О введении в общеобразовательном учреждении физкультурных пауз на уроках и физической зарядке
методическая разработка по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Физминутки в школе.
О введении в общеобразовательном учреждении физкультурных пауз на уроках и физической зарядке
В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание.
Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися на всех этапах урока. Уже много делают педагоги при
подготовке наглядного материала по темам уроков, используя современные инструменты, а на этапе физминуток чаще используют устные комментарии.
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника.
В средней школе физминутки проводятся на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинируются паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Физминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний. Педагоги средней школы должны представлять процесс восстановления сил ученика на уроке по следующей схеме:
Цель: восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.
Важно отметить, что совместно с учителями ФК правильно организовывается работа класса:
1. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз.
2. Наглядный материал располагается по всему классу, а не только на доске.
3. Используются на уроках физминутки, т.е. упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.
Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются физминутки. При этом мастерство учителей в этом направлении сотрудничает с психологической службой, которая вносит свои требования:
• составлять интересные физминутки, соответствующие возрасту учеников;
• привлекать внимание к изображёнию;
• учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;
• грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;
• разнообразить физминутки, избегая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.
Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:
1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3. появление чувства усталости.
Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.
Признаки переутомления:
Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
расстройства невротического характера;
стойкие изменения регуляции вегетативных функций;
снижение иммунитета.
Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Существуем несколько видов физминуток, которые учителя ФК рекомендуют начальной и основной школе:
-упражнения для снятия общего или локального утомления;
-упражнения для кистей рук;
-гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;
-упражнения для профилактики плоскостопия;
-упражнения, корректирующие осанку;
-дыхательная гимнастика.
Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление. Для профилактики - на уроках чередуются различные виды деятельности и обязательно включаются в урок физминутки.
Учителями ФК выработан небольшой комплекс упражнений, которые необходимо применять в качестве физминуток в зависимости от вида усталости.
Физминутки для различных групп мышц.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
” Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
” Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
” Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.
” Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Практика физминуток регулярна в стенах средней школы. Особенно успешно применять ее учителям начальных классов. Так же данные комплексы применяются в качестве физической зарядки на уроках ФК совместно с комплексами упражнений на различных этапах урока.
Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна
Мастер-класс учителя физической культуры
тема: «Техника владения мячом в баскетболе»
Выполнил: Учитель физической культуры
1 квалификационной категории
Аир-Санаа С.М.
2013-2014 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».
«Формирование целостного отношения к физической культуре в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: - формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...
Анализ работы по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 25»
Анализ работы школы по ФГОС...
Физкультурные паузы на уроке
Комплекс упражнений, позволяющих снять накопившуюся усталость во время выполнения точных работ....
Комплексы упражнений физкультурных минуток и физкультурных пауз
Этот материал могут использовать все желающие. Рекомендуется для младшего, среднего и старшего школьного возраста....
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...
Физкультурные минутки и физкультурные паузы во время уроков
В данной статье описана роль таких пауз, как физкультурные паузы и физкультурные пятиминутки. Рассказывается об их роли в укреплении детского организма в рамках использования здоровьесберегающих техно...
Физкультурная пауза на уроке
видео физ.паузы...