Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста
материал (география, 10 класс) по теме
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satya2.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста.
Вводимая в школах система профильного обучения представила перед педагогами задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества в студенческую жизнь. Профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования. Обязанностью учителей является создание в рамках допрофессиональной подготовки условий для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся, прогнозирования успешной реализации послешкольных жизненных планов выпускников.
Профильное обучение в нашей школе существует не первый год. Но только в этом учебном году, после тестирования школьным психологом, бесед с родителями и учащимися, в нашей школе сформирован десятый класс с углубленным изучением биологии и географии. И мне как классному руководителю и учителю географии удобнее рассказать о подготовке будущих специалистов на примере своего класса.
В каждом возрасте у учащихся существует своя ведущая деятельность и если она не сформирована, то возникают проблемы не только в общении, но и в обучении и дальнейшем профессиональном самоопределении.
У учащихся к 16-18 годам формируются так называемые референтные группы. Это смешанные группы молодых людей, члены которых что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В связи с этим в нашем классе особенно эффективным оказался метод проектного обучения.
Проект – это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого соотносятся с деятельностным подходом. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Учащиеся самостоятельно постигают географические проблемы, имеющие жизненный смысл, овладевают комплексом географических умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания и интегрировать их. Организация учебных исследований – неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода в образовании.
Со своими проектами учащиеся моего класса выступают на различных конференциях и семинарах. Очень часто мы объединяемся с учителем биологии и выполняем совместные проекты. В этом году с одной из таких наших работ, мы выступали в Московском Государственном Областном Гуманитарном Институте. Тема проекта: «География и биоразнообразие птиц Павлово-Посадского района». Работа по этому проекту продолжается и по сегодняшний день.
При изучении темы «Мировые природные ресурсы» некоторых учащихся заинтересовал вопрос об альтернативных источниках энергии, так родился еще один проект. Тема проектов оказалась настолько интересной, что ребята решили к концу года выполнить и защитить персональные проекты как итоговую работу. Тему каждой работы учащиеся решили выбрать самостоятельно из курса изученного по географии в десятом классе.
Метод проектного обучения тесно связан с компьютерными технологиями. Этим технологиям принадлежит важная роль в модернизации всего образования и географического в частности. Это требование времени. Благодаря этим технологиям учебный материал может быть представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, географических карт, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой. Кроме изучения базового учебного материала есть возможность для углублённого изучения географии по нескольким направлениям: использование справочных материалов, выполнение практических работ углублённого или межпредметного характера с использованием ресурсов сети Интернет.
В этой статье я рассмотрела далеко не все технологии обучения. Но я стараюсь, чтобы все применяемые мною технологии способствовали индивидуализации обучения. В настоящее время происходит модернизация образования в России. И одним из ее направлений является именно профилизация старшей ступени общеобразовательной школы.
Положительные стороны профильного образования очевидны.
Во-первых, профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассника в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает выбрать и освоить основы знаний по профессии.
Во-вторых, профильное обучение стимулирует активность учащихся в плане ориентации на рынке труда с учетом спроса на специалистов того или иного профиля, корректирует направленность их интересов и ориентирует молодых людей на максимальное познание своих возможностей.
В-третьих, профильное обучение, является экономически выгодным вложением государственных средств в образование и профессиональную квалификацию граждан. И какие бы технологии мы не применяли, наши уроки должны формировать готовность школьников к профессиональному самоопределению, адаптации в социуме, готовности жить и работать в современной России.
Литература:
1.Кривых С. В., Шорникова Г. Н. «Организация профильного обучения», Новокузнецк, ИПК 2003.
2. «Организация профильного обучения на старшей ступени образования: социально-географические, биолого-географические профили». Тамбов ТОИПКРО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...
Статья"Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения"
Выступление на методическом совете колледжа....
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...
Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения
Материал статьи отражает опыт использования модульного обучения при профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения...
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...
Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Цель данной работы – определить основные направления развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1. изучить механизм формиров...