитательного процесса в спортивном классе регулярно проводились мониторинги уровня обученности учащихся и психологические диагностики.

В классе отмечался высокий уровень тревожности по сравнению с другими классами в школе. Качество знаний в данном классе составляло  всего 8%. К концу года оно составило 16,6% при 100% успеваемости, тогда как по профильным предметам качество знаний оно стабильно от 70% до 100%.  За время обучения в данном классе учащимся удалось повысить уровень мотивации и познавательной активности до среднего, снизить уровень тревожности. Также необходимо отметить, что  на протяжении всех  лет обучения отсутствуют правонарушения, преступления, не отмечены случаи употребления алкоголя и наркотиков. В этом классе не было  отсева среди учащихся: подростки не выбывали из школы, не оставались на повторный курс обучения.  

Открытие спортивного класса позволило систематизировать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников. С учащимися класса проводились занятия на базе воинской части 45010, приглашались специалисты МЧС, проводились регулярные экскурсии в пожарную часть. В результате такой подготовки учащиеся занимали призовые места в военизированных играх. Так же  в школе была  создана система  работы с родителями по организации процесса обучения в классе, организации режима дня для детей с учетом тренировочных процессов, индивидуальных консультаций   по ликвидации отставания в связи с выездами  на   соревнования.

        Имея опыт  создания оборонно-спортивных классов, с целью целенаправленного формирования у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни, укрепления их здоровья в МОУ СОШ № 8 в 2009 году  был открыт 7С класс спортивной специализации.

     Возрастной период 12-14 лет является наиболее благоприятным для развития двигательной функции и активности. В силу того, что данный возраст является переходным (периодом полового созревания), он характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы, что приводит к резкой смене во взаимодействии подкорковых структур и коры больших полушарий. В данном возрасте повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка, что приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего являются отклонения в состоянии здоровья и социально-психологическая дезадаптация. Этим и был обусловлен выбор семиклассников для организации данной работы. Занятия в данном классе помогут учащимся избежать заявленных выше социальных проблем в состоянии здоровья, осознать необходимость мобилизации физического развития, двигательной активности и физических качеств  для использования своих потенциальных функциональных возможностей. Помимо общеобразовательных предметов в учебный план данного класса за счет часов школьного компонента, дополнительного образования включены предметы, позволяющие в полной мере развить физические, психологические особенности учащихся. 

       Данный класс создан  как экспериментальный и работа в нем рассчитана   на 5лет  (7-9-предпрофильное образование и 10-11 – профильный уровень). В данный момент учащиеся обучаются в 11С классе. Уже  сейчас большинство ребят определились с  дальнейшим местом обучения в вузах края:

3 человека - высшие учебные заведения Министерства ВС РФ;

5 человек-  ФГОУ ВПО «АмГГПУ»;

5 человек- высшие учебные заведения Министерства ВД РФ;

    Особую роль в организации работы в данном классе играет совместная  педагогическая  деятельность школы и вуза (ФГОУ  ВПО «АмГПГУ»)  с целью обеспечения преемственности и непрерывности педагогического образования, ориентации учащихся на педагогическую профессию и качественной подготовки выпускников уже профильных классов ( в перспективе)  в вуз.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7С класса,

составленный совместно с кафедрой теории и методики физической культуры и спорта АмГПГУ

Класс, год обучения

Наименование учебного курса

Кол-во часов

7 класс

2009-2010

Валеология

34

Возрастные особенности функционального состояния организма ребенка

12

Я и мое здоровье

12

Стрит-бол

12

Пляжный волейбол

12

Спортивное плавание

29

8 класс

2010-2011

Валеология

34

Познай себя

16

Самооборона в современном мире

24

Спортивное плавание

29

Стрит-бол

17

Пляжный волейбол

17

Плавание

34

9 класс

2011-2012

Развитие физических качеств посредством акробатики

34

Анатомические и психологические особенности подросткового возраста

17

Спортивное плавание

29

Стрит-бол

17

Пляжный волейбол

17

Плавание

34

10С

2012-2013

Валеология

17

Плавание

17

Спортивные игры

17

11С

2013-2014

Валеология

17

Спортивные игры

17

      Совместная деятельность школы и АмГПГУ развивается в следующих направлениях. Школа проводит профессиональную ориентацию учащихся  на педагогическую профессию, обеспечивает качественное обучение базовым и профильным общеобразовательным предметам , на элективных курсах , повышение уровня подготовки обучающихся и адаптацию их к вузовской системе обучения, разрабатывает совместно с вузом учебные планы , программы и учебно-методические пособия для предпрофильного  профильного класса; внедряет в учебно-воспитательный процесс новые технологии обучения; создает методическую базу для прохождения студентами вуза педагогической практики; обеспечивает приобщение учителей школы к научной деятельности и повышение их квалификации; привлекает на договорных условиях профессорско - преподавательский состав вуза для работы в предпрофильном  и профильном  классах.

  ФГОУ  ВПО  АмГПГУ в свою очередь организует на базе школы педагогическую  практику студентов; оказывает содействие школе  в обеспечении  предпрофильного  и профильного обучения квалифицированными педагогическими кадрами; оказывает методическую помощь учителям в организации учебно-воспитательного и учебно- тренировочного процесса.

        С данным классом  работают преподавателями кафедры теории и методики  физической культуры и спорта университета и студенты специальности «Физическая культура» со специализацией «Физическая реабилитация», преподаватели СДЮШОР-2, 4,тренера - преподаватели СК «Смена».

    Таким образом, работа по развитию данных  классов  доказала возможности рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья подростка, но и как эффективную возможность сохранить его нормальную психическую ориентацию и помочь безболезненно адаптироваться в жизни. Такой подход значительно меняет взгляд и на проблему преемственности общего и профессионального образования, открывает новые аспекты и направления ее решения. В частности, во многом сближаются цели общего и профессионального образования в области физической культуры.

                                              Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Физическое воспитание школьников оборонно-спортивного класса . Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума  “Здоровье нации – основа процветания России» ».// М.,2009-С.133-134 Фонарев Д.В.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.

4. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 2006.

5. Теоретико-методическое обоснование физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного класса. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Ставрополь,2008.-375с. С.47-52

 

             

                                                                                                                 Приложение

    Результаты диагностики учащихся и родителей 7 «С» класса

      В сентябре 2010 года   в момент открытия  спортивного  класса был проведён опрос  родителей учащихся,  поступивших в спортивный  класс. Среди предложенных вопросов были и такие, которые отражали отношение родителей к образовательному учреждению:

  • Почему Вы выбрали  спортивный класс МОУ СОШ №8?

  • Имеете ли Вы информацию о материально - технической базе учебного учреждения?

  •  Как вы относитесь к предложенной  программе обучения в данном классе? (бассейн, дополнительные уроки физической культуры и секции)

  •  «Чем  обусловлено желание поступить именно в класс данной направленности  ?» ( «пригодится в жизни» - 28%, «образование  связано с дальнейшим поступлением « - 58% , « есть спортивные разряды и достижения « - 14%);

В декабре 2010 года  этим же родителям предложена была анкета по удовлетворённости результатами обучения:

  • «Устроило ли Вас, как  родителей , отношение педагогов к детям?»

- «да» - 100%;

  • «Устраивает ли Вас  психологический климат в учебном коллективе Вашего ребёнка?» - «да» (87%) , «скорее да, чем нет» - (13%);
  • «Дала ли школа Вашему ребёнку хорошую подготовку  в спортивном классе?»

- «да» (78%), « скорее да , чем нет» ( 22%) , «нет» ( 0%);

  • «Как Вы думаете , стоит ли в будущем открывать подобные классы?»

- «да» ( 100%).

Опрос учеников данного класса «Удовлетворённость обучением».

          Опрос проводился по параметрам  ( 3 –мах балла)

 №

п\п

Основные параметры

7 «С» класс

На начало года

7 «С» класс

На конец года

1

Удовлетворённость

педагогами

2,3

2,8

2

Удовлетворённость

коллективом

2,8

2,9

3

Удовлетворённость

обучением

2,4

2,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста

Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста....

Профильное образование

Профильное  обучение. Анализ и перспективы. Педагогический совет. Рассматриваются основные понятия:профилизация, предпрофильная подготовка, основные задачи профильного обучения...

Профильное педагогическое образование и национальная культура татар

Национальная культура татар - культура, педагогическая по своей сути: она придавала и придает огромное значение семье, образованности и культуре. Это видно по афоризмам, которые можно часто услышать в...

Роль интеграции в реализации программы предпрофильного и профильного образования (из опыта работы)

В последнее время в СМИ часто обсуждается вопрос профильного образования. Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире. Развивающему...

Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.

Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах.  Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...